г. Вологда |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А05-4876/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 октября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Фирсова А.Д. и Холминова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповым Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 августа 2023 года по делу N А05-4876/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вектор" (ОГРН 1202900004031, ИНН 2918012331; адрес: 164200, Архангельская область, город Няндома, улица 60 лет Октября, дом 11, помещение 4; далее - общество) о взыскании 1 729 941 руб. 44 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения за 2020 год и 43 248 руб. 54 коп. пеней, начисленных за период с 16.01.2023 по 25.04.2023, с их последующим начислением по день фактической уплаты долга.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.08.2023 исковые требования удовлетворены.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что общество с 17.09.2020 по 19.09.2020 являлось ресурсоснабжающей организацией и поставляло потребителям тепловую энергию надлежащего качества, в связи с чем ему подлежит к возмещению разница между экономически обоснованным и льготным тарифом.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество в 2020 и 2021 годах являлось организацией, осуществляющей теплоснабжение на территории сельского поселения "Шалакушское" Няндомского муниципального района Архангельской области.
Предоставление обществу средств субсидии осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидии, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" (далее - Порядок) на основании заключенных министерством и обществом договоров о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения, от 03.12.2020 N 104 (далее - договор 2020 года) и от 01.02.2021 N 34-Т (далее - договор 2021 года).
В соответствии с распоряжением министерства от 02.09.2022 N 855-р в отношении общества проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению на нужды теплоснабжения, за 2020 и 2021 годы.
По результатам проверки составлен акт проверки от 08.12.2022 N 203/06-06/144, согласно которому министерством выявлено необоснованное получение обществом средств субсидии за 2020 год в сумме 1 744 361,98 руб., за 2021 год - в сумме 7 851,47 руб.
Министерство пришло к выводу о необоснованном получении обществом средств субсидии за 2020 год в размере 1 729 941,44 руб., поскольку на основании пункта 19 Порядка общество имело право включить в расчет субсидии объем тепловой энергии, поставленной населению не ранее чем с 20.09.2020.
В части вывода о необоснованном включении обществом в расчет субсидии за 2020 - 2021 годы объемов тепловой энергии в размерах 1,653 Гкал и 0,900 Гкал, соответственно, на общую сумму 22 272,01 руб. (14 420,54 руб. - субсидия за 2020 год; 7851,47 руб. - субсидия за 2021 год) министерство исходило из того, что факт реализации перечисленных объемов тепловой энергии не подтвержден, поскольку в представленных на проверку УПД, выставленных КУМИ администрации Няндомского района, отсутствовало наименование должностного лица, уполномоченного на подписание УПД со стороны потребителя, приравненного к населению, а также его подпись.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями обществу направлено требование от 15.12.2022 N 203/06-06/8912 о возврате средств субсидии в размере 1 752 213,45 руб.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании требования от 15.12.2022 N 203/06-06/8912 недействительным.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.03.2023 по делу N А05-171/2023, требование о возврате средств субсидии от 15.12.2022 N 203/06-06/8912 признано недействительным в части требования о возврате средств субсидии в размере 22 272 руб. 01 коп. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Поскольку требование в части возврата 1 729 941 руб. 44 коп. предприятием до настоящего времени не исполнено, министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в суд.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям.
В пункте 2 статьи 78 БК РФ указано, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, утверждён названным выше постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области".
Согласно пункту 24 Порядка министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, проводятся обязательные проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий (далее - проверки).
В ходе проверки министерством установлено, что обществом в расчет за сентябрь 2020 года был включен объем тепловой энергии, поставленный населению за период с 1 по 30 сентября 2020 года в размере 324,300 Гкал. При этом тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям на территории сельского поселения "Шалакушское", были установлены постановлением агентства 12.11.2020 N 57-т/20 и действовали с 20.11.2020.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Согласно пункту 6 Порядка субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям после установления агентством для данных организаций экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и льготных тарифов на тепловую энергию на текущий календарный год.
Целью предоставления субсидии является возмещение теплоснабжающим организациям недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (пункт 5 Порядка).
В пункте 14 Порядка (в редакции, действовавшей на дату исполнения договора 2020 года) установлен порядок расчета объема субсидии.
Аналогичный порядок расчета субсидии согласован сторонами в пункте 3.3 договора на 2020 год.
В соответствии с пунктом 3.2.3 договора 2020 года при расчете субсидии учитывается срок действия тарифов, установленных для получателя.
В пункте 14.1 Порядка в редакции, действовавшей на дату исполнения договора 2020 года, было также предусмотрено, что в случае, если получателем субсидии в текущем финансовом году тепловая энергия поставлена населению и потребителям, приравненным к населению, до дня введения в действие льготных тарифов на тепловую энергию, размер субсидии для получателя субсидии рассчитывается по формуле, предусмотренной пунктом 14 настоящего Порядка, с учетом объема тепловой энергии, поставленного населению и потребителям, приравненным к населению, со дня начала периода предоставления тепловой энергии, но не более чем за 60 календарных дней до дня введения в действие льготных тарифов.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям на территории сельского поселения "Шалакушское", были установлены постановлением агентства 12.11.2020 N 57-т/20 и действовали с 20.11.2020.
С учетом изложенного, общество имело право включить в расчет субсидии объем тепловой энергии, поставленный населению и потребителям, приравненным к населению, со дня начала периода предоставления тепловой энергии, но не более чем за 60 календарных дней до дня введения в действие льготных тарифов, т.е. не ранее, чем с 20.09.2020.
Факт необоснованного получения средств субсидии в сумме 1 729 941,44 руб. установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу N А05-171/2023.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доказательства возврата в областной бюджет спорной суммы ответчик не представил.
При таких обстоятельствах требование министерства о взыскании 1 729 941 руб. 44 коп. необоснованно полученных средств субсидии правомерно удовлетворено судом.
Доводы жалобы о необоснованности взыскания средств субсидии в виду наличия разницы между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом подлежат отклонению, поскольку убытки от осуществления регулируемого вида деятельности предметом настоящего спора не являются.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 августа 2023 года по делу N А05-4867/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
А.Д. Фирсов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4876/2023
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "Вектор"