город Москва |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А40-14142/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стешана Б.В.,
судей Захаровой Т.В., Ким Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Елмановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "СК "СОГЛАСИЕ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2023
по делу N А40-14142/23
по иску ООО "ФЛАГМАН" (ОГРН: 1205000107960, ИНН: 5003142348)
к ООО "СК "СОГЛАСИЕ" (ОГРН: 1027700032700, ИНН: 7706196090)
о взыскании страхового возмещения в размере 1 241 405,63 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Желтухин Д.О. по доверенности от 01.03.2023,
от ответчика: Андреев А.С. по доверенности от 23.01.2023
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФЛАГМАН" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "СК "СОГЛАСИЕ" о взыскании страхового возмещения в размере 1 241 405,63 руб.
Решением от 20.07.2023 Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а выводы суда - не соответствуют обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что между ООО "Флагман" и ООО "ТД Агро-Белогорье" заключен договор перевозки грузов автомобильным транспортом N 2AT-11/2021 от 14.01.2021, согласно которому Перевозчик обязуется своими силами доставить вверенный ему Заказчиком (грузоотправителем) груз с пункта погрузки до пункта выгрузки (пункта назначения), согласно заявке Заказчика, и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а Заказчик обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
08.07.2022 груз стоимостью 1 231 533,63 руб. принят истцом к перевозке, что подтверждается товарно-транспортным накладным ТТН N КрД22450 от 08.07.2022, ТТН N КрД22451 от 08.07.2022, ТТН N КрД22449 от 08.07.2022 и универсальными передаточными актами УПД N 22421/1 от 08.07.2022, УПД N 22419/1 от 08.07.2022, УПД N 22420/1 от 08.07.2022, которые подписаны водителем (сотрудником) ООО "Флагман" Иконниковым Сергеем Геннадьевичем.
ООО "Флагман" обязалось доставить мясную продукцию следующим грузополучателям: ООО "ТК Дары Океанов" (160 ящиков мясной продукции общей массой 2 427, 173 кг. с объявленной стоимостью 595 611,29 руб.), ООО "Гранд-Мит" (120 ящиков мясной продукции общей массой 1 539,736 кг. с объявленной стоимостью 369 536,64 руб.), ООО "Мегаполис-продукт" (81 ящик мясной продукции общей массой 1 001,450 кг. объявленной стоимостью 266 385,70 руб.).
Между ООО "СК "Согласие" (Страховщик) и ООО "Флагман" (Страхователь) заключен договор страхования гражданской ответственности перевозчика N 2001041-0533084/21 ГОПЭ от 15.07.2021, согласно которому Страховщик взял на себя обязательства по страхованию гражданской ответственности Страхователя за обусловленную плату при наступлении страхового случая возместить в пределах определённой настоящим договором страховой суммы вред имущественным интересам третьих лиц, нанесённый Страхователем при осуществлении им деятельности в сфере перевозок. Страховой взнос Страхователем оплачен в полном объёме.
Согласно п. 2.2 Договора страхования страховыми случаями по настоящему договору являются перечисленные ниже совершившиеся события, повлекшие за собой причинение вреда третьим лицам, являющиеся основанием в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ или нормами международного права (при международных перевозках) для предъявления требований третьими лицами (Выгодоприобретателями) к Страхователю о возмещении причиненного ими вреда либо основанием для страховой выплаты Страхователю в связи с осуществлением застрахованной деятельности, а именно:
2.2.1. Наступление ответственности Страхователя за причинение вреда грузу вследствие его утраты (гибели), недостачи, повреждения (порчи) в ходе осуществления застрахованной деятельности, в том числе наступление ответственности Страхователя за утрату (гибель), повреждение (порчу) по его вине принятого к перевозке скоропортящегося груза вследствие нарушения температурного режима при его перевозке и хранении в связи с перерывом в работе рефрижератора (техническая неисправность, поломка) (рефрижераторный риск);
2.3. Для признания факта наступления страхового случая должны быть выполнены следующие условия:
- вред третьим лицам был причинен в период действия настоящего Договора и на территории страхования (маршрутах перевозок), определенной Договором, с использованием для целей перевозок автотранспортных средств, указанных в настоящем Договоре.
- причинение вреда имущественным интересам третьих лиц находится в прямой причинной связи с деятельностью Страхователя в качестве перевозчика;
- вред третьим лицам причинен вследствие виновных действий (бездействия) Страхователя, его работников, за исключением любых умышленных действий (бездействия);
- вред третьим лицам причинен в результате событий, перечисленных в настоящем Договоре;
- требования о возмещении вреда (иск, претензия) заявлены третьим лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и/или международного права (при международных перевозках);
- ответственность Страхователя перед третьими лицами определена действующим гражданским законодательством Российской Федерации (либо иным законодательством, действующим на территории страхования);
- обязанность Страховщика по выплате страхового возмещения может возникнуть как на основании вступившего в законную силу решения суда, так и предъявленного Страхователю требования о возмещении причинённого вреда, признанного в добровольном порядке с согласия Страховщика и заявленного в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 3.2.2 Договора страхования лимит ответственности по одному страховому случаю для всех категорий грузов устанавливается в размере 1 500 000 руб., в том числе по отдельным страховым случаям:
- наступление ответственности Страхователя за причинение вреда грузу вследствие его утраты (гибели), недостачи, повреждения (порчи) в ходе осуществления застрахованной деятельности (п. 2.2.1 Договора) - 1 500 000 руб., в том числе -наступление ответственности Страхователя за утрату (гибель), повреждение (порчу) по его вине принятого к перевозке скоропортящегося груза вследствие нарушения температурного режима при его перевозке и хранении в связи с перерывом в работе рефрижератора (техническая неисправность, поломка) - 1 500 000 руб.
Согласно п. 3.7.1 Договора страхования ответственность Страховщика начинается с момента, когда груз принят для перевозки со склада или места хранения, продолжается в течение перевозки и заканчивается в момент получения и приемки груза грузополучателем, но не более срока действия настоящего Договора. Дата начала и окончания перевозки фиксируется в товарно-транспортных документах.
Истцом 09.07.2022 было заявлено о наступлении страхового события в ООО "СК "Согласие", ГИБДД, трудовую инспекцию, ФСС и прокуратуру по Московской области.
11.07.2022 на электронную почту истца поступило сообщение от страховщика, что страховому событию - повреждение груза (мясопродукция) в результате ДТП, нарушение целостности упаковки и температурного режима перевозки охлажденного мяса-свинины, которое произошло 09.07.2022 присвоен номер N 143303/22.
Согласно постановлению от 08.08.2022 об отказе в возбуждении уголовного дела 09.07.2022 около 12 час. 06 мин. водитель Иконников С.Г. управляя автомобилем марки Газон 3010GA, регистрационный номер О639ТЕ31, следуя по автомагистрали М2 "Крым" со стороны г. Тула в направлении г. Москва, в районе 103 км. + 300 м. автомагистрали М2 "Крым", совершил столкновение с автомобилем марки "DAF FT XF 105" регистрационный номер В352МТ67 с полуприцепом "Шмиц" SKO 24" регистрационный знак ЕА818426, под управлением водителя Таланина СВ., припаркованный на правой обочине по ходу движения автомобиля Газон 3010GA. В результате ДТП, водитель автомобиля марки Газон 3010GA, регистрационный номер О639ТЕ31 Иконников С.Г. скончался на месте.
Согласно приложению к протоколу осмотра ДТП в результате ДТП у транспортного средства повреждены: кабина, моторный отсек (полная деформация кабины), термобудка, передняя подвеска.
Транспортное средство не подлежит восстановлению, продукция потеряла товарный вид, упаковка испорчена, охлажденное мясо свинины в количестве 4968,35 кг, которое должно перевозиться при температуре 0+4 градуса Цельсия находилось более 6 часов в поврежденном кузове при температуре окружающей среды 29-30 градусов.
Мясо было перегружено в другое транспортное средство и доставлено обратно в Белгородскую область, Яковлевский р-н, х. Крапивенские Дворы, на склад грузоотправителя ООО "ТД "Агро-Белогорье", где истцу позволили оставить на неделю испорченную мясную продукцию для разрешения вопроса со страховой компанией.
Истцом 11.07.2022 получено письмо N 08/01-893/1 от ООО "ТД Агро-Белогорье" о непринятии обратно товара по причинам того, что в соответствии с пунктом 4.3.11. договора перевозки грузов автомобильным транспортом N 2АТ11/2021 от 14.01.2021, заключенного между ООО "Флагман" (Перевозчик) и ООО "ТД Агро-Белогорье" (Заказчик), Перевозчик обязуется обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза, а также нести полную материальную ответственность за несохранность груза по количеству (весу), комплектности, качеству, состоянию и свойству принятого к перевозке груза, в том числе за несоблюдение температурного режима при транспортировке груза.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 17 TP ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" перевозка (транспортирование) пищевой продукции осуществляется транспортными средствами в соответствии с условиями перевозки (транспортирования), установленными изготовителями такой продукции. Грузовые отделения транспортных средств должны обеспечивать возможность поддержания условий перевозки (транспортирования) и (или) хранения пищевой продукции.
В заявке N 000005410 от 07.07.2022 на перевозку грузов автомобильным транспортном к договору установлены условия перевозки данной продукции, в том числе температурный режим с обязательным наличием градусника и регистратора температур, температурный режим: 0 градусов.
Поскольку автомобиль Перевозчика попал в дорожно-транспортное происшествие, автомобиль и находящаяся в нем мясная продукция были повреждены, условия перевозки были нарушены.
Перевозчиком не обеспечена сохранность груза в соответствии с отгруженным количеством, а также не обеспечена сохранность его качества и целостность для последующей реализации в пищу людям, что является нарушением основ безопасности пищевой продукции, установленных TP ТС 021/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
Согласно п. 4.3.11. Договора перевозки N 2AT-11/2021 Перевозчик обязуется обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза. Нести полную материальную ответственность за несохранность по количеству (весу), комплектности, качеству, состоянию и свойству принятого груза, в том числе за несоблюдение температурного режима при транспортировке груза Подписание Перевозчиком транспортных документов является моментом принятия груза Перевозчиком по количеству (весу), комплектности, качеству, ассортименту, состоянию и свойству. С момента принятия груза Перевозчик несёт материальную ответственность за количество (вес), комплектность, качество, ассортимент, состояние и свойства груза.
Согласно п. 6.2.1. Договора перевозки N 2АТ-11/2021 Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до момента выдачи грузополучателю.
В соответствии с п. 6.2.9. Договора перевозки N 2AT-11/2021 Перевозчик по требованию Заказчика возмещает последнему причинённый при перевозке груза ущерб, вызванный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в следующих размерах:
- стоимости утраченного либо недостающего груза, в случае утраты или недостачи груза;
- суммы, на которую понизилась стоимость груза, в случае повреждения (порчи) груза, нарушения качества;
- стоимости груза, в случае невозможности восстановления поврежденного (испорченного) груза или отказа грузополучателя от приёмки поврежденного (испорченного) груза.
11.07.2022 в связи с повреждением мясной продукции и нарушением условий перевозки в адрес ООО "Флагман" от ООО "ТД Агро-Белогорье" поступила претензия о возмещении стоимости перевозимого груза согласно УПД N 22420/1 от 08.07.2022, ТТН N КрД22450 от 08.07.2022, УПД N 22421/1 от 08.07.2022, ТТН N КрД22451 от 08.07.2022, УПД N 22419/1 от 08.07.2022, ТТН N КрД22449 от 08.07.2022 в размере 1 231 533,63 руб.
В период с 14.07.2022 по 08.08.2022 убытки Обществу с ограниченной ответственностью "ТД Агро-Белогорье" возмещены в полном объёме согласно соглашению от 14.07.2022 о зачёте взаимных требований в сумме 307 320 руб., платёжным поручениям N 332 от 20.07.2022 в сумме 350 000 руб., N 336 от 21.07.2022 в сумме 150 000 руб., N 339 от 26.07.2022, N 334 от 02.08.2022 в сумме 174 213,63 руб., N 336 от 08.08.2022 в сумме 100 000 руб., в соответствии с актом сверки взаимных расчётов за период с 01.07.2022 по 08.08.2022 задолженность отсутствует.
11.07.2022 в переписке по электронной почте со Страховщиком был поставлен вопрос на счёт хранения мясной продукции, который остался без ответа.
12.07.2022 в переписке по электронной почте со Страховщиком был вторично поставлен вопрос на счёт хранения мясной продукции и сообщено Страховщику, что хранение мясной продукции на складе заказчика разрешено ещё в течение 5 дней, далее необходимо снимать в аренду холодильник с ориентировочной арендной ставкой в размере 50 000 руб., который также остался без ответа.
12.07.2022 был предоставлен доступ по согласованию с ООО "СК "Согласие" представителю (эксперту) ООО "АварКомПрофи" для проведения осмотра и фиксации состояния мясопродукции по страховому случаю N 143303/22, о чем составлен акт осмотра от 12.07.2022 и проведена фотофиксация повреждений.
Актом осмотра от 12.07.2022 установлено следующее:
Осматриваемое имущество представляет из себя мясопродукцию сложенную на деревянных поддонах и обмотанных стрейч-пленкой.
Под стрейч-пленкой размещены листы формата "А4". Со слов лица, предъявившего имущество к осмотру, на листах указан вес имущества на поддоне.
Упаковка товаров:
плечолепаточный отруб без рульки бес костный, свиной (лопатка свиная).
спинно-поясничный отруб на кости, свиной (корейка свиная).
тазобедренный отруб бескостный, с голяшкой, свиной (окорок свиной).
спинно-поясничный отруб бескостный свиной (карбонат свиной).
Осматриваемое имущество размещено на складе, на полу в коридоре между камерой хранения замороженной продукции N 3 и N 4 в три ряда, на 12 деревянных поддонах.
Для идентификации груза, фиксации объёма проведён последовательный осмотр, фотографирования и взвешивания каждого поддона.
Результаты осмотра:
Поддон N 1
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки с наименованием продукции. Все с поддоном 233,5 кг.
Поддон N 2
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки. На двух упаковках сохранились этикетки с наименованием продукции: "тазобедренный отруб бескостный, с голяшкой, свиной (окорок свиной), охлажденный. Вес с поддоном 528,5 кг.
Поддон N 3
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки. На одной из упаковок читаемая этикетка: "спинопоясничный отруб на кости, свиной (корейка свиная), охлажденный. Вес с поддоном 220,5 кг.
Поддон N 4
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки. В доступных местах увидели мясную продукцию, частично в картонных ящиках, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки. На одной из этикеток на упаковке указано наименование продукции: "спинопоясничный отруб на кости, свиной (корейка свиная), охлаждённый. Вес с поддоном 296,5 кг.
Поддон N 5
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки, на нескольких упаковках сохранились этикетки с названием продукции: "плечелопаточный отруб без рульки, бескостный, свиной (лопатка свиная), охлажденный. Вес с поддоном 203 кг.
Поддон N 6
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки в наименовании продукции. Вес с поддоном 382,5 кг.
Поддон N 7
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки с наименованием продукции. Вес с поддоном 505,5 кг.
Поддон N 8
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки с наименованием продукции. Вес с поддоном 201,5 кг.
Поддон N 9
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки с наименованием продукции, сохранилась часть картонной упаковки. Вес с поддоном 428,5 кг.
Поддон N 10
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки с наименованием продукции, сохранилась одна из этикеток на упаковке: "плечелопаточный отруб без рульки, бескостный свиной (лопатка свиная), охлажденный. Вес с поддоном 496,5 кг.
Поддон N 11
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки с наименованием продукции. Сохранились этикетки на нескольких упаковках: "плечелопаточный отруб без передней голяшки (рульки) бескостный, свиной (лопатка свиная), охлажденная. Вес с поддоном 672 кг.
Поддон N 12
В доступных местах увидели мясную продукцию, определить точное количество не представляется возможным из-за повреждения упаковки с наименованием продукции. Сохранилась часть картонной упаковки. Вес с поддоном 728,5 кг.
Актом от 12072022становлено, что упаковка мясной продукции повреждена.
Из-за произошедшего ДТП термобудка транспортного средства марки Газон 3010GA, регистрационный номер О639ТЕ31 повреждена - условия перевозки и температурный режим нарушены, мясная продукция повреждена, не обеспечена сохранность груза, его качества и целостность для последующей реализации в пишу людям.
В связи с непригодностью мясной продукции истцом принято решение об утилизации мясной продукции.
01.08.2022 для утилизации непригодного к употреблению мяса был заключен договор N Г-БО-22/85 от 01.08.2022 с ООО "Зеленая Точка".
08.08.2022 истцом составлен акт осмотра продукции перед утилизацией.
12.08.2022 мясная продукция передана для утилизации и оплачены расходы по утилизации мяса в количестве 4968 кг. на сумму 19 872 руб., что подтверждается актом приёма передачи мясной продукции от 12.08.2022, актом N 54 от 12.08.2022 об утилизации некачественной продукции и платёжным поручением N 312 от 11.08.2022.
15.08.2022 в адрес Страховщика направлялось заявление о выплате страхового возмещения.
Согласно п. 3.2.2. Договора страхования лимит ответственности по одному страховому случаю для всех категорий грузов устанавливается в размере 1 500 000 руб.
Согласно п. 3.4. Договора страхования по каждому страховому случаю устанавливается безусловная франшиза в размере 10 рублей на каждую перевозку по каждому транспортному средству.
Расчёт страхового возмещения:
Сумма страхового возмещения 1 231 533,63 руб.
Сумма затрат по утилизации биологических отходов 19 872 руб.
Сумма обязательной безусловной франшизы 10 000 руб.
Сумма страхового возмещения составляет 1 241 405, 63 руб. исходя из следующего расчёта 1 231 533, 63 +19 872 - 10 000.
Ответчик 08.12.2022 отказал в признании события страховым, и, соответственно, в выплате страхового возмещения.
