г. Владивосток |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А51-7937/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Г.Ю.Кантемировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-5767/2023
на решение от 18.08.2023
судьи Л.П.Нестеренко
по делу N А51-7937/2023 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЬФА ВЭД" (ИНН 2543169660, ОГРН 1222500025747)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484) об оспаривании решения от 01.04.2023 N РКТ-10702000-23/000330
о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС,
при участии:
от ООО "АЛЬФА ВЭД": представитель Савинова А.С. по доверенности от 20.04.2023, сроком действия до 31.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 16-255), паспорт;
от Владивостокской таможни: представитель Ануфриев О.Б. по доверенности от 23.08.2023, сроком действия до 23.08.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0802), служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АЛЬФА ВЭД" (далее - общество, заявитель, ООО "АЛЬФА ВЭД") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 01.04.2023 N РКТ-10702000-23/000330 о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Решением суда от 18.08.2023 суд удовлетворил заявленные требования и в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал таможенный орган возвратить обществу излишне уплаченные (взысканные) таможенные платежи по декларации на товары N 10702070/220223/3079054, размер которых определить на стадии исполнения решения суда, распределил судебные расходы.
Таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В доводах жалобы указывает на то, что суд не дал надлежащую оценку тому обстоятельству, что по сведениям декларанта максимальная скорость ввезенного товара составляет 20 км/ч, а по официальным данным дистрибьютора 30 км/ч. Считает, что данные обстоятельства имеют существенное значение по делу, поскольку от данных характеристик (критериев) зависит основание для отнесения спорного товара к подсубпозиции 9503 00 100 9 ТН ВЭД ЕАЭС или к товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС. Ссылку суда на товарную позицию 9503 00 ТН ВЭД ЕАЭС с указанием на то, что в неё включаются модели в уменьшенном размере ("в масштабе"), а ввезенный товар является не транспортным средством, а уменьшенной копией транспортного средства - квадроцикла, таможня считает необоснованной, поскольку из решения суда не ясно исходя из каких критериев суд отнёс спорный товар к уменьшенной копии транспортного средства - моделям. Данный вывод суда противоречит результатам таможенной экспертизы и заявленным декларантом сведениями. Более того, суд делает выводы в части систем торможения спорного товара без учета результатов таможенной экспертизы и представленных таможенным органом документов.
Принимая во внимание, что для разрешения вопроса по данной технической характеристике требовались специальные знания и таможенный эксперт обладает такими знаниями, выводы суда в рассматриваемой части без учета экспертизы, таможня считает необоснованными. Кроме того, обращает внимание на то, что в соответствии с заключением таможенного эксперта на поверхности представленного образца имеется этикетка с VIN номером. Исходя из положения "ГОСТ 33990-2016. Межгосударственный стандарт. Транспортные средства. Маркировка. Технические требования" (введен в действие Приказом Госстандарта от 15.06.2017 N 549-ст) (далее - Стандарт) код VIN: это буквенно-цифровая комбинация знаков, устанавливаемая изготовителем для транспортного средства с целью обеспечения должной идентификации каждого транспортного средства.
По мнению таможни, в данной части имеет место противоречие в позиции суда, поскольку с одной стороны суд относит спорный товар к моделям в уменьшенном размере, которые включены в Перечень товаров, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, а с другой, когда речь уже идет об облагаемом НДС, суд рассматривает предназначение товара - для развлечения детей и взрослых.
Таким образом, если исходить из данного подхода суда, спорный товар не предназначен исключительно для детей, что указывает об отсутствии основания для его отнесения к игрушкам на колесах с двигателем внутреннего сгорания, предназначенные для езды детей, именуемые "квадроциклы" (Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (Том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97)), а если принимать во внимание вывод Суда об отнесении товара к моделям в уменьшенном размере, то в части НДС Суд также приходит к ошибочному выводу.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание установленные в рамках таможенного контроля, фактические технические характеристики спорного товара (2 система торможения колес, максимальная скорость 30 км/ч, предназначение товара), Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (Том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97), правовые основания для отнесения спорного товара к подсубпозиции 9503 00 100 9 ТН ВЭД ЕАЭС отсутствуют. В свою очередь, данные обстоятельства позволяют говорить о правомерности их отнесения таможенным органом к подсубпозиции 8703 21 109 9 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с сем принятое таможней решение является законным и обоснованным.
Представитель таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества на доводы жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Согласно материалам дела, 22.02.2023 ООО "АЛЬФА ВЭД" во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) подана декларация на товары N 10702070/220223/3079054.
В графе 31 ДТ декларант описал товар, как игрушки на колесах с двигателем внутреннего сгорания, предназначенные для езды детей, именуемые квадроциклы, скорость не более 20 км/ч, масса нетто 37 кг (без учета упаковки), объем цилиндров 49смз, односкоростная трансмиссия, одна система торможения колес. предназначены для детей до 14 лет. поставляются в комплекте с аккумулятором, набором сервисный ключей, сервисной книжкой. Производитель JIANGSU SHARMAX MACHINE CO., LTD, тов. знак TIGER, торг. знак, марка TIGER Модель TIGER MINI.
Согласно графе 33 ДТ декларант классифицировал товар по коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 9503 00 100 9, как "трёхколёсные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол: прочие".
24.02.2023 таможенным постом в адрес декларанта направлен запрос документов и (или) сведений.
В этот же день при осуществлении таможенным органом проверки правильности классификации товара заявленного в спорной декларации, таможенным постом принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10702070/240223/ДВ/000086, проведение которой поручено региональному филиалу Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивосток.
25.02.2023 таможенным постом декларанту направлено уведомление о проведении таможенного досмотра.
По результатам проведения таможенного досмотра составлен акт от 26.02.2023 N 10702020/260223/101039.
26.02.2023 должностным лицом Первомайского таможенного поста Владивостокской таможни отобран образец ввезенного обществом товара, о чем составлен акт отбора проб и образцов товара N 10702020/260223/500027.
Результаты таможенной экспертизы отражены в заключении таможенного эксперта от 13.03.2023 N 12410007/0004145.
По результатам таможенного контроля таможенный орган принял решение от 01.04.2023 N РКТ-10702000-23/000330 о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товаров, задекларированных в ДТ N 10702070/220223/3079054 в подсубпозиции 8703 21 109 9 "Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили: транспортные средства только с поршневым двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием прочие: с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1000 см3: новые: прочие: прочие".
Не согласившись с решением таможенного органа от 01.04.2023 N РКТ-10702000-23/000330, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере осуществляемой им экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 106 ТК ЕАЭС определен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации. К таким сведениям подпунктом 4 пункта 1 данной статьи Кодекса отнесен код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, отнесены также документы о характеристиках товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Статьей 19 ТК ЕАЭС установлено, что Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Согласно пункту 2 этой же статьи Кодекса международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
В соответствии со статьей 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД. При таможенном декларировании классификация товаров не осуществляется в случае, если в соответствии с ТК ЕАЭС в таможенной декларации не подлежат указанию сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами. Выявление таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании является основанием для осуществления таможенным органом классификации товаров.
В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров по ТН ВЭД, классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
В момент спорного декларирования и принятия оспариваемого решения таможни приняты и действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийского экономической комиссии от 14.09.2021 N 80, содержащие Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ).
В частности правило ОПИ 1 устанавливает, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно ОПИ 3 (а) в случае, если в силу ОПИ 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров (ОПИ 3 (в)).
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение). Разделом 3 Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Согласно названной норме ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (п. 5 Положения).
Из пункта 6 Положения следует, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В силу пункта 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность, использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума N 49), суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Согласно материалам дела, общество при подаче ДТ N 10702070/220223/3079054 классифицировало спорный товар в товарной подсубпозиции 9503 00 100 9 ТН ВЭД, ставка ввозной таможенной пошлины 10%, НДС 20 % (графа 47 ДТ).
Таможенный орган по результатам таможенного контроля пришел к выводу о том, что товар, заявленный в указанной ДТ должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 8703 21 109 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Проверив правильность классификации товара, заявленного обществом и применённого таможней, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
Согласно Пояснениям к группе 95 ТН ВЭД (Общие положения) в данную группу включаются игрушки всех типов, предназначенных для развлечения детей и взрослых, а также оборудование для комнатных игр или игр на открытом воздухе, снаряды и приспособления для спорта, гимнастики или атлетики, некоторые принадлежности для рыбной ловли, охоты или стрельбы, карусели и прочие предметы для ярмарочных развлечений. В соответствии с пояснениями к товарной позиции 9503 ТН ВЭД ЕАЭС относятся трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере ("в масштабе") и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов.
В данную товарную позицию включаются, в том числе: (А) Игрушки на колесах. Эти изделия обычно приводятся в движение с помощью педалей, ручных рычагов либо прочих простых устройств, передающих силовой импульс колесам посредством цепи или стержня или, как в случае некоторых самокатов, путем непосредственного отталкивания ноги человека от пола или земли. Другие типы игрушек на колесах для катания детей могут просто перемещаться или подталкиваться другим человеком, или двигаться с помощью мотора.
Таким образом, в товарную позицию ТН ВЭД ЕАЭС 9503, под которой обществом заявлен ввезенный товар, входят в том числе игрушки на колесах, предназначенных как для езды детей, так и для подростков и взрослых.
В товарную группу 9503 00 ТН ВЭД ЕАЭС включаются: Трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере ("в масштабе") и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов: 9503 00 100 трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол: 9503 00 100 9 прочие.
