город Воронеж |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А35-1776/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 октября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Пороника А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от ООО "Проммонтаж Сервис": Воробьева В.В. - представитель по доверенности от 13.04.2023, действительна до 14.04.2023, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области: Логачёва М.К. - представитель по доверенности от 10.01.2023 N 9, действительна до 31.01.2024, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Проммонтаж Сервис" на решение Арбитражного суда Курской области от 29.06.2023 по делу N А35-1776/2023 по заявлению по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области к обществу с ограниченной ответственностью "Проммонтаж Сервис" о взыскании 128 500 руб. 00 коп. финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ- СТАЖ за 2021 календарный год, за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 г., за январь, февраль, март, апрель, май 2022.
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курской области (далее - ОСФР по Курской области, Фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд к обществу с ограниченной ответственностью "Проммонтаж Сервис" (далее - ООО "Проммонтаж Сервис", Общество, страхователь) с заявлением о взыскании финансовых санкций в сумме 128 500 руб. 00 коп. за непредставление страхователем в установленный срок сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 календарный год, за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 г., за январь, февраль, март, апрель, май 2022 г.
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.06.2023 по деду N А35-1776/2023 заявленные требования удовлетворены частично, с Общества взысканы финансовые санкции в сумме 103 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за июль 2021 г. в сумме 9500 руб. 00 коп., за август 2021 г. в сумме 16000 руб. 00 коп., за сентябрь 2021 г. в сумме 18000 руб. 00 коп., за октябрь 2021 г. в сумме 500 руб. 00 коп., за февраль 2022 г. в сумме 28000 руб. 00 коп., за март 2022 г. в сумме 31000 руб. 00 коп., за апрель 2022 г. в сумме 500 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения требований ОСФР по Курской области, ООО "Проммонтаж Сервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в указанной части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Мотивируя доводы апелляционной жалобы, Общество ссылается на неправомерное привлечение к ответственности за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах в виде взыскания финансовой санкции, ввиду самостоятельного исправления ошибки до ее обнаружения органом Пенсионного фонда РФ и представления соответствующих уточнений (исправлений), что допускается по закону. По мнению заявителя жалобы, ОСФР по Курской области пропущен срок на обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании санкции за 2021 год, за июль 2021 года, за август 2021 года, за сентябрь 2021 года, за октябрь 2021 года, за ноябрь 2021 года, за декабрь 2021 года, за январь 2022 года (дата обращения в суд с исковым заявлением - 03.03.2023 года).
Также Общество указывает, что судом первой инстанции не рассмотрено заявление о снижении штрафных санкций.
В отзыве на апелляционную жалобу от 02.10.2023 ОСФР по Курской области ссылается на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, отсутствие нарушений судом норм материального и процессуального права. Фонд ссылается на то, что материалами дела подтверждается соблюдение порядка привлечения страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах и принудительного взыскания финансовых санкций. Также Фонд указывает, что ООО "Проммонтаж Сервис" не представил суду документальных доказательств, которые могли быть рассмотрены в качестве смягчающих обстоятельств, повлиявших на снижение финансовых санкций, тем более, что ранее страхователь привлекался к ответственности за аналогичные нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за май, сентябрь, октябрь 2021 года).
Исходя из содержания апелляционной жалобы судом установлено, что ООО "Проммонтаж Сервис" обжалует решение Арбитражного суда Курской области от 07.08.2023 в части удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ, суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Курской области по настоящему делу только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, на пересмотре решения суда в полном объеме не настаивают, возражений против пересмотра решения только в обжалуемой части не заявили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ООО "Проммонтаж Сервис", являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, представило сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ - СТАЖ (исходная) за 2021 (календарный год) - 10.01.2022 г. в отношении 42 застрахованных лиц.
Обществом 25.05.2022 г., что позже установленного срока - 01.03.2021, были представлены 2 дополняющие формы СЗВ-СТАЖ, вначале на 6 застрахованных лиц, потом еще на 2-х застрахованных лиц, которых не было в исходной форме. В связи с чем, количество застрахованных лиц всего было увеличено на 8 лиц. Позднее, 12.07.2022 г. Обществом была представлена дополняющая форма ещё на 1 застрахованное лицо.
Фондом, исходя из сопоставления ежемесячных сведений по форме СЗВ-М за 2021 год и сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год, представленных ООО "Проммонтаж Сервис", были выявлены расхождения в отношении:
- 19 застрахованных лиц за июль 2021 г.,
- 32 застрахованных лиц за август 2021 г.,
- 36 застрахованных лиц за сентябрь 2021 г.,
- 2 застрахованных лиц за октябрь 2021 г.
Сведения в отношении указанных лиц в составе исходных форм СЗВ-М за июль и август 2021 г., за сентябрь и октябрь 2021 года, обществом представлены не были, в том время как в форме СЗВ-СТАЖ они имелись.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления страхователю 11.01.2022 по телекоммуникационным каналам связи уведомлений об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации вместе с протоколом сверки, в котором страхователь был уведомлен о необходимости устранения имеющихся расхождений (ошибок) в течение пяти рабочих дней.
Уведомления вместе с протоколом проверки отчетности, получено и прочитано страхователем 17.01.2022, в связи с чем, расхождения (ошибки) в сведениях по форме СЗВ-М за июль, август 2021 г. устранены страхователем 25.05.2022 посредством представления дополняющих форм СЗВ-М за июль, август 2021 г.; расхождения (ошибки) в сведениях по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 г. устранены страхователем 25.05.2022 посредством представления дополняющей формы СЗВ-М за сентябрь 2021 г. Помимо этого, страхователем 12.07.2022 г. была представлена дополняющая форма ещё на 1 застрахованное лицо, которого не было в исходной и дополняющей форме от 25.05.2022. С учетом представленных исходной и дополняющих форм количество застрахованных лиц в сведениях увеличено на 1.
В отношении сведений за октябрь 2021 года расхождения (ошибки) в сведениях по форме СЗВ-М октябрь 2021 г. в отношении застрахованных двух лиц устранены страхователем 25.05.2022 г. посредством представления дополняющей формы СЗВ-М за октябрь 2021 г. При этом, страхователь ранее был привлечен к ответственности за указанный период в отношении застрахованного лица Рябова Алексея Геннадьевича, в связи с чем, страхователю вменяется нарушение в отношении 1 застрахованного лица - Рябова Сергея Геннадьевича.
Также Фондом было установлено, что сведения по форме СЗВ-М за февраль 2022 (исходная форма) при установленном сроке представления не позднее 15 марта 2022 г. фактически были представлены только 06.05.2022 г. в отношении 56 застрахованных лиц ; сведения по форме СЗВМ за март 2022 г. при установленном сроке представления - не позднее 15 апреля 2022 г. фактически представлены 06.05.2022 г. в отношении 62 застрахованных лиц
Помимо этого, в адрес страхователя 16.05.2022 г. по телекоммуникационным каналам связи было направлено Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями по форме СЗВ-М за апрель 2022 г. и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, вместе с протоколом проверки, в котором страхователь был уведомлен о необходимости устранения имеющихся расхождений (ошибок) в течение пяти рабочих дней.
Уведомление вместе с протоколом проверки отчетности получены и прочитаны страхователем 16.05.2022 г. Однако, расхождения в сведениях о застрахованных лицах за апрель 2022 г. были устранены страхователем 26.05.2022 г., т.е. с нарушением установленного 5-дневного срока на устранение выявленных расхождений (ошибок), посредством представления дополняющей формы СЗВ-М за апрель 2022 г. в отношении 1 застрахованного лица.
Таким образом, применительно к обстоятельством дела, касающимся обжалуемой части решения, ООО "Проммонтаж Сервис" были предоставлены:
- сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за февраль, март 2022 г. с нарушением установленного срока их представления,
- дополняющие сведения по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь, октябрь 2021 г., за апрель 2022 г. были представлены с нарушением 5-дневного срока, установленного законодательством в уведомлении Фонда, после обнаружения Фондом ошибок страхователя.