Поскольку инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 15, 309, 310, 393, 927, 929, 942 963 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и условиями заключенного между сторонами договора, исходил из того, что требования истца являются законными и обоснованными, расчеты произведены верно, отклонив довод ответчика о недоказанности факта наступления страхового события и возникновения на стороне страховой компании обязанности выплатить страховое возмещение.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы.
Так, возражая против удовлетворения заявленных требований, истец сослался на следующие обстоятельства.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2 договора страхования объектом страхования по настоящему Договору являются не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и/или нормам международного права (при международных перевозках) имущественные интересы Страхователя:
- связанные с риском наступления ответственности Страхователя по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда грузу третьих лиц в ходе осуществления застрахованной деятельности - перевозки грузов, принятых от грузоотправителя к перевозке автомобильным транспортом согласно товарно-транспортным документам и иным документам.
Страховыми случаями по настоящему Договору являются перечисленные ниже совершившиеся события, повлекшие за собой причинение вреда третьим лицам, являющиеся основанием в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ или нормами международного права (при международных перевозках) для предъявления требований третьими лицами (Выгодоприобретателями) к Страхователю о возмещении причиненного ими вреда либо основанием для страховой выплаты Страхователю в связи с осуществлением застрахованной деятельности, а именно:
Наступление ответственности Страхователя за причинение вреда грузу вследствие его утраты (гибели), недостачи, повреждения (порчи) в ходе осуществления застрахованной деятельности, в том числе наступление ответственности Страхователя за утрату (гибель), повреждение (порчу) по его вине принятого к перевозке скоропортящегося груза вследствие нарушения температурного режима при его перевозке и хранении в связи с перерывом в работе рефрижератора (техническая неисправность, поломка) (далее может применяться термин - рефрижераторный риск).
Пунктом 2.3. договора страхования предусмотрено, что для признания факта наступления страхового случая должны быть выполнены следующие условия:
- вред третьим лицам был причинен в период действия настоящего Договора и на территории страхования (маршрутах перевозок), определенной Договором, с использованием для целей перевозок автотранспортных средств, указанных в настоящем Договоре.
- причинение вреда имущественным интересам третьих лиц находится в прямой причинной связи с деятельностью Страхователя в качестве перевозчика;
- вред третьим лицам причинен вследствие виновных действий (бездействия) Страхователя, его работников, за исключением любых умышленных действий (бездействия);
- вред третьим лицам причинен в результате событий, перечисленных в настоящем Договоре:
- требования о возмещении вреда (иск, претензия) заявлены третьим лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и/или международного права (при международных перевозках);
- ответственность Страхователя перед третьими лицами определена действующим гражданским законодательством Российской Федерации (либо иным законодательством, действующим на территории страхования);
- обязанность Страховщика по выплате страхового возмещения может возникнуть как на основании вступившего в законную силу решения суда, так и предъявленного Страхователю требования о возмещении причинённого вреда, признанного в добровольном порядке с согласия Страховщика и заявленного в соответствии с действующим законодательством.
11.07.2022 ООО "Флагман" обратилось в ООО "СК "Согласие" с предварительным извещением о возможном страховом случае.
Согласно указанному извещению, 09.07.2022, по данным полученным от дежурного инспектора 8 батальона ДПС "Южный", произошло ДТП, автомобиль ГАЗ 0639ТЕ31 на скорости въехал в стоящий на обочине автомобиль, водитель погиб на месте, ТС получило повреждения кабины.
В целях выяснения обстоятельств заявленного события, ООО "СК "Согласие" направило запрос страхователю о необходимости предоставления документов, подтверждающих факт повреждения груза, а также размер причинённого ущерба.
В соответствии с представленными транспортными накладными: N КрД22449 от 08.07.2022; N КрД22450 от 08.07.2022; N КрД22451 от 07.07.2022 к перевозке принят груз - мясопродукция, перевозка по маршруту: г. Белгород - Московская обл. и г. Москва.
С целью определения характера, объема и степени повреждения перевозимого груза, Страховщик номинировал независимую экспертную организацию ООО "АварКомПрофи".
По результатам проведенного 12.07.2022 осмотра, установлено, что представленный к осмотру груз находится в замороженном виде, отсутствует его наименование, повреждена этикетка групповой упаковки. Определить точное количество груза и его наименование ввиду повреждения этикеток, не представилось возможным.
При приемке груза, акт о повреждении с указанием наименования, объёма, количества и степени повреждения груза за подписью грузополучателя и представителя перевозчика не составлялся, в транспортных накладных отсутствуют отметки о ненадлежащем состоянии груза либо о наличии составленных актов.
Как указывает ответчик, поскольку Страхователем не были представлены документы, подтверждающие характер, объем и степень повреждений груза, у Страховщика отсутствовали правовые основания для признания заявленного события страховым случаем, и как следствие, для выплаты страхового возмещения.
В соответствии с п. 11.3.3. Правил страхования, Страховщику должны быть представлены документы, подтверждающие факт наступления гражданской ответственности Страхователя или Застрахованного и документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, его причину, место и время наступления.
К таким документам, но не ограничиваясь приведенным списком, в частности, относятся:
а) требование (-я) Выгодоприобретателя, Страхователя (Застрахованного) о страховой выплате;
б) судебный акт: решение, определение суда, приговор суда;
з) в случае повреждения или гибели груза дополнительно предоставляются следующие документы:
- подтверждающие принятие груза к перевозке и/или экспедированию: транспортная накладная, железнодорожная накладная, авиационная накладная, коносамент (в зависимости от вида транспорта), багажная квитанция, манифест на груз; экспедиторская накладная, экспедиторская расписка, накладные ФИАТА, FCR, иные документы, предусмотренные договором транспортной экспедиции или обычными условиями торговой деятельности; договор перевозки/экспедирования, заявка на перевозку/экспедирование, путевой лист, сведения об оплате фрахта; договор с водителем, осуществлявшим перевозку груза, доверенность, путевой лист, водительское удостоверение, паспорт водителя; документы на груз (инвойсы, счета-фактуры, упаковочные листы, товарные накладные, договор купли-продажи или поставки); грузовая таможенная декларация; акты о принятии трюмов к перевозке груза; переписка с контрагентами при погрузке и выгрузке груза; объяснительные записки водителя, очевидцев, свидетелей, по факту происшествия, планы схемы, эскизы места происшествия, фотоснимки и видеосъемка; показания устройства контроля и записи температурного режима (при рефрижераторной перевозке), показания регистрационного листа тахографа (при международной перевозке); документы, оформленные компетентными органами, подтверждающие факт происшествия и виновных лиц, в частности (если событие произошло на территории Российской Федерации): схема происшествия, сведения об участниках, постановление по административному делу (при ДТП); акт о пожаре, заключение о причине пожара (справка эксперта), постановление о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении (при пожаре); акт таможенного досмотра, аварийный протокол книжки МДП, постановление по административному делу (утрата, повреждение груза при международной перевозке); подтверждение сообщения в правоохранительные органы о происшествии.
д) для определения размера ущерба, причиненного перевозимому грузу: акты осмотра груза (аварийные сертификаты), акты экспертизы, составленные независимыми специализированными организациями согласно действующему законодательству, практике или обычаям страны места происшествия или освидетельствования груза на предмет определения недостачи или оценки его повреждений; сюрвейерский отчет; расчет убытка, заявляемого перевозчику / экспедитору стороной, требующей возмещения ущерба
В соответствии с п. 11.7.2. Правил страхования, принятие решения о признании факта наступления страхового случая (об отказе в удовлетворении предъявленного требования о страховой выплате) Страховщик может отсрочить в случае:
- если при проверке полученных от Страхователя, Застрахованного, Выгодоприобретателя документов установлено наличие в них недостоверной или неполной информации и/или ненадлежащее их оформление - на 30 рабочих дней считая с момента устранения Страхователем (Застрахованным, Выгодоприобретателем) выявленных недостатков;
- если при проверке полученных от Страхователя, Застрахованного, Выгодоприобретателя документов установлено, что полученные документы не позволяют Страховщику установить дату, время, место и/или причины наступления расходов/убытков, факт наступления страхового случая - на 30 рабочих дней 41 считая с момента получения Страховщиком дополнительно запрошенных документов.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных названным Федеральным законом.
В силу пунктов 81-87 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 (Правила), при утрате или недостаче груза, повреждении (порчи) груза составляется акт.
Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования (пункт 82 Правил).
Отметки о составлении акта в транспортной накладной и заказе-наряде на бумажном носителе осуществляют лица, уполномоченные грузоотправителем, или перевозчиком, или грузополучателем, или фрахтователем, или фрахтовщиком на то надлежащим образом (пункт 83 Правил).
В соответствии с п. 84 Правил, Акт содержит:
а) дату и место составления акта;
б) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, участвующих в составлении акта;
в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза их описание и фактическое состояние;
д) информация о составленных документах о расхождениях при приемке (при наличии);
е) подписи участвующих в составлении акта сторон.
Согласно п. 88 Правил, в транспортной накладной и заказе-наряде на бумажном носителе должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, и размер штрафа.
Таким образом, как указывает ответчик, с учётом отсутствия документов, предусмотренных законодательством, регулирующим осуществление перевозки грузов и ответственность за ненадлежащее осуществление перевозки, истцом не доказан факт возникновения ущерба, а также его размер.
Между тем, вопреки доводам ответчика, суд при принятии решения сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для принятия доводов ответчика ввиду их безосновательности.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела было заявлено о назначении по делу судебной экспертизы по определению степени ущерба, причиненного грузу.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
При этом вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статьям 82, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу.
Принимая во внимание предмет спора и характер спорных правоотношений, учитывая пояснений истца, суд правомерно исходил из отсутствия процессуальной необходимости назначения и проведения экспертизы, в том числе, поскольку заявителем не приведено достаточных аргументов обосновывающих необходимость ее проведения.
При этом, следует также учитывать, что положения статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наделяют суд правом, а не обязанностью по назначению судебной экспертизы. Экспертиза может быть назначена только при наличии оснований, предусмотренных указанной статьей. При отсутствии таких оснований экспертиза не назначается.
Учитывая наличие достаточного количества доказательств, представленных в материалы дела для рассмотрения спора по существу, ходатайство ответчика о назначении по делу экспертизы правомерно оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 927 Гражданского кодекса Российской Федерации страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В силу п. 1 ст. 942 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение, в том числе о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
Ответчик ссылается на пункты 2.1, 2.2, 2.2.1 Договора страхования, согласно которым объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя, страховым случаем по настоящему Договору -является совершившиеся события повлекшие за собой причинение вреда третьим лицам, являющиеся основанием в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ или нормами международного права (при международных перевозках) для предъявления требований третьими лицами (Выгодоприобретателями) к Страхователю о возмещении причиненного ими вреда либо основанием для страховой выплаты Страхователю в связи с осуществлением застрахованной деятельности, а именно: наступление ответственности Страхователя за причинение вреда грузу вследствие его утраты (гибели), недостачи, повреждения (порчи) в ходе осуществления застрахованной деятельности, в том числе наступление ответственности Страхователя за утрату (гибель), повреждение (порчу) по его вине принятого к перевозке скоропортящегося груза вследствие нарушения температурного режима при его перевозке и хранении в связи с перерывом в работе рефрижератора (техническая неисправность, поломка) (далее может применяться термин - рефрижераторный риск).
Вред причинён на территории страхования (автомагистраль М2 "Крым" со стороны г. Тула в направлении г. Москва, в районе 103 км. + 300 м. автомагистрали М2 "Крым"), то есть согласно пункту 3.1.3. Договора страхования перевозка груза застрахована на автомобиле Газон 3010GA, регистрационный номер О639ТЕ 31.
Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 08.08.2022 виновником ДТП является водитель ООО "Флагман" Иконников С.Г., вред имущественным интересам третьих лиц причинён водителем ООО "Флагман", вред причинён без умышленных действий водителя, обратного материалы дела не содержат.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 963 Гражданского кодекса Российской Федерации страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В процессе перевозки произошло ДТП, в связи с чем, произошло повреждение груза и порча товара.
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (пункт 2), а страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование (пункт 1).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (пункт 2 указанной статьи).
В период с 14.07.2022 по 08.08.2022 убытки ООО "ТД Агро-Белогорье" возмещены в полном объёме согласно соглашению от 14.07.2022 о зачёте взаимных требований в сумме 307 320 руб., платёжными поручениями N 332 от 20.07.2022 в сумме 350 000 руб., N 336 от 21.07.2022 в сумме 150 000 руб., N 339 от 26.07.2022, N 334 от 02.08.2022 в сумме 174 213,63 руб., N 336 от 08.08.2022 в сумме 100 000 руб., в соответствии с актом сверки взаимных расчётов за период с 01.07.2022 по 08.08.2022 задолженность отсутствует.
15.08.2022 в адрес Ответчика направлялись документы по оплате претензии, акт сверки, соглашение о взаимозачете от 14.07.2022, п/п N 336 от 08.08.2022, N 332 от 20.07.2022, N 339 от 26.07.2022, N 334 от 02.08.2022, N 336 от 21.07.2022 в количестве 7 листов, т.е. на момент подачи комплекта документов Страховщику - убытки ООО "ТД Агро-Белогорье" возмещены в полном объёме.
Профессиональный перевозчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины и может быть освобожден от нее лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2012 N 14316/11, от 20.10.2010 N 3585/10).
Со стороны Страхователя Страховщику представлено исчерпывающее количество документов, которые доказывают наступление страхового случая, а также Страховщику предоставлены документы, свидетельствующие о возмещении убытков Обществу с ограниченной ответственностью "ТД Агро-Белогорье" в полном объёме.
По результатам проведенного 12.07.2022 осмотра установлено, что представленный к осмотру груз находится в замороженном виде, отсутствует его наименование, повреждена этикетка групповой упаковки. Определить точное количество груза и его наименование ввиду повреждения этикеток, не представилось возможным.
Ответчик не оспаривает и не отрицает факт повреждения груза, в распоряжение эксперта ответчика предоставлен весь повреждённый груз, который зафиксирован в акте осмотра от 12.07.2022.
При приемке груза, акт о повреждении с указанием наименования, объёма, количества и степени повреждения груза за подписью грузополучателя и представителя перевозчика не составлялся, в транспортных накладных отсутствуют отметки о ненадлежащем состоянии груза либо о наличии составленных актов.
Страховщику было известно, что водитель, доставлявший груз до грузополучателей, погиб на месте, в связи с чем, груз до конечных грузополучателей доставлен не был, а также акт за подписью грузополучателя и представителя перевозчика не мог быть составлен.
11.07.2022 исх. N 08/01-893/1 ООО "ТД Агро-Белогорье" уведомило ООО "Флагман" об отказе в принятии обратно мясной продукции в связи с нарушением условий перевозки, нарушением температурного режима (температурный режим установлен для перевозки 0 градусов) и в связи с порчей мясной продукции.
Согласно п. 46 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" в случае необходимости грузоотправитель указывает в пункте 5 сопроводительной ведомости на бумажном носителе сведения, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки и сведения о запорно-пломбировочных устройствах контейнера или о накладываемых на контейнер средствах идентификации (пломбах), функционирующих на основе спутниковых навигационных технологий, либо вносит соответствующие сведения в электронную сопроводительную ведомость.
В заявке N 000005410 от 07.07.2022 стороны зафиксировали температурный режим перевозки груза "0" градусов, сроки доставки 1) 09.07.2022 /17 час. 00 мин. ООО "ТК Дары Океанов"; 2) 09.07.2022 / с 07 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. ООО "Гранд-Мит"; 3) 09.07.2022 / 23 час. 00 мин. ООО "Мегаполис-продукт".
В адрес Страховщика для сведения направлялась копия письма N 08/01-893/1 от 11.07.2022 об отказе в принятии обратно мясной продукции и претензия ООО "ТД Агро-Белогорье" от 11.07.2022.
Из пояснений истца усматривается, что мясная продукция в повреждённом кузове потеряла товарный вид, упаковка испорчена, охлажденное мясо свинины в количестве 4968,35 кг, которое должно перевозиться при температуре 0 градусов Цельсия находилось более 6 часов в поврежденном кузове при температуре окружающей среды 29-30 градусов. Согласно сведениям, полученным в открытом источнике ближайшим населённым пунктом к трассе М-2 Крым, 103-й километр является село Липицы, городской округ Серпухов, Московская область, где средняя температура воздуха в дневное время суток составляла 28 градусов. В связи с произошедшим ДТП груз был доставлен в Белгородскую область, Яковлевский р-н, х. Крапивенские Дворы на склад грузоотправителя ООО "ТД "Агро-Белогорье", где в последствии экспертом ООО "АварКомПрофи" проводился осмотр продукции, где актом зафиксировано, что продукция повреждена.
В соответствии с п. 11.3.3. Правил страхования, Страховщику должны быть представлены документы, подтверждающие факт наступления гражданской ответственности Страхователя или Застрахованного и документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, его причину, место и время наступления.
Страховщику были предоставлены все необходимые документы:
- требование (претензия) Выгодоприобретателя о возмещении убытков.
- документы, подтверждающие факт принятия груза - транспортные накладные, договор перевозки/экспедирования, заявка на перевозку/экспедирование, путевой лист, договор с водителем, осуществлявшим перевозку груза, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
- для определения размера ущерба, причиненного перевозимому грузу представлен расчет убытка, заявляемого перевозчику / экспедитору стороной, требующей возмещения ущерба, претензия ООО "ТД "Агро-Белогорье", соглашение о взаимозачёте встречных требований, платёжные поручения об уплате денежных средств в счёт погашения убытков, копия договора N Г-ЮО-22/85 от 01.08.2022 на оказание услуг по обращению с биологическими отходами, акт осмотра мясопродукции от 08.08.2022.
Таким образом, ООО "ФЛАГМАН" действовало добросовестно и разумно, в соответствии с условиями Договора, не допуская нарушения взятых на себя обязательств, рассчитывая на исполнение истцом обязанности по выплате причитающегося страхового возмещения.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение об удовлетворении иска.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2023 по делу N А40-14142/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.В. Стешан |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.