г. Самара |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А65-19404/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 сентября 2023 года по делу N А65-19404/2023 (судья Андриянова Л.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Арский агропромышленный профессиональный колледж", Арский район, п.Урняк (ОГРН 1021606155581, ИНН 1609002750)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021603269500, ИНН 1653017530)
о признании недействительным и отмене решения N 13 от 14.06.2023 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования,
а также по встречному заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021603269500, ИНН 1653017530)
к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению "Арский агропромышленный профессиональный колледж", Арский район, п.Урняк (ОГРН 1021606155581, ИНН 1609002750)
о взыскании 13 500 руб. штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Арский агропромышленный профессиональный колледж" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании недействительным и отмене решения N 13 от 14.06.2023 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2023 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.08.2023 принято к рассмотрению встречное заявление Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению "Арский агропромышленный профессиональный колледж" о взыскании 13 500 руб. штрафа.
В соответствии с гл. 29 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 сентября 2023 года заявление удовлетворено. Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан N 13 от 14.06.2023 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и интересов Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Арский агропромышленный профессиональный колледж". С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в пользу Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Арский агропромышленный профессиональный колледж" взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Встречное заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 сентября 2023 года по делу N А65-19404/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных ГАПОУ "Арский агропромышленный профессиональный колледж" требований отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Фондом на основании решения от 04.04.2023 N 147 ( л.д. 26) проведена проверка достоверности и полноты представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в части стажа на соответствующих видах работ.
По результатам проверки составлен Акт проверки сведений от 04.04.2023 N 167 (л.д. 23-24), согласно которому период работы за 2009-2013 в Учреждении работников, занимающих должности: зам. директора мастера производственного обучения, преподавателя, в общем количестве 27 человек не подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как следует их Акта Учреждению указано о необходимости предоставить в срок до 11.04.2023 индивидуальные сведения по форме "корректирующая" в количестве 27 шт.
В адрес Учреждения направлено Уведомление от 04.04.2023 года об устранении ошибок и или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у отделения Фонда ( л.д. 27-28), которым предложено устранить имеющиеся расхождениями в течении 5 рабочих дней. К Уведомлению приложен Акт проверки N 167 от 04.04.2023 года.
На Уведомление от 04.04.2023 года об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у отделения Фонда Учреждение письмом от 13.04.2023 года N 68 в котором указало на неправомерность требования о внесении корректировок в сведения, предоставленные в Фонд по указанным лицам и изложением мотивов своего несогласия ( л.д. 29).
Поскольку соответствующие сведения не представлены, Учреждение было привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 13 500 руб. (500 руб.* 27 застрахованных лиц) на основании решения от 14.06.2023 N 13 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования ( л.д. 9).
Существо нарушения описано Фондом в решении от 14.06.2023 как непредставление в установленный срок сведений.
Не согласившись с указанным решением Фонда, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
В связи с неуплатой Учреждением штрафа в добровольном порядке, Фонд обратился в суд с встречным заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) Заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлен перечень сведений, которые страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы).
Согласно статье 17 Закона N 27 за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17.12.2001 (далее - Закон РФ N 173-ФЗ, действующий до 01.01.2015) трудовая пенсия по старости, назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 19 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии за лицами, не менее 25 лет осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии определяется на основании Списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктами 1.9 и 1.10 Списка должностей и учреждений установлено, что к учреждениям, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся:
- образовательные учреждения начального профессионального образования: училища всех видов и наименований, в том числе училище-интернат; лицей
- образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникумы всех наименований, в том числе техникум-интернат и техникум-предприятие; училища всех наименований, в том числе училище-интернат; колледжи всех наименований, в том числе колледж-интернат; технический лицей; музыкальная школа, в том числе музыкальная школа-лицей; художественная школа, в то числе художественная школа- лицей; школа-студия.
Фонд полагает, что согласно списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства N 781 от 29.10.2002 г. по п.1.9 предусмотрены учреждения начального профессионального образования и по п.1.10 предусмотрены образовательные учреждения среднего профессионального образования. Заявитель обеспечивает получение как начального профессионального, так и среднего профессионального образования, следовательно, является учреждением смешанного типа и не может рассматриваться как учреждение, предусмотренное пунктом 1.9 и пунктом 1.10 Списка, утвержденного указанным постановлением Правительства.