Указанные обстоятельства послужили в том числе основанием для составления ОСФР по Курской области следующих Актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: от 31.05.2022 г. N 056S18220004027, N 056S18220004030, N 056S18220004029, от 28.07.2022 г. N 056S18220005031, N 056S18220005032, N 056S18220005028, N 056S18220005027, N 056S18220005030, от 29.07.2022 г. N 056S18220005042, N 056S18220005038, N 056S18220005039, N 056S18220005040, N 056S18220005041, от 30.05.2022 г. N 056S18220003808, N 056S18220003809, N 056S18220003810, N 056S18220003811, от 23.06.2022 г. N 056S18220004171, от 12.07.2022 г. N 056S18220004016, от 23.05.2022 г. N 056S18220003439, N 056S18220003444, N 056S18220003447, от 20.06.2022 г. N 056S18220004411, от 09.06.2022 г. N 056S18220004262.
С учетом установленных нарушений, ООО "Проммонтаж Сервис" привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N27-ФЗ, Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) на основании следующих решений ОСФР по Курской области:
от 14.07.2022 г. N 056S19220004785 (сумма финансовой санкции составляет 3000 (6х500) руб.);
от 14.07.2022 г. N 056S19220004787 (сумма финансовой санкции составляет 1000 (2х500) руб.);
от 14.07.2022 г. N 056S19220004786 (сумма финансовой санкции составляет 3000 (6х500) руб.);
от 01.09.2022 г. N 056S19220005631 (сумма финансовой санкции составляет 500) руб.;
от 01.09.2022 г. N 056S19220005630 (сумма финансовой санкции составляет 500) руб.;
от 01.09.2022 г. N 056S19220005633 (сумма финансовой санкции составляет 500 руб.);
от 01.09.2022 г. N 056S19220005634 (сумма финансовой санкции составляет 500 руб.);
от 01.09.2022 г. N 056S19220005632 (сумма финансовой санкции составляет 500 руб.);
от 01.09.2022 г. N 056S19220005625 (сумма финансовой санкции составляет 500 руб.);
от 01.09.2022 г. N 056S19220005629 (сумма финансовой санкции составляет 500 руб.);
от 01.09.2022 г. N 056S19220005628 (сумма финансовой санкции составляет 500 руб.);
от 01.09.2022 г. N 056S19220005627 (сумма финансовой санкции составляет 500 руб.);
от 01.09.2022 г. N 056S19220005626 (сумма финансовой санкции составляет 500 руб.);
от 07.07.2022 г. N 056S19220004432 (сумма финансовой санкции составляет 9500 (19х500) руб.);
от 07.07.2022 г. N 056S19220004434 (сумма финансовой санкции составляет 16000 (32х500) руб.);
от 07.07.2022 г. N 056S19220004435 (сумма финансовой санкции составляет 18000 (36х500) руб.);
от 07.07.2022 г. N 056S19220004504 (сумма финансовой санкции составляет 500 руб.;
от 28.07.2022 г. N 056S19220005123 (сумма финансовой санкции составляет 1000 (2х500) руб.);
от 28.07.2022 г. N 056S19220005124 (сумма финансовой санкции составляет 500 руб.);
от 18.08.2022 г. N 056S19220005364 (сумма финансовой санкции составляет 4000 (8х500) руб.);
от 30.06.2022 г. N 056S19220004161 (сумма финансовой санкции составляет 7500 (15х500) руб.);
от 30.06.2022 г. N 056S19220004162 (сумма финансовой санкции составляет 28000 (56х500) руб.);
от 30.06.2022 г N 056S19220004163 (сумма финансовой санкции составляет 31000 (62х500) руб.);
от 21.07.2022 г. N 056S19220005023 (сумма финансовой санкции составляет 500 руб.)
Решения направлены в адрес Общества 20.07.2022 г., 06.09.2022 г., 13.07.2022 г.,02.08.2022 г., 24.08.2022 г., 06.07.2022 г., 27.07.2022 г. соответственно.
