город Ростов-на-Дону |
|
27 октября 2023 г. |
дело N А32-46042/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2023 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Глазунова И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
муниципального бюджетного учреждения муниципального образования городской
округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Муниципальный институт
генплана"
на определение Арбитражного суда Краснодарского края
от 31.08.2023 по делу N А32-46042/2023 об отказе в принятии обеспечительных
мер
по заявлению муниципального бюджетного учреждения муниципального
образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
"Муниципальный институт генплана"
к департаменту по финансам и бюджету администрации муниципального
образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Муниципальный институт генплана" (далее - заявитель, МБУ г. Сочи "МИГ") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту по финансам и бюджету Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным представления департамента по финансам и бюджету администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 02.06.2023 N 3 о принятии мер по возмещению ущерба, в части касающейся требования о возврате в бюджет муниципального образования денежных средств в размере 7 204 619, 0 руб., выплаченных в виде премий по результатам работ, а также требования о взыскании денежных средств с поставщика за товар, не соответствующий условиям муниципального контракта, в размере 204 066,66 руб.
Одновременно с заявлением МБУ г. Сочи "МИГ" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о приостановлении действия представления департамента по финансам и бюджету администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 02.06.2023 N 3 о принятии мер по возмещению ущерба, причиненного публично-правовому образованию городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, до вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2023 заявление МБУ г. Сочи "МИГ" о принятии обеспечительных мер оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, МБУ г. Сочи "МИГ" обжаловало определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило определение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что доказательством, свидетельствующим о причинения ущерба непринятием обеспечительных мер служит протокол об административном правонарушении N 13 от 19.07.2023, составленный на основании представления от 02.06.2023 N 3, являющегося предметом спора по делу N А32-46042/2023. Согласно протоколу, к административной ответственности привлекается должностное лицо учреждения, следовательно, непринятие судом первой инстанции обеспечительных мер привело к неблагоприятным последствиям.
Апелляционная жалоба на определение рассматривается судьей апелляционной инстанции единолично (абзац второй части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, вправе принять срочные временные меры, направленные на обеспечение заявленных требований или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Статьей 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен перечень обеспечительных мер, не являющийся исчерпывающим, поскольку арбитражным судом могут быть приняты иные, помимо названных в данном пункте, обеспечительные меры.
В силу части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. Поскольку такое приостановление является срочным, временным, направлено на обеспечение заявленных требований или имущественных интересов заявителя, оно представляет собой обеспечительную меру (иную), применение которой предусмотрено пунктом 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 Кодекса, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений. Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, определяет, насколько конкретная мера, о принятии которой просит заявитель, связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер (часть 3 статьи 140 ГПК РФ, часть 2 статьи 91 АПК РФ, части 1, 4 статьи 85 КАС РФ).
Суд принимает обеспечительные меры при установлении хотя бы одного из оснований для их принятия (часть 1 статьи 139 ГПК РФ, часть 2 статьи 90 АПК РФ, часть 1 статьи 85 КАС РФ).
В связи с этим при оценке доводов заявителя судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер; связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Согласно пункту 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 АПК РФ, части 2 статьи 85, статьи 223 КАС РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет совершения действий, предусмотренных данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением, уже совершены либо их осуществление началось (например, внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемые обеспечительные меры фактически исполнимы и эффективны, а также оценивать, может ли непринятие таких мер привести к причинению значительного ущерба заявителю, затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не может быть удовлетворено названное ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Кодекса, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения (часть 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что при разрешении вопроса о принятии мер по обеспечению судебного акта в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного акта государственного органа необходимо установить высокую степень вероятности существования фактов, способных затруднить исполнение судебного акта, причинить значительный ущерб заявителю, а также установить, что приостановление действия акта, решения не нарушит баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, не повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Не установив наличие указанных фактов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для принятия обеспечительных мер.
Довод апелляционной жалобы о составлении протокола об административном правонарушении в отношении директора учреждения в связи с неисполнением представления отклоняется судом апелляционной инстанции. Решение вопроса о привлечении или об отказе в привлечении лица к административной ответственности входит в компетенцию уполномоченного должностного лица административного органа. Кроме того, привлечение к административной ответственности может быть оспорено в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер, поскольку заявителем не представлены доказательства, подтверждающие законность и обоснованность их принятия, а также то, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, либо повлечет за собой причинение заявителям существенного ущерба.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.08.2023 по делу N А32-46042/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46042/2023
Истец: МБУ МО го к-к Сочи КК "Муниципальный институт генплана", муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края "Муниципальный институт генплана"
Ответчик: Департамент по финансам и бюджету администрации г. Сочи, Департамент по финансам и бюджету администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9834/2024
05.09.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11810/2024
11.06.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46042/2023
27.10.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16535/2023