г. Киров |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А82-20663/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
при участии в судебном заседании (с использованием системы веб-конференции):
представителя ответчика - Поваровой Т.В., действующей на основании доверенности от 03.08.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Красноперекопский Квартал"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.03.2023 по делу N А82-20663/2022,
по иску Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля (ИНН: 7601001097, ОГРН: 1027600677994)
к обществу с ограниченной ответственностью "УК Красноперекопский Квартал" (ИНН: 7604377637, ОГРН: 1217600011771),
третье лицо: Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области (ИНН: 7604077295, ОГРН: 1057600606612),
об обязании приступить к управлению МКД,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК Красноперекопский Квартал" (далее - ООО "УК Красноперекопский Квартал", Общество, ответчик) об обязании со дня вступления решения суда в законную силу приступить к управлению многоквартирными домами города Ярославля, расположенным по адресам:
- г. Ярославль, ул. Республиканская, дом 18; 20/2; 44/21; 70; 72 и 72а;
- г.Ярославль, ул. Розы Люксембург, дом 20 а;
- г. Ярославль, ул. Свердлова, дом 24;
- г. Ярославль, дома 10, 3 и 4 поселка Силикатного завода;
- г. Ярославль, Складской переулок, дом 8;
- г. Ярославль, ул. Советская, дом 15;
- г. Ярославль, Советский переулок, дом 2/23а;
- г. Ярославль, поселок Сокол, дом 17а;
- г. Ярославль, ул. Суздальская, дом 37 кор. 2 и дом 37 кор. 3;
- г. Ярославль, Суздальское шоссе, дом 5а;
- г. Ярославль, ул. Суркова, дома 3; 20/6;
- г. Ярославль, Тепловой переулок, дом 3 кор. 2;
- г. Ярославль, ул. Угличская, дома 57 и 59;
- г. Ярославль, ул. Ухтомского, дом 13;
- г. Ярославль, ул. Чайковского, дом 8 а.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.03.2023 исковые требования Департамента удовлетворены.
ООО "УК Красноперекопский Квартал" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что годичный срок, установленный пунктом 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в течение которого управляющая организация, определенная решением органа местного самоуправления осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, истек 31.03.2023. Также заявитель указывает, что 24.05.2022 Общество исключено из Перечня организаций для управления МКД, собственниками которых не выбран способ управления.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент указал на законность принятого судебного акта.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Истец и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которое должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В силу части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В части 17 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616) устанавливают порядок и условия определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (пункт 1).
Пунктом 2 Правил N 1616 предусмотрено, что решение органа местного самоуправления об определении управляющей организации должно содержать в том числе:
а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290;
б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ.
Согласно пункту 5 Правил N 1616 в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами N 75, одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Представление заявки на участие в конкурсе является согласием претендента выполнять работы и услуги за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса, а также предоставлять коммунальные услуги (пункт 55 Правил N 75).
Как следует из материалов дела, в марте 2022 года Общество направило в уполномоченный орган заявку на участие в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления МКД, расположенном по адресу: город Ярославль, ул. Малая Пролетарская,7 (л.д. 10).
Приказом Департамента от 31.03.2022 N 41, утвержден перечень организаций для управления МКД, в отношении которого собственниками помещений в МКД не выбран способ управления или выбранный способ не реализован (л.д. 14). В соответствии с приложением к приказу в указанный перечень включено, в том числе ООО "УК Красноперекопский Квартал".
Приказом Департамента от 31.03.2022 N 43 ООО "УК Красноперекопский Квартал" определено управляющей организацией в отношении спорных домов, что отражено в приложении N 1 (л.д. 16-17, 18).
Приложением N 2 к приказу N 43 утверждены перечень работ и услуг по управлению и содержанию спорных МКД и соответствующие тарифы (л.д. 19-117).
Письмом от 31.03.2022 Департамент уведомил ответчика об определении ООО "УК Красноперекопский Квартал" в качестве управляющей организации в отношении спорных домов (л.д. 118).
Письмом от 16.05.2022 Департамент просил Общество предоставить информацию о начале выполнения работ по управлению и содержанию МКД (л.д. 119).
Поскольку Общество не приступило к управлению МКД, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Как следует из материалов дела, и установлено апелляционным судом, в отношении спорных домов, указанных в приказе Департамента N 43, неоднократно проводились конкурсы по отбору управляющей организации, которые не состоялись, дома длительное время находятся без управления.
Общество, подав заявку на участие в конкурсе, добровольно согласилось на включение в перечень организаций для управления МКД, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом и приняла на себя обязательства по заключению договора управления на условиях, предусмотренных Правилами N 1616.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что приказ N 41 о включении ООО "УК Красноперекопский Квартал" в перечень организаций, осуществляющих управление МКД, собственниками которых не выбран способ управления, не оспорен, апелляционный суд приходит к выводу о том, что исполнение приказа N 43 является обязательным для ответчика. Процедура проведения конкурса по отбору управляющей организации проведена Департаментом в соответствии с Правилами N 1616.
Ссылаясь на пункт 17 статьи 161 ЖК РФ Общество указывает, что годичный срок, в течение которого управляющая организация, определенная решением органа местного самоуправления осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, истек 31.03.2023. Указанный довод отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, поскольку фактически Общество к исполнению своих обязанностей не приступило. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что 24.05.2022 ООО "УК Красноперекопский Квартал" исключено из перечня организаций для управления МКД, собственниками которых не выбран способ управления, отклоняется апелляционным судом, поскольку на момент принятия приказов N 41 и N 43, Общество соответствовало требованиям, предъявляемым к управляющим организациям, осуществляющим управление МКД, собственниками которых не выбран способ управления.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Департамента и обязал Общество приступить к управлению спорными многоквартирными домами со дня вступления решения в законную силу.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Решение суда от 29.03.2023 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.03.2023 по делу N А82-20663/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Красноперекопский Квартал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-20663/2022
Истец: Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля
Ответчик: ООО "УК КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ КВАРТАЛ"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