Таким образом, сумма финансовых санкций составила 128 500 руб. 00 коп., в связи с чем, в адрес страхователя были направлены следующие требования:
- от 17.08.2022 г. N 056S01220006560, N 056S01220006558, N 056S01220006562 с предложением добровольно оплатить суммы штрафов за 2021 календарный год, ноябрь 2021 г. в размере 3000 руб. по каждому требованию, за 2021 календарный год в размере 1000 руб. в срок до 19.09.2022 г.; 01.08.2022 г.
- от 05.10.2022 г. N 056S01220007420, N 056S01220007422, N 056S01220007414, N 056S01220007411, N 056S01220007416, N 056S01220007406, N 056S01220007423, N 056S01220007425, N 056S01220007426, N 056S01220007427 с предложением добровольно оплатить суммы штрафов за январь, февраль, март, апрель, май 2022 г., за 2021 календарный год, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 г. в размере 500 руб. по каждому требованию в срок до 08.11.2022 г.; 15.08.2022 г.
- от 10.08.2022 г. N 056S01220006211, N 056S01220006219, N 056S01220006215, N 056S01220006209 с предложением добровольно оплатить суммы штрафов за июль 2021 г. в размере 9500 руб., за август 2021 г. в размере 16000 руб., за сентябрь 2021 г. в размере 18000 руб., за октябрь 2021 г. в размере 500 руб. в срок до 12.09.2022 г.; 05.09.2022 г.
- от 31.08.2022 г. N 056S01220006979, N 056S01220006984 с предложением добровольно оплатить суммы штрафов за октябрь 2021 г. в размере 1000 руб., за январь 2022 г. в размере 500 руб. в срок до 03.10.2022 г.; 26.09.2022 г.
- от 21.09.2022 г. N 056S01220007173 с предложением добровольно оплатить сумму штрафа за декабрь 2021 г. в размере 4000 руб. в срок до 24.10.2022 г.; 08.08.2022 г.
- от 03.08.2022 г. N 056S01220005924, N 056S01220005928, N 056S01220005929 с предложением добровольно оплатить суммы штрафов за январь 2022 г. в размере 7500 руб., за февраль 2022 г. в размере 28000 руб., за март 2022 г. в размере 31000 руб. в срок до 05.09.2022 г.; 29.08.2022 г.
- от 24.08.2022 г. N 056S01220006769 с предложением добровольно оплатить сумму штрафа за апрель 2022 г. в размере 500 руб. в срок до 26.09.2022 г.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требований, в том числе требований об уплате финансовой санкции, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в размере 128 500 руб. 00 коп.
Удовлетворяя требования ОСФР по Курской области в части, суд признал обоснованным привлечение страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах в виде взыскания финансовой санкции в размере 103 500 руб., в том числе, за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М
- за июль 2021 г. в отношении 19 застрахованных лиц, что подтверждается дополняющей формой СЗВ-М за июль, исходной формой СЗВ - СТАЖ, уведомлением об устранении ошибок,
- за август 2021 г. в отношении 32 застрахованных лиц, что подтверждается дополняющей формой СЗВ-М за август, исходной формой СЗВ-СТАЖ за 2021 г., уведомлением об устранении ошибок,
- за сентябрь 2021 г. в отношении 36 застрахованных лиц, что подтверждается дополняющей формой СЗВ-М за сентябрь 2021 г., исходной формой СЗВ-СТАЖ за 2021 г., уведомлением об устранении ошибок,
- за октябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается дополняющей формой СЗВ-М за октябрь 2021 г., исходной формой СЗВ-СТАЖ за 2021 г., уведомлением об устранении ошибок,
- за февраль 2022 г. в отношении и 56 застрахованных лиц, что подтверждается исходной формой СЗВ-М за февраль 2022 г.,
- за март 2022 г. в отношении 62 застрахованных лиц, что подтверждается исходной формой СЗВ-М за март 2022 г.,
- за апрель 2022 г. в отношении 1 застрахованного лица, что подтверждается исходной и дополняющей формами СЗВ-М за апрель 2022 г., уведомлением об устранении ошибок.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ООО "Проммонтаж Сервис" сроков представления исходных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2022 и март 2022, что привело к начислению штрафных санкций в размере 59 000 руб., а также о нарушении пятидневного срока, установленного в уведомлениях Фонда о наличии расхождений в представленных сведениях за июль, август, сентябрь, октябрь 2021 года и апрель 2022 года, применительно к представлению дополняющих сведений, что привело к начислению штрафных санкций в размере 44 500 руб., удовлетворив требования Фонда о взыскании указанных штрафных санкций.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" и обстоятельств дела, общество в рассматриваемом периоде являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Законом N 27-ФЗ установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на основании пункта 1 статьи 8 которого сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядка заполнения формы указанных сведений" (действовало в спорный период).
