г. Санкт-Петербург |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А56-49393/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Горбачевой О.В., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Риваненковым А.И.
при участии:
от истца (заявителя): Мазаник Н.В. по доверенности от 28.10.2022
от ответчика (должника): Назаров Н.П. по доверенности от 20.05.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29107/2023) АО "Конус" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2023 по делу N А56-49393/2023, принятое
по заявлению АО "Конус"
к МИФНС N 25 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным решения от 10.02.2023 N 09-897 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Конус", адрес: 191015, г. Санкт-Петербург, ул. Таврическая, дом 35, ИНН 7803072340 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.02.2023 N 09-897 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 26.07.2023 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку помещения, принадлежащие Обществу, по площади не превышают 1 000 кв.м., что является определяющим критерием для исчисления налога, то у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Инспекции доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на имущество за 2021, по результатам которой, 28.12.2022 составлен Акт N 09-6936 и 10.02.2023 принято решение N 09-897 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Обществу доначислен налог на имущество организаций за 2021 год в размере 679 893 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 133 609 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о неправомерно исчислении Обществом налога на имущества по остаточной стоимости, поскольку принадлежащие Обществу объекты недвижимого имущества (нежилые помещения), находятся в здании, включенном в Перечень на 2021, в связи с чем, налог на имущество должен определяться исходя из кадастровой стоимости.
Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 04.05.2023 N 16-15/21495 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая решение Инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно сведениям, представленным в соответствии со статьей 85 НК РФ, в налоговые органы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, АО "Конус" в 2021 году являлось собственником объектов с кадастровыми номерами 78:07:0003137:2255, 78:07:0003137:2287, 78:07:0003137:2289, 78:07:0003137:2288, 78:07:0003137:2254, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, пр-кт Малый П.С., д. 54-56, литер А, пом. 3-Н, 1-Н, 17-Н, 18-Н, 2-Н.
Указанные помещения входят в здание с кадастровым номером 78:07:0003137:2020, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 78:07:0003137:4 и видом разрешенного использования "Для размещения объектов торговли".
Объекты с кадастровыми номерами 78:07:0003137:2255, 78:07:0003137:2287, 78:07:0003137:2289, 78:07:0003137:2288, 78:07:0003137:2254 отдельно в Перечне не поименованы.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекты недвижимого имущества, принадлежащие организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, если объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1, 2 и 4 статьи 378.2 НК РФ, поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, необходимо также их указание в перечне объектов недвижимого имущества, определяемом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.
К объектам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, облагаемым по кадастровой стоимости, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций уплачивается в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96).
Согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона N 684-96 налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 статьи 378.2 НК РФ, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 128-п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2021 год определяется как кадастровая стоимость.
Здание с кадастровым номером 78:07:0003137:2020 включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2021 год определяется как кадастровая стоимость (номер в Перечне - 2348).
В пункте 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 указано, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что их площадь составляет свыше 1000 кв. м.
Объекты с кадастровыми номерами 78:07:0003137:2255, 78:07:0003137:2287, 78:07:0003137:2289, 78:07:0003137:2288, 78:07:0003137:2254 отдельно в Перечне не поименованы.
Однако, как обоснованно указал суд первой инстанции, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению, исходя из кадастровой стоимости, вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне. При этом помещения в указанных зданиях могут не включаться в Перечень, однако включение здания в Перечень с соответствующим кадастровым номером здания и его адресом является основанием применения норм статьи 378.2 НК РФ в отношении этих помещений.
При таких обстоятельствах соответствующий режим налогообложения распространяется как административно-деловой центр или на торговый центр в целом, так и на входящие в него помещения, даже если последние не поименованы непосредственно в указанном Перечне.
При этом, из буквального содержания вышеуказанных положений следует, что условие о площади свыше 1000 кв. м установлено пунктом 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 в отношении самих центров (комплексов), но не в отношении помещений в них.
Поскольку помещение с кадастровым номером 78:07:0003137:2020 было включено в Перечень на 2021 год, то в силу приведенных выше положений статьи 378.2 НК РФ и положений Закона Санкт-Петербурга N 684-96 в отношении рассматриваемых помещений налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах решение Инспекции о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2023 по делу N А56-49393/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49393/2023
Истец: АО "КОНУС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу