г. Москва |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А40-70050/2023 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "РТСК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2023 по делу N А40-70050/2023, принятое судьей Абрамовой Е.А. в порядке упрощенного производства,
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
к ООО "РТСК" (ОГРН 1174205005963)
о взыскании неустойки
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "РТСК" о взыскании неустойки в размере 778 528 руб. 11 коп.
Дело рассмотрено судом в порядке, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 20 июля 2023 иск удовлетворен.
Суд первой инстанции исходил из того, что: исполнитель к ответственности привлечен правомерно; неустойка в порядке Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 списанию не подлежит, поскольку не доказано наличие соответствующих оснований: признание неустойки ответчиком; сверка начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контракту.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, утверждая о наличии условий для списания неустойки, поскольку привлечение к ответственности не оспаривается ответчиком, то есть неустойка признается исполнителем, при этом ответчик обратился к заказчику с заявлением о проведении сверки неустойки, однако последним сверка расчетов с исполнителем по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней) не обеспечена.
К апелляционной жалобе приложено дополнительное доказательство - платежное поручение N 248 от 31.07.2023, которое в силу части 4 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принимается судом апелляционной инстанции ввиду непредставления его в суд первой инстанции.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Рассмотрев дело без вызова сторон, в порядке статей 123, 156, 266, 268, 270 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим изменению ввиду нарушения норм материального права.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что Минобороны России (заказчик) в рамках заключенного с ООО "РТСК" (поставщик) государственного контракта на поставку технологического оборудования для нужд Министерства обороны в 2022 году N 983/ЗА9Э)/2021/ДГЗ от 03.12.2021 привлекает поставщика (ответчика) к предусмотренной пунктом 10.2 контракта ответственности в виде неустойки.
Ответчик не оспаривает правомерность привлечения к указанной ответственности, однако заявил о списании неустойки на основании Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила о списании).
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции установил правомерность привлечения к ответственности в виде неустойки и недоказанность условий, предусмотренных Правилами для списания штрафа: признание неустойки исполнителем; сверка начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контракту.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласен, на основании следующего.
В соответствии с частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакциях Федеральных законов от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ) начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В целях реализации данных требований закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.07.2018 N 783, которым утверждены обозначенные выше Правила, устанавливающие порядок и случаи списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу приведенных законоположений Правила N 783 также были актуализированы постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591, от 31.12.2021 N 2594 соответственно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, которым утверждены правила N 783; из названия документа исключены фразы "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах", что означает снятие ограничений во времени для списания неустоек.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора Правила N 783 распространяют свое действие на списание неустоек независимо от года неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, по смыслу действующего законодательства является антикризисной мерой, которая ранее (до 01.01.2017) также применялась в правовом регулировании отношений в сфере закупок (часть 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2015 N390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)").
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Правил N 783 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 этих же правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил N 783).
Разрешая спор в части взыскания с ООО "РТСК" неустойки, суд первой инстанции не учел разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее Обзор Верховного Суда Российской Федерации), согласно которым списание или предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе является обязанностью заказчика, в связи с чем суд обязан проверить соблюдение им требований указанной нормы.
В силу пункта 4 Правил именно заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней). Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение.
Истец данную обязанность не исполнил, акт сверки по состоянию на 20.12.2022 (л.д. 76), который составлен с нарушением пункта 4 Правил ввиду отсутствия сведений по неустойке, на последующее обращение ответчика (л.д. 96-100) о проведении сверки задолженности по неустойке оставил без ответа.
Согласно пункту 40 Обзора Верховного Суда Российской Федерации несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
Таким образом, указанные обстоятельства не могли явиться основанием к отказу в списании спорной неустойки.
Более того, из материалов дела усматривается, что обязательства по контракту исполнены в полном объеме, общий размер неустойки (штрафов и пеней) по рассматриваемому контракту превышает 5%, но не превышает 20 % от цены контракта, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Правил N 783 является основанием для списания заказчиком 50 процентов начисленной и неуплаченной неустойки.
Истец данное обстоятельство не оспорил и не опроверг, письмо ответчика оставил без ответа, контррасчет не представил, сверку по неустойке в нарушение установленной законом обязанности не провел, поэтому оснований для удовлетворения иска в заявленном размере у суда первой инстанции не имелось, иск правомерен в размере 50 % начисленной неустойки - в сумме 389 264, 05 рублей.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2023 по делу N А40-70050/2023 изменить.
Взыскать с ООО "РТСК" (ОГРН 1174205005963) в пользу Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) неустойку в размере 389 264 руб. 05 коп.
Отказать в удовлетворении остальной части иска.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) в пользу ООО "РТСК" (ОГРН 1174205005963) в возмещение расходов на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы 1 500 рублей.
Взыскать с ООО "РТСК" (ОГРН 1174205005963) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение иска в сумме 9 285 руб. 50 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70050/2023
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ООО "РТСК"