г. Челябинск |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А07-15173/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго", Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2023 по делу N А07-15173/2023.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Кульшарипов И.Р. (доверенность от 09.01.2023, диплом),
общества с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго" - Лукманова З.Р. (доверенность от 01.01.2023, диплом).
Кугубаева Ольга Леонидовна (далее - заявитель, Кугубаева О.Л.) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об отмене определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее - административный орган, антимонопольный орган, Управление) от 26.12.2022 N РС/14011/22 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решения от 30.01.2023 по жалобе на данное определение.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Башкирэнерго" (далее - третье лицо, ООО "Башкирэнерго").
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 26.12.2022 N РС/14011/22 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решение о рассмотрении жалобы Кугубаевой О.Л. от 30.01.2023 признаны незаконными и отменены.
Управление, ООО "Башкирэнерго", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, просят решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
Антимонопольный орган в обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на следующее. Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства носит однократный характер. В рамках договора между ООО "Башкирэнерго" и САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "КОЛЛЕКТИВНЫЙ САД N 10" (ОГРН 1080277009669) (далее - СНТ "КС N 10") мероприятия по технологическому присоединению были исполнены, в том числе в отношении земельного участка N 301.
ООО "Башкирэнерго" в обоснование доводов апелляционной жалобы указывает следующее. Земельный участок с кадастровым номером 02:55:03851:1719, в отношении которого Кугубаевой О.Л. подана заявка на технологическое присоединение, технологически присоединен к электрическим сетям. Объектом технологического присоединения в соответствии с пунктами 2, 16(1) и 25 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), является не Кугубаева О.Л., а энергопринимающие устройства, определяемые границами земельного участка или иного объекта недвижимого имущества. Повторное технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Башкирэнерго" объектов, расположенных в границах ранее подключенного земельного участка (с одним кадастровым номером), не допускается.
В представленном отзыве Кугубаева О.Л. ссылалась на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.09.2022 Кугубаева О.Л. подала ООО "Башкирэнерго" заявку N 22-10-21973 на технологическое присоединение объекта заявителя, расположенного по адресу: 450056, г. Уфа, КС N 10 ОСТ ОАО УМПО, в границах участка уч.301 (кадастровый номер 02:55:030851:1719), причина обращения - новое строительство, заявленная мощность 15 квт/0,22, 3 категория надежности (т.1, л.д. 79-82).
В ответ на заявку N 22-10-21973 от 24.09.2022 ООО "Башкирэнерго" сообщило Кугубаевой О.Л. об отказе в заключении договора на осуществлении мероприятий по технологическому присоединению объекта заявителя, расположенного по адресу: 450056, г. Уфа, КС N 10 ОСТ ОАО УМПО, в границах участка уч.301 (кадастровый номер 02:55:030851:1719), со ссылкой на часть 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (т.1, л.д. 93-94).
Антимонопольный орган в обоснование оспариваемого определения указал, что участок, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, КС N 10 ОСТ ОАО УМПО, в границах участка уч.301, был учтен в составе присоединяемых энергопринимающих устройств СНТ "КС N 10" по договору N 19-10-18470-02-01 от 03.12.2019, заключенному между ООО "Башкирэнерго" и СНТ "КС N 10" на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, а также технологическое присоединение второго энергопринимающего устройства (более одной точки присоединения) в границах одного земельного участка, на котором уже имеется подключенное к электрическим сетям энергопринимающее устройство, действующим законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного антимонопольным органом сделан вывод о том, что в действиях ООО "Башкирэнерго" отсутствует событие административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 30.01.2023 руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан о рассмотрении жалобы Кугубаевой О.Л. определение от 26.12.2022 оставлено без изменения, жалоба Кугубаевой О.Л. без удовлетворения.
Считая указанное определение от 26.12.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решение от 30.01.2023 по жалобе незаконными и подлежащими отмене, Кугубаева О.Л. обратилась с заявлением в Кировский районный суд г. Уфы, который определением от 18.04.2023 направил заявление Кугубаевой О.Л. в Арбитражный суд Республики Башкортостан для рассмотрения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недостаточной обоснованности выводов административного органа, отсутствии исследования всех обстоятельства для вынесения административным органом мотивированного решения по заявлению Кугубаевой О.Л.
Заслушав объяснения представителей административного органа и ООО "Башкирэнерго", исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке (часть 4 статьи 30.1 КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 статьи 28.1 КоАП РФ и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Указанные материалы подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 статьи 28.1 КоАП РФ).
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Связывая возможность возбуждения дела об административном правонарушении с наличием достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, КоАП РФ исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события и состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О).
Из приведенных выше норм права в их системном толковании следует, что при разрешении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении на основании поступившего сообщения (заявления) физического или юридического лица административный орган в пределах своих полномочий обязан проверить и оценить, содержатся ли в таком сообщении (заявлении) данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, дело об административном правонарушении возбуждается при наличии повода к его возбуждению и достаточных данных, указывающих на наличие признаков события административного правонарушения, в случае же отказа в возбуждении данного дела, должностными лицами выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", порядок рассмотрения дел об оспаривании определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
Из статей 65, 71, 168, 189, частей 4, 6 статьи 210 и частей 2, 3 статьи 211 АПК РФ следует, что заявитель несет бремя доказывания фактов нарушения его прав и интересов; административный орган в свою очередь должен подтвердить обстоятельства, послужившие основаниями для привлечения к административной ответственности либо для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении. Решение о привлечении к административной ответственности, а равно определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении проверяется посредством выяснения определенных обстоятельств, в частности того, имелись ли у административного органа полномочия и законные основания для принятия оспариваемого акта.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объектов электросетевого хозяйства.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В силу статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. За технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно и ее размер устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий установлены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Нормы, изложенные в данных Правилах N 861, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Отказывая определением от 26.12.2022 в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Башкирэнерго" по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, антимонопольный орган указал, что Правила N 861 устанавливают принцип однократности технологического присоединения.
Под однократностью понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, а также построенных линий электропередачи, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, указанной в документах, подтверждающих технологическое присоединение, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что:
- плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или - собственника - (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения;
- изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение;
- реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение мощности энергопринимающего устройства, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.
При осуществлении первичного технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, все технические параметры такого присоединения закрепляются за присоединенными энергопринимающими устройствами и фиксируются в документах о технологическом присоединении, в частности в акте об осуществлении технологического присоединения. Такими техническими параметрами являются: максимальная мощность энергопринимающих устройств, категория надежности, количество точек присоединения, уровень напряжения, на котором присоединены энергопринимающие устройства.
В силу п. 2(2) Правил N 861 их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию (а), ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, принадлежащих садоводческму, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, а также гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, максимальная мощность которых изменяется (б).
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 35 технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно согласился с выводом административного органа об однократности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям.
Основываясь на информации, представленной ООО "Башкирэнерго" и СНТ "КС N 10", административный орган пришел к выводу о том, что участок, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, КС N 10 ОСТ ОАО УМПО, в границах участка уч.301, был учтен в составе присоединяемых энергопринимающих устройств СНТ "КС N 10" по договору N 19-10-18470-02-01 от 03.12.2019, заключенному между ООО "Башкирэнерго" и СНТ "КС N 10" на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, а также технологическое присоединение второго энергопринимающего устройства (более одной точки присоединения) в границах одного земельного участка, на котором уже имеется подключенное к электрическим сетям энергопринимающее устройство, действующим законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, 03.12.2019 между ООО "Башкирэнерго" и СНТ "КС N 10" (ОГРН 1080277009669) заключен договор N 19-10-18470-02-01 на осуществление мероприятий по технологическому присоединению (т.1, л.д. 100-141).
08.11.2019 СНТ "КС N 10" (ОГРН 1080277009669) в ООО "Башкирэнерго" подана заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя с указанием количества земельных участках, расположенных в границах СНТ "КС N 10", где под порядковым номером указан участок N 301, правообладателем которого на момент обращения СНТ являлась Болгова Л.А. (т.1, л.д.119-140, 139).
15.09.2020 сторонами по договору от 03.12.2019 N 19-10-18470-02-01 подписан акт об осуществлении технологического присоединения (т.1, л.д.111-117).
17.10.2022 ООО "Башкирэнерго" обратилось с запросом N УГЭС/10.3-7464 в адрес СНТ "КС N 10" о наличии энергоснабжения участка Кугубаевой, расположенного по адресу: 450056, г. Уфа, КС N 10 ОСТ ОАО УМПО, в границах участка 301 (кадастровый номер 02:55:030851:1719) (т.1, л.д.96-97).
25.10.2022 письмом исх.N 2022-12 СНТ "КС N 10" сообщило ООО "Башкирэнерго" о наличии технологического присоединения участка N 301 совместно со смежным участком N 300а через одно энергопринимающее устройство, отсутствие энергоснабжения участка N 301 обусловлено технической неисправностью (т.1, л.д.99).
Отменяя определение административного органа, суд первой инстанции указал на отсутствие исследования административным органом факта отсутствия членства Кугубаевой О.Л. в СНТ "КС N 10", факте ее членства в ОГОРОДНО - САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "УФИМСКОГО МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ" (ОГРН 1020202393310), а также отсутствии на участке N 301 объектов электросетевого хозяйства.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Как указывалось, 08.11.2019 СНТ "КС N 10" (ОГРН 1080277009669) в ООО "Башкирэнерго" подана заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя с указанием количества земельных участках, расположенных в границах СНТ "КС N 10", где под порядковым номером указан участок N 301, правообладателем которого на момент обращения СНТ являлась Болгова Л.А. (т.1, л.д.119-140, 139).
15.11.2019 в адрес СНТ "КС N 10" (ОГРН 1080277009669) от ООО "Башкирэнерго" направлены технические условия для присоединения, в которых имеются сведения об энергопринимающих устройствах, а также о точке присоединения - опора ВЛ-6кВФ-72-29 ПС "Максимовка" (участок линии РС 172-ТП-1191; наименование энергопринимающих устройств - проектируемая отпайка 6кВ от ВЛ-6кВ Ф-72-29 ПС "Максимовка" до РУ-6кВ проектируемой ТП-6/0,4 кв (т.1, л.д. 105-107).
Договор по заявке СНТ "КС N 10" (ОГРН 1080277009669) заключен 03.12.2019, предметом договора N 19-10-18470-02-01 об осуществлении технологиченского присоединения к электрическим сетям являлось осуществление сетевой организацией обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройства заявителя Проектируемая отпайка 6кВ от ВЛ-6кВ Ф-72-29 ПС "Максимовка" до РУ-6кВ проектируемой ТП-6/0,4 кв.
В соответствии с пунктом 2 договора N 19-10-18470-02-01 технологическое присоединение необходимо для электроснабжения объекта: "ТП-6/0,4кВ для электроснабжения садовых участков" (т.1, л.д. 100-104).
15.09.2020 сторонами по договору от 03.12.2019 N 19-10-18470-02-01 подписан акт об осуществлении технологического присоединения, а также акт организации коммерческого учат электрическое энергии, в котором указана точка учета, сведения по трансформаторам тока и напряжения (т.1, л.д.111-117).
На момент поступления в ООО "Башкирэнерго" заявки от СНТ "КС N 10" (ОГРН 1080277009669) Правила N 861 действовали в редакции от 22.06.2019.
Согласно положениям п. 8(5) указанной редакции Правил N 861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Кроме того, пунктом 10 (з) Правил в вышеуказанной редакции был определен пакет документов в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а именно: справка о количестве земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, с указанием информации о фамилии, имени, отчестве владельцев земельных участков, сериях, номерах и датах выдачи паспортов или иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае наличия такой информации - кадастровые номера земельных участков и данные о величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, выделенной на каждый земельный участок в соответствии с решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Следовательно, ввиду наличия в заявке СНТ "КС N 10" (ОГРН 1080277009669), поданной в интересах садоводов, спорного земельного участка (кадастровый номер 02:55:030851:1719), данный земельный участок учтен в составе присоединяемых энергопринимающих устройств СНТ "КС N 10" (ОГРН 1080277009669).
Доводы заявителя о нахождении земельного участка (кадастровый номер 02:55:030851:1719) в ОГОРОДНО - САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "УФИМСКОГО МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ" (ОГРН 1020202393310) в данном случае не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В данном случае объектом технологического присоединения в соответствии с пунктами 2, 16(1) и 25 Правил N 861 является не заявитель, а энергопринимающие устройства, определяемые границами земельного участка или иного объекта недвижимого имущества.
Факт технологического присоединения энергопринимающих устройств земельного участка (кадастровый номер 02:55:030851:1719) с учетом присоединения энергопринимающих устройств СНТ "КС N 10" (ОГРН 1080277009669) установлен, при этом не имеют правового значения обстоятельства того, кому принадлежит земельный участок (кадастровый номер 02:55:030851:1719) и в состав какого садоводческого товарищества он входит.
Соответственно, представленное заявителем решение мирового судьи судебного участка N 5 по Калининскому району от 14.09.2021 по делу N 2-1161/2021, из которого следует, что заявитель является членом ОГОРОДНО - САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "УФИМСКОГО МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ" (ОГРН 1020202393310), с учетом однократности технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, не имеет в данном случае какого-либо значения, поскольку энергопринимающие устройства, находящиеся на земельном участке (кадастровый номер 02:55:030851:1719), присоединены к электрическим сетям.
При этом 25.10.2022 письмом исх. 2022-12 СНТ "КС
10" сообщило ООО
Башкирэнерго
о наличии технологического присоединения участка
301 совместно со смежным участком
300а через одно энергопринимающее устройство, отсутствие энергоснабжения участка
301 обусловлено технической неисправностью по причине необходимости замены 2 прокалывающих соединителей 16
95 (т.1, л.д.99).
Суд отмечает, что письмом от 28.09.2022 2022-11 СНТ "КС
10" сообщило Кугубаевой О.Л., что электроснабжение земельного участка
300а (смежный с участком
301) невозможно по техническим причинам, Кугубаевой О.Л. для устранения неиспарвностей и возможности подключения участка
300а к внутренним сетям СНТ "КС
10" необходимо самостоятельно приобрести прокалывающие соединители 16
95, а также указано на необходимость ежемесячной оплаты электроэнергии (т.1, л.д. 98).
По смыслу действующего законодательства решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть вынесено лишь в том случае, если отсутствие события (состава) административного правонарушения достоверно установлено, а обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, являются очевидными. Отсутствие события (состава) административного правонарушения при вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не должно вызывать сомнений с учетом всех обстоятельств, указанных в соответствующем заявлении (сообщении, материале). Если же наличие таких обстоятельств не является очевидным, уполномоченный орган обязан проверить их, пользуясь предоставленными ему процессуальными правами.
При проверке законности вынесенного административным органом определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в полномочия арбитражного суда не входит выявление состава административного правонарушения, или иных обстоятельств, имеющих значение для административного дела, судом проверяется лишь правильность установления этих обстоятельств административным органом, в данном случае, зафиксированных в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Суд не может подменять административный орган, а должен проверить, насколько правильно непосредственно административный орган установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, положенные в основу принятого, в данном случае, определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правильности выводов административного органа и полноте исследования приведенных обстоятельств с учетом имеющегося законодательного регулирования.
С учетом приведенных обстоятельств, определение от 26.12.2022 административного органа об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по заявлению Кугубаевой О.Л. ввиду отсутствия события административного правонарушения в действиях ООО "Башкирэнерго", предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является законным и обоснованным.
В главе 30 КоАП РФ закреплено право обжалования решений и постановлений, вынесенных по делу об административном правонарушении: в соответствии с пунктом 8 части 2 и частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме, в том числе законность возбуждения дела.
Поскольку административным органом правомерно отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, то также отсутствуют основания для признания незаконным решения от 30.01.2023 по жалобе на данное определение от 26.12.2022 N РС/14011/22.
На основании изложенного, в удовлетворении заявления Кугубаевой Ольги Леонидовны об отмене определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 26.12.2022 N РС/14011/22 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и решения от 30.01.2023 по жалобе на данное определение надлежит отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2023 по делу N А07-15173/2023 отменить.
В удовлетворении заявления Кугубаевой Ольги Леонидовны отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-15173/2023
Истец: Кугубаева О Л
Ответчик: Кугубаева О.Л, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ОАО "Башкирэнерго", ООО "Башкирские распределительные электрические сети"