город Томск |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А27-8232/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.10.2023.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Назарова А.В.,
Сухотиной В.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-7941/2023) публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" на решение от 09.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8232/2023 (судья Лобойко О.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (652815, Кемеровская область, город Осинники, ул. Чайковского, д. 1а, ОГРН 1164205071546, ИНН 4252012548)
к публичному акционерному обществу "Южно-Кузбасская ГРЭС" (652740, Кемеровская область, город Калтан, Комсомольская ул., д. 20, ОГРН 1064205110122, ИНН 4222010511),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Южно-Кузбасское промышленно-транспортное управление (ПТУ)" (652740, Кемеровская Область - Кузбасс область, город Калтан, Комсомольская ул., д. 20а к. 3, ОГРН 1034222002242, ИНН 4222009121)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия,
от ответчика: без участия,
от третьего лица: без участия.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к публичному акционерному обществу "Южно-Кузбасская ГРЭС" (далее - ПАО "ЮК ГРЭС", ответчик) о взыскании 5 017 060 рублей 28 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за ноябрь 2020 года
Решением от 09.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, ПАО "ЮК ГРЭС" в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что отбор проб осуществлен без соблюдения пункта 11 и пункта 123(6) Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Истец, третье лицо в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Стороны явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.08.2019 между ООО "Водоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ПАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" (абонент) заключен единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения N 022/02132/121ВОК (далее - договор), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду, абонент обязуется оплачивать холодную питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы водоотведения по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1 договора) (л.д. 9-13).
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента воды в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 11 договора).
На основании подпункта "е" пункта 14 договора абонент обязан производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов водоотведения по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
Согласно абзацу 1 пункта 32 договора контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов водоотведения по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства.
По пункту 8 договора расчетный период, установленный договором, равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает отведенные сточные воды до 10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией ВКХ не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации ВКХ.
В силу подпункта "д" пункта 15 договора абонент имеет право осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб холодной воды и сточных вод, в том числе параллельных проб, принимать участие в отборе проб сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб холодной воды и сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 30 договора).
Согласно пункту 32 договора контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сброс требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведению составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировка сточных вод абонента.
С целью осуществления контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом ПАО "ЮК ГРЭС", организацией водопроводно-канализационного хозяйства 27.10.2020 абоненту ПАО "ЮК ГРЭС" вручено уведомление от 27.10.2020 N 4 о проведении отбора проб сточных вод из точек отбора проб - контрольных канализационных колодцев ФК-4 и ФК-54, расположенных на промплощадке ПАО "ЮК ГРЭС" (л.д. 24).
Актом отбора проб сточных вод от 27.10.2020 N 1, составленным аккредитованной испытательной лабораторией ООО "Акватест", зафиксирован отбор проб сточных вод абонента ПАО "ЮК ГРЭС" из контрольного канализационного колодца КК-15 (первого доступного колодца на сети водоотведения, пригодного для отбора проб сточных вод, выбранного в связи с необеспечением абонентом ПАО "ЮК ГРЭС" доступа представителям ООО "Водоканал" для отбора проб сточных вод из контрольных канализационных колодцев ФК-4 и ФК-54) (л.д. 26).
Согласно протоколу испытаний (исследований) от 05.11.2020 N 1.1.1814-20, составленному аккредитованной испытательной лабораторией ООО "Акватест", по результатам лабораторного анализа указанных выше проб сточных вод, отобранных в контрольном канализационном колодце КК-15, обнаружены загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения (л.д. 27).
23.12.2022 организацией, осуществляющей водоотведение (ООО "Водоканал"), в адрес ПАО "ЮК ГРЭС" направлен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за ноябрь 2020 г. (л.д. 29-30), а также счет на оплату N 284 от 09.12.2022 на сумму 5 017 060 рублей 28 копеек (л.д. 31), однако абонентом ПАО "ЮК ГРЭС" указанная плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения до настоящего времени не произведена.
Претензия истца от 08.02.2023 N 172 с требованием оплаты задолженности, оставленная ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием предъявления настоящего иска в суд.
Ссылаясь на то, что ПАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за ноябрь 2020 года до настоящего времени не произведена, претензия от 08.02.2023 N 172 (л.д. 34), оставлена ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Пунктом 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ установлено, что к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (статья 548 ГК РФ, пункт 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими 6 товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (части 1, 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
Пунктом 25 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644) предусмотрено, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (в случае установления таких нормативов в порядке, предусмотренном разделом Х настоящих Правил) (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 5 (пункт 114 Правил N 644).
