город Томск |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А45-6041/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Вагановой Р.А.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-7861/2023) общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" на решение от 08.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6041/2023 (судья Емельянова Г.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (630078, Новосибирская область, город Новосибирск, ул. Ватутина, д.12/1, ОГРН 1065404021990, ИНН 5404269334)
к обществу с ограниченной ответственностью "Новосибирская теплосетевая компания" (630007, Новосибирская область, город Новосибирск, Серебренниковская ул., д. 4, офис 40, ОГРН 1185476068909, ИНН 5406993045)
об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия,
от ответчика: Гоцелюк И.А., доверенность от 28.04.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (далее - общество) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью "Новосибирская теплосетевая компания" (далее - компания) с иском об обязании выполнить герметизацию узла ввода инженерных коммуникаций транзитного трубопровода в подвальном помещении многоквартирного дома N 55 по ул. Невельского в г. Новосибирске.
Решением от 08.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество в апелляционной жалобе просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование подателем указано следующее: действующие нормативные акты императивно устанавливают обязанность собственника теплосетей проводить работы по выполнению герметизации узлов ввода; так как транзитный трубопровод не имеет признаков общедомового имущества и не относится к таковому у собственников помещений МКД возникает право на понуждение ответчика в судебном порядке выносить транзитные инженерные сети за пределы подвала МКД и установления ограниченного права пользования (сервитута) по принципу возмездности.
Компания в отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда просит оставить без изменения.
В настоящее судебное заседание истец явку представителя не обеспечил.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании представитель поддержал позицию, изложенную письменно.
Выслушав представителя ответчика, изучив доводы апелляционных жалобы, отзывов, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет управление многоквартирным домом N 55 по ул. Невельского, на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 054-000153.
По подвальному помещению жилого дома N 55 по ул. Невельского проходит транзитная магистраль теплоснабжения, принадлежащая компании. Ввод и выход из подвального помещения жилого дома тепловых сетей незагерметизирован, что, по утверждению истца, является местом проникновения воды в подвальное помещение.
Указанная магистраль не относится к общему имуществу МКД и находится на балансе ответчика.
Указывая, что участки транзитных сетей, проходящие по подвалам жилого дома, предназначены для снабжения тепловой энергией нескольких домов не относятся к общему имуществу одного МКД и не принадлежат собственникам МКД, в связи с чем обязанность по содержанию транзитного трубопровода приходящего через жилой дом (в том числе надлежащая герметизация вводов и выводов транзитных тепловых сетей) должна обеспечиваться силами ресурсоснабжающей организации, 01.12.2022 общество направило в адрес компании претензию (исх. N 4595) с предложением выполнить работы по герметизации вводов и выводов транзитных тепловых сетей на ряде домов находящихся на обслуживании истца.
В ответ 05.12.2022 компания сообщила, что узел герметизации является конструктивным элементом здания, в связи с чем данная обязанность лежит на управляющей компании, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствуясь статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 39 ЖК РФ, пунктом 4 статьи 17 Закона о теплоснабжении, пунктами 2, 5 - 8 Правил N 491, пунктами 2.7.7 и 6.1.6 Правил N 115, пунктами 2.6.2, 4.1.1 и 4.1.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (Далее - Правила N 170) пришел к выводу об отсутствии у компании обязанности обеспечить герметизацию узлов ввода инженерных коммуникаций транзитных трубопроводов, так как узел герметизации является конструктивным элементом здания, а приведение в надлежащее состояние фундамента и подвальных помещений МКД является обязанностью управляющей компании.
Апелляционный суд полагает, что судом спор по существу разрешен правильно, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
При управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать, в том числе требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в МКД устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЖК РФ, подпункту "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества МКД включаются ограждающие несущие конструкции МКД (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В пункте 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности МКД; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика МКД в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции МКД.
В силу подпункта "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных Правил.
В пункте 6.1.6 Правил N 115 предусмотрено, что на вводах трубопроводов тепловых сетей в здания необходимо предусматривать устройства, предотвращающие проникновение воды и газа в здания. Аналогичные требования изложены также в СНиП 41-02-2003 (пункт 9.17).
В соответствии с пунктом 4.1.11 Правил N 170 не допускаются зазоры в местах прохода всех трубопроводов через стены и фундаменты; мостики для перехода через коммуникации должны быть исправными. Вводы инженерных коммуникаций в подвальные помещения через фундаменты и стены подвалов должны быть герметизированы и утеплены.
Правила N 170 регламентируют особенности эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности, содержания жилищного фонда и с учетом систематического толкования их преамбулы и пункта 1.1, а также пункта 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289, обязательны для исполнения, в том числе, собственниками помещений и управляющими организациями.
В частности, организации по обслуживанию жилищного фонда должны в процессе эксплуатации зданий создавать конструкциям осушающий режим, восстанавливать гидроизоляцию и иное (пункт 4.10.3.2 Правил N 170).
Обслуживающая организация обязана обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями (пункт 2.6.2 Правил N 170).
Согласно пункту 5.8.3 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и не герметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
Пунктом 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень) к видам работ, выполняемых в отношении фундаментов относятся проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента, а при выявлении нарушений - восстановление их работоспособности (абзац 8).
Пунктом 2 Минимального перечня к работам, выполняемым в зданиях с подвалами, относятся: проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями (абзац 3).
Императивные требования приведенных выше норм материального права в их системной связи с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 30, 39 ЖК РФ, возлагающими бремя содержания имущества (включая общее имущество МКД) на его собственника, устанавливают обязанность по устройству надлежащего ввода инженерных коммуникаций в подвальные помещения МКД (их герметизацию и утепление), субъект которой определяется принадлежностью соответствующего узла.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отнес к числу обстоятельств, имеющих значение для дела, вопрос о том, является ли узел герметизации ввода транзитной тепловой сети составной частью этой инженерной системы либо представляет собой конструктивный элемент МКД (и входит в состав общего имущества собственников).
При этом установлено, что узел герметизации транзитного трубопровода, проходящего через подвал МКД N 55 по ул. Невельского в городе Новосибирске, является конструктивным элементом (составной частью) здания (МКД), поскольку предназначен для предотвращения негативного воздействия на его строительные конструкции (недопущения затопления подвальных помещений, замачивания и последующего разрушения стен и фундаментов).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, и установив, что общество, как организация, в управлении которой находится МКД, обязана принимать меры по обеспечению гидроизоляции фундамента и надлежащего состояния подвала дома, в том числе и узла герметизации транзитного трубопровода, проходящего через фундамент и подвал МКД (являющегося конструктивным элементом МКД, а не тепловой сети), суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о нахождении транзитного трубопровода в эксплуатационной ответственности ответчика не опровергают выводы суда первой инстанции об обязанности управляющей компании обеспечить надлежащее состояние общего имущества МКД, к которому относится подвал и фундамент в месте прохождения через них труб отопления и горячего водоснабжения с соответствующим узлом ввода. Аналогичная позиция изложена в Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.01.2020 по делу N А45-39619/2018.
Ссылка подателя жалобы на выводы Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делам N N А75-20217/2019, А70-20613/2021 не может быть принята во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения данные выводы для настоящего дела не имеют, приняты судом по конкретным делам с иными фактическими обстоятельствами (заявлены требования о взысканию убытков в связи с порывами на сетях), что прямо следует из содержания судебных актов.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6041/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Р.А. Ваганова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6041/2023
Истец: ООО "СЛУЖБА ЗАКАЗЧИКА ПО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: ООО "НОВОСИБИРСКАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд