город Ростов-на-Дону |
|
27 октября 2023 г. |
дело N А32-23925/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии: от Новороссийской таможни посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Петецкая И.В. по доверенности от 30.12.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2023 по делу N А32-23925/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ольгинская Мануфактура" (ИНН 5012090054, ОГРН 1155012004124)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН1032309080264)
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ольгинская Мануфактура" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Новороссийской таможне N 13-29/03616 об отказе во внесении изменений в ДТ N 10317120/070722/3087215 и N 10317120/040822/3097235 о возврате таможенных пошлин.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2023 решение Новороссийской таможни N 13-29/03616 об отказе во внесении изменений в ДТ N 10317120/070722/3087215 и N 10317120/040822/3097235 о возврате таможенных пошлин признано незаконным, с Новороссийской таможни в пользу Общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Новороссийская таможня указывает, что Обществом на момент подачи декларации не представлен документ, обосновывающий применение таможенной льготы. 06.05.2022 вступил в силу Порядок подтверждения целевого назначения товаров, используемых для производства продукции лёгкой промышленности, ввозимых в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики РФ. Таким образом, после 06.05.2022 Общество могло обратиться в уполномоченный орган за получением соответствующего подтверждения целевого назначения товара, а в последующем подать ДТ с обоснованным заявлением льготы по уплате ввозной таможенной пошлины. Однако документ получен Обществом только 17.08.2022, т.е. после подачи спорных ДТ и вступления в силу Порядка.
Декларантом неверно заполнены графы КДТ, приобщенные к обращениям о внесении изменений в спорные ДТ, поскольку проставление кода 4 в подразделе 4 графы 45а в КДТ не сопряжено с восстановлением тарифных преференций, а следовательно неправомерно.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Новороссийской таможни об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Представитель Новороссийской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме,
Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило решение просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд протокольным определением приобщил представленный отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Обществом под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещен товар "вискозное волокно-искусственное штапельное волокно (1.5d*51 мм), не подвергнутое кардо и гребнечесанию, не подготовленное к прядению, предназначено для производства нетканых материалов...", классифицированный код 5504 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС и задекларирован по ДТ N 10317120/070722/3087215 и N 10317120/040822/3097235.
Ставка ввозной таможенной пошлины заявлена декларантом в размере 5 %.
Тарифная льгота по уплате ввозной таможенной пошлины Обществом на этапе декларирования не заявлялась, о чем свидетельствует заявление кода "ОО" во втором подразделе графы 36 спорных ДТ.
Товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой с уплатой ввозных таможенных пошлин.
После выпуска товаров, 06.02.2023 посредством ЕАИС таможенных органов "АИСТ-М" от Общества в адрес таможенного органа поступили обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10317120/070722/3087215 и N 10317120/040822/3097235, а именно в графы 36 "Преференция", 44 "Дополнительная информация", 47 "Исчисление таможенных платежей", В "Подробности подсчета" в связи с применением льгот по уплате таможенных платежей (ввозная таможенная пошлина), в соответствии с подпунктом 7.1.44 пункта 7.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" (далее - Решение N130).
В обоснование применения тарифной льготы Обществом представлено письмо Минпромторга России от 17.08. 2022 N ШВ-79379/08.
По результатам таможенного контроля в форме проверки документов и сведений в отношении товаров, задекларированных Обществом по спорным ДТ, 10.02.2023 сформирован акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10317000/212/100223/А0020.
Таможенный орган во внесении изменений в ДТ N 10317120/0707223087215 и N 10317120/040822/3097235 в части применения льгот по уплате ввозной таможенной пошлины отказал. Отказ мотивирован не подтверждением права на восстановление тарифных преференций.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению (ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннем потребления, если иной срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не установлен в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии со статьёй 108 ТК ЕАЭС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Согласно статье 49 ТК ЕАЭС, под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы); 2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов). Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.
Согласно подпунктам 5, 9 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе льготы по уплате таможенных платежей, а также информация о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 37 "О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза" пункта 7 Решения N 130 дополнен, в том числе подпункта 7.1.44, согласно которому помимо тарифных льгот, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, международными договорами Союза с третьей стороной и решениями Комиссии, предоставляются тарифные льготы.
В частности, от ввозной таможенной пошлины освобождаются товары, используемые производства продукции лёгкой промышленности, ввозимые на таможенную территорию Союза в целях реализация мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов, включенные в перечень согласно приложению N 6 к Решению (далее - Перечень).
Приказом Минпромторга России от 19.04.2022 N 1509 "Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работы по подтверждению целевого назначения товаров, используемых для производства продукции лёгкой промышленности, ввозимых в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики Российской Федерации" установлен порядок выдачи подтверждения целевого назначения в отношении ввозимых товаров, используемых для производства продукции лёгкой промышленности (вступил в силу 06.05.2022).
При этом следует отметить, что положениями подпункта 7.1.44 пункта 7 решения N 130 и Решением N 37 не установлен момент, когда такое подтверждение должно быть представлено в таможенный орган до или после выпуска товаров.
Правом Союза предусмотрена возможность заявления льготы после выпуска товаров путем внесения изменений в декларацию на товары и представления в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления льготы, в порядке, предусмотренном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
Исходя из изложенного, с учетом приведенных выше норм права Союза тарифная льгота при соблюдении условий, установленных подпунктом 7.1.44 пункта 7 Решения N 130, подлежит восстановлению при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении тарифной льготы путем подачи корректировки декларации на товары в связи с представлением в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления такой тарифной льготы, в рамках сроков, предусмотренных для проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
Отказывая декларанту во внесении изменений в сведения, заявленные в спорных ДТ, таможенный орган указал, что на момент декларирования товара документ о подтверждении целевого назначения товаров отсутствовал, следовательно, отсутствуют основания для предоставления льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.
Вместе с тем, Таможней не учтено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определённых статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ после выпуска товаров с разрешения таможенного органа производится на основании обращения декларанта и документов, указанных в абзаце первом пункта 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ, утверждённого Решением N 289 или документов, указанных в абзаце втором пункта 12 Порядка, в соответствии с разделом IV Порядка.
Для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, её электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Согласно подпунктом "д" пункта 11 Порядка после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится, в том числе при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.
Из материалов дела следует, что в обращении о внесении изменений в ДТ декларант просит внести изменения в части освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров, используемых для производства продукции лёгкой промышленности, помещённых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на основании Решения N 37.
После ввоза Обществом товаров и уплаты всех таможенных платежей Минпромторг России письмом от 22.09.2022 N Б0-92267/08 выступил с инициативой в адрес Минфина России о предоставлении тарифных льгот лицам, ввозившим товар целевого назначения, ретроспективным путем после выпуска товаров.
В письме от 03.10.2022 N 27-03-05/95275 Минфин России указал, что положениями подпункта 7.1.44 пункта 7 Решением N 130 и Решением N 37 не установлен момент, когда такое подтверждение должно быть представлено в таможенный орган до или после выпуска товаров. Правом Союза предусмотрена возможность заявления льготы после выпуска товаров путем внесения изменений в декларацию на товары и представления в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления льготы, в порядке, предусмотренном Решением Коллегии ЕЭК N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
Таким образом, тарифная льгота при соблюдении условий, установленных подпунктом 7.1.44 пункта 7 Решения N 130, подлежит восстановлению при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении тарифной льготы путем подачи корректировки декларации на товары в связи с представлением в таможенный орган документа, являющегося основанием для предоставления такой тарифной льготы, в рамках сроков, предусмотренных для проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
С учётом изложенного, решение Новороссийской таможни N 13-29/03616 об отказе во внесении изменений в ДТ N 10317120/070722/3087215 и N 10317120/040822/3097235 о возврате таможенных пошлин является незаконным, а заявленные требования Общества подлежащими удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.09.2020 N 303-эс20-11436.
Доводы апелляционной жалобы Новороссийской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Новороссийская таможня, в соответствии со статьёй 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2023 по делу N А32-23925/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23925/2023
Истец: ООО "Ольгинская Мануфактура", ООО Ольгинская мануфактура
Ответчик: Новороссийская таможня