г. Владивосток |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А51-1129/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола помощником судьи Г.Ю.Кантемировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пренто",
апелляционное производство N 05АП-5740/2023
на решение от 15.08.2023
судьи М.С.Кирильченко
по делу N А51-1129/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пренто" (ИНН 7720804978, ОГРН 1147746145535)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484) о признании незаконным решения Владивостокской таможни от 14.11.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10702070/150922/3305448,
при участии:
от Владивостокской таможни: представитель Ануфриев О.Б. по доверенности от 23.08.2023, сроком действия до 23.08.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0802), служебное удостоверение;
в судебное заседание не явились: общество с ограниченной ответственностью "Пренто", о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пренто" (далее - общество, заявитель, ООО "Пренто") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 14.11.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10702070/150922/3305448.
Решением суда от 15.08.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы указывает на то, что вывод суда о непредставлении таможенному органу запрашиваемых документов, не соответствует обстоятельствам дела. Не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным письменным доказательствам вывод суда об отсутствии объективных причин препятствующих к представлению запрашиваемых документов. Объяснения были представлены. Кроме того, суд не оспаривает факт отражения в запросе таможенного органа от 15.09.2023 срока представления документов до 23.12.2022. Указание таможенного органа в запросе срока представления документов до 23.12.2022 и привело к непредставлению документов до 14.11.2022. Если бы таможенный орган установил иной срок, в том числе до 13.11.2022 или ранее, заявитель как законопослушный участник ВЭД представил бы документы к установленному сроку. Считает, что суд не применил закон подлежащий применению, а именно пункт 8 части 3 статьи 55 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и как следствие не восстановил нарушенные права Заявителя. Также считает, что суд неправомерно применил в качестве источника ценовой информации сведения по ДТ N 10702070/120722/321097.
Общество, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило.
Представитель таможни в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным.
Заявителем 18.10.2023 представлены возражения на отзыв таможни, указывая на то, что таможенный орган не приводит доводов, опровергающих позицию общества, заявленную в апелляционной жалобе, поскольку по факту пояснения таможни относятся к тем обстоятельствам, которые общество не оспаривает.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 15.09.2022 ООО "Пренто" в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, поступивших на условиях поставки FOB SHANGHAI на таможенную территорию Евразийского экономического союза во исполнение внешнеторгового контракта от 15.04.2016 N 160415, заключенного с иностранной компанией "ZHEJIANG HAILIDE NEW MATERIAL CO.,LTD", во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни (далее также - таможенный пост, таможенный орган) подана декларация на товары, которой таможенным органом присвоен регистрационный номер 10702070/150922/3305448.
Заявленная декларантом таможенная стоимость товаров определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В связи с выявлением рисков недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров Владивостокским таможенным постом (центром электронного декларирования) Владивостокской таможни 15.09.2022 декларанту направлен запрос о предоставлении дополнительных документов и (или) сведений.
Одновременно таможенный орган проинформировал декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), в связи с чем, направил декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10702070/150922/3305448 на сумму 29498.43 руб.
В связи с внесением декларантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов 15.09.2022 таможенным постом осуществлен выпуск товаров, задекларированных в ДТ N 10702070/150922/3305448 (таможенная расписка от 15.09.2022 N 10702070/150922/ЭР-1294150).
В ответ на запрос таможенного органа дополнительные документы и (или) сведения декларантом не представлены.
14.11.2022 таможенным постом принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/150922/3305448, в части таможенной стоимости, определенной методом по стоимости сделки с однородными товарами.
Не согласившись с данным решением, полагая, что данное решение является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на неё и в возражениях на отзыв, выслушав пояснения представителя таможни, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 Кодекса, при выполнении условий, указанных в данном пункте.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров). При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 325 ТЕ ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения.
Из пункта 6 статьи 325 ТК ЕАЭС следует, что при запросе документов и (или) сведений в соответствии с пунктом 4 статьи 325 названного Кодекса в целях подтверждения сведений, влияющих на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьей 121 Кодекса.
При этом таможенный орган направляет декларанту расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением случаев, определенных в соответствии со статьей 121 Кодекса, когда предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не требуется.
Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС запрошенные в соответствии с пунктом 4 указанной статьи документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, должны быть представлены декларантом не позднее чем за 1 рабочий день до истечения срока, установленного таможенным органом при продлении срока выпуска товаров в соответствии с пунктами 4-6 статьи 119 ТК ЕАЭС, - если запрос документов и (или) сведений связан с проверкой сведений, содержащихся в таможенной декларации и документах, представленных в соответствии с пунктом 2 указанной статьи, и проверяемые сведения влияют на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
При выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается после выпуска товаров в соответствии с пунктами 14 - 18 статьи 325 названного Кодекса (пункт 13 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с абзацем 1 пункта 14 статьи 325 ТК ЕАЭС документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом и не представленные в срок, указанный в пункте 7 указанной статьи, для завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 314 названного Кодекса.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, а если такие документы и (или) сведения не представлены в срок, установленный абзацем первым данного пункта, - со дня истечения такого срока (абзац 2 пункта 14 статьи 325 ТК ЕАЭС.
Пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с данной статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
Согласно решению от 14.11.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/150922/3305448, Владивостокским таможенным постом (центром электронного декларирования) указано на то, что по результатам сравнительного анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, были выявлены расхождения между заявленными в ДТ сведениями о величине таможенной стоимости товаров со сведениями о таможенной стоимости идентичных и однородных товаров. Отклонение стоимостных показателей декларируемых товаров от стоимости идентичных/однородных товаров, ввезенных иными участниками внешнеэкономической деятельности, выявлено как по ФТС России в целом, так и по регионам деятельности Дальневосточного таможенного управления.
Согласно пункту 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, при проведении контроля таможенной стоимости товаров, в том числе после их выпуска, признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства:
а)выявление несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость ввозимых товаров и содержащихся в одном документе, иным сведениям, содержащимся в том же документе, а также сведениям, содержащимся в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, сведениям, полученным из информационных систем таможенных органов, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов, и (или) из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, сведениям, полученным другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, входящими в право Союза, и (или) законодательством государств-членов;
б)выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза;
в)выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, определенной в соответствии с информацией о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, информацией из ценовых каталогов;
г)выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе сырьевых), из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
д)наличие взаимосвязи продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой ценой ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, продажа и покупка которых осуществлялись независимыми продавцом и покупателем;
е)наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости ввозимых товаров не соблюдена (например, к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, не добавлены либо добавлены не в полном объёме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров, расходы на страхование и т.п.).
В рассматриваемом случае таможенным органом было выявлено заявление обществом более низкой цены ввозимых товаров, задекларированных в ДТ N 10702070/150922/3305448, по сравнению с ценами идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза явились, что расценено таможней как признак недостоверного определения таможенной стоимости товаров, задекларированных в указанной ДТ.
Выявленные таможней признаки недостоверности сведений о заявленной таможенной стоимости в отношении ввезенных товаров доведены до сведения декларанта в рамках запроса документов и (или) сведений от 15.09.2022.
В данном запросе таможенным постом указано на необходимость предоставления документов для выяснения обстоятельств сделки, обуславливающих расхождение между заявленной таможенной стоимостью декларируемых товаров и таможенной стоимостью идентичных/однородных товаров.
В частности, таможней у общества были запрошены: таможенная декларация страны-отправления товаров с отметками таможенного органа страны вывоза, с переводом на русский язык, заверенный уполномоченным лицом, банковские платежные документы об оплате задекларированных товаров (в случае их оплаты), при отсутствии факта оплаты задекларированных товаров - банковские платежные документы по предыдущим поставкам товаров, документы и сведения, позволяющие идентифицировать произведенную оплату с декларируемой партией товаров, при отсутствии такой возможности - письменные пояснения о порядке расчетов и величине переведенных денежных средств по каждому инвойсу, в случае оплаты в адрес лица, отличного от продавца товара - документы о необходимости оплаты данной партии товара в адрес третьего лица, документы в которых согласованы условия оплаты декларируемой партии товаров, прайс-листы производителя, продавца товаров/коммерческое предложение, заверенный его перевод на русский язык, в сканированном виде, сведения об оприходовании товара на баланс предприятия, расчет себестоимости ввезенного товара и сведения о цене продажи товара на внутреннем рынке РФ, в случае передачи товаров в рамках агентского договора (договора комиссии) представить такой договор, заявка на поставку задекларированных товаров, а также документы о передаче товаров и возмещении понесенных расходов, бухгалтерские документы об оприходовании товаров по декларируемой партии товаров в случае выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей или по предыдущим поставкам аналогичных товаров, акт выполненных работ, заявка на оказание трансп. услуг, документы и сведения о погрузке (перегрузке) товаров, подлежащие включению в таможенную стоимость, счет фактура и платежное поручение по оплате фрахта в сканированном виде, приложение к договору ТЭО, тарифы, заявки на перевозку, акты приема-передачи услуг, банковские документы по оплате, поручение экспедитору, ведомость банковского контроля, заверенная банковским работником (актуальные данные на дату ответа), выписка по движению денежных средств по рублевым и валютным счетам актуальные даты на дату ответа, сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе моделей, артикулов, упаковочные листы, сведения о наличии/отсутствии предоставленных продавцом скидок покупателю на данную партию товара, их величину, других условий, объясняющих причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении там. органа, сканированные копии контракта, всех действующих дополнений, приложений к нему, уставных документов, инвойса, проформы-инвойса, коносамента, спецификации, транспортных документов, независимая ценовую информацию внешних источников сети "интернет" о стоимости закупки/реализации декларируемых товаров, пояснения о влияющих на цену характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров, пояснения о порядке формирования цены на товар, влияет ли на цену товара производитель товара и иные характеристики товара.
Таким образом, судебная коллегия считает, что с учётом положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 325 ТК ЕАЭС, в связи с выявлением признаков недостоверного определения таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 10702070/150922/3305448, таможней дополнительные документы и сведения относительно заявленной таможенной стоимости были запрошены обоснованно.
Как следует из материалов дела, по результатам таможенного контроля таможня пришла к выводу о том, что заявленная таможенная стоимость и сведения, относящиеся к её определению, не основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в связи с чем 14.11.2022 приняла решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/150922/3305448.
В обоснование принятого решения, таможней были положены следующие выводы:
- не представлен ответ на запрос таможенного органа;
- декларантом не представлены пояснение по оплате товара, а также не представлены банковские платежные документы по оплате ввезенных товаров;
- обществом платежно-расчетные и банковские документы (выписки с расчетного счета, ведомость банковского контроля) не представлены также и по аналогичным товарам, ввезенным ранее;
- непредставление документов о предстоящей реализации ввезенных товаров на территории РФ;
- непредставление бухгалтерских документов об оприходовании товаров по декларируемой партии товаров (в случае выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей) или по предыдущим поставкам идентичных товаров;
- не представлена заявка на поставку товара;
- не предоставлены копии коммерческих документов;
- не предоставлены счет и банковские платежные документы по оплате счетов Экспедитора, акт выполненных работ: не представлены соответствующие приложения к договору транспортной экспедиции;
-несоответствия в экспортной декларации.
Судебная коллегия, повторно проверив в порядке статьи 71 АПК РФ выводы таможни, положенные в основу принятого решения, пришла к следующим выводам.
В пункте 5 статьи 325 ТК ЕАЭС указано, что запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 указанной статьи должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
Из совокупного анализа приведенных положений следует, что обязанности декларанта представить таможенному органу документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, корреспондирует право таможенного органа убеждаться в достоверности заявленных сведений путем проведения таможенного контроля.
При этом, принимая во внимание, что обязанность по представлению дополнительно запрошенных документов общество в срок не исполнило, данное обстоятельство не позволило таможенному органу устранить послужившие основанием для проведения таможенного контроля сомнения в достоверности сведений, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.
Так, согласно пункту 6.4.1 контракта от 15.04.2016 N 160415 покупатель осуществляет авансовый платеж в размере 5% (пять процентов) от общей стоимости партии товара за 7 (семь) календарных дней до отгрузки товара продавцом. Платеж осуществляется путем прямого перевода средств Покупателя на банковский счет. Оставшуюся сумму в размере 95% (девяноста пять процентов) от общей стоимости партии товара покупатель оплачивает через 35 (тридцать пять) дней от даты отплытия, указанной в коносаменте путем прямого перевода средств покупателя на банковский счет.
В соответствии с пунктом 6.4.1 дополнительного соглашения к контракту от 20.04.2016 N 3 покупатель осуществляет авансовый платеж в размере 5% (пять процентов) от общей стоимости партии товара за 21 (двадцать один) календарный день до отгрузки товара продавцом. Оставшуюся сумму в размере 95% (девяноста пять процентов) от общей стоимости партии товара покупатель оплачивает через 35 (тридцать пять) дней от даты отплытия, указанной в коносаменте.
В части оплаты товара соответствующие условия содержатся и в дополнительном соглашении к контракту от 28.07.2021 N 38. Так, стороны согласовали 100% отсрочку оплаты через 90 дней от даты, указанной в коносаменте.
Таким образом, непредставление декларантом банковских платежно-расчетных документов и соответствующих пояснений не позволило таможенному органу установить фактические расходы покупателя, связанные с приобретением и поставкой декларируемых товаров.
При этом из материалов дела усматривается, что обществом платежно-расчетные и банковские документы (выписки с расчетного счёта, ведомость банковского контроля) не представлены также и по аналогичным товарам, ввезенным ранее.
Непредставление документов о предстоящей реализации ввезенных товаров на территории РФ также не позволило таможенному органу подтвердить свободу пользования и распоряжения товарами их импортером.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что данные документы позволили бы таможенному органу установить плательщика и получателя платежа, фактические сроки оплаты, наличие у третьих лиц (покупателя на внутреннем рынке, комитента и т.п.) обязанностей по оплате расходов, вытекающих из условий заключения и совершения внешнеторговой сделки купли-продажи, величину денежных средств, фактически перечисленных третьими лицами в рамках заключенных сделок.
Непредставление бухгалтерских документов об оприходовании товаров по декларируемой партии товаров (в случае выпуска товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей) или по предыдущим поставкам идентичных товаров не позволило таможенному органу осуществить проверку сведений поддающихся количественному определению с использованием данных бухгалтерского учета покупателя, уточнить условия приобретения ввозимого товара, а также величину расходов, связанных с приобретением товаров, не позволило подтвердить достоверность величины денежных средств, фактически уплаченных за товар, указать на плательщика и получателя платежа, фактические сроки оплаты, наличие у третьих лиц (покупателя на внутреннем рынке, комитента и т.п.) обязанностей по оплате расходов, вытекающих из условий заключения и совершения внешнеторговой сделки купли-продажи.
В силу пункта 4.3. контракта от 15.04.2016 N 160415 покупатель вправе за 20 (двадцать) рабочих дней до момента предполагаемой отгрузки товара представить продавцу заявку на поставку товара (далее - Заявка).
В случае направления заявки покупателем в срок менее 20 (двадцати) рабочих дней, продавец выполняет данную заявку при наличии у него соответствующих возможностей. О невозможности поставить товар по заявке направленной в срок менее 15 (пятнадцати) дней до отгрузки продавец должен уведомить Покупателя в течение 3 (трёх) рабочих дней с момента получения Заявки.
Согласно пункту 4.4. контракта от 15.04.2016 N 160415 точный ассортимент, количества, цены и время поставки товара определяются в отдельных заявках отправленных продавцу.
Как следует из материалов дела, такая заявка в распоряжение таможенного органа декларантом также не представлена.
Между тем, суд принимает во внимание, что запрошенные таможенными органами документы представляются в виде оригиналов или их копий, в том числе бумажных копий электронных документов, если международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования не установлено обязательное представление оригиналов документов (пункт 5 статьи 340 ТК ЕАЭС).
Исходя из пункта 6 статьи 340 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант, перевозчик, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные лица обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Поскольку декларант не представил дополнительно запрошенные документы и сведения, таможенный орган был лишен возможности убедиться в подлинности документов, представленных в формализованном виде и проверить достоверность заявленных сведений, поскольку декларантом не предоставлены запрошенные таможенным органом копии коммерческих документов.
Согласно пункту 1.2 договора транспортной экспедиции N Э-2016/1508 от 15.08.2016 (далее - договор ТЭ) экспедитор обязуется от своего имени, но за счет и по поручению клиента, оформленному заявкой, организовывать перевозку грузов.
Заявкой является заверенный уполномоченным представителем клиента документ на организацию перевозки и транспортно-экспедиторское обслуживание грузов. Заявка подается клиентом в рамках заключенного Договора и Протоколов согласования ставок на каждую отправку и является поручением на перевозку (пункт 1.3 договора ТЭ).
На основании пунктов 2.1.1, 2.1.5 договора ТЭ экспедитор обязан организовывать перевозку грузов автомобильным, железнодорожными морским транспортом в соответствии с настоящим договором, согласно заявкам клиента, оформленным надлежащим образом в соответствии с Приложением 1 к названному договору, составить экспедиторскую расписку в соответствии со сведениями, представленными клиентом в заявке.
В соответствии с пунктами 2.4.1, 2.4.6 договора ТЭ клиент обязан оформить и прислать экспедитору для согласования заявку на транспортные услуги с соблюдением требований, установленных пунктом 3.2 названного договора, не позднее 5-ти рабочих дней до начала перевозки.
При этом официальная заявка клиента является поручением для экспедитора по организации перевозки груза клиента. Заявки должны быть поданы в письменной форме и отправлены по факсу или электронной почте, либо доставлены в офис экспедитора курьером.
Обо всех изменениях в указанных в заявке сведениях клиент обязан незамедлительно сообщать экспедитору, не позднее 24 часов до начала загрузки, оплатить стоимость транспортно-экспедиционного обслуживания по выставленным счетам в сроки, оговоренные настоящим Договором, а также возместить все иные расходы экспедитора, связанные с исполнением дополнительных поручений клиента по организации перевозок, или возникшие по вине последнего.
В силу пункта 3 договора ТЭ (технология организации перевозки) конкретная перевозка осуществляется на основании информации, указанной в заявке (Приложение 1), подаваемой в соответствии с п. 2.4.1 названного договора. Все разделы (графы) заявки должны быть заполнены клиентом полностью и без исправлений, заверены печатью и подписью уполномоченного представителя клиента. Все записи, сделанные в заявке и заверенные подписями уполномоченных представителей сторон, являются окончательными и обязательно учитываются при наличии разногласий между сторонами.
Подтверждением принятия заказа клиента на перевозку груза является заявка, подписанная уполномоченным лицом от имени экспедитора и направленная клиенту по факсу либо электронной почте в срок, указанный в пункте 3.3 названного договора. Доставка грузов подтверждается соответствующими транспортными документами, подписанными представителями клиента либо уполномоченными представителями грузополучателя в месте доставки груза.
Исходя из пункта 5 договора ТЭ (цена договора и порядок расчетов) стоимость оказываемых экспедитором услуг по организации транспортно-экспедиционного обслуживания грузов клиента, определяется сторонами в соответствии с протоколами согласования ставок, составляемыми ежемесячно по форме, предусмотренной Приложением 2 к названному договору. Данные ставки включают в себя возмещаемые расходы (суммы компенсации расходов, предусмотренных для оплаты работ и (или) услуг третьих лиц, привлеченных экспедитором к исполнению настоящего договора), а также вознаграждение экспедитора. Подписанные протоколы согласования ставок являются неотъемлемой частью настоящего договора. Выставление счетов и плата за оказанные услуги происходит по факту прибытия в конечный пункт/склад назначения порт. Оплата услуг экспедитора, выраженных в долл. США, производится клиентом на основании счета экспедитора по курсу ЦБ РФ на дату оказания услуги, на дату прибытия судна в порт.
В рассматриваемом случае, в пакете документов, представленных декларантом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, какие-либо приложения к договору транспортной экспедиции отсутствовали, по запросу таможенного органа также не представлены, как и не представлены счёт и банковские платёжные документы по оплате счетов экспедитора, акт выполненных работ.
При таких обстоятельствах, отсутствие указанных документов также не позволило таможенному органу проверить полноту и правильность дополнительных начислений к стоимости сделки, учитывая, что товары ввезены на условиях поставки FOB Шанхай.
Мнение таможни о том, что представленная экспортная декларация содержит несопоставимые с декларируемым товаром сведения, также нашло своё подтверждение материалами дела.
Так, в экспортной декларации отсутствует номер инвойса/контракта, на основании которых перемещен товар. Кроме того, регистрационный номер декларации, QR-код и штрих-код должны быть идентичны между собой, однако в данном случае QR-код не читаем.
Между тем, экспортная декларация является одним из документов, способным подтвердить таможенную стоимость товара, в отличие от иных документов (инвойс, спецификация, коммерческое предложение) оформляется не продавцом, который находится в прямой коммерческой зависимости от покупателя и его интересов, а государственными органами страны отправления.
Сведения, содержащиеся в экспортной декларации, являются значимыми для осуществления контроля таможенной стоимости, подтверждающими результаты контроля государственных органов страны вывоза.
Поскольку поставка товара в рамках внешнеэкономической деятельности является единым непрерывным процессом, совершаемым сторонами сделки по обе стороны границы и оформляется при этом соответствующими документами, то указанные документы должны соответствовать содержанию сделки и не противоречить документам, составленным с другой стороны границы.
Подводя итог изложенному, коллегия отмечает, что в спорной ситуации со стороны декларанта отсутствовала должная степень раскрытия информации, позволившая таможенному органу в ходе контрольного мероприятия удостовериться в наличии всех необходимых сведений, подтверждающих обоснованность в рассматриваемом случае первого метода определения таможенной стоимости товаров.
От лица, ввозящего на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, разумно ожидать поведения, направленного на заблаговременное собирание доказательств, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота.
Таким образом, действуя разумно, декларант мог и должен был заблаговременно обеспечить поступление всех необходимых и возможных к представлению в таможенный орган документов, обосновывающих выявленные на этапе таможенного декларирования несоответствия.
Между тем, изложенные выше обстоятельства в своей совокупности позволяют сделать вывод о том, что декларант не устранил сомнения таможенного органа относительно правомерности выбора метода по стоимости сделки с возимыми товарами, следовательно, у таможенного органа имелись основания для принятия решения орт 14.11.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары по ДТ N 10702070/150922/3305448.
Отклоняя доводы, заявленные в апелляционной жалобе, судебная коллегия руководствуется следующим.
Согласно пункту 7 статьи 325 ТК ЕАЭС запрошенные в соответствии с пунктом 4 названной статьи документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, должны быть представлены декларантом: не позднее чем за 4 часа до истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 119 названного Кодекса, - если запрос документов и (или) сведений связан с проверкой сведений, содержащихся в таможенной декларации и документах, представленных при подаче таможенной декларации; не позднее чем за 2 часа до истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 119 названного Кодекса, - если запрос документов и (или) сведений связан с проверкой сведений, содержащихся в таможенной декларации и документах, представленных в соответствии с пунктом 2 названной статьи, и проверяемые сведения не влияют на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; не позднее чем за 1 рабочий день до истечения срока, установленного таможенным органом при продлении срока выпуска товаров в соответствии с пунктами 4-6 статьи 119 названного Кодекса, - если запрос документов и (или) сведений связан с проверкой сведений, содержащихся в таможенной декларации и документах, представленных в соответствии с пунктом 2 названной статьи, и проверяемые сведения влияют на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае срок для предоставления документов и (или) сведений был установлен таможней до 24.09.2022.
В соответствии с пунктом 14 статьи 325 ТК ЕАЭС документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом и не представленные в срок, указанный в пункте 7 названной статьи, для завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 314 названного Кодекса.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня представления запрошенных документов и (или) сведений, а если такие документы и (или) сведения не представлены в срок, установленный абзацем первым пункта 14 статьи 325 ТК ЕАЭС, - со дня истечения такого срока.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом в соответствии с пунктами 4 и 15 статьи 325 ТК ЕАЭС, либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не представлены в установленные статьей 325 ТК ЕАЭС сроки, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 названного Кодекса.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что в рассматриваемом случае отсутствует факт принятия решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации с нарушением срока.
В доводах жалобы общество указывает на то, что должностным лицом таможенного поста был указан срок для предоставления документов и (или) сведений при выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС до 23.12.2022.
Судебная коллегия, проверив данный довод установила, что установление таможенным органом указанного срока фактически следует из положений подпункта 3 пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС, в то время пункт 14 статьи 325 названного Кодекса предусматривает возможность декларанта представить документы и (или) сведения после выпуска товаров.
При таких обстоятельствах, в случае если установление срока в порядке подпункта 3 пункта 7 статьи 325 ТК ЕАЭС законодателем возлагается на таможенный орган (в данном случае 24.09.2022), то срок предусмотренный пунктом 14 статьи 325 названного Кодекса установлен законодателем и заявитель, являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности должен был знать положения таможенного законодательства в части установления срока представления документов и (или) сведений в порядке пункту 14 статьи 325 Кодекса.
В этой связи довод заявителя со ссылкой на ошибочность указания срока в запросе документов и (или) сведений от 15.09.2022 отклоняется как несостоятельный.
Ссылка общества на положения пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС также подлежит отклонению как не имеющая отношение к спорной ситуации, поскольку реализация права таможенного органа по запросу дополнительных документов и (или) сведений находится во взаимосвязи с действиями декларанта по представлению по запросу таможенного органа документов и (или) сведений либо объяснений причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют.
Таким образом, таможенным органом не проигнорированы положения пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС как полагает в жалобе общество, а не установлены правовые основания для применения данного нормативного положения, поскольку в установленный таможенным органом срок (до 24.09.2022) и в срок установленный пунктом 14 статьи 325 ТК ЕАЭС, декларантом документы и (или) сведения не представлены вовсе по запросу от 15.09.2022.
Коллегия отмечает, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации (пункт 3 статьи 108 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49) непредставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 рассматривая споры, связанные с результатами таможенного контроля таможенной стоимости, начатого до выпуска товаров, включая споры о возврате таможенных платежей в связи с несогласием плательщика с результатами таможенного контроля, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 313, 325 Таможенного кодекса вывод о неподтвержденности заявленной таможенной стоимости формулируется таможенным органом в соответствии с тем объемом документов, сведений и пояснений, которые были им собраны и даны (раскрыты) декларантом на данной стадии таможенного контроля.
Учитывая, что судебное разбирательство не должно подменять осуществление таможенного контроля в соответствующей административной процедуре, новые доказательства признаются относимыми к делу и могут быть приняты (истребованы) судом, если ходатайствующее об этом лицо обосновало наличие объективных препятствий для получения этих доказательств до вынесения оспариваемого решения таможенного органа.
Как установлено судом, в данном случае какие-либо объективные препятствия к предоставлению запрошенных таможенным органом документов и (или) сведений у декларанта отсутствовали.
Таким образом, действия заявителя по представлению в материалы настоящего дела документов уже после принятия таможенным органом решения от 14.11.2022 (заказы, документы по оплате, ведомость банковского контроля, поручение экспедитора, акт выполненных работ, счета на оплату, платежные поручения и т.д.), которые не являлись предметом таможенного контроля и не могли быть учтены при принятия оспариваемого решения, не могут быть направлены на подмену осуществления таможенного контроля судебным разбирательством, что не позволяет суду принять их в качестве доказательства выполнения декларантом обязанности по подтверждению заявленной таможенной стоимости на этапе подачи ДТ и в ходе таможенного контроля. Вместе с тем, коллегия отмечает, что при наличии фактически нового пакета документов, обосновывающих первоначально заявленную таможенную стоимость, общество не лишено возможности обратиться в таможенный орган в рамках предусмотренной ТК ЕАЭС процедуры по внесению изменений в ранее принятое решение.
В рассматриваемом же случае, представление непосредственно в суд документов после завершения таможенного контроля и принятия по его результатам соответствующего решения не может свидетельствовать о его незаконности.
Относительно несогласия общества с источником ценовой информации, применённым таможней, судебная коллегия установила следующее.
В пункте 15 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 Кодекса, применяемыми последовательно.
Согласно пункту 1 статьи 42 ТК ЕАЭС, в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 Кодекса, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров. Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная в соответствии со статьей 39 данного Кодекса и принятая таможенным органом.
Согласно статье 37 ТК ЕАЭС "однородные товары" - это товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенные из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.
Из решении таможни от 14.11.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10702070/150922/3305448 следует, что таможенная стоимость товара, задекларированного в спорной ДТ должна быть определена методом по стоимости сделки с однородными товарами на основании сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 10702070/120722/3210971.
При сравнении описания оцениваемых товаров и товаров, сведения о которых использованы таможенным органом в качестве источника ценовой информации, судом установлено, что оцениваемый товар, задекларированный в спорной ДТ N 10702070/150922/3305448, и товары, сведения о которых заявлены в декларации на товары, выбранный в качестве источника ценовой информации, в полной мере отвечает критериям однородности, установленным положениями статей 37, 42 ТК ЕАЭС.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при выборе источника ценовой информации требования статьи 42 ТК ЕАЭС были таможней соблюдены.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что решение Владивостокской таможни от 14.11.2022.о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10702070/150922/3305448 соответствует закону и не привело к нарушению прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при её рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при ее подаче, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.08.2023 по делу N А51-1129/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1129/2023
Истец: ООО "ПРЕНТО"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