город Ростов-на-Дону |
|
26 октября 2023 г. |
дело N А32-33190/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бобровой М.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
дело N А32-33190/2022 по исковому заявлению департамента имущественных отношений Краснодарского края
индивидуальному предпринимателю Зимину Василию Николаевичу
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Зимину Василию Николаевичу (далее - ответчик, индивидуальный предприниматель) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 23:09:0101001:46 за период с 01.01.2018 по 31.12.2021 в размере 63571,45 руб., неустойки по состоянию на 17.12.2021 в размере 10604,74 руб.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 28.07.2023 исковые требования удовлетворены.
19.07.2023 Зимин Василий Николаевич обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.09.2022, заявив при этом ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы, мотивированное ненадлежащим извещением о судебном разбирательстве.
В обоснование ходатайства заявитель представил копию постановления судебного пристава - исполнителя от 04.07.2023 о взыскании с него денежных средств по решению суда.
Определением суда апелляционной инстанции от 07.08.2023 апелляционная жалоба принята к производству в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В целях всестороннего, полного исследования обстоятельств по делу, апелляционный суд определением от 19.09.2023 назначил судебное заседание для рассмотрения доводов жалобы о ненадлежащем извещении ответчика, одновременно направив запрос в почтовую службу.
Изучив ответ почтовой службы, апелляционный суд определением от 26.09.2023 перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции, в связи с выявленными процессуальными нарушениями на основании пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
Исследовав матери алы дела, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 25.06.2010 между администрацией муниципального образования Кавказский район Краснодарского края и индивидуальным предпринимателем Зиминым Василием Николаевичем заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, N 8809000145, в соответствии с которым ИП Зимину Василию Николаевичу во временное владение и пользование предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0101000:46 площадью 50200 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Родина" (участок N 117), в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к указанному договору и являющемся его неотъемлемой частью, предназначенный для сельскохозяйственного производства (фонд перераспределения).
Указанный договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) сделана соответствующая запись регистрации.
Согласно прилагаемой выписке из ЕГРН на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, 18.10.2004.
В рамках подпункта 4 пункта 8 и пункта 10.1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101 -КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края" в соответствии с письмами департамента от 26.01.2016 N 52-1069/16-32.19 и от 06.05.2016 N 52-9552/16-32.04 осуществлена плановая передача договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, государственные полномочия по которым прекращаются.
За период с 01.01.2018 по 31.12.2021 задолженность по арендной плате по указанному договору составила 63571,45 руб.
Истцом предпринимались меры по досудебному порядку урегулирования спора. Ответчику направлялась претензия N 52-38-05-35114/21 от 11.08.2021 с требованием уплатить задолженность по указанному договору аренды.
Названная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
При решении вопроса об обоснованности заявленных требований апелляционный суд руководствовался следующим.
В соответствии со статей 1 Земельного кодекса Российской Федерации к числу основных принципов земельного законодательства, в том числе определяющего обязанности землепользователей, отнесена платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
По смыслу пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Стороны договора обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
С учетом изложенного, независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (а также государственная собственность на которые не разграничена), подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта или с указанной в данном акте даты.
Согласно пункту 3.4. указанного договора, арендная плата исчисляется со дня фактической передачи земельного участка, в соответствии с пунктом 1.2 указанного договора, и вносится арендатором с момента заключения указанного договора в два срока: за первое полугодие не позднее 15 сентября текущего года, за второе полугодие не позднее 15 ноября текущего года, первый платеж вносится не позднее 10 календарных дней с момента заключения указанного договора.
Истцом в материалы дела представлен расчет суммы задолженности по арендной плате, согласно которому задолженность за период с 01.01.2018 по 31.12.2021 составила 63571,45 руб. (т.1, л.д. 7).
В материалах дела отсутствуют доказательства погашения задолженности.
Ответчиком данная сумма задолженности не оспорена, контррасчет не представлен.
Согласно пункту 3.10 Постановления главы администрации Краснодарского края "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" от 23.04.2007 N 345, департамент имущественных отношений Краснодарского края управляет и распоряжается в установленном законодательством порядке землями и земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, в том числе, в соответствии с пунктом 3.10.5, заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов, соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, принимает решение о перераспределении земель и (или) земельных участков в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" департамент имущественных отношений Краснодарского края обеспечивает защиту имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.
Таким образом, полномочиями по предоставлению в аренду спорного земельного участка обладает Краснодарский край, в лице уполномоченного органа -департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Доводы ответчика, изложенные на стадии апелляционного обжалования, о том, что истцом необоснованно при расчёта арендной платы применен повышающий коэффициент подлежат отклонению ввиду следующего.
Из расчёта департамента следует, что расчет арендной платы за спорный период произведен департаментом в соответствии с подпунктом 3.5.1 пункта 3.5 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2016 N 121 "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края, предоставленные в аренду без торгов" (далее - постановление N 121) с применением ставки арендной платы в размере 2% (в отношении земель сельскохозяйственного назначения, занятого сельскохозяйственными угодьями), а также коэффициентов инфляции.
Постановлением N 121 закреплено, что арендная плата рассчитывается в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельного участка, предоставленного (пункт 3.3.3) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства или животноводства, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3.1.7 пункта 3 (земельного участка, предоставленного гражданину, имеющему трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта) и подпунктом 6.2.4 пункта 6 (с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами Краснодарского края право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3.1.7 пункта 3 Порядка).
Из системного анализа приведенных норм следует, что на предпринимателя не распространяется действие льготы, предусмотренной пунктом 3.3.3 постановления N 121.
При этом законодательством предусмотрено принятие уполномоченным органом по заявлению правообладателя земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, решения об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Арендодатель при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования, в том числе, наличием документов, подтверждающих основания для принятия решения об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка испрашиваемому согласно классификатору виду разрешенного использования земельного участка.
Вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование" согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, имеет 20 подвидов разрешенного использования.
Департамент на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления об утверждении материалов о видах угодий принимает решение в отношении земельных участков краевой собственности об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка, представленного сенокосами и пастбищами, классификатору видов разрешенного использования - животноводство (для целей сенокошения и выпаса скота).
Департаментом утвержден административный регламент предоставления департаментом государственной услуги по принятию решения об установлении соответствия разрешенного использования находящегося в государственной собственности Краснодарского края земельного участка, указанного в заявлении, классификатору видов разрешенного использования земельных участков (приказ департамента от 27.09.2019 N 2016 опубликован на официальном сайте департамента diok.ki-asnodar.ru в подразделе "Нормативные правовые акты департамента" раздела "Деятельность").
При наличии оснований, указанных в регламенте, и принятии решения об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка виду отличному от указанного в договоре аренды в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка и его кадастровой стоимости.
Департамент вправе произвести перерасчет годового размера арендной платы от установленной кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" по ставке из расчета 0,3 процента от кадастровой стоимости, предусмотренной постановлением главы администрации Краснодарского края от 21.03.2016 N121 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края" (подпункт 3.3.3 пункта).
Между тем ответчик не обращался в департамент с заявлением об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Таким образом, исковые требования департамента документально обоснованы и подтверждены.
При принятии судебного акта также учитывается, что ранее в рамках дела N А32-24897/2018 с индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Зимина Василия Николаевича в пользу департамента имущественных отношений Краснодарского края взыскана задолженность по спорному договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 25.06.2010 N 8809000145 за предыдущий период с 01.07.2015 по 31.12.2017. Решение суда по делу N А32-24897/2018 не обжаловано и вступило в законную силу.
Также администрацией заявлено о взыскании пени по состоянию на 17.12.2021 в размере 10604,74 руб.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно пункту 6.2. спорного договора аренды, в случае невнесения арендной платы в установленный указанным договором срок (в т.ч. и по причине отсутствия денежных средств на расчетном счете), арендатор уплачивает пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Представленный истцом расчет проверен судом и признан произведенным арифметически и методологически верно.
Контррасчет пени ответчиком не представлен, доказательства погашения неустойки в связи с несвоевременным внесением арендной платы ответчиком также не представлены.
В соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции, согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), и принимает новый судебный акт.
Поскольку суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с рассмотрением дела в отсутствие доказательств надлежащего извещения ответчика, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2023 по делу N А32-33190/2022 отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зимина Василия Николаевича (ИНН 233200288210) в пользу департамента имущественных отношений Краснодарского края задолженность по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 23:09:0101001:46 N 8809000145 за период с 01.01.2018 по 31.12.2021 в размере 63571,45 руб., неустойку по состоянию на 17.12.2021 в размере 10604,74 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зимина Василия Николаевича (ИНН: 233200288210) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2967 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33190/2022
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Зимин В Н
Третье лицо: АО "Почта России"