г. Чита |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А19-26981/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д. В., Подшиваловой Н. С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2023 года по делу N А19-26981/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (ОГРН 1133850020545, ИНН 3808229774) к Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании незаконным предостережения от 20.10.2022 N 569,
третье лицо: индивидуальный предприниматель Ильин Алексей Валерьевич (ОГРНИП 3043380412100019, ИНН 380401179869),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (далее - заявитель, ООО "Байкальская энергетическая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, Служба) о признании незаконным предостережения от 20.10.2022 N 569.
Определением от 25.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ильин Алексей Валерьевич.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2023 года по делу N А19-26981/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2023 года по делу N А19-26981/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, судом неверно применены нормы Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354. Выводы суда о том, что рассматриваемое спорное помещение является самостоятельным зданием, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат сложившейся судебной практике.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором Служба выводы суда первой инстанции поддержала, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.09.2023.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решения Службы от 02.09.2022 N 606 ср-п с целью проверки информации, содержащейся в обращении Ильина А.В. от 08.07.2022 N 04-86-4694/22 о нарушении обязательных требований в части начисления платы за коммунальную услугу отопление за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 по нежилому помещению N 1001, расположенному по адресу: Иркутская область, г. Братск, ул. Парковая, д.10А, в отношении ООО "Байкальская энергетическая компания" как ресурсоснабжающей организации проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что Ильин А.В. является собственником нежилого помещения площадью 799,1 кв.м. с кадастровом номером 38:34:013601:179 (1/2 доля в общей долевой собственности), расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: Иркутская область, г. Братск, ул. Парковая, д.10А (далее - помещение N 1001).
Между Иркутским публичным акционерным обществом энергетики и электрификации (ПАО "Иркутскэнерго") (единая теплоснабжающая организация) и индивидуальным предпринимателем Ильиным А.В. (потребитель) заключен договор на предоставление тепловой энергии от 01.10.2019 N 4791, предметом которого является подача тепловой энергии и теплоносителя на тепловые установки предпринимателя, в том числе, в нежилое помещение N 1001, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Братск, ул. Парковая, д.10А.
В марте 2022 по указанному нежилому помещению произведен перерасчет (доначисление) по отоплению в размере 105 495,48 руб.
Служба установила, что ООО "Байкальская энергетическая компания" при доначислении платы за отопление нежилого помещения Ильина А.В. за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 нарушило требования пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, что выразилось в необоснованном суммировании обществом при осуществлении расчетов показаний двух приборов учета, которыми оборудован МКД N 10А по ул. Парковая г. Братска, в том числе общедомового прибора учета, не учитывающего тепловую энергию нежилого помещения N 1001. Результаты проверки отражены в акте от 10.10.2022 N 606/22.
По результатам проверки Службой обществу выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 20.10.2022 N 569, которым последнему предписано не допускать нарушение требований пункта 42 (1) Правил N 354 при выполнении корректировки платы за коммунальную услугу отопление в МКД N 10А; направить информацию о результатах рассмотрения предостережения в срок до 07.11.2022.
Не согласившись с предостережением от 20.10.2022 N 569, ООО "Байкальская энергетическая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 Положения о службе государственного жилищного надзора Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 26.11.2014 N 594-пп, Служба государственного жилищного надзора Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по региональному государственному жилищному надзору, лицензионному контролю.
В силу главы 3 Постановления Правительства Иркутской области от 01.03.2021 N 124-пп (ред. от 16.03.2023) "О реорганизации службы государственного жилищного надзора Иркутской области" Служба в соответствии с возложенными на нее задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля, в том числе, в части требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии со статьей 20 ЖК РФ Служба проводит проверки, предметом которых является соблюдение юридическими лицами Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.04.2023) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 данного Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
На основании части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, нежилое помещение N 1001, принадлежащее Ильину А.В., является 2-х этажным строением, расположенным между многоквартирными домами N 10 и N 10А по ул. Парковая г. Братска, и ему присвоен адрес- дом 10А ул. Парковая.
По обращению индивидуального предпринимателя Ильина А.В. от 06.07.2022 N 05 Службой проведена проверка правомерности произведенного обществом перерасчета тепловой энергии и установлено, что МКД N 10А по ул. Парковая г. Братска оборудован в 2013 году общедомовым прибором учета марки ТЭМ-104 N 1555338 (далее по тексту - ОДПУ). Согласно акту периодической проверки узла учета тепловой энергии, теплоносителя от 30.12.2021, выданному ресурсоснабжающей организацией ООО "Байкальская энергетическая компания", ОДПУ находится в работоспособном состоянии, введен в эксплуатацию до 19.05.2023.
Согласно документам, приложенным к обращению Ильина А.В., а также по информации общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Жилсервис" (письмо от 25.08.2022 N 459) Службой было установлено, что нежилое помещение N 1001 оборудовано общедомовым прибором учета тепловой энергии ТЭМ104 заводской N 495887 (далее - ОДПУ-2).
ООО "Байкальская энергетическая компания" произвело корректировку платы за отопление исходя из фактических показаний ОДПУ, которым оборудован МКД N 10А.
При этом из представленных в материалы дела доказательств следует, что нежилое помещение N 1001 не находится под учетом данного ОДПУ, а МКД N 10А имеет независимый от рядом расположенных строений, в том числе нежилого помещения N 1001 и жилых домов, ввод тепловых сетей, подключение сторонних потребителей к сетям теплоснабжения МКД N 10А отсутствует.
Из позиции заявителя, изложенной также в апелляционной жалобе, следует, что строение, в котором расположено нежилое помещение предпринимателя, имеет тот же адрес, что и МКД N 10А, а кадастровый номер помещения N1001 (38:34::013601:3072) согласно выписке из ЕГРН расположен в здании -многоквартирный жилой дом, адрес Братск, ул. Парковая, 10А, поэтому собственник Ильин А.В. наряду с собственниками жилых помещений указанного МКД обязан нести расходы на содержание общего имущества МКД, в том числе, за коммунальный ресурс отопление. В этой связи общество считает, что примененная им методика расчета объема поставленной тепловой энергии по формуле 3(1) приложения 2 к Правилам N 354 и определение объема тепловой энергии, поступившей в МКД, на основании совокупности показаний средств измерений (приборов учета), установленных на обоих тепловых узлах, является верной.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, который, давая им оценку, обоснованно исходил из следующего.
Определением суда от 24.05.2023 из органов технической инвентаризации были истребованы:
- технический паспорт на МКД N 10 А по ул. Парковая г. Братска;
- технический паспорт на здание, являющееся вставкой между многоквартирными домами N 10 и N 10А по ул. Парковая г. Братска, и относящееся согласно сведений из ЕГРН к МКД N 10А;
- иную техническую документацию, содержащую сведения о датах возведения МКД N 10А и здания, являющегося вставкой между многоквартирными домами N 10 и N 10А по ул. Парковая г. Братска.
Определением от 18.07.2023 у общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Жилсервис", в обслуживании которого находится МКД N 10А, судом истребованы поэтажный план помещений и экспликация к техническому паспорту на МКД N 10А по ул. Парковая г. Братска, а также пояснения относительно того, предъявляет ли управляющая компания помещению N1001 (здание, являющееся вставкой между многоквартирными домами N 10 и N 10А по ул. Парковая г. Братска) расходы по содержанию общего имущества МКД N 10А по ул. Парковая г. Братска.
Согласно ответу УК "Жилсервис" от 31.07.2023 управляющая компания не предъявляет помещению N 1001 расходы на содержание общего имущества МКД N 10А по ул. Парковая г.Братска, поскольку это отдельно стоящее здание, которое не имеет общедомового имущества с МКД N 10А и с МКД N10.
Согласно техническому паспорту на "Жилой дом и земельный участок по ул. Парковая N 10, составлен по состоянию на 20 декабря 1975 г." под литерами А и А1 отражены корпуса общежитий (на сегодняшний день МКД 10 и МКД 10А), и под литером А2 корпус кафе (на сегодняшний день - помещение N 1001). Согласно техническому паспорту помещение N 1001 представляет собой двухэтажное строение.
Согласно выписке из ЕГРП, а также технической документации, многоквартирный жилой дом N 10А по ул. Парковая, г. Братск, 1975 года постройки, является 5-ти этажным зданием, с тремя подъездами. Площадь жилых помещений определена как площадь общежития (технический паспорт 1975 года, технический паспорт по состоянию на 30.11.2013).
Таким образом, из представленных технических документов судом первой инстанции установлено, что строение -помещение N 1001- отвечает критериям самостоятельного здания.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что спорное помещение входит в состав МКД N 10А по ул. Парковая, подлежат отклонению как необоснованные.
Более того, судом первой инстанции исходя из Технических условий установлено, что эти объекты (МКД N 10А и помещение N 1001) имеют самостоятельное подключение к тепловым сетям.
В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.04.2023)(далее Правила N 354) "коллективный (общедомовый) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Нежилое помещение N 1001 не находится под ОДПУ МКД, а МКД не находится под ОДПУ нежилого помещения.
Таким образом, объем тепловой энергии, поступающей в МКД N 10 (Корпус 2), учитывается ОДПУ N 1555338, а объем тепловой энергии, поступающей в нежилое помещение N 1001, учитывается прибором учета N 495887.
При этом строение, в котором расположено нежилое помещение предпринимателя, в отапливаемую площадь МКД N 10А, который оборудован ОДПУ N 1555338, не входит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорожной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает правильные выводы суда первой инстанции, что нежилое помещение N 1001, представляющее собой отдельное строение с присвоенным адресом - дом 10А по ул. Парковая, юридически имеет единый адрес с МКД N10А по ул. Парковая, однако, фактически помещение N 1001 является самостоятельным зданием, подключение к тепловым сетям которого осуществлено независимо от МКД N 10А, и с последним у него отсутствует общедомовое имущество.
Соответственно, коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальных услуг и потребляемый при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 10А, не может быть учтен как потребленный помещением N 1001, имеющим свое независимое подключение к тепловым сетям, и не имеющим общего имущества с МКД N 10А.
Судом первой инстанции также верно отмечено, что здание-помещение N 1001 и МКД N 10А, оборудованные ОДПУ, имеющие единый адрес (д. 10А по ул. Парковая г. Братска), не дают оснований для корректировки платы за отопление по помещению N 1001, произведенной путем суммирования показаний средств измерения тепловой энергии, поставленной через каждый ввод тепловой сети в каждое здание.
На основании пункта 43 Правил N 354 объем потребленной нежилым помещением многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) данных Правил.
В силу пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Заявитель суммирует показания общедомовых приборов учета, используя формулу 3 (1), тогда как Служба правомерно разделяет их, указывая на необходимость применения формулы 3.
Поскольку каждая часть МКД N 10А (де-факто два различных здания) отапливалась отдельно, то при определении размера платы за отопление должны учитываться показания приборов учета, установленных на входах соответствующих отопительных систем, и площади жилых и нежилых помещений относящихся к этим системам обособленных частей многоквартирного дома.
Учитывая установленное, Служба правомерно установила нарушение обществом требований пункта 42 (1) Правил N 354, что выразилось в необоснованном предъявлении к оплате предпринимателю Ильину А.В. объема тепловой энергии, не потребленной нежилым помещением N 1001, в связи с чем, выдала ООО "Байкальская энергетическая компания" оспариваемое предостережение.
Таким образом, обоснованным является вывод суда первой инстанции, что предостережение от 20.10.2022 N 569, возлагающее на ООО "Байкальская энергетическая компания" обязанность не допускать нарушение требований пункта 42 (1) Правил N 354 при выполнении корректировки платы за коммунальную услугу отопление в МКД N 10А, вынесено Службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области в соответствии с законом, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и у суда отсутствуют основания для признания его незаконным.
Ссылка заявителя на судебную практику не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку судебные акты по указанным делам приняты при иных фактических обстоятельствах.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 августа 2023 года по делу N А19-26981/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-26981/2022
Истец: ООО "БАЙКАЛЬСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области
Третье лицо: Ильин Алексей Валерьевич, филиал ОГУП "ОЦТИ" - областное БТИ"