г. Санкт-Петербург |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А56-37711/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Новиковой Е.М., судей Пономаревой О.С., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пановой А.М.,
при участии:
от истца - Бровкин В.Ю. по доверенности от 09.01.2023,
от ответчика - Гаммер Л.Л. по доверенности от 23.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26947/2023) общества с ограниченной ответственностью "Питерспортстрой" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2023 по делу N А56-37711/2022, принятое по иску Администрации Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Питерспортстрой" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Питерспортстрой" (далее - ответчик, общество) о взыскании 3 155 171 руб. 67 коп. неустойки за период с 01.10.2020 по 17.12.2021, 660 115 руб. 03 коп. убытков по контракту от 29.08.2019 N 0145200000419001497 (далее - контракт).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2023 требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 1 378 067 руб. 63 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано; с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 15 695 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании ответчик доводы апелляционной жалобы поддержал, истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между администрацией (заказчиком) и обществом (подрядчиком) заключен контракт, по условиям которого подрядчик обязуется в сроки, установленные контрактом, выполнить работы по реконструкции стадиона г. Никольское по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, г. Никольское, ул. Дачная, д. 6а (далее - работы), и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с условиями Контракта.
В силу пункта 2.1 контракта в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2021 N 7, цена контракта составляет 72 765 238 руб. 99 коп.
Начало выполнения работ - с момента заключения контракта (пункт 5.2 контракта), окончание выполнения работ - не позднее 30.09.2020 (пункт 5.3 контракта).
В силу пункта 10.4 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту, заказчик направляет подрядчику требование об уплате пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В дополнительном соглашении от 30.12.2021 N 8 стороны установили, что на момент заключения соглашения стороны подтверждают, что подрядчиком выполнены и Заказчиком приняты работы на сумму 72 697 488,43 руб., что подтверждается актом сверки от 30.12.2021, накопительной ведомостью за декабрь 2021 года, подписанными сторонами актами о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3. Обязательства в оставшейся части на сумму 67 750,56 руб. стороны прекращают.
Сторонами по контракту подписаны акты о приемке выполненных работ, акт сверки по состоянию на 18.12.2021.
Между Комитетом по строительству Ленинградской области (главным распорядителем) и администрацией (муниципальным заказчиком) заключено соглашение о порядке предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области муниципальному образованию Никольское городское поселение Тосненский район Ленинградской области на софинансирование объекта строительства, являющегося муниципальной собственностью и включенного в государственную программу Ленинградской области (далее - соглашение), которым определен порядок предоставления и расходования субсидии из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования Никольское городское поселение Тосненский район Ленинградской области на софинансирование объекта строительства, указанного в приложении 1 к соглашению (далее - объект), в том числе порядок взаимодействия сторон при осуществлении софинансирования
В соответствии с пунктом 4.6. соглашения в случае недостижения значений целевых показателей результативности использования субсидий, указанных в приложении N 4 к соглашению, муниципальный заказчик обеспечивает возврат в областной бюджет средств в соответствии с разделом 6 Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 20.07.2016 N 257 "Об утверждении Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области".
Общество не выполнило в установленный Контрактом срок работы на сумму 12 568 735 руб. 92 коп., что подтверждается актами о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 17.12.2021, актом сверки взаимных расчетов, актом приемки законченного строительством объекта по форме КС-11 от 24.12.2021, нарушив условия контракта в части соблюдения срока на 443 дня, вследствие чего администрация возвратила в бюджет Ленинградской области 660 115,03 руб.
Администрация направила обществу претензию от 10.02.2022 с требованиями оплаты неустойки и возмещения убытков.
Отказ общества удовлетворить требования послужил основанием для обращения администрации в суд с рассматриваемыми требованиями.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав материалы дела, изучив доводы заявителя апелляционной жалобы и отзыв на них, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно статье 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Суд первой инстанции, проверив расчет неустойки ответчика на сумму 1 378 067 руб. 63 коп., произведенный за период с 01.10.2020 по 17.12.2021 по пункту 10.4 контракта по ставке Центрального банка Российской Федерации 7,5%, и, учитывая сдачу работ в полном объеме 16.12.2021, признал его верным, не нарушающим права сторон.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены постановлением Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Правила N 783).
Указанные Правила, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 N 591 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783", устанавливают порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно указанным Правилам списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
- в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условии о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
- в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
- в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, в случае если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта (подпункт "а" пункта 3 Правил N 783).
Правительством Российской Федерации в установленном Законом N 44-ФЗ порядке утверждены основания и порядок списания неустойки по государственным контрактам, начисленной подрядчикам в случае, если исполнение контракта имело место в 2021 году, и общая сумма неустойки не превысила 5% от цены контракта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712 по делу N А40-179525/2017, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Необходимость обращения подрядчика (поставщика, исполнителя) к заказчику с соответствующим заявлением о списании неустойки вышеприведенными нормативными правовыми актами не установлена.
При этом наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам.
В рассматриваемом случае как предъявленная истцом ко взысканию сумма неустойки 1 378 067 руб. 63 коп. не превышает 5% от цены контракта. В процессе исполнения работ был выполнен весь объем работ по указанному контракту в 2021 года.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что начисленная истцом неустойка подлежит списанию, в связи с чем в удовлетворении требований о ее взыскании надлежит отказать.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного принятое по делу решение подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 статьи 269 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ, учитывая, что в удовлетворении требований отказано, указанные расходы остаются на истце.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2023 по делу N А56-37711/2022 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Новикова |
Судьи |
О.С. Пономарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-37711/2022
Истец: Администрация Никольского городского поселения Тосненского района Ленинградской области
Ответчик: ООО "ПИТЕРСПОРТСТРОЙ"
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26947/2023
30.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26947/2023
21.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-37711/2022