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду, в том числе сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, является платным.
В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 установлено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами (пункт 118 Правил N 644).
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВО.
Пунктом 123 указанных Правил предусмотрено, что в случае сброса абонентом сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле: П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) +Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр, где Qпр - объем сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод) (куб. метров).
В ситуации допущенного абонентом превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций, которое выявлено и зафиксировано организацией ВКХ, на абонента возлагается обязанность по оплате услуг по водоотведению - приему и обезвреживанию веществ, негативно воздействующих на ЦСВ, расчет которой производится исходя из вышеприведенной формулы, при этом объем сточных вод определяется, по общему правилу, по показаниям прибора учета за расчетный период, которым является календарный месяц.
Такой подход может быть обоснован, в том числе, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.12.2016 N 28-П, Определении от 10.10.2017 N 2256-О, согласно которой если в силу специфики объектов права лицо ограничено как в возможности контролировать соблюдение его имущественных прав и выявлять допущенные нарушения, так и в возможности установить точную или по крайней мере приблизительную величину понесенных им убытков, введение законодателем специальных способов защиты нарушенного права, включая компенсацию, которая может превышать размер фактически причиненных убытков, нельзя признать мерой, несовместимой с основными началами гражданского законодательства.
Абонент, допустивший превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций загрязняющих веществ в отводимых в ЦСВ стоках, не может быть лишен возможности представить доказательства, опровергающие расчет организации ВКХ и необходимость исчисления объема оказанных услуг исходя из общего расчетного периода.
Такой подход соответствует общему принципу распределения бремени доказывания юридически значимых обстоятельств в арбитражном процессе, суть которого заключается в создании законодательных презумпций (предположений наличия определенных обстоятельств при процессуальном молчании сторон) и возложения на заинтересованное лицо бремени их опровержения.
При этом лицо, в пользу которого изначально была установлена опровергнутая его оппонентом презумпция, вправе путем представления своих доказательств обратно опровергнуть утверждения оппонента, прямо доказав презюмируемые обстоятельства.
При недоказанности доводов заинтересованного лица презумпция сохраняется, а предполагаемые по ней обстоятельства считаются установленными. Если же заинтересованное лицо подтвердило свои возражения и дезавуировало презумпцию, то на его процессуального противника, ранее защищаемого презумпцией, ложится обычное бремя доказывания тех обстоятельств, которые ранее презюмировались.
Так, допустимы ситуации, когда начальный период, используемый в расчете стоимости таких услуг, может быть ограничен и определен с даты предыдущей проверки, в данном случае - даты отбора стоков в расчетном периоде, анализ которых свидетельствует об отсутствии превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций, а конечный - ограничен датой последующей проверки (либо недобросовестным уклонением организации ВКХ от ее проведения), также подтвердившей отсутствие такого превышения. В этом случае данные об объеме потребления, пока не доказано обратное, позволяют достоверно определить объем оказанных абоненту организацией ВКХ услуг, связанных с приемом и обезвреживанием веществ, негативно воздействующих на ЦСВ. Указанный подход соответствует положениям пункта 123 Правил N 644.
Количество отведенных сточных вод за ноябрь 2020 года подтверждено показаниями прибора учета. Расчет объема сточных вод за ноябрь 2020 года произведен в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Расчет проверен - определен по показаниям прибора учета сточных вод, что составляет 1 778,940 куб. м, а плата за негативное воздействие на работу ЦСВ исходя из утвержденного истцу тарифа 30 рублей 64 копеек (без НДС) - 5 017 060 рублей 28 копеек с НДС, признан верным, ответчиком не опровергнут.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства по делу и имеющиеся доказательства, установив, что истцом начислена плата за негативное воздействие на работу ЦСВО в соответствии с пунктом 123 Правил N 644, проверив расчет платы, признав его арифметически правильным, документально не опровергнутым ответчиком, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных исковых требований, в связи с чем принял решение об удовлетворении иска.
Довод подателя жалобы о том, что отбор проб осуществлен без соблюдения пункта 11 и пункта 123(6) Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 728) отклоняется судом апелляционной инстанции в виду следующего.
В случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых таким абонентом, при отборе проб сточных вод такого абонента в течение 72 часов, предшествующих отбору, осуществляется отбор проб сточных вод указанных иных абонентов для анализа по перечню показателей состава и свойств сточных вод, аналогичному перечню анализируемых показателей состава и свойств сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией. Отбор проб сточных вод абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, в обязательном порядке осуществляется от объектов абонентов, в отношении которых отсутствует декларация, за исключением следующих объектов абонентов:
в отношении которых нормативы состава сточных вод не устанавливаются;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
при невозможности осуществления отбора проб сточных вод в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящих Правил;
при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения (пункт 11 Постановления N 728).
Согласно пункту 123 (6) Правил N 644 в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод абонентов, транспортировка которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, при исчислении и взимании с такого абонента платы в пользу организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, размер данной платы (рассчитанный на основании результатов анализа проб сточных вод, отобранных в данном канализационном колодце) уменьшается на сумму платы всех абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (но при этом не может принимать отрицательные значения).
Из материалов дела следует, что на момент отбора проб сточных вод 27.10.2020 ООО "ЮК ПТУ" не являлся абонентом ООО "Водоканал". По вопросу заключения договора ООО "ЮК ПТУ" к ООО "Водоканал" не обращалось. ООО "Водоканал" не оказывало ООО "ЮК ПТУ" услуг по водоотведению, соответственно осуществлять контроль состава и свойств сточных вод не имело права. В соответствии с пунктом 57 единого типового договора водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" предусмотрено, что абонент несет в полном объеме ответственность за нарушения условий настоящего договора, произошедшие по вине лиц, объекты которых подключены к канализационным сетям абонента и которые не имеют договора водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, именно ПАО "ЮК ГРЭС" несет ответственность за качество сточных вод, сбрасываемых через "Северный" выпуск (канализационный колодец ФК-54), а показатели состава и свойств сточных вод отобранной в КК-15 пробы, считаются показателями состава и свойств сточных вод, сброшенных абонентом в централизованную систему водоотведения.
Кроме того, в нарушение требований пп. "з", "п" п. 35 Правил N 644, а также пп. "ж" п. 14 договора, абонент ПАО ЮК "ГРЭС" не обеспечил беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод, а именно находящимся на его охраняемой территории колодцу ФК-54, что зафиксировано "Актом о неявке представителя абонента (потребителя)/о недопуске представителей ООО "Водоканал" на территорию абонента (потребителя)" от 27.10.2020 в 14 ч. 29 мин, в связи с чем контрольные пробы сточных вод были отобраны 27.10.2020 не из контрольного колодца, а из колодца КК-15, как первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента ПАО "ЮК ГРЭС" (КК-15 является первым доступным колодцем на сети водоотведения, пригодным для отбора проб сточных вод, выбранным в связи с необеспечением абонентом ПАО "ЮК ГРЭС" доступа представителям ООО "Водоканал" для отбора проб сточных вод из контрольного канализационного колодца ФК-54), что зафиксировано "Актом об определении точек отбора сточных вод (колодцев)" от 27.10.2020 в 14 ч. 33 мин.
Также, на момент проведения процедуры отбора проб 27.10.2020 указанный в отзыве на исковое заявление договор N 1 СВ-Тр от 01.09.2014 на транспортировку сточных вод между ПАО "ЮК ГРЭС" и ООО "ЮК ПТУ" был аннулирован. Соответственно, ПАО "ЮК ГРЭС" не является "транзитной организацией" в отношении ООО "ЮК ПТУ". Весь объем сточных вод, сброшенный через "северный" выпуск (КК-15) за ноябрь 2020 года принят к учету абонентом и оплачен (счет-фактура N 7805 от 30.11.2020).
Таким образом в связи с тем, что на момент отбора проб ООО "ЮК ПТУ" не являлось абонентом ООО "Водоканал", а ПАО ЮК "ГРЭС" не является транзитной организацией для ПАО "ЮК ПТУ" оснований для осуществления отбора проб сточных вод в соответствии с пунктом 11 Постановления N 728 (в течении 72 часов) отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы не была уплачена государственная пошлина, с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3 000 рублей на основании статьи 102 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8232/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Южно-Кузбасская ГРЭС" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8232/2023
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: ПАО "Южно-Кузбасская ГРЭС"
Третье лицо: ООО Южно-Кузбасское промышленно-транспортное управление ПТУ