г. Тула |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А62-6319/2023 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дайнеко М.М., без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-эксплуатационная компания Уютный дом" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.08.2023 по делу N А62-6319/2023 (судья Л.А. Савчук), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению акционерного общества "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1086731007615; ИНН 6731069440) к обществу с ограниченной ответственностью "Строительно-эксплуатационная компания Уютный дом" (ОГРН 1156733018529; ИНН 6722029610) о взыскании задолженности по договору N 671913333И за период 01.01.2019 - 30.11.2022 в размере 312 757 руб. 68 коп.,
УСТАНОВИЛ:
указанным решением иск удовлетворен частично, ответчик обратился с апелляционной жалобой о его отмене, ссылается на то, что при подаче ходатайства о применении срока исковой давности в суд первой инстанции, полагал, что истцу будет отказано в иске. Указывает на то, что не является субъектом оспариваемых договорных отношений с истом, кроме того услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) ему не оказывались.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, поскольку частично удовлетворяя требования, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
В Смоленской области акционерное общество "Спецавтохозяйство" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО.
С 01.01.2019 АО "СпецАТХ" приступило к осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории всей Смоленской области.
В силу п. 4.4 ст. 154, ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) обращение с твердыми коммунальными отходами является возмездной коммунальной услугой.
На основании п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
Согласно и. 6 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические липа, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке но отношению к земельному участку, па территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Региональным оператором в адрес ответчика направлены для подписания два экземпляра договора N 671913333И на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор).
ООО "СЭК УЮТНЫЙ ДОМ" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, указанным в приложении к договору.
Указанный договор, подписанный с обеих сторон, не был возвращен региональному оператору.
По вопросу порядка заключения договора регионального оператора с юридическим лицом суд отмечает, что правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов, в свою очередь, также обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), а также форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Указанные Правила N 1156, в частности, устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8.4 Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 8.5-8.17 Правил N 1156 установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и действий потребителя и регионального оператора при обращении первого с заявкой на заключение такого договора.
Пунктом 8.15 Правил N 1156 предусмотрены последствия не урегулирования между потребителем и региональным оператором разногласий по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - в таком случае договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Пункт 8.17 Правил N 1156 предусматривает обязанность регионального оператора известить потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, а после утверждения единого тарифа на его услугу разместить в соответствующих средствах массовой информации адресованное потребителям предложение о заключении договора и текст.
В соответствии с п. 8.11, п 8.12 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Кроме того, в силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "СЭК УЮТНЫЙ ДОМ" является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и обязано в соответствии с подп. "п" п.4.3 договора производить оплату за оказанною коммунальную услугу региональному оператору по обращению с ТКО в размере и в сроки, которые определены договором.
Деятельность любого потребителя предполагает непрерывное образование отходов производства и потребления, в связи с чем пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ на собственников твердых коммунальных отходов (потребителей) возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, в свою очередь, при наличии заключенного соглашения с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, также является обязанным лицом по предоставлению услуг, связанных с обращением твердых коммунальных отходов и заключению соответствующего договора.
При этом, основанием возникновения правоотношений в связи с предоставлением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором и потребителем, в процессе деятельности которого образуются отходы, является не обращение потребителя к региональному оператору с заявкой на заключение договора и оформление сторонами договорных отношений в письменной форме, а факт использования потребителем услуг, которые предоставляет региональный оператор в определенной зоне деятельности.
В связи с непрерывностью процесса образования отходов у потребителей в процессе их деятельности факт пользования услугами регионального оператора предполагается, за исключением случая наличия у потребителя - юридического лица (индивидуального предпринимателя) в собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (пункт 6 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом "в" части 8(1) Правил N 1156 установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
По смыслу п. 8(1) Правил лица (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели), владеющие зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, являются собственниками ТКО (потребителями).
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением N 1156 (далее - типовой договор).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Указанные разъяснения приведены в письме от 09.07.2020 N 25-47/17005 Минприроды России.
Начисление оплаты за услуги по обращению с ТКО за период с 01.03.2019 по 31.08.2019 г. произведено региональным оператором в соответствии с условиями договора и Правилами учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
В рамках заключенного договора N 671913333И региональным оператором должнику оказаны услуги по обращению с ТКО за период 01.01.2019 - 30.11.2022 в размере 312 757 руб. 68 коп.
В соответствии с разделом договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчиком услуги за спорный период не оплачены.
06.03.2023 истец обращался в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика аналогичной заявленной в настоящем иске задолженности (дело N А62-1953/2023).
15.03.2023 вынесен судебный приказ, который определением от 31.03.2023 отменен в связи с поступлением возражений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 и частью 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) одним из оснований возникновения гражданско-правовых обязательств является договор.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативными актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Договор оформлен путем составления одного документа, от имени сторон подписан уполномоченными лицами, что соответствует пункту 2 статьи 434 ГК РФ.
Сведений об отказе от исполнения договора, либо его расторжении в установленном порядке, в материалы дела сторонами не представлены.
По своей правовой природе договор N 671913333И является договором возмездного оказания услуг, нормативное регулирование которого закреплено в ст.ст. 779 -781 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно положениям статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Региональным оператором услуги по обращению с ТКО оказывались в соответствии с условиями заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО и требования санитарно-эпидемиологических норм.
Претензий по качеству оказания услуг со стороны ООО "СЭК Уютный дом" в указанный период не поступало.
Подписанных в соответствии с условиями договора актов некачественного оказания услуг нет, в силу чего услуга по обращению с ТКО в рамках договора N 671913333И считается оказанной ответчику в полном объеме.
Потребители коммунальной услуги (собственники, наниматели) жилых помещений в многоквартирных домах (МКД), указанных в приложении к договору, оплату за оказанные услуги за с 01.01.2019 по 30.11.2022 включительно непосредственно региональному оператору не производили.
Ответчиком заявлено об истечении срока исковой давности обращения в суд с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права (пункт 1 статьи 204 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск (пункты 10, 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43).
В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита (пункт 1 статьи 204 ГК РФ), в том числе в случаях, когда суд счел подлежащими применению при разрешении спора иные нормы права, чем те, на которые ссылался истец в исковом заявлении, а также при изменении истцом избранного им способа защиты права или обстоятельств, на которых он основывает свои требования (часть 1 статьи 39 ГПК РФ и часть 1 статьи 49 АПК РФ).
По смыслу статей 199, 200 ГК РФ увеличение истцом размера исковых требований до принятия судом решения не изменяет наступивший в связи с предъявлением иска в установленном порядке момент, с которого исковая давность перестает течь.
Вместе с тем, если судом принято заявление об увеличении иска в отношении задолженности за периоды, которые при обращении с первоначальным требованием не заявлялись, то срок исковой давности по измененным требованиям перестает течь с даты заявления таких требований, а не с даты предъявления первоначального иска.
В силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Положение пункта 1 статьи 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ и АПК РФ требований.
В случае своевременного исполнения истцом требований, изложенных в определении судьи об оставлении искового заявления без движения, а также при отмене определения об отказе в принятии или возвращении искового заявления, об отказе в принятии или возвращении заявления о вынесении судебного приказа такое заявление считается поданным в день первоначального обращения, с которого исковая давность не течет (пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43).
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что настоящее исковое заявление поступило в Арбитражный суд Смоленской области 21.06.2023.
Ранее указанной даты истец 06.03.2023 обращался с заявлением о вынесении судебного приказа по аналогичным требованиям, судебный приказ от 15.03.2023 определением суда от 31.03.2023 отменен в связи с поступлением возражений от должника.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", согласно п. 3 ст. 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку.
В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры.
В соответствии с условиями договора п. 2.1. расчетным периодом понимается один календарный месяц.
Цена договора зависит от фактического объема вывезенного ТКО за расчетный период.
Оплата услуг за расчетный месяц осуществляется на основании выставленных региональным оператором платежных документов (счета и УПД).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что региональным оператором пропущен трехлетний срок исковой давности за расчетный период 01.01.2019-28.05.2020, в связи с чем, удовлетворил требования истца по взысканию задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 29.05.2020 по 30.11.2022 в сумме 216 923 руб. 40 коп.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм процессуального права и подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и норм процессуального права,
В соответствии с частью 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ответчиком не представлялось документов, впоследствии приложенных к апелляционной жалобе, в связи с чем, суд апелляционной инстанции отказывает ответчику в их приобщении.
Руководствуясь ст. 110, 265, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.08.2023 по делу N А62-6319/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6319/2023
Истец: АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "УЮТНЫЙ ДОМ"