г. Москва |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А41-33644/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от ООО "МЭК" - Пронина Н.В. по доверенности от 18.10.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от Минжилполитики Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ГАУ Московской области "Московская областная государственная экспертиза" - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от администрации Одинцовского городского округа Московской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Главгосстройнадзора Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 29 августа 2023 года по делу N А41-33644/23
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Московская энергетическая компания"
к Министерству жилищной политики Московской области
при участии в деле третьих лиц: государственного автономного учреждения Московской области "Московская областная государственная экспертиза", администрации Одинцовского городского округа Московской области и Главного управления государственного строительного надзора Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Московская энергетическая компания" (далее - общество, заявитель, ООО "МЭК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (далее - Министерство, Минжилполитики Московской области, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение об отказе в предоставлении государственной услуги "Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию" от 21.03.2023 на обращение от 15.03.2023 N Р001-2439177037-69677056;
- обязать Минжилполитики Московской области выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта "Объект производственного назначения ГТУ ТЭЦ, мощностью 3x6 МВт", расположенного на земельных участках N 50:49:0010110:29, N 50:49:0010110:30 по адресу: Московская область, Одинцово т.о., г. Звенигород, проезд Строителей, построенного на основании разрешения на строительство от 14.12.2011 N RU50332000-068.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены государственное автономное учреждение Московской области "Московская областная государственная экспертиза", администрация Одинцовского городского округа Московской области и Главное управление государственного строительного надзора Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2023 года по делу N А41-33644/23 заявление удовлетворено (т. 3 л. д. 15-18).
Не согласившись с данным судебным актом, Минжилполитики Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Минжилполитики Московской области, государственного автономного учреждения Московской области "Московская областная государственная экспертиза", администрации Одинцовского городского округа Московской области и Главного управления государственного строительного надзора Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "МЭК" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ООО "МЭК", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14 декабря 2011 года ООО "Звенигородская Генерирующая Энергетическая Компания" (ООО "ЗГЭК") администрацией города Звенигород выдано разрешение на строительство N RU5033200-068 на строительство "Объект производственного назначения ГТУ ТЭЦ, мощностью 3х6 МВт", расположенного на земельных участках NN 50:49:0010110:29, 50:49:0010110:30 по адресу: Московская область, Одинцово г.о., г. Звенигород, проезд Строителей" (т. 1 л. д. 19-20).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2018 года по делу N А41-7915/2014 ООО "ЗГЭК"признано несостоятельным (банкротом).
В ходе конкурсного производства в отношении ООО "ЗГЭК" реализован объект незавершенного строительства ГТУ-ТЭЦ, мощностью 3х6 МВт.
В соответствии с договором купли-продажи от 02.12.2019 N 1-кпн покупателем выступило ООО "Московская Энергетическая Компания".
В связи с переходом прав собственности на объект незавершенного строительства, и на земельные участки ООО "МЭК" обратилось к заинтересованному лицу с заявлением от 16.09.2020 N Р001-5294570329-38586987 о внесении изменении в разрешение на строительство от 14.12.2011 N RU5033200-068.
Заинтересованным лицом 23.09.2020 внесены изменения в указанное разрешение на строительство.
В адрес Министерства заявителем через Региональный портал государственных и муниципальных услуг (далее - РПГУ) 15.03.2023 направлено заявление о предоставлении государственной (муниципальной) услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" на ввод следующего объекта: "Объект производственного назначения ГТУ - ТЭЦ, мощностью 3х6 МВт" в эксплуатацию, находящегося на земельном участке по адресу: Московская область, Одинцово г.о., г. Звенигород, проезд Строителей (заявление в электронной форме P001- 2439177037-69677056 от 15.03.2023).
По результатам рассмотрения заявления общества Минжилполитики Московской области принято решение от 21.03.2023 об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" сославшись на пункт 13.2.1.3 Распоряжения Минжилполитики МО от 22.03.2021 N 39 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией)" (далее - административный регламент) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (т. 1 л. д. 17).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "МЭК" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 688/35 "О формировании Министерства жилищной политики Московской области" полномочия по выдаче (внесению изменений, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия) разрешений на строительство, выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов, а также в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) с 09.11.2018 осуществляет Министерство.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Московской области от 19.07.2006 N 185/2005-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Московской области" центральные исполнительные органы государственной власти Московской области по вопросам, находящимся в их компетенции вправе принимать распоряжения, имеющие нормативный характер.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Московской области от 19.07.2006 N 185/2005-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Московской области" установлено, что распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области действуют на всей территории Московской области и обязательны для государственных органов Московской области, государственных учреждений, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Предоставление Министерством государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется в соответствии с требованиями статьи 51 ГрК РФ и на основании Административного регламента предоставления Министерством государственной услуги "Выдача разрешения (внесение изменений в разрешение) на строительство объектов капитального строительства на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией)", утвержденного распоряжением Министерства от 22.03.2021 N 38 (далее - Административный регламент) (ранее аналогичный порядок закреплен Административным регламентом, утвержденным распоряжением Министерства от 15.02.2019 N 20).
По результатам рассмотрения поступившего 15.03.2023 в Министерство заявления застройщика о разрешение на ввод объекта в эксплуатацию следующего объекта: "Объект производственного назначения ГТУ - ТЭЦ, мощностью 3х6 МВт" в эксплуатацию, находящегося на земельном участке по адресу: Московская область, Одинцово г.о., г. Звенигород, проезд Строителей, Министерством принято оспариваемое решение от 21.03.2023 об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" сославшись на пункт 13.2.1.3 административного регламента, а именно несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
При этом в разъяснении причин отказа в предоставлении государственной услуги заинтересованным лицом изложено: "Строительство объекта осуществлялось по иной проектной документации (в заключении Главстройнадзора Московской области от 12.08.2021 N 01-23-019200-8-01 указано положительное заключение экспертизы проектной документации от 26.03.2012 N 50-14-0340-12, не учтенное в разрешении на строительство от 14.12.2011 N RU5033200-068, выданном администрацией городского округа Звенигород).
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ администрация городского округа Звенигород 14.12.2011 выдало разрешение на строительство N RU5033200-068 по форме, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698.
Согласно частям 1 и 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Разрешение на строительство от 14.12.2011 N RU5033200-068 содержит общие положения и основные характеристики объекта капитального строительства - Объект производственного назначения ГТУ-ТЭЦ, мощностью 3х6 МВт. В разрешении на строительство отсутствуют ссылки на проектную документацию, на основании которой оно выдавалось.
Для строительства объекта капитального строительства "Объект производственного назначения ГТУ-ТЭЦ мощностью 3х6 МВт в г. Звенигород Московской области" в 2011 году разработана проектная документация ОАО "Зарубежэнергопроект".
Кроме того, из пояснений ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" следует, что 06.12.2021 ГАУ МО "Мособлэкспертиза" оказывало услугу ООО "ЗГЭК" по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Объект производственного назначения ГТУ-ТЭЦ мощностью 3х6 МВт в г. Звенигород Московской области" по адресу: Московская область, г. Звенигород, мкр. Восточный, проезд Строителей. По результатам оказания услуги было выпущено положительное заключение от 26.03.2012 N 50-1-4-0340-12.
Представленная на экспертизу проектная документация была разработана в 2011 году ОАО "Зарубежэнергопроект" (свидетельство о допуске от 20.05.2011 N СРО-П-010-00176/2-20052011, выданное СРО НП "Объединение организаций, выполняющих архитектурно- строительное проектирование объектов атомной отрасли" "СОЮЗАТОМПРОЕКТ" рег.N СРО-П-010-30062009).
При подготовке положительного заключения на проектную документацию в нее не были внесены изменения, следовательно, при выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган (Администрация городского округа Звенигород) учел проектную документацию, разработанную ОАО "Зарубежэнергопроект" в 2011 году, в соответствии с которой осуществлено строительство.
Администрация городского округа Звенигород неоднократно продлевала разрешение на строительство от 14.12.2011 N RU5033200-068 (продление до 20.05.2013, до 30.12.2014, до 01.09.2015).
В соответствии с Законом Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" полномочия по выдаче (продлению) разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию переданы от муниципальных образований Московской области в Министерство строительного комплекса Московской области.
Министерством строительного комплекса Московской области 02.10.2015, 17.02.2016, 13.10.2017 вносились изменения в разрешение на строительство N RU5033200-068.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 688/35 полномочия по выдаче (внесению изменений) разрешений на строительство переданы Министерству жилищной политики Московской области (Заинтересованному лицу).
При этом заинтересованное лицо на основании обращений заявителя также 23.09.2020, 02.11.2020, 14.02.2022, 16.09.2022, 13.03.2023 продлевало сроки действия разрешения на строительство от 14.12.2011.
При внесении изменений в разрешение на строительство от 14.12.2011 N RU5033200-068 у уполномоченных органов запросов на представление проектной документации и положительного заключения экспертизы проектной документации, в соответствии с которым осуществлялось строительств объекта капитального строительства не поступало, нарушений градостроительного законодательства не устанавливалось.
Отсутствие в разрешении на строительство сведений о проектной документации, экспертизе проектной документации не является основанием для отказа в выдаче Заинтересованным лицом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, сам по себе факт подготовки положительного заключения экспертизы проектной документации после выдачи разрешения на строительство не повлек последствий нарушения требований технических регламентов, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности. Тем более при внесении изменений в разрешение на строительство от 14.12.2011 N RU5033200-068 уполномоченные органы обладали информацией о наличии положительного заключения ГАУ Мособлэкспертиза от 26.03.2012 N 50-1-40340-12.
В соответствии с частью 16 ГрК РФ после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ требованиям проектной документации, либо об отказе в выдаче такого заключения.
После завершения строительства Главгосстройнадзором Московской области по итогам осмотра выдано заключение о том, что возведенный объект капитального строительства "Объект производственного назначения ГТУ-ТЭЦ, мощностью 3х6 МВт" соответствует требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации, утвержденной ГАУ Мособлэкспертиза от 26.03.2012 (положительное заключение N 50-1-4-0340-12), а также требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов.
В акте осмотра Главгосстройнадзором Московской области несоответствие объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов не зафиксировано.
Распоряжением Главгосстройнадзором Московской области от 12.08.2021 N 01-23-19200-8-01 данное заключение было утверждено.
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
К обращению от 15.03.2023 N P001-2439177037-69677056 обществом предоставлены все необходимые документы, предусмотренные частью 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Объект производственного назначения ГТУ ТЭЦ, мощностью 3х6 МВт", расположенного на земельных участках NN 50:49:0010110:29, 50:49:0010110:30 по адресу: Московская область, Одинцово г.о., г. Звенигород, проезд Строителей, построенного на основании разрешения на строительство от 14.12.2011 N RU50332000-068.
Как следует из материалов дела, ГТУ-ТЭЦ является единственным действующим источником, снабжающим тепловой энергии жилой фонд мкр. Восточный, а также источником электрической энергии жилых домов, детских садов и котельной мкр. Супонево г. Звенигород Одинцовского г.о.
Таким образом, оспариваемый отказ выдан заинтересованным лицом при отсутствии предусмотренных законом оснований, с нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое решение является незаконным и подлежит отмене.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2023 года по делу N А41-33644/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33644/2023
Истец: ЗАО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ МОСКОВСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Главное управление государственного строительного надзора Московской области, ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА", МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