На основании ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц.
Представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица.
Представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
В связи с вышеуказанным для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органу пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Проммонтаж Сервис" допущено несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М:
- за февраль 2022 г. в отношении 56 застрахованных лиц, что подтверждается исходной формой СЗВ-М за февраль 2022 г. от 06.05.2022, тогда как сведения подлежали представлению в срок не позднее 15.03.2022,
- за март 2022 г. в отношении 62 застрахованных лиц, что подтверждается исходной формой СЗВ-М за март 2022 г. от 06.05.2022, тогда как сведения подлежали представлению в срок не позднее 15.04.2022.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить (изменить) судебный акт в указанной части, апелляционная жалоба не содержит.
Расчет суммы штрафа (59 000 руб.) Фондом произведен верно:
- за февраль 2022 г. в отношении 56 застрахованных лиц в размере 28 000 руб.
- за март 2022 г. в отношении 62 застрахованных лиц в размере 31 000 руб.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает обоснованным взыскание с ООО "Проммонтаж Сервис" финансовых санкций в размере 59 000 руб.
Оценивая правомерность выводов суда области в части обоснованности требований Фонда о взыскании финансовых санкций в размере 44 500 руб. за представление дополняющих сведений с нарушением пятидневного срока, установленного в направленных страхователю уведомлениях Фонда о наличии расхождений в представленных сведениях за июль, август, сентябрь, октябрь 2021 года и апрель 2022 года, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предусматривает право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Статьей 19 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В период представления ООО "Проммонтаж Сервис" сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь, октябрь 2021 года, февраль, март, апрель 2022 года действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (начало действия Инструкции N 211н - 27.07.2020), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В пункте 38 Инструкции N 211н указано, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
При этом в пункте 40 Инструкции N 211н закреплено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, либо при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ООО "Проммонтаж Сервис" дополняющие формы в целях устранения обнаруженных Фондом ошибок после получения уведомлений Фонда от 11.01.2022 (получено 17.01.2022) и 16.05.2022 (получено в тот же день) в пятидневный срок представлены не были. Фактически ошибки в отчетности устранены 25.05.2022 и 26.05.2022.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются, не опровергнуты соответствующими доказательствами.
Поскольку страхователь дополнил и уточнил переданные им сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль, август, сентябрь, октябрь 2021 года по уведомлениям Фонда от 11.01.2022 только 25.05.2022, а за апрель 2022 по уведомлению от 16.05.2022 - только 26.05.2022, то есть с нарушением 5-дневного срока, согласованного со страховщиком, после того, как ошибки были обнаружены Фондом, то указанные действия страхователя правильно квалифицированы страховщиком по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ как непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, и страховщиком правомерно применены финансовые санкции в размере 500 рублей за каждого работника.
Расчет суммы штрафа (44 500 руб.) Фондом произведен верно:
- за июль 2021 г. в отношении 19 застрахованных лиц в размере 9 500 руб.
- за август 2021 г. в отношении 32 застрахованных лиц в размере 16 000 руб.
- за сентябрь 2021 г. в отношении 36 застрахованных лиц в размере 18 000 руб.
- за октябрь 2021 года в отношении 1 застрахованного лица в размере 500 руб.
