г. Пермь |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А60-24650/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Якушева В.Н.,
судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Первоуральского муниципального казенного учреждения "Ритуал"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 августа 2023 года по делу N А60-24650/2023
по заявлению Первоуральского муниципального казенного учреждения "Ритуал" (ИНН 6684000102, ОГРН 1126684000134)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928),
третье лицо - индивидуальный предприниматель Доронин Сергей Викторович,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Первоуральское муниципальное казенное учреждение "Ритуал" (далее - заявитель, учреждение, ПМКУ "Ритуал") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Свердловское УФАС России, Управление) о признании незаконным решения от 13.02.2023 N 066/06/49-417/2023, вынесенное по итогам внеплановой проверки на основании информации, поступившей от ИП Доронина С.В. на действия заказчика в лице ПМКУ "Ритуал" при проведении аукциона в электронной форме на "Услуги по перевозке тела (останков умершего)" в части нарушения подпункта "а" пункта 9 части 3 статьи 49, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель жалобы настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, отмечает, что судом не учтен и не рассмотрен факт того, что в данной закупке количество объема подлежащих оказанию услуг невозможно определить, и услуги оказываются Исполнителем по заявке Заказчика. Статья 51 Закона о контрактной системе не содержит положений об особенностях закупок, в которых количество объема подлежащих оказанию услуг не определено. Так как в данной закупке количество объема подлежащих оказанию услуг невозможно определить, и услуги оказываются Исполнителем по заявке Заказчика, максимальное значение цены контракта является существенным условием контракта, заявитель считает недопустимым исключение из пункта 2 "Цена контракта" максимального значения цены контракта равного 99 200,31 руб., так как участники, принимая участие в аукционе, планировали объем оказания услуг в рамках указанной суммы, также как и Исполнитель по заключенному контракту ограничен в приеме заявок максимальным значением цены контракта. В противном случае, Исполнитель в рамках заключенного контракта обязан выполнить неограниченное число заявок. Учитывая изложенное, в связи с отсутствием в Законе о контрактной системе специальной нормы, регулирующей особенности заключения контракта с неопределенным объемом товаров, работ, услуг в случае определения по результатам торгов платы за заключение контракта, заявитель считает, что муниципальный контракт N 496 на оказание услуг по перевозке тела (останков умершего) заключен в соответствии с действующим законодательством, в том числе в соответствии с требованиями статьи 49, статьи 51 и статьи 34 Закона о контрактной системе.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила информация от ИП Доронина Сергея Викторовича (вх. 1873/23 от 31.01.2023) о нарушениях законодательства о контрактной системе заказчиком в лице ПМКУ "Ритуал" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги по перевозке тела (останков умершего) (извещение N 0162300018022000496).
Из информации, направленной ИП Дорониным С.В., следовало, что заказчиком при проведении электронного аукциона были допущены нарушения Закона о контрактной системе, выразившиеся в указании в заключенном с победителем электронного аукциона контракте необоснованно заниженной цены единицы товара, работы, услуги, несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона и законодательства о контрактной системе.
Так, установлено, что 07.12.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" (http://www.rts-tender.ru) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на услуги по перевозке тела (останков умершего) (извещение N 0162300018022000496). Согласно разделу "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" извещения о проведении электронного аукциона, заказчиком определена начальная (максимальная) цена контракта, равная 99200,31 руб., и начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, равная 1066,67 руб.
13.02.2023 по результатам рассмотрения жалобы Управлением вынесено решение по жалобе N 066/06/49-417/2023, в действиях заказчика выявлены нарушения подпункта "а" пункта 9 части 3 статьи 49, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с решением Свердловского УФАС России, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Оценив повторно в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 АПК РФ с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Из материалов дела следует, 07.12.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" (http://www.rts-tender.ru) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на услуги по перевозке тела (останков умершего) (извещение N 0162300018022000496).
Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги составила 1 066,67 руб.
В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м"- "п" пункта 1, подпунктами "а"-"в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе, начальную (максимальную) цену контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта (пункт 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
При этом положения Закона о контрактной системе, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Как установлено судами, предметом муниципального контракта в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона являются "Услуги по перевозке тела (останков умершего)".
Согласно разделу "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" извещения о проведении электронного аукциона, заказчиком определена начальная (максимальная) цена контракта, равная 99200,31 руб., и начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, равная 1066,67 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
При этом подача ценовых предложений осуществляется путем снижения текущего минимального ценового предложения на величину, составляющую от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (пункт 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе), в том числе не допускается подача участником закупки ценового предложения, равного нулю (подпункт "а" пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе).
15.12.2022 состоялась процедура подачи ценовых предложений о сумме цен единиц товара, работы, услуги участниками закупки, подавшими заявки на участие в ней. По итогам завершения процедуры подачи ценовых предложений оператором электронной площадки был сформирован Протокол подачи ценовых предложений от 15.12.2022 N ЦПА1 и размещен в единой информационной системе 15.12.2022.
Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 15.12.2022 N ЦПА1, участниками закупки с идентификационными номерами N N 113253481, 113231276, 113245532 были предложены одинаковые ценовые предложения, равные - 330, 00 руб.
В случае если при проведении процедуры подачи ценовых предложений подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) до половины процента начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) или ниже, такая процедура проводится на право заключения контракта в порядке, предусмотренном настоящей частью, с учетом следующих особенностей, а именно: по результатам такой процедуры определяется размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта. При этом такой размер указывается в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве цены контракта (подпункт "а" пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать, в том числе, размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
Согласно данным единой информационной системы, 19.12.2022 заказчиком был размещен проект контракта, содержащий следующую информацию о цене контракта: "Предложение о цене за право заключения Контракта составляет 99 200,31 руб., в том числе цена за единицу услуги 330,00 руб. Так как при проведении процедуры подачи ценовых предложений подано ценовое предложение, сниженное ниже половины процента начальной цены единицы услуги, то по результатам процедуры определился размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта" (пункт 2.1 проекта контракта). При этом контракт с победителем электронного аукциона заключен на том же условии.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, в проекте контракта заказчиком был указан размер платы за право заключения контракта, не являющийся ценой за единицу услуги (излишне включена начальная (максимальная) цена контракта).
Таким образом, и вопреки доводам апелляционной жалобы, в действиях заказчика Свердловским УФАС России правомерно выявлено нарушение подпункта "а" пункта 9 части 3 статьи 49, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа недействительными не имеется, требования заявителя правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 августа 2023 года по делу N А60-24650/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Н.Якушев |
Судьи |
Е.М.Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24650/2023
Истец: ПЕРВОУРАЛЬСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РИТУАЛ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Доронин Сергей Викторович, ИП Доронин Сергей Викторович