В силу пояснений к ТН ВЭД, в данную товарную позицию включаются: (А) Игрушки на колесах. Эти изделия обычно приводятся в движение с помощью педалей, ручных рычагов либо прочих простых устройств, передающих силовой импульс колесам посредством цени или стержня или, как в случае некоторых самокатов, путем непосредственного отталкивания ноги человека от пола или земли. Другие типы игрушек на колесах для катания детей могут просто перемещаться или подталкиваться другим человеком, или двигаться с помощью мотора.
В число таких игрушек входят: - Детские трехколесные велосипеды и аналогичные предметы, кроме двухколесных велосипедов товарной позиции 8712. - Двух- или трехколесные самокаты, предназначенные для езды детей, а также подростков и взрослых, с регулируемой или нерегулируемой рулевой колонкой и небольшими жесткими колесами или колесами с надувными шинами. Иногда они оборудованы рулем велосипедного типа, ручным тормозом или ножным тормозом на заднем колесе. - Игрушки на колесах, приводимые в движение с помощью педалей или ручек, выполненные в виде животных. - Автомобили с педалями, часто имеющие форму спортивных машин, джипов, грузовиков и т.д. уменьшенных размеров. - Игрушки на колесах, приводимые в движение с помощью ручных рычагов. - Прочие игрушки на колесах (не оснащенные системой механической трансмиссии), предназначенные для перемещения или подталкивания и имеющие достаточно крупные размеры, чтобы в них могли передвигаться дети. - Детские автомобили, приводимые в движение мотором.
В свою очередь, товарная позиция 8703 ТН ВЭД ЕАЭС включает в себя "Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили". 8703 21 -- с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1000 см3 : 8703 21 109--- прочие: 8703 21 109 9 ----- прочие.
В соответствии с пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (Том V. Разделы XVI - XXI. Группы 85 - 97) в данную товарную позицию включаются моторные транспортные средства различных видов (включая моторные транспортные средства-амфибии), предназначенные для перевозки людей; однако в нее не включаются моторные транспортные средства товарной позиции 8702.
У транспортных средств данной товарной позиции могут быть двигатели любого типа (двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, газотурбинные двигатели, комбинации поршневого двигателя внутреннего сгорания с одним или несколькими электрическими двигателями и т.д.). Таким образом, спор в отношении классификации товара возник на уровне определения товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 9503 и 8703.
Согласно пункту 1 ГОСТа Р 51815-2001 "Квадрициклы. Общие технические требования" под квадрициклом понимается четырехколесное мототранспортное средство с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств.
В соответствии с описанием, заявленным в графе 31 спорной ДТ ввезённый товар представляет собой игрушки на колесах с двигателем внутреннего сгорания, предназначенные для езды детей, именуемые квадроциклы, скорость не более 20 км/ч, нетто-масса 37 кг (без учета упаковки), объем цилиндров 49 см, односкоростная трансмиссия, одна система торможения колес предназначены для детей до 14 лет, поставляются в комплекте с аккумулятором, набором сервисный ключей, сервисной книжкой.
Как верно указал суд первой инстанции, ТН ВЭД ЕАЭС не содержит самостоятельной товарной позиции, либо субпозиции и подсупозиции для классификации такого товара, как квадроцикл.
Согласно пункту 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что при проверке обоснованности классификационного решения суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении. Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимаются Евразийской экономической комиссией (пункт 4 статьи 19 ТК ЕАЭС).
Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС (Том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97), утвержденным в приложении 1 к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11 2017
21 в подсубпозицию ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 100 9 включаются игрушки на колесах с двигателем внутреннего сгорания, предназначенные для езды детей, именуемые
квадроциклы
, при условии, что не превышены следующие границы: - скорость не более 20 км/ч ; - нетто-масса не более 50 кг; - объем цилиндров не более 49 см
; - односкоростная трансмиссия; - только одна система торможения колес.
Согласно тексту товарной позиции 9503 00 ТН ВЭД в неё включаются модели в уменьшенном размере ("в масштабе"). В отличие от большинства игрушек на колесах данной подсубпозиции "квадроциклы" созданы для использования на пересеченной местности. Если характеристики "квадроцикла" не удовлетворяют хотя бы одному из вышеперечисленных критериев, он включается в товарную позицию 8703.
Как следует из вывода таможенного эксперта регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивосток в заключении от 13.03.2023 N 12410007/0004145, представленный на исследование образец товара имеет 2 системы торможения (независимые, раздельные (на передние колеса, на задние колеса). Представленный на исследование образец товара имеет двигатель внутреннего сгорания, бензиновый, двухтактный, с рабочим объёмом - 49 см?. Представленный на исследование образец товара имеет односкоростную трансмиссию. У представленного на исследование образца товара переключения для движения объекта исследования задним ходом не предусмотрено. У представленного на исследование образца товара максимальная скорость - согласно технической документации - 20 км/час. Из акта таможенного досмотра от 26.02.2023 N 10702020/260223/101039 усматривается, что вес нетто спорного товара составляет 41,325 кг., размеры 1020*565*425 мм.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что ввезённый товар является не транспортным средством, а уменьшенной копией транспортного средства - квадроцикла.
Согласно доводам таможни, ввезенные обществом квадроциклы, оснащены двумя системами торможения.
В соответствии с выводами таможенного эксперта, изложенными в заключении от 13.03.2023 N 12410007/0004145, представленный на исследование образец товара имеет 2 системы торможения (независимые, раздельные (на передние колеса, на задние колеса).
В результате осмотра объекта исследования таможенным экспертом установлено, что на задней оси установлен один тормозной диск, торможение осуществляется при помощи управления ручкой тормоза (посредством тросика управления), находящейся на руле (задний тормоз), а в передней части подвески: передние колеса имеют тормозные диски, управление торможением осуществляется через тросик отдельной ручкой тормоза (расположенной на руле) - передний тормоз.
Как следует из пунктов 3.27, 3.28 ГОСТ Р 52008-2003. "Государственный стандарт Российской Федерации. Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования" данный стандарт выделяет различные системы торможения мотовездеходов:
- Рабочая тормозная система;
- Стояночный тормоз (или ручной тормоз);
- Запасная стояночная система.
Рабочая тормозная система - это основная система, которая используется во время движения автомобиля для снижения скорости и полной остановки, а также для кратковременного удержания транспортного средства на месте до начала движения или до включения стояночного тормоза.
Стояночный тормоз ("ручник") - система, необходимая для удержания транспортного средства во время его стоянки, а также при остановке на горке и для начала движения на подъеме. Данный тормоз включается специальным рычагом, почему и получил название "ручник".
Запасная тормозная система дублирует основную, и при выходе последней из строя позволяет безопасно управлять транспортным средством. Обычно в качестве запасной системы выступает один из контуров основной тормозной системы, но на некоторых транспортных средствах она выполняется в виде автономной системы.
Рабочая тормозная система (п. 3.27) - основная система торможения, предназначенная для замедления движения и остановки мотовездехода.
Стояночная тормозная система (и. 3.28) - тормозная система, приведение которой в действие вызывает приведение в действие одного или более тормозных механизмов.
Учитывая изложенное правовое регулирование, а также представленную техническую документацию, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у ввезенных обществом квадроциклов имеется лишь одна система торможения (рабочая).
При этом согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 52008-2003 мотовездеходы должны иметь рабочую тормозную систему либо с органами управления, независимо действующими на колеса передней и задней осей, либо с органом управления, действующим на все колеса сразу, либо с органами управления того и другого вариантов.
При таких обстоятельствах, позиция таможни о том, на каких именно колесах (передних и/или на задних) установлена тормозная система, сколькими органами управления (ручка, педаль и т.п.) приводится в действие спорный квадроцикл, не имеет правового значения для определения кода товара в соответствии с товарной номенклатурой.
Поддерживая выводы в указанной части, судебная коллегия принимает во внимание, что игрушки на колесах, предназначенные для развлечения детей и взрослых (педальные автомобили, квадроциклы и другие подобные игрушки) с моторами и электрическими приводами прямо исключены из Перечня товаров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 % при ввозе на территорию Российской Федерации, в связи с чем облагаются НДС в размере 20%, оплата которого произведена обществом в указанном размере.
Данное обстоятельство, вопреки мнению таможни, также свидетельствует о том, что спорный товар не рассматривался обществом как предназначенный исключительно для детей.
Соответственно, у таможенного органа отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения от 01.04.2023 о классификации товара, задекларированного в ДТ N 10702070/220223/3079054, в соответствии с единой Товарной номенклатурой Евразийского экономического союза.
В отношении непринятия судом первой инстанции во внимание заключений таможенного эксперта, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств. Таким образом, экспертное заключение, как любое другое доказательство, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера, и подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами (часть 3 статьи 86 АПК РФ).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленные таможней заключения таможенного эксперта, были оценены судом первой инстанции наряду с другими доказательствами по делу.
С учётом изложенных обстоятельств, выводы суда первой инстанции о том, что таможня не доказала правомерность вынесенного ею решения от 03.11.2022 N 16-02-15/139 о классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товара, задекларированного в ДТ N 10702070/220223/3079054 и обоснованность классификации товара по коду 8703 21 109 9 ТН ВЭД, не опровергла достоверность доказательств, представленных заявителем в обоснование своих доводов, являются верными.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, требования заявителя применительно к части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно удовлетворены судом.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку ДВТУ и Владивостокская таможня, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.08.2023 по делу N А51-7937/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7937/2023
Истец: ООО "АЛЬФА ВЭД"
Ответчик: ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