г. Москва |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А41-59841/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2023 года.
Судья Десятого арбитражного апелляционного суда Виткалова Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Бабенков И.В., доверенность от 09.01.2023,
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компьюлинк инфраструктура Кашира" на определение Арбитражного суда Московской области от 12.09.2023 по делу N А41-59841/23,
по иску Администрации городского округа Кашира (ОГРН 1025002514085, ИНН 5019008901)
к обществу с ограниченной ответственностью "Компьюлинк инфраструктура Кашира" (ОГРН 1175022003100, ИНН 5019028390)
о взыскании,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (ОГРН 1135024006776, ИНН 5024139667);
2) Министерство энергетики Московской области (ОГРН 1125024005920, ИНН 5024130463);
3) государственное бюджетное учреждение Московской области "Управление технического надзора капитального ремонта" (ОГРН 1165034050060, ИНН 5034051281),
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Кашира (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компьюлинк инфраструктура Кашира" (далее - ответчик) о взыскании 458 890 930 руб. неиспользованной части бюджетной субсидии.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство энергетики Московской области, Государственное бюджетное учреждение Московской области "Управление технического надзора капитального ремонта".
Обществом с ограниченной ответственностью "Компьюлинк инфраструктура Кашира" заявлено ходатайство об объединении дел N А41-59841/23, N А41-59839/23, NА41-60421/23 в одно производство для их совместного рассмотрения.
Определением от 12.09.2023 в удовлетворении ходатайства об объединении дел N А41-59841/23, N А41-59839/23, NА41-60421/23 в одно производство отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Компьюлинк Инфраструктура Кашира" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца просил определение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвовавших в заседании Десятого арбитражного апелляционного суда, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность определения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в обоснование заявления ответчик указывает, что основанием возникновения заявленных требований являются отношения сторон, вытекающие из концессионного соглашения N 42/13 от 05.17.2017.
Между Субъектом Российской Федерации "Московская область", Муниципальным образованием "Городской округ Кашира Московской области (далее - Концедент) и ООО "Компьюлинк Инфраструктура Кашира" (далее - Концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в границах муниципального образования "Городской округ Кашира Московской области" N 42/13 от 05.12.2018 г. В рамках концессионного соглашения Концессионер обязался осуществить строительство и реконструкцию объектов теплоснабжения, и осуществлять эксплуатацию объектов для осуществления деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии, осуществлению горячего водоснабжения в границах муниципального образования "городской округ Кашира Московской области" до 2042 года.
Концессионное соглашение расторгнуто по соглашению сторон от 27.06.2023 N 64.
В Приложении N 14 к концессионному соглашению содержится размер расходов на реализацию мероприятий по созданию и реконструкции Объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения в общей сумме 1 567 675 194,81 руб. с учетом НДС.
В соответствии с условиями Концессионного соглашения и заключенными между Концессионером и Концедентом Соглашениями от 24.07.2018 N 1, от 14.08.2019 N 1, от 09.04.2020 N 2 из бюджета городского округа Кашира Московской области Концессионеру на создание Объекта Соглашения предоставлена бюджетная субсидия в размере 1 000 000 000 руб. с учетом НДС.
Концессионером исполнены мероприятия на общую сумму 1 114 479 366,07 руб. с учетом НДС.
Истец в исковых заявлениях о взыскании неиспользованной части бюджетной субсидии (дело N А41-59841/2023), о взыскании убытков (упущенной выгоды) (дело N А41-59839/2023) указывает на размер подтвержденной фактической стоимости выполненных работ в размере 556 805 980 руб. без учета НДС.
При этом, сумма исковых требований о взыскании неиспользованной части бюджетной субсидии составляет 458 890 930,00 руб., сумма исковых требований о взыскании убытков (упущенной выгоды) в связи с невыполнением концессионером 32 мероприятий составляет 748 166 600,00 руб., что в совокупности превышает размер расходов на реализацию мероприятий по созданию и реконструкции Объекта концессионного соглашения, предусмотренный концессионным соглашением (1 567 675 194,81 руб. с учетом НДС).
Соответственно, истец допускает задвоение размера исковых требований.
Более того, в силу п. 14.3.5 концессионного соглашения указанная сумма убытков в виде реального ущерба заявляется Концедентом к вычету из суммы денежной компенсации, выплачиваемой Концедентом Концессионеру в связи с досрочным расторжением концессионного соглашения, я не предъявляется самостоятельно.
Требования о взыскании суммы компенсации в связи с досрочным расторжением концессионного соглашения заявлены Концессионером в судебном порядке (дело N А4160421/2023).
Раздельное рассмотрение указанных дел, по мнению заявителя, влечет риск принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Принимая определение об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для его удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Согласно части 2 статьи 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.
Частью 2.1 указанной нормы права предусмотрено, что арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.
Целью объединения дел в одно производство является предотвращение риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, а само объединение дел является правом, а не обязанностью суда и используется при наличии процессуальной целесообразности совершения данного действия.
Названная норма направлена на обеспечение быстрого и правильного, с меньшими затратами сил и средств, разрешения спора и предотвращает возможность противоречивого разрешения требований.
Как указывалось выше, частью 2.1 статьи 130 АПК РФ указано, что арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
При этом критерий "целесообразности" следует рассматривать как достижение главной цели судебной деятельности - осуществление защиты субъективных прав путем применения норм права к спорным правоотношениям. Судья должен решить этот вопрос, имея в виду скорую и полную реализацию задач арбитражного судопроизводства (статья 2 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции правильно указал, что объединение указанных дел приведет к затягиванию процесса рассмотрения, поскольку предмет заявленных в рамках настоящего дела и рамках дел N А41-59841/23, N А41-60421/23 требований различен, при рассмотрении настоящего и названных дела подлежат исследованию различные доказательства, круг обстоятельств, которые предстоит установить при рассмотрении дела, различен.
Доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий в рассмотрении исковых требований в рамках самостоятельных дел, ответчиком не представлены.
Обстоятельств, исключающих возможность раздельного рассмотрения исков, не установлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований, предусмотренных ст. 130 АПК РФ для объединения дел, и отказал в удовлетворении ходатайства как противоречащего целям эффективного правосудия.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что отказ в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство не препятствует реализации права на судебную защиту.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела фактические обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела. В целом, доводы апелляционной жалобы направлены лишь на переоценку обстоятельств дела.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, оснований для отмены обжалуемого акта арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу разъяснений абзаца 4 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по смыслу положений, содержащихся в части 7 статьи 130 АПК РФ, во взаимосвязи с частями 3, 5 статьи 188 АПК РФ обжалование в арбитражный суд кассационной инстанции постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по результатам рассмотрения жалоб на определения суда первой инстанции (определение арбитражного суда об отказе в удовлетворении ходатайства об объединении дел в одно производство), процессуальным законом не предусмотрено.
Следовательно, определение об отказе в объединении дел в одно производство в порядке кассационного производства не обжалуется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2023 года по делу N А41-59841/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Судья |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59841/2023
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА
Ответчик: ООО КОМПЬЮЛИНК ИНФРАСТРУКТУРА КАШИРА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГУБЕРНАТОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА", Губернатор Московской области, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