г. Санкт-Петербург |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А21-4758/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиным А.Е.,
при участии:
- от истца: не явился, извещен,
- от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30414/2023) федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2023 по делу N А21-4758/2023,
принятое по иску федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - истец, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Управление) о взыскании 95 369,02 руб. задолженности за потребленные коммунальные ресурсы в период с января по февраль 2023 года, пени за просрочку оплаты, начисленные за период с 11.02.2023 по 24.04.2023 в размере 691,43 руб., а также пени, начисленные с 25.01.2023 по день фактического исполнения обязательств от суммы невыплаченной задолженности; 538 340,82 руб. задолженности по договору от 03.11.2021 N 11-03-39-01-386 за период с январь по февраль 2023 года, пеней в размере 7 679,27 руб., а также пеней начисленных с 16.02.2023 по дату фактического исполнения обязательства.
Решением суда от 24.07.2023 исковые требования полностью удовлетворены.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на недоказанность обстоятельств, которые суд первой инстанции посчитал установленными.
Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, обосновывающие объемы и стоимость поставленных энергоресурсов, а также доказательства того, что спорные помещения являются пустующими.
Кроме того, ответчик находит ошибочным возложение на него обязанности по оплате коммунальных услуг за период с января по февраль 2023 года, поскольку право оперативного управления на помещения зарегистрировано за ответчиком только 21.03.2022.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание, с учетом короткого срока рассмотрения, назначено на 26.10.2023.
В установленный срок истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение, действующее на основании государственного задания и устава, осуществляет деятельность по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации на территории города Калининграда, а также по обеспечению энергоресурсами, в том числе и сторонних потребителей, не относящихся к Министерству обороны России, в случае технологического присоединения.
В соответствии с приказами директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России за Управлением на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, указанное в приложениях к данным приказам, что подтверждается актами приема-передачи от 17.03.2021, от 29.03.2021, от 31.03.2021, от 30.04.2021, от 24.05.2022 и от 03.06.2022.
Учреждение направляло в адрес Управления платежные документы для оплаты потребленных коммунальных ресурсов в отношении пустующего фонда за январь 2023 года (от 01.02.2023 исх. N 370/У/12/3-251), за февраль 2023 года (от 03.03.2023 исх. N370/У/12/3-468), однако оплата по ним не произведена.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате коммунальных услуг Учреждением направлены претензии от 22.02.2023 N 370/У/12/3-426 и от 21.03.2023 N 370/У/12/3-624, оставленные без удовлетворения.
Задолженность Управления перед Учреждением за период с января по февраль 2023 года составила 95 369,02 руб.
Размер пеней, начисленных за период просрочки с 11.02.2023 по 24.04.2023, составил 691,43 руб.
Между Учреждением (теплоснабжающей организацией) и Управлением (исполнителем) заключен договор теплоснабжения от 03.11.2021 N 11-03-39-01-386 (далее - Договор).
По условиям пункта 1.1 Договора теплоснабжающая организация обязалась на условиях, предусмотренных Договором, подавать исполнителю через присоединенную тепловую сеть тепловую и (или) теплоноситель установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом подачи. Исполнитель обязался на условиях, предусмотренных Договором, принимать и оплачивать принятый объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, соблюдать режим их потребления, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Объектами теплоснабжения, согласно Приложению N 1 к Договору, являются здания общежитий, расположенные в Калининграде по ул. Емельянова, д. 37 и д.90.
В соответствии с пунктом 5.1 Договора стоимость тепловой энергии и (или) теплоносителя определяется на основании тарифов, установленных уполномоченными органами власти в области государственного регулирования тарифов. Стоимость тепловой энергии и (или) теплоносителя, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг по отоплению пользователям нежилых помещений рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению (пункт 5.2 Договора).
Согласно пункту 5.5. Договора, в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги по отоплению непосредственно теплоснабжающей организации исполнитель перечисляет плату за полученную тепловую энергию и (или) теплоноситель по настоящему договору до 25-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации. Оплата производится в размере 100% стоимости фактического объема потребления тепловой энергии и теплоносителя на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате теплоснабжающей организацией не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В адрес исполнителя направлены документы на оплату услуг теплоснабжения за январь, февраль 2023 года:
- 31.01.2023 - счет, акт, счет-фактура за январь 2023 года на сумму 269 170,41 руб. (исх. N 370/У/12/3-227);
- 03.03.2023 - счет, акт, счет-фактура за февраль 2023 года на сумму 269 170,41 руб. (исх. N 370/У/3-475).
Исполнитель обязательства по оплате тепловой энергии за спорный период не исполнил, задолженность составила 538 340,82 руб.
По состоянию на 24.04.2023, пени за несвоевременную оплату тепловой энергии по Договору составили 7 679,27 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Решением суда исковые требования полностью удовлетворены.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для ее удовлетворения, ввиду следующего.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (статья 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Факт поставки тепловой энергии в здания общежитий в январе-феврале 2023 года на основании заключенного Договора подтверждается материалами дела, в том числе письмом от 17.03.2023 N 194/175, в котором Управление признало наличие задолженности в размере 269 170,41 руб. за январь 2023 года и гарантировало произвести оплату при поступлении денежных средств от населения.
Доказательств оплаты поставленной тепловой энергии в общем размере 538 340,82 руб. в материалы дела не представлено.
В статьях 296 и 298 ГК РФ, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию. Обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества.
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296).
На основании положений пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно статьям 216 и 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 5 совместного Постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
К исковому заявлению Учреждением приложены расшифровки начислений за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в период с января по февраль 2023 года, в многоквартирном доме по адресу: Калининградская область, Озерский район, пос. Новостроево, ул. Чапаева, д. 1.
Согласно приложению к приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны России от 24.05.2022 N 1471, квартиры NN 1-18, расположенные в доме по указанному адресу, закреплены на праве оперативного управления за ответчиком.
При этом пункт 3 названного приказа устанавливает обязанность Управления в трехмесячный срок обеспечить государственную регистрацию права оперативного управления.
Управление ссылается на осуществление государственной регистрации права оперативного управления 21.03.2023.
Между тем, исходя из правовой позиции, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2019 N 309-ЭС19-378, риск отсутствия государственной регистрации права оперативного управления на государственное имущество не может быть возложен на кредитора, управомоченного на взыскание стоимости коммунальных услуг.
По изложенным мотивам доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика обязанности по оплате коммунальных услуг ввиду отсутствия в спорный период регистрации права оперативного управления подлежат отклонению, исковые требования предъявлены к надлежащему ответчику.
Согласно расшифровкам начислений за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в период с января по февраль 2023 года, Учреждение начислило 47 684,51 руб. за каждый месяц.
При этом в письме от 17.03.2023 исх. N 194/175/470 в ответ на поступившую претензию Управление приняло выставленный счет на сумму 47 684,51 руб. за январь 2023 года без разногласий, указало на то, что произведет оплату.
Доказательств оплаты задолженности за коммунальные услуги в общем размере 95 369,02 руб. в материалы дела не представлено.
Расчеты задолженности и неустойки ответчиком мотивированно не опровергнуты, контррасчеты не представлены.
При изложенных обстоятельствах следует признать выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований обоснованными и правомерными, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.07.2023 по делу N А21-4758/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4758/2023
Истец: ФБГУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГАУ "Росжилкомплекс", ФГАУ "Росжилкомплекс" терр. отд. "Калининградский", ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской