г. Киров |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А31-9133/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 25.07.2023 по делу N А31-9133/2022
по исковому заявлению департамента лесного хозяйства Костромской области (ОГРН 1074401000112, ИНН 4401071292)
к публичному акционерному обществу "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107),
третьи лица: областное государственное казенное учреждение "Галичское лесничество" (ОГРН 1024401437092, ИНН 4411000893), межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (ОГРН 1133340004401, ИНН 3329056771),
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском о взыскании с публичного акционерного общества "Россети Центр" (далее - ответчик, Общество) 197 550 рублей 20 копеек неустойки за нарушение технологии лесопользования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительности предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение "Галичское лесничество" (далее - Учреждение), межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 25.07.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование правомерности заявленных исковых требований истец, ссылаясь на акты осмотра лесосеки от 11.05.2021, указывает на оставление ответчиком не вывезенной в установленные сроки древесины на лесосеке, что нарушает условия подпункта "л" пункта 4.2 договора аренды лесного участка.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.09.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.09.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.06.2020 между Департаментом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N 11/2020 (далее - договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 2,8101 га, местоположение: Костромская область, Галичский муниципальный район, Галичское лесничество, Пригородное участковое лесничество, квартал 23, части выделов 37, 41, 43, 44, 46, 47, квартал 24, части выделов 28, 29, 30, кадастровый номер: 44:00:000000:385, учетный номер части 44:00:000000:385/96, вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункты 1.1, 1.2 договора).
Из пункта 1.3 договора следует, что часть лесного участка передается арендатору с целью строительства воздушной линии электропередач ВЛ-10 кВ.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, арендодатель и арендатор несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации (пункт 4.1 договора).
Согласно подпункту "л" пункта 4.2 договора за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ по расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорого, постройки, сооружения - 7-кратная стоимость не вывезенной в срок древесины, определенная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для древесины лесных насаждений по первому разряду такс во всех лесотаксовых районах.
Согласно пункту 6.1 договора срок аренды устанавливается с момента подписания и составляет 11 месяцев.
Участок передан Арендатору по акту приема-передачи от 03.06.2020 (приложение N 5 к договору).
11.05.2021 Учреждением проведен осмотр лесосек: в квартале 23, лесотаксационном выделе 37, лесосеке 1; в квартале 23, лесотаксационном выделе 41, лесосеке 1; в квартале 23, лесотаксационном выделе 43, лесосеке 1; в квартале 24, лесотаксационном выделе 29, лесосеке 1; в квартале 24, лесотаксационном выделе 30, лесосеке 1.
По результатам проверки составлены акты осмотра лесосек, которыми зафиксированы нарушения в виде оставления деревьев, предназначенных для рубки, оставления невывезенной в срок древесины, неудовлетворительной очистки мест рубок.
Ответственность за указанные нарушения предусмотрены подпунктом "л" пункта 4.2 договора аренды, в связи с чем Департамент начислил Обществу неустойку в размере 197 550 рублей 20 копеек.
Департамент направил Обществу претензию от 15.07.2021 с предложением добровольно внести сумму неустойки, однако требования претензии Обществом не исполнены, что послужило основанием для обращения Департамента в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов обеспечения обязательств является неустойка.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Таким образом, неустойка может быть начислена, если она предусмотрена законом или договором, за ненадлежащее исполнение обязательства.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1 статьи 45 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, установлен постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 N 604 (далее - Правила N 604).
Указанными правилами предусмотрен порядок реализации древесины.
Покупатель древесины обязан вывезти приобретенную древесину в течение 30 дней со дня заключения договора купли-продажи древесины. Ответственность покупателя за невывоз древесины в установленные сроки устанавливается договором купли-продажи древесины (пункт 25 Правил N 604).
Из материалов дела следует, что между Департаментом и Обществом заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Письмами от 30.04.2021 Общество уведомило Департамент о том, что вырубка деревьев для строительства воздушной линии электропередачи и создания необходимых условий для дальнейшей эксплуатации линейных объектов завершена 30.04.2021, указаны места (лесные участки) складирования древесины.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что предусмотренный договором вид использования лесного участка не предполагает возникновения у арендатора (Общество) права собственности на заготовленную древесину. Доказательств иного Департаментом не представлено.
В связи с изложенным, на Общество не может быть возложена обязанность по вывозу древесины, поскольку такая обязанность не предусмотрена нормами действующего законодательства относительно договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. В таком случае ссылка заявителя жалобы на подпункт "л" пункта 4.2 договора признается апелляционным судом несостоятельной в связи с отсутствием соответствующей обязанности арендатора в действующем нормативном регулировании.
Таким образом, оснований для взыскания с Общества неустойки за оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, при этом само по себе несогласие заявителя жалобы с судебным актом не является основанием для его изменения или отмены.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку Департамент на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 25.07.2023 по делу N А31-9133/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента лесного хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-9133/2022
Истец: Департамент лесного хозяйства Костромской области
Ответчик: ПАО "Россети Центр", ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Россети Центр"- "Костромаэнерго"
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской облостях, ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГАЛИЧСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО", ОГКУ "Мантуровское лесничество"