г. Пермь |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А60-21144/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дружининой О.Г., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хасаншиной Э.Г.,
при участии:
от истца (Минприроды СО) - не явились,
от ответчика (ООО "ВДМ") - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Вторичные драгоценные металлы",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июля 2023 года
по делу N А60-21144/2023
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287)
к обществу с ограниченной ответственностью "Вторичные драгоценные металлы" (ИНН 6670213510, ОГРН 1086670016685)
об обязании выполнить работы по лесовосстановлению,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - истец, Министерство, Минприроды СО) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований) к обществу с ограниченной ответственностью "Вторичные драгоценные металлы" (далее - ответчик, общество, ООО "ВДМ") о возложении на ответчика обязанности в срок до 15.10.2023 выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений - 46,71 га, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на положения статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2023 исковые требования удовлетворены. На общество "ВДМ" возложена обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений - 46,71 га, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество "ВДМ" обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы полагает, что, поскольку в соответствии с договором аренды от 19.06.2019 N 90/19-з видом разрешенного использования лесного участка является заготовка древесины, в связи с чем лесной участок используется в порядке статьи 29 Лесного кодекса РФ, то изменения, внесенные в действующее законодательство для лиц, использующих леса в целях, предусмотренных статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, на ответчика не распространяются, вследствие чего он не должен выполнять работы по лесовосстановлению в двойном размере: первый раз - в порядке статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, второй раз - в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов.
От Министерства в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Истец и ответчик надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области и обществом с ограниченной ответственностью "Вторичные драгоценные металлы" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 19 июня 2019 года N 90/19-3, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Лесной участок площадью 54,78 га предоставляется в целях использования лесов для заготовки древесины. Лесной участок расположен по адресу: Свердловская область, городской округ Карпинск, ГКУ СО "Карпинское лесничество", Сосновское участковое лесничество, Шомпинский участок.
Согласно Указу Губернатора Свердловской области от 12.09.2019 N 433-УГ "О реорганизации исполнительных органов государственной власти Свердловской области" и постановлению Правительства Свердловской области N 971-ГШ от 26.12.2018 "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 16.09.2015 N 832-ПП "О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области" и о признании утратившим силу постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-ПП "Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности Департамента лесного хозяйства Свердловской области" Министерство реорганизовано в форме присоединения к нему Департамента. Министерству передаются полномочия и функции Департамента.
Согласно подпункту "л" пункта 3.4 договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Площадь вырубки арендатором по договору, согласно отчету арендатора об использовании лесов по форме N 1-ИЛ за период январь-декабрь 2019 года, на основании лесной декларации арендатора от 24.07.2019 N 90/19-3, составила 14,0 гектар; N 1-ИЛ за период январь-декабрь 2020 года, на основании лесной декларации арендатора от 17.08.2020 N 90/19-3, составила 39,21 гектар.
В адрес арендатора ГКУ СО "Карпинское лесничество" направило претензионное письмо от 09.08.2022 N 318 о необходимости проведения лесовосстановления на вырубках.
В ответе на претензию арендатор сообщил, что территории для проведения лесовосстановления согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Поскольку в добровольном порядке работы по лесовосстановлению арендатором не выполнены, Министерство обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, исходил из доказанности ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению, и, как следствие, наличия оснований для возложения на ответчика обязанности по исполнению обязательства по выполнению лесовосстановительных мероприятий.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на верно установленных обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, и применимых нормах права. Оценка представленных в дело доказательств в совокупности, произведенная судом апелляционной инстанции в порядке статьи 71 АПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств и доводов сторон, не позволила суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, направленные по существу на переоценку выводов суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены.
Как усматривается из материалов дела, на основании договора аренды от 19.06.2019 N 90/19-з обществу "ВДМ" предоставлен лесной участок площадью 54,78 га с целью заготовки древесины (для добычи россыпного золота р. Вагран (между устьями рек Еловка и Тулайка) - 3 очередь).
По условиям договора аренды (подпункт "л" пункта 3.4) на общество возложена обязанность осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии с пунктами 1, 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ к видам использования лесов относятся, в том числе заготовка древесины (статья 29 Лесного кодекса Российской Федерации), осуществление геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса РФ).
Согласно положениям статьи 43 Лесного кодекса РФ использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 данного Кодекса. Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Лесного кодекса РФ использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков.
Вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Кроме того, статьей 63.1 Лесного кодекса РФ установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса принято Постановление Правительства РФ от 07.05.2019 N 566 "Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка" (далее - Правила N 566).
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса.
Пункт 5 Правил N 566 определяет, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 и от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959 изложил правовые позиции, согласно которым лесное законодательство является комплексной отраслью права, включающей нормы как частного, так и публичного права. Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, являются нормами публичного права и подлежат применению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры. В результате внесения изменений в часть 2 статьи 62 Лесного кодекса обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов, вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. По смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений.
С учетом приведенных норм и правовых позиций, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ обязанность по лесовосстановлению в данном случае возлагается на общество.
Арендатором в рамках договора аренды и в соответствии с лесной декларацией в 2019 году произведена рубка лесных насаждений на лесном участке, при этом не исполнена обязанность по проведению лесовосстановительных мероприятий (компенсационное лесовосстановление).
Поскольку лесной участок предоставлен обществу для заготовки древесины, ответчик осуществил рубку лесных насаждений в период январь-декабрь 2019 году, что следует из лесной декларации и отчета об использовании лесов, указанная рубка лесных насаждений не связана исключительно с вышеуказанными целями, следует признать обоснованным требования Министерства о выполнении мероприятий по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
Согласно комплексному толкованию норм Лесного кодекса РФ, лица использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений (часть 1 статьи 63.1). Лесовосстановление указанными лицами, производится на землях лесного фонда, осуществляется в субъекте Российской Федерации, на территории которого проведена рубка лесных насаждений, либо по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на территориях иных субъектов Российской Федерации, определенных таким федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 63.1).
Таким образом, принимая во внимание, что рубка лесных насаждений ответчиком осуществлялась на основании лесной декларации в 2019 году, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу на площади равной площади 46,71 га.
Доводы жалобы о том, что лесной участок используется ответчиком для заготовки древесины в порядке статьи 29 Лесного кодекса РФ, в связи с чем изменения, внесенные в действующее законодательство для лиц, использующих леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ, на ответчика не распространяются, отклоняются апелляционным судом как противоречащие установленным фактическим обстоятельствам настоящего дела и представленным в материалы дела доказательствам, в том числе содержанию договора от 19.06.2019 N 90/19-з аренды лесного участка, согласно условиям которого лесной участок предоставляется арендатору не только для заготовки древесины, но, в том числе в целях использования лесов для геологического изучения, разведки, а именно добычи россыпного золота в р. Вагран (статья 43 Лесного кодекса РФ).
Довод заявителя жалобы о возложении на ответчика обязанности по проведению работ по лесовосстановлению в двойном размере: в порядке статьи 63.1 Лесного кодекса РФ и в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов, отклоняется апелляционным судом как основанный на неверном толковании норм действующего лесного законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил исковые требования Министерства.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
При таких условиях, основания для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 1 статьи 270 АПК РФ, отсутствуют.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июля 2023 года по делу N А60-21144/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21144/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ВТОРИЧНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ"