г. Самара |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А55-39862/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2024 года (резолютивная часть решения от 12.02.2024) по делу N А55-39862/2023 (судья Медведев А.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области
к Обществу с ограниченной ответственностью "Знак качества"
о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за январь 2020 в размере 500 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области (далее - истец, фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Знак качества" (далее - ответчик, общество) в пользу истца финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования в размере 500 руб.
В соответствии с гл. 29 АПК РФ исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2024 года (резолютивная часть решения от 12.02.2024) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2024 года (резолютивная часть решения от 12.02.2024) по делу N А55-39862/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в отношении ООО "Знак качества".
В ходе проверки было выявлено нарушение установленного законом срока предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М):
Отчетный период |
Дата предоставления сведений |
Количество ЗЛ |
Январь 2020 |
20.02.2020 |
1 |
Нарушение установленного законодательством срока предоставления сведений подтверждается извещением о доставке по телекоммуникационным каналам связи.
В связи с выявленным нарушением был составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 03.03.2020 N 077S18200003297.
12.05.2020 вынесено Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 077S19200006390, в котором ООО "Знак качества" предложено уплатить финансовую санкцию в размере 500 руб.
В связи с неуплатой штрафа 10.06.2020 выставлено Требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 077S01200011024 в добровольном порядке в срок до 30.06.2020.
Неисполнение требования послужило основанием для обращения фонда 05.09.2023 в суд с заявлением о выдаче судебного приказа (дело N А55-28660/2023. В рамках указанного дела 20.09.2023 судебный приказ выдан судом, но впоследствии, по заявлению общества, определением суда от 27.10.2023 отменен.
Фонд в рамках настоящего дела, в связи с отменой судебного приказа, обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с общества финансовых санкций (поступило в суд 06.12.2023).
На основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации "О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда в Самарской области" от 28.04.2021 N 119п Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округа Тольятти Самарской области (межрайонное) прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области.
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.12.2022 N 370п Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, руководствуясь, в том числе, положениями статьи 26.6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу, что фондом пропущен срок на взыскание финансовых санкций в принудительном порядке, в связи с чем отказал во взыскании финансовой санкции с общества.
Фонд в апелляционной жалобе указывает на ошибочность данного подхода, поскольку положения статьи 26.6 Закона N 125-ФЗ неприменимы при реализации Закона N 27-ФЗ, так как Закон N 125-ФЗ устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. Статья 26.6 Закона N 125-ФЗ применяется при взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя в банках (иных кредитных организациях), тогда как требования о взыскании обязательных платежей и санкций были основаны на Законе N 27-ФЗ.
Апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
На основании статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что Обществом были нарушены сроки предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за январь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица. Факт правонарушения подтвержден и не опровергнут Обществом. Требование об уплате финансовых санкций страхователем не исполнено. Доказательств уплаты штрафа суду не представлено.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из норм Закона N 167-ФЗ и Закона N 27-ФЗ следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Апелляционный суд отмечает, что положениями части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в редакции Федерального закона от 20.07.2020 N 237-ФЗ, определены специальные порядок и сроки обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, положения иных законов, в том числе норм статьи 26.6 Закона N 125-ФЗ, неприменимы в настоящем деле в целях определения порядка и сроков обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и сделал ошибочные выводы, руководствуясь положениями статьи 26.6 Закона N 125-ФЗ.
В рассматриваемом деле применению подлежат нормы Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Фонда в судебном порядке.
В силу части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ территориальный орган Фонда обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3 000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (часть 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3 000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (часть 20 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Таким образом, с учетом положений специального законодательства, заявления территориальных органов Фонда о взыскании предусмотренных Законом N 27-ФЗ финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть предъявлены в арбитражный суд при наличии следующих условий:
- страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям в течение 3 лет превысила 3000 руб.;
- страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям в течение 3 лет не превысила 3000 руб.
При этом в первом случае срок обращения в суд - шесть месяцев со дня, когда сумма превысила 3000 рублей; во втором случае срок обращения в суд - шесть месяцев со дня истечения трехлетнего срока с установленного в первом требовании срока на оплату.
Из материалов дела видно, что по Требованию от 10.06.2020 N 077S01200011024 срок добровольного исполнения установлен до 30.06.2020, сумма финансовой санкции 500 руб.
В течение трех лет (по состоянию на 30.06.2023) со дня истечения срока исполнения требования об уплате финансовых санкций сумма финансовой санкции не превысила 3000 руб.
Срок обращения в суд в настоящем случае - шесть месяцев с 30.06.2023. Последний день шестимесячного срока приходится на 30.12.2023 - нерабочий день, следовательно, фонд вправе обратиться в суд в срок до 09.01.2024 (первый рабочий день).
Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа 05.09.2023, то есть в пределах установленного законом срока.
На основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и применительно к пункту 3 статьи 48 НК РФ по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Указанная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966, а также в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
В рассматриваемом случае судебный приказ по делу N А55-28660/2023 отменен определением суда от 27.10.2023.
В суд с исковым заявлением о взыскании финансовой санкции Фонд обратился 06.12.2023.
Таким образом, Фонд обратился в арбитражный суд в пределах шестимесячного срока, установленного законом для взыскания финансовых санкций в судебном порядке после отмены судебного приказа.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Фонда подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах, проанализировав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение суда первой инстанции на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ и принимает новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Фонда о взыскании финансовой санкции в размере 500 руб.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (ч.3 ст.110 АПК РФ).
Государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций в соответствии с положениями ч. 3 ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2024 года (резолютивная часть решения от 12.02.2024) по делу N А55-39862/2023 отменить, принять новый судебный акт.
Исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Знак качества" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области финансовую санкцию в размере 500 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Знак качества" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-39862/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области
Ответчик: ООО "Знак качества"