город Ростов-на-Дону |
|
27 октября 2023 г. |
дело N А53-17573/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сороки Я.Л.,
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой М.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2023 по делу N А53-17573/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция" (ИНН 6165214823 ОГРН 1186196033000) к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398 ОГРН 1026103305304) о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным решения от 15.05.2023 N 59.30-622/17-Мц, об обязании подготовить разрешение.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2023 суд признал незаконным как противоречащее нормам Земельного кодекса Российской Федерации решение Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 15.05.2023 N 59.30-622/17-МЦ в выдаче разрешения на использование земельного участка. Суд обязал Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону в течение пятнадцати дней с момента вступления решения в законную силу выдать обществу с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция" разрешение на использование земельного участка в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 61:44:0050302, адресный ориентир: г. Ростов-на-Дону, в 14 метрах севернее строения с адресом: ул. Мечникова, 112г, для размещения сооружения связи. С Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция" взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что спорный земельный участок размещен в зоне делового, общественного и коммерческого назначения первого типа, для которой не предусмотрен вид разрешенного использования: размещение объектов связи. В силу данных обстоятельств ДАиГ отказано в подготовке заключения о возможности размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ДонСвязьКонструкция" 21.04.2023 через МКУ "МФЦ города Ростова-на-Дону" направило в департамент заявление о выдаче разрешения на использование находящегося в муниципальной собственности земельного участка, находящегося в границах кадастрового квартала 61:44:0050302, адресный ориентир: г. Ростов-на-Дону, в 14 м севернее строения с адресом: ул. Мечникова, д. 112г, для размещения сооружения связи.
По результатам рассмотрения заявления департамент направил обществу письмо от 15.05.2023 N 59.30-622/17-МЦ, которым отказал в выдаче соответствующего разрешения.
Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения первого типа (КДв1), в которой вид разрешенного использования с кодом 6.8 "Размещение объектов связи..." отсутствует. Также причиной отказа указано, что согласно Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону допускается без отдельного указания в списке видов разрешенного использования территориальных зон размещать и эксплуатировать только линейные объекты.
Ссылаясь на незаконность данного решения, общество оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая заявленные требования на предмет соответствия оспариваемых ненормативных актов органа местного самоуправления требованиям действующего законодательства, суд верно исходил из следующего с уче5том норм Главы 24 АПК РФ.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям, в том числе, относится размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы Земельного кодекса Российской Федерации постановлением N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" к числу таких объектов относит линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2016 N 385).
В данный Перечень включены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Исключение составляют случаи, предусмотренные в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (пункт 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Таким образом, суд пришел к верному выводу, что сооружение - металлическая опора, высотой 33 метра, предназначенная для размещения средств связи, входит в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Относительно доводов ответчика по расположению земельного участка в зоне делового, общественного и коммерческого назначения первого типа и размещения в данной зоне только линейных объектов суд верно отметил следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально- бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов.
Согласно ч. 5 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В данном случае размещение объекта, обеспечивающего связь и интернет, необходимо в связи с плотной застройкой жилого массива. В спорном случае испрашиваемый земельный участок находится на землях населенного пункта, что говорит о необходимости создания благоприятных условий с использованием современных технологий для граждан.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.
Из примечания N 2 к названному Приказу следует, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в нем на размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
Положения примечания N 2 к Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Размещение отдельных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий), следовательно, действующее законодательство не препятствует использованию земель (земельных участков) в целях размещения отдельных видов объектов, указанных в Перечне. В частности, речь идет об антенно-мачтовых сооружениях, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельные участки общего пользования не распространяется действие градостроительных регламентов. Земельное и гражданское законодательство запрещает оформление в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 Закона о приватизации), а также предоставление в аренду на торгах (пп. 18 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Однако, не запрещается предоставление земельных участков общего пользования для использования в целях размещения объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
В пункте 13 Постановления Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения.
Заинтересованное лицо не доказало наличие предусмотренных оснований.
Обществом в полной мере выполнены все требования, установленные порядком, а именно: заявление подано с соблюдением требований п. 6, 7 порядка, разрешение испрашивается в отношении сооружения связи (включено в Постановление Правительства РФ N 1300), земельный участок не предоставлен физическому или юридическому лицу и находится в муниципальной собственности, размещение вышки сотовой связи не препятствует дальнейшему использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и не противоречит документам территориального планирования.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что решение об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка противоречит требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2023 по делу N А53-17573/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.Л. Сорока |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-17573/2023
Истец: ООО "ДОНСВЯЗЬКОНСТРУКЦИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