г. Владимир |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А39-8735/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2023.
Полный текст постановления изготовлен 26.10.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шнякина Александра Александровича на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.07.2023 по делу N А39-8735/2022,
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Шнякина Александра Александровича к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о возврате излишне уплаченных страховых взносов на сумму 7 593 руб. 70 коп.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Шнякина Александра Александровича - Петров Д.В. на основании доверенности от 05.09.2022 сроком действия до 31.12.2023;
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия - Чибиркина И.Ф. на основании доверенности от 03.08.2023 сроком действия до 31.12.2023
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей индивидуального предпринимателя Шнякина Александра Александровича, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Шнякин Александр Александрович (далее - Предприниматель) зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 25.09.2006 за основным государственном регистрационным номером 303132626800033 и состоит на учете в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее - Фонд) в качестве страхователя.
Из справки N 96685 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 18.07.2022, полученной в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - Управление, налоговый орган), Предприниматель узнал о наличии у него переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в сумме 7593 руб. 70 коп.
Предприниматель 07.09.2022 обратился в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в размере 7593 руб. 70 коп.
В сообщении от 16.09.2022 налоговый орган проинформировал Предпринимателя о принятом принято решении N 27054 об отказе в возврате налогоплательщику (плательщику страховых взносов) страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017 в сумме 7593 руб. 70 коп.
Причиной отказа в возврате явилось нарушение срока подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы (заявление предоставлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты).
Кроме того, Предприниматель 17.11.2022 обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов.
Уведомлением от 30.11.2022 N 16 Фонд уведомил Предпринимателя о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в связи с отсутствием переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 7593 руб. 70 коп.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению и Фонду о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 7593 руб. 70 коп.
Решением от 04.07.2023 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что срок на обращение с заявлением о возврате переплаты по налогам им не пропущен.
По мнению Предпринимателя, в решении суда первой инстанции необоснованно делается вывод о том, что имеющаяся в материалах дела справка N 96685 по состоянию на 18.07.2022 с указанием на переплату по страховым взносам в размере 7593 руб. 70 коп. не может быть принята во внимание.
Предприниматель обращает внимание, что указанная справка выдана соответствующим государственным органом и подтверждает переплату по страховым взносам.
Фонд отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Представитель Фонда в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование и, соответственно, полномочия по возврату сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, переданы налоговым органам.
При этом согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов установлен в статьях 26 и 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017.
Согласно части 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В части 5 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов (часть 6 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты суммы налога.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О разъяснил, что данная норма не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности, в частности, установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08).
Законодательными актами Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей установлена обязанность самостоятельно производить уплату страховых взносов в Пенсионный фонд в установленных размерах и в установленные сроки исходя из социальных гарантий пенсионного обеспечения каждого гражданина и единых принципов исчисления трудовых пенсий.
С 01.01.2002 Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 167-ФЗ) введено обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивали суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ до 1 января 2010 года размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливался исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В период осуществления предпринимательской деятельностью Предпринимателю начислялись страховые взносы с даты регистрации до 31.12.2016.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ с 1 января 2010 года индивидуальные предприниматели уплачивали страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
Согласно части 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию уплачиваются в виде фиксированного платежа, определяемого как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В 2010 году стоимость страхового года составила 10 392 руб. (МРОТ х тариф страхового взноса х 12).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что за 2010 год Предпринимателем начислено страховых взносов в сумме 10 392 руб. на страховую пенсию (4330х20%х12), в сумме 571 руб. 56 коп. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) (4330 х 1,1% х 12), в сумме 1039 руб. 20 коп. в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) (4330 х 2% х 12).
Страховые взносы в размере 571 руб. 56 коп. в ФФОМС уплачены Предпринимателем в полном объеме по платежному поручению от 30.11.2010 N 48 (реестр поступления платежей от страхователя).
В 2011 году стоимость страхового года составила 13 509 руб. 60 коп. (МРОТ х тариф страхового взноса х12). За 2011 год Предпринимателем начислено страховых взносов в сумме 13 509 руб. 60 коп. на страховую пенсию (4330х26%х12), в сумме 1610 руб. 76 коп. в ФФОМС (4330 х 3,1% х12), в сумме 1039 руб. 20 коп. в ТФОМС (4330 х 2% х 12).
Страховые взносы в размере 1610 руб. 76 коп. в ФФОМС уплачены Предпринимателем в полном объеме по платежному поручению от 23.12.2011 N 241 (реестр поступления платежей от страхователя).
За 2012 год предпринимателем начислено страховых взносов в сумме 14 386 руб. 32 коп. на страховую пенсию (4611 х 26% х 12), в сумме 2821 руб. 93 коп. в ФФОМС (4611 х 5,1% х 12).
Страховые взносы в размере 2821 руб. 93 коп. в ФФОМС уплачены Предпринимателем в полном объеме по платежному поручению от 28.11.2012 N 25 (реестр поступления платежей от страхователя).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 N 243-Ф) с 01.01.2013 индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.
За 2013 год Предпринимателем начислено страховых взносов в сумме 32 479 руб. 20 коп. на страховую пенсию (2 х 5205 х 26% х 12), и в сумме 3185 руб. 46 коп. в ФФОМС (5205 х 5,1% х 12).
Страховые взносы в размере 3185 руб. 46 коп. в ФФОМС уплачены Предпринимателем в полном объеме согласно платежному поручению от 19.11.2013 N 746 (реестр поступления платежей от страхователя).
За 2014 год Предпринимателем начислено страховых взносов в сумме 17 328 руб. 48 коп. на страховую пенсию (5554 х 26% х 12), в сумме 3399 руб. 05 коп. в ФФОМС (5554 х 5,1% х 12).
Страховые взносы в размере 3399 руб. 05 коп. в ФФОМС уплачены Предпринимателем в полном объеме по платежному поручению от 05.12.2013 N 333 (реестр поступления платежей от страхователя).
За 2015 год Предпринимателем начислено страховых взносов на ОМС в сумме 3650 руб. 58 коп. (5965х5,1%х12), за 2016 год - 3796 руб. 85 коп. (6204х5.1%х12).
За 2015 и 2016 годы страховые взносы на ФФОМС Предпринимателем не были оплачены своевременно.
По лицевому счету Предпринимателя числилась переплата по страховым взносам на ОПС за 2014 год в сумме 26 924 руб. 38 коп, излишне уплаченная по платежному поручению от 07.04.2015 N 011F01150000646.
На основании заявления Предпринимателя от 01.04.2016 о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов вышеуказанная переплата в сумме 19 356 руб. 48 коп. зачтена в счет уплаты страховых взносов на ОПС в фиксированном размере за 2016 год, в сумме 7447 руб. 43 коп. (3650,58+3796,85) в счет уплаты страховых взносов на ОМС за 2015 год и 2016 год, а также сумма в размере 120 руб. 47 коп. в счет погашения пени.
Предприниматель 17.11.2022 обратился в Фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 7593 руб. 70 коп.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, Фондом проведен анализ состояния расчетов по страхователю и выгрузки сальдовых остатков в налоговый орган, в ходе которого выявлено, что по техническим причинам программным комплексом ошибочно была создана переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7593 руб. 70 коп. По сведениям Фонда фактически переплата отсутствует.
Для устранения расхождений в представленных сведениях Фондом проведена сверка с налоговым органом сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, образовавшихся на 01.01.2017, переданных в налоговые органы.
По результатам сверки, в связи с необходимостью уточнения сведений при самостоятельном установлении Фондом несоответствия ранее представленных сведений, в соответствии с совместным письмом Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 06.09.2017 N НП-30-26/13859/ЗН-4-22/17710@, 17.11.2022 принято решение о корректировке сведений о начисленных суммах страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 7593 руб. 70 коп. Данная информация принята налоговым органом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что выданная налоговым органом справка N 96685 по состоянию на 18.07.2022 по причине технического сбоя в программе электронной передачи данных от Фонда в налоговый орган содержала недостоверные сведения о наличии у Предпринимателя переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 7593 руб. 70 коп.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание представленную Предпринимателем в материалы дела справку N 96685 по состоянию на 18.07.2022 с указанием на переплату по страховым взносам в размере 7593 руб. 70 коп. в качестве доказательства наличия переплаты в заявленном размере.
Предпринимателем суду не представлены документы, свидетельствующие об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в определенный отчетный период в размере большем, чем следовало.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов и не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания факта переплаты налога, уплачиваемого в бюджет без учета иных документов, исследование которых необходимо для установления факта переплаты.
Сама по себе справка N 96685 по состоянию на 18.07.2022 в отсутствие документов, подтверждающих уплату денежных средств в бюджет, не свидетельствует о наличии переплаты - зачислении за счет налогоплательщика сумм налога в бюджет в размере, превышающем его налоговые обязательства.
Как правильно указал суд первой инстанции, наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Предпринимателем надлежащие доказательства наличия у него переплаты в требуемой к возврату сумме суду первой инстанции не представлены.
Не представление Предпринимателем вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации этих доказательств не позволяет достоверно установить как сами обязательства, обусловившие их возникновение в качестве переплат, так и определить начало течения срока для решения вопроса об их возврате.
На основании изложенного суд первой инстанции правильно отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Предпринимателя. Неверно уплаченная по платежному поручению от 03.08.2023 N 79 государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату Предпринимателю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 04.07.2023 по делу N А39-8735/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Шнякина Александра Александровича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Шнякину Александру Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, неверно уплаченную по платежному поручению от 03.08.2023 N 79.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-8735/2022
Истец: ИП Шнякин Александр Александрович
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия
Третье лицо: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Мордовия