Вместе с тем, указанная позиция Фонда обоснованно признана судом первой инстанции неправомерной.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.03.2010 N 198 "О реорганизации государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 120" и государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Арский агропромышленный профессиональный колледж" государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Арский агропромышленный профессиональный колледж" реорганизовано путем присоединения к нему в качестве филиала государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 120".
В силу пункта 1.3 Устава Заявителя, утвержденного Приказом N 424 от 06.07.2010 г. Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, колледж является государственным автономным образовательным учреждением - средним специальным учебным заведением - реализующим основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Согласно пункту 1.10 Устава, обучение в Учреждении обеспечивает получение среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
При этом, как верно отмечено судом, согласно нормам статьи 108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке: начальное профессиональное образование - к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
По типу и наименованию учреждений Заявитель попадает под пункт 1.10 Списка, в котором указаны "колледжи всех наименований".
Кроме того, Конституционный Суд РФ в определениях от 20 октября 2005 года N 392-0, от 18 апреля 2006 года N 83-0, от 21 декабря 2006 года N 584-0, от 19 июня 2007 года N 436-0-0 указал, что в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Названная правовая позиция подлежит применению и в отношении лиц, работавших в иных государственных и муниципальных учреждениях для детей, при определении их права на досрочное назначение трудовой пенсии согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Право на льготное пенсионное обеспечение лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях, по смыслу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ связано именно с характером осуществляемой с детьми педагогической деятельности, с нагрузками, то есть деятельностью по преподаванию детям, что не зависит от вида и формы образовательного учреждения.
В спорный период работники Учреждения осуществляли деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность, в образовательном учреждении, предусмотренном Списком.
Судом верно отмечено, что ссылки Фонда на реализацию Заявителем образовательных программ смешанного типа, не являются основанием для отказа в назначении досрочной пенсии по старости.
Аналогичная позиция отражена в Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.09.2019 N Ф07-9202/2019 по делу N А56-102181/2018.
В отзыве Фонд также ссылается на п.14 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, согласно которому работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
Вместе с тем, ни в Акте, ни в оспариваемом решении нарушение указанного пункта Учреждению не вменялось.
Из материалов дела не следует, что Фондом анализировался возраст учащихся в учреждении.
При этом, на Уведомление от 04.04.2023 года об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у отделения Фонда Учреждение письмом от 13.04.2023 года N 68 сообщило, что в периоды работы, указанные в Акте лица, работающие в качестве воспитателя, мастера производственного обучения, заместителя директора 2009-2013 года имеют право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и отразило в письме, что количество обучающихся в возрасте до 18 лет в ГАПОУ "ААПК" на период 2009-2013 года превышало 50% от всех обучающихся. Также Учреждением отмечено, что по двум сотрудникам с аналогичным иском суд вынес положительные решения. В связи с чем, Учреждение указало на неправомерность требования о внесении корректировок в сведения, предоставленные в Фонд по указанным лицам.
В оспариваемом решении от 14.06.2023 Фонд также отразил указанные возражения Учреждения.
Между тем, доводы страхователя Фондом не опровергнуты, доказательств обратного не представлено. Доказательств того, что в рассматриваемые периоды в Учреждении количество обучающихся в возрасте до 18 лет было менее 50 % от всех обучающихся детей, правомерности позиции Фонда, материалы дела не содержат.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом, в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
На основании вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что Фондом не доказан факт представления Заявителем некорректных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования для учета трудового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии. В связи с чем, основания для привлечения Учреждения у ответственности за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений по форме "корректирующая" в количестве 27 шт. отсутствовали.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований Учреждения.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета размера взыскиваемой суммы.
В рассматриваемом случае судом установлено отсутствие оснований для привлечения Учреждения к ответственности, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Фонда о взыскании 13 500 руб. штрафа также не имеется.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Более того, в жалобе содержится мотивация законности вынесенного Фондом решения в связи с нарушением страхователем срока представления отчетности без изложения мотивов правомерности требования Фонда о представлении Учреждением корректирующих сведений в части стажа на соответствующих видах работ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 сентября 2023 года по делу N А65-19404/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19404/2023
Истец: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Арский агрропромышленный колледж", Арский район, п.Урняк
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд