г. Санкт-Петербург |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А56-29699/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Сассиан М.В. по доверенности от 06.06.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28500/2023) общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Агидель" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.07.2023 по делу N А56-29699/2023 (судья - Анисимова О.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Агидель"
к Кингисеппской таможне
об оспаривании решений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Агидель" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене решений Кингисеппской таможни (далее - Таможня, Таможенный орган) от 16.02.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N N 10103080/070720/0043003, 10103080/090620/0036414, 10103080/160420/0025046, 10103080/160720/0045684, 10103080/170420/0025278.
Решением от 01.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, согласно которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что перечня документов, подтверждающих код ОКПД 2 законом не установлено. Полагает, что регистрационное удостоверение не является основополагающим документом для его классификации по Общероссийскому классификатору продукции, так же, полагает, что Общество подтвердило код ОКПД 2 и приложило к ДТ регистрационное удостоверение на медицинское изделие, которым является товар, то есть, Общество исполнило все требования закона о предоставлении льгот, следовательно, ввоз товара не подлежит обложению НДС.
Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Общества. Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с внешнеэкономическим контрактом от 26.11.2018 N 26/11-ME, заключенным ООО "Медицинский центр "Агидель" и компанией с ограниченной ответственностью "Ринал Хелс Организейшн Ю Кей Лимитед (Великобритания), ООО "Медицинский центр "Агидель" ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало по декларациям на товары (далее - ДТ) NN 10103080/070720/0043003 (товар N 1), 10103080/090620/0036414 (товар N 1), 10103080/160420/0025046 (товар N 2), 10103080/160720/0045684 (товар N 1), 10103080/170420/0025278 (товар N 1) товары "кровопроводящие магистрали для гемодиализа", код ОКПД 2 32.50.13.190, код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 9018 90 500 9.
В графе 36 указанных ДТ декларантом заявлены сведения о применении льгот по уплате таможенных платежей "ОООО-ХТ" (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий).
В графе 44 указанных ДТ под кодом 07012 в качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для применения льготы по уплате НДС, декларантом указано регистрационное удостоверение на медицинские изделия от 19.01.2009 N ФСЗ 2008/03396.
На основании статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Кингисеппской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Медицинский центр "Агидель", по результатам которой установлен факт неправомерного освобождения от уплаты НДС, что отражено в Акте камеральной таможенной проверки от 12.01.2023 N 10218000/210/120123/А000072.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия оспариваемых решений от 16.02.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10103080/070720/0043003, 10103080/090620/0036414, 10103080/160420/0025046, 10103080/160720/0045684, 10103080/170420/0025278.
Не согласившись с решением Таможенного органа посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, о законности оспариваемого решения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.
В декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей (статья 106 ТК ЕАЭС).
Документами, подтверждающими сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей (статья 108 ТК ЕАЭС).
Освобождение от налогообложения в отношении важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий применяется при предоставлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 (согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, действующему до 01.01.2017) также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и подпунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз и реализация в Российской Федерации медицинских изделий зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации при условии предоставления регистрационного удостоверения, подтверждающего факт государственной регистрации медицинского изделия и выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).
В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила N 1416), предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на медицинское изделие.
Регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим государственную регистрацию медицинского изделия (пункт 6 Правил N 1416).
В соответствии с НК РФ льгота по уплате НДС предоставляется в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке.
Согласно подпункту и пункта 56 Правил N 1416 в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в том числе, код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
Единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение.
Условием применения льготы по уплате НДС является соответствие кода Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия, указанного в регистрационном удостоверении, коду ОКП, включенному в Перечень.
Таким образом, освобождение от налогообложения товаров, указанных в Перечне, осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление, на основании регистрационного удостоверения Росздравнадзора, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинского изделия.
Для подтверждения льготы при ввозе изделия в соответствии с Примечанием 1 к Перечню следует руководствоваться указанными в нем кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при ввозе товаров в Российскую Федерацию для возможности их освобождения от НДС существенным является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП или ОКПД 2 в рамках одного пункта Перечня.
В соответствии со сноской "*" к Перечню (в редакции, действовавшей до 01.10.2019), код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 учитывается в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке до 01.01.2017.
Общество задекларировало по декларациям на товары (далее - ДТ) N N 10103080/070720/0043003 (товар N 1), 10103080/090620/0036414 (товар N 1), 10103080/160420/0025046 (товар N 2), 10103080/160720/0045684 (товар N 1), 10103080/170420/0025278 (товар N 1) товары "кровопроводящие магистрали для гемодиализа", код ОКПД 2 32.50.13.190, код ТН ВЭД ЕАЭС - 9018 90 500 9.
Для применения льготы в отношении указанного товара декларантом представлено регистрационное удостоверение на медицинские изделия от 19.01.2009 N ФСЗ 2008/03396.
Представленное декларантом регистрационное удостоверение выдано на медицинские изделия: "Набор магистралей: магистраль артериальная, магистраль венозная", код ОКП 93 9800 (регистрационное удостоверение от 19.01.2009 N ФСЗ 2008/03396). Указанное регистрационное удостоверение выдано до 01.01.2017, следовательно, в отношении ввозимых товаров применяется код ОКП.
Согласно пункту 7 раздела I Перечня код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 не соответствует коду ОКП 93 9800. Данный пункт для наборов медицинских устанавливает код ТН ВЭД ЕАЭС - 9018; код ОКП - 94 3700. Следовательно, в рассматриваемой ситуации, декларантом не соблюдены условия примечания 1 к Перечню для целей освобождения ввезенного товара от уплаты НДС.
Таким образом, представленные Обществом регистрационные удостоверения с кодом ОКП 93 9800 не являются основанием для предоставления льготы по уплате НДС в отношении спорных товаров, задекларированных по ДТ N N 10103080/070720/0043003, 10103080/090620/0036414, 10103080/160420/0025046, 10103080/160720/0045684, 10103080/170420/0025278.
Согласно положениям пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия), по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров, а также сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров определяется Комиссией.
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок)
Согласно положениям пункта 3 статьи 112 ТК ЕАЭС изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия), по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Согласно пункту 21 Порядка внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения по форме согласно приложению N 1. 16.02.2023
Таможня приняла решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графах 36, 47 ДТ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в Перечне код ОКП 93 9800 не поименован, принятые решения Кингисеппской таможни от 16.02.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ДТ N N 10103080/070720/0043003, 10103080/090620/0036414, 10103080/160420/0025046, 10103080/160720/0045684, 10103080/170420/0025278 являются законными и обоснованными, не нарушают прав и интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Общество могло воспользоваться правом на получение нового регистрационного удостоверения на спорный товар с кодом ОКПД 2 в целях соблюдения условий предоставления освобождения от уплаты НДС, установленных налоговым законодательством и исключения сложившейся спорной ситуации.
Ввезенные медицинские изделия зарегистрированы до 01.01.2017, и, соответственно, в рассматриваемой ситуации подлежит учету код (ОКП) ОК 005-93, содержащийся в регистрационном удостоверении на медицинское изделие, что прямо следует из сноски "*" к Перечню.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" декларация о соответствии и сертификат соответствия представляют собой документы, удостоверяющие соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Соответственно, указанные документы не могут служить документами, подтверждающими право на освобождение ввозимого на территорию Российской Федерации товара от уплаты НДС, подменяя собой по назначению регистрационное удостоверение.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149, пункта 2 статьи 150 НК РФ основанием для освобождения от уплаты НДС служит предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия, включенного в Перечень, которое содержит соответствующие товару код ОКП и ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с этим при принятии оспариваемых решений Кингисеппская таможня руководствовалась исключительно сведениями, содержащимися в регистрационном удостоверении на медицинское изделие. Учет сведений, содержащихся в иных документах (декларации о соответствии, сертификате соответствия), для целей применения льготы по уплате НДС противоречит действующим нормам налогового законодательства.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставлять в качестве подтверждения права на льготу по уплате НДС, в связи с чем, декларации о соответствии и сертификаты соответствия обоснованно представлены им в качестве основания для предоставления льготы по уплате НДС, противоречит нормам налогового законодательства, а именно положениям статьей 149, 150 НК РФ, согласно которым одним из условий освобождения ввозимых на территорию Российской Федерации медицинских изделий зарубежного производства от уплаты НДС является представление регистрационного удостоверения медицинского изделия, являющегося единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода классификации продукции ввезенного товара для целей применения льгот. Возможность предоставления иных документов для целей применения льготы законодателем не предусмотрена.
Отмена кодов ОКП и введение в действие кодов ОКПД2 на рассматриваемые правоотношения никак не повлияло, поскольку код ОКП 93 9800 изначально не был льготным.
Кроме того, ссылка Общества на упразднение кодов ОКП является несостоятельной, поскольку это обстоятельство не означает прекращения их использования, в частности, в целях проверки включения медицинского изделия в Перечень.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, принятые решения Кингисеппской таможни от 16.02.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные ДТ N N 10103080/070720/0043003, 10103080/090620/0036414, 10103080/160420/0025046, 10103080/160720/0045684, 10103080/170420/0025278 являются являются правомерными и обоснованными, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Поскольку судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 июля 2023 года по делу N А56-29699/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29699/2023
Истец: ООО "МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР "АГИДЕЛЬ"
Ответчик: Кингисеппская таможня