г. Киров |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А82-15801/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекция федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 05.07.2023 по делу N А82-15801/2022,
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области (ИНН: 7604380485, ОГРН: 1217600018151)
к индивидуальному предпринимателю Пономаренко Денису Игоревичу (ИНН: 760607433411, ОГРН: 322762700009471)
о включении в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 2 569 рублей 77 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области (далее - уполномоченный орган, Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Пономаренко Денису Игоревичу (далее - Предприниматель, должник) о включении в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 2 569 рублей 77 копеек.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 05.07.2023 уполномоченному органу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Уполномоченный орган с принятым определением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное определение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что на момент оплаты задолженности у Предпринимателя имелась задолженность по текущим платежам, произведенная им оплата 10.03.2023 учтена налоговым органом в счет уплаты текущих платежей, в связи с чем, заявление о включении в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 2 569 рублей 77 копеек является обоснованным.
Финансовый управляющий Предпринимателя в представленном отзыве на апелляционную жалобу указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность определения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Ярославской области от 03.10.2022 принято заявление Пономаренко Д.И. о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 01.11.2022 в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов.
Сообщение о введении процедуры банкротства опубликовано в официальном печатном издании газете "Коммерсантъ" от 12.11.2022 N 210.
06.12.2022 в арбитражный суд поступило заявление уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по уплате обязательных платежей в размере 2 596 рублей 77 копеек, в том числе: 2 450 рублей основного долга, 116 рублей 77 копеек пени.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу, что спорная задолженность Предпринимателем оплачена.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве предусмотрено, что для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 Закона о банкротстве.
Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 Закона о банкротстве.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), при установлении в деле о банкротстве требований уполномоченного органа по обязательным платежам судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке к моменту введения первой процедуры банкротства не утрачена.
Как следует из материалов дела, на основании налогового уведомления от 01.09.2022 N 2510966 Пономаренко Д.И. налоговым органом исчислен к уплате транспортный налог за 2021 год в сумме 2 374 рублей и земельный налога за 2021 год в сумме 106 рублей, всего 2 480 рублей.
Из объяснений должника следует, и судом первой инстанции установлено, что задолженность по транспортному налогу за 2021 год, земельному налогу за 2021 год и соответствующие суммы пени в общей сумме 2 569 рублей 77 копеек оплачена Пономаренко Д.И., что также подтверждается платежным поручением от 10.03.2023 N 650.
Налоговый орган настаивая на заявленных требованиях указывал, что при оплате реестровой задолженности в платежном поручении в графе назначение платежа должны быть указаны сведения, что платеж произведен в рамках дела о банкротстве, данная информация в платежном поручении отсутствует. Также налоговый орган указывал, что УИН 18209965234163834388 отраженный в платежном поручении относится к текущим платежам.
Вместе с тем, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на неоднократные запросы суда первой инстанции (л.д. 33, 43) доказательств того, что УИН 18209965234163834388 не соответствует назначению платежа по оплате спорных налогов и пени, Инспекцией, в материалы дела не представлено.
При этом апелляционный суд учитывает следующее.
В абзаце третьем пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан" разъяснено, что из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в том числе деньги в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении (абзац первый пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопросы об исключении из конкурсной массы указанного имущества (в том числе денежных средств), о невключении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке. В частности, реализуя соответствующие полномочия, финансовый управляющий вправе направить лицам, производящим денежные выплаты должнику (например, работодателю), уведомление с указанием сумм, которые должник может получать лично, а также периода, в течение которого данное уведомление действует.
При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий. По результатам рассмотрения соответствующих разногласий суд выносит определение (пункт 1 статьи 60, абзац второй пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Таким образом, в конкурсную массу включается денежные средства, получаемые должником за исключением установленной величины прожиточного минимума, приходящегося на самого должника и его иждивенцев, соответственно он вправе самостоятельно распоряжаться указанными денежными средствами.
В силу пункта 3 статьи 61.1 Закона о банкротстве под сделками, которые могут оспариваться по правилам Закона о банкротстве, понимаются, в том числе, действия, направленные на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, а также действия, совершенные во исполнение правовых актов иных органов государственной власти. В связи с этим по правилам главы III.1 Закона о банкротстве может, в частности, оспариваться уплата налогов, сборов и таможенных платежей, как самим плательщиком, так и путем списания денежных средств со счета плательщика по поручению соответствующего государственного органа (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III. 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Кроме того, Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и платеж в распоряжениях на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утверждены Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н (далее - Правила N 107н).
Уникальный идентификатор начисления (УИН) - необходим для автоматического определения платежной системой кому он предназначен.
Из разъяснений, изложенных в письме ФНС от 13.03.2017 N 3Н-4-1/4434@ следует, что согласно Правилам N 107н при заполнении физическими лицами распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации обязательно должно указываться значение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в реквизите "ИНН плательщика" или уникального идентификатора начисления, состоящего из 20 - 25 знаков в реквизите "Код".
При наличии в распоряжении о переводе денежных средств значения реквизита "ИНН плательщика" необходимость указания УИН отсутствует.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства конкретного дела, принимая во внимание четко выраженную волю должника на уплату именно задолженности по транспортному и земельному налогам за 2021 год и пени, наличие указания должником своего ИНН при перечислении спорных денежных средств, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о погашении должником именно спорной задолженности.
Довод Инспекции о том, что произведенная Предпринимателем оплата зачтена в счет задолженности по текущим платежам, отклоняется апелляционным судом, поскольку указанное обстоятельство может служить основанием для признания сделки недействительной и подлежит разрешению в рамках отдельного спора. В этом случае основанием для включения в реестр заявленных требований налогового органа может являться применение последствий недействительности сделки.
Доказательства оспаривания спорной сделки (уплаты не реестровой, а текущей задолженности), материалы дела не содержат. Кроме того, налоговый орган не представил доказательств добровольного возврата денежных средств в конкурсную массу должника.
При таких обстоятельствах, учитывая, что удовлетворение данного требования в отсутствие факта возврата в конкурсную массу уплаченных должником денежных средств приведет к тому, что уполномоченный орган получит возможность двойного удовлетворения одного и того же требования, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности заявленных требований.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации данная апелляционная жалоба госпошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 05.07.2023 по делу N А82-15801/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15801/2022
Должник: ИП Пономаренко Денис Игоревич
Кредитор: ИП Пономаренко Денис Игоревич
Третье лицо: ОАО БАНК "ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ ОТКРЫТИЕ", ПАО "Сбербанк России", ПАО "Совкомбанк", ф/у Кадников С. Г., ф/у Кадников Сергей Геннадьевич, ААУ "ГАРАНТИЯ" - Ассоциация арбитражных управляющих "ГАРАНТИЯ", ГУ Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области, Ленинский районный суд г. Ярославля, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Ярославской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Ярославской области, Отделение судебных приставов по Ленинскому и Кировскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области, Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Ярославской области