- за апрель 2022 г. в отношении 1 застрахованного лица в размере 500 руб.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном привлечении Общества к ответственности в отношении сведений о застрахованных лицах ввиду того, что указанные ошибки самостоятельно исправлены страхователем, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку суд первой инстанции, изучив материалы дела, а также с учетом поведения страхователя, направленного на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований взыскания с Общества финансовых санкций в сумме 25 000 руб. за представление уточненных сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 г. в сумме 500 руб.. за октябрь 2021 г. в сумме 1000 руб., за октябрь 2021 г. в сумме 500 руб., за ноябрь 2021 г. в сумме 500 руб., за ноябрь 2021 г. в сумме 3000 руб., за декабрь 2021 г. в сумме 500 руб., за декабрь 2021 г. в сумме 4000 руб., за январь 2022 г. в сумме 7500 руб., за январь 2022 г. в сумме 500 руб., за январь 2022 г. в сумме 500 руб., за февраль 2022 г. в сумме 500 руб., за март 2022 г. в сумме 500 руб., за апрель 2022 г. в сумме 500 руб., за май 2022 г. в сумме 500 руб., по форме СЗВ-СТАЖ (3 формы) за 2021 г. - 4500 руб., ошибки по которым выявлены страхователем самостоятельно.
В отношении спорных сумм финансовых санкций, судом установлено, что расхождения были обнаружены Фондом самостоятельно, об этом уведомлен страхователь, которому предоставлено время для устранения установленных ошибок, однако в установленный пятидневный срок, указанные ошибки устранены не были.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске срока на обращения ОСФР по Курской области в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции являлся предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены с учетом даты подачи заявления (03.03.2023) и установленных сроков исполнения требований об уплате финансовых санкций, направленных Фондом в адрес ООО "Проммонтаж Сервис" (12.09.2022, 03.10.2022, 24.10.2022).
Также судом апелляционной инстанции учтено, что частью 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено право обращения территориального органа Фонда в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Фонда при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Фонда обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (часть 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В случае, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 100 000 рублей, взыскание финансовых санкций осуществляется путем подачи заявления о взыскании финансовых санкций в арбитражный суд.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушение сроков обращения ОСФР по Курской области в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций с ООО "Проммонтаж Сервис" в размере 128 500 руб., поскольку Фонд обратился в суд 03.03.2023, то есть в установленный шестимесячный срок со дня накопления (05.09.2022 г.) задолженности по штрафам, превышающей сумму 3000 руб.
Довод апелляционной жалобы о не рассмотрении судом первой инстанции заявления ООО "Проммонтаж Сервис" о снижении штрафных санкций подлежит отклонению судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Проммонтаж Сервис" в отзыве на заявление от 30.05.2023 заявило о возможном снижении штрафных санкций в 20 раз. При этом, обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, подтвержденных достаточными и достоверными доказательствами, судом первой инстанции установлено не было. Апелляционная жалоба Общества таких обстоятельств также не содержит.
Судом апелляционной инстанции таких обстоятельств также не установлено. установлено. Судебной коллегией учтено, что ООО "Проммонтаж Сервис" ранее привлекалось к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в частности:
* за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2021 г., что подтверждается решением о привлечении страхователя к ответственности N 056S 19210006842 от 29.07.2021 г.);
* за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 г., что подтверждается решением о привлечении страхователя к ответственности N 056S 19220001985 от 31.03.2022 г.);
* за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2021 г., что подтверждается решением о привлечении страхователя к ответственности N 056S 19220000438 от 20.01.2022 г.).
Таким образом, в действиях ООО "Проммонтаж Сервис" усматривается систематичность нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Более того, уведомления Фонда о необходимости устранения установленных нарушений остаются страхователем без надлежащего исполнения в установленный пятидневный срок.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований отмены судебного акта в обжалуемой части.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.06.2023 в обжалуемой части надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 29.06.2023 по делу N А35-1776/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проммонтаж Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-1776/2023
Истец: ОСФР по Курской области
Ответчик: ООО "Проммонтаж Сервис"