г. Владимир |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А43-15335/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.08.2023 по делу N А43-15335/2023,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сиз-Пром" (ИНН 5214014183, ОГРН 1205200036777) о признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области от 27.04.2023 N 520923100005203.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Сиз-Пром" (далее - Общество, страхователь) зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отделом проверок N 5 Управления организации администрирования страховых взносов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Фонд, страховщик) в отношении Общества 21.03.2023 проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - расчет) за 2022 год, представленного Обществом 13.01.2023.
В ходе проверки выявлено несоответствие сведений, представленных страхователем, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у страховщика, а именно:
- показатель "Основной ОКВЭД" по данным страхователя не равен показателю по данным Фонда (по данным страхователя - ОКВЭД 14.19.13, по данным Фонда - 13.99);
- не совпадает размер страхового тарифа (по данным расчета страхователя - 0,2 %, по данным Фонда - 1,7 %).
По итогам проверки установлена недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.10.2022 по 31.12.2022 в размере 93 314 руб. 17 коп., образовавшаяся в результате применения заниженного страхового тарифа.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте камеральной проверки от 21.03.2023 N 520923100005201.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 27.04.2023 N 520923100005203, в соответствии с которым Обществу предъявлен штраф за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате неправильного исчисления страховых взносов в размере 17 851 руб. 14 коп., начислены пени в сумме 488 руб. 43 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 93 314 руб. 17 коп.
Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Фонда от 27.04.2023 N 520923100005203.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 24.08.2023 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель жалобы утверждает, что документы о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2022 год от страхователя не поступали вообще.
Фонд поясняет, что поскольку от Общества в срок по 15.04.2022 в Фонд не поступили документы для подтверждения основного вида деятельности, в соответствии с пунктом 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (далее - Порядок) страхователю на 2022 года установлен страховой тариф в размере 1,7 % по коду ОКВЭД 13.99 и 28.04.2022 ( в срок до 01.05.2022) Общество было уведомлено об установлении страхового тарифа исходя из вида деятельности, соответствующего этому классу профессионального риска.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Согласно статье 4 Федерального закона N 125-ФЗ одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы (их заверенные копии), являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с частью 1,3 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Необходимость ежегодного подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя является безусловным основанием для установления страхователю страхового тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на текущий год.
В соответствии с пунктом 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствие с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Согласно пункту 3 Порядка для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к Порядку;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к Порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
С учетом вышеприведенных правовых норм документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, страхователем должны быть представлены в срок с 01.01.2022 по 15.04.2022.
В указанный срок Общество необходимые документы не представило, в связи с чем 25.04.2022 Фондом вынесено уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Обществу установлен тариф исходя из указанного в ЕГРЮЛ вида деятельности, имеющего наиболее высокий класс профессионального риска ( "Производство прочих текстильных изделий, не включенных в другие группировки" - ОКВЭД 13.99).
Общество 15.02.2023 направило в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по ОКВЭД 14.19.13 - "Производство трикотажных или вязаных перчаток, рукавиц (варежек) и минеток". Обществом 11.05.2023 сдана отчетность по форме 4-ФСС за 3 и 4 квартал 2022 года исходя из тарифа по основному виду экономической деятельности - 0,4%.
Платежными поручениями от 06.09.2022 N 105, от 11.10.2022 N 231, от 30.12.2022 N 648, от 11.05.2023 N 690 страховые взносы за 3, 4 кварталы 2022 годы на основании сданной отчетности Обществом оплачены полностью.
Таким образом, документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, направлены Обществом в Фонд только 15.02.2023, то есть уже после вынесения Фондом уведомления, но до принятия оспоренного решения.
Однако, страхователь, не представивший в установленный срок документы, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности. Во исполнение принципа дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска Фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, право Фонда на основании пунктов 3 и 5 Порядка самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а является мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция ранее изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
При этом виды деятельности Общества, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право Фонда, установленное в пункте 5 Порядка, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей Фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Как установил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае после вынесения Фондом уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.04.2022 Общество 15.02.2023 направило посредством АО "ПФ "СБК Контур" в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2022 год по ОКВЭД 14.19.13 ("Производство трикотажных или вязаных перчаток, рукавиц (варежек) и митенок), справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (электронное дело). Поскольку Общество включено 10.08.2022 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, пояснительную записку к бухгалтерскому балансу за предыдущий год оно не представляло.
В этой связи судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Фонд о том, что документы о подтверждении основного вида экономической деятельности на 2022 год Общества вообще не направляло в Фонд.
При этом, из пояснений Общества следует, что фактически деятельность начала осуществляться им с августа 2022 года, что подтверждается отчетностью по форме СЗВ-Стаж за 2022 год (электронное дело).
Обществом 11.05.2023 сдана отчетность по форме 4-ФСС за 3 и 4 квартал 2022 года исходя из тарифа по основному виду экономической деятельности - 0,4%.
Платежными поручениями от 06.09.2022 N 105, от 11.10.2022 N 231, от 30.12.2022 N 648, от 11.05.2023 N 690 страховые взносы за 3, 4 кварталы 2022 годы на основании сданной отчетности оплачены полностью.
Таким образом, на дату вынесения оспариваемого решения N 520923100005203 от 27.04.2023 у Фонда имели сведения об основном виде экономической деятельности Общества. Представленные Обществом документы Фонд должен был оценить и учесть при определении размера страхового тарифа при вынесении оспоренного решения. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Исследовав материалы дела в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решение Фонда от 27.04.2023 N 520923100005203 не соответствует действующему законодательству и нарушает законные права и интересы Общества.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как противоречащие материалам дела и основанные на ошибочном толковании закона.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Фонд от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.08.2023 по делу N А43-15335/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-15335/2023
Истец: ООО "СИЗ-ПРОМ"
Ответчик: Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области
Третье лицо: Назарычев Леонид Иванович