г. Москва |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А41-36459/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Скомороховой Д.Е.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и общества с ограниченной ответственностью "Купелинка" на решение Арбитражного суда Московской области Московской области от 21.07.2023 по делу N А41-36459/23, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экодом-Регион" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Купелинка",
при участии в заседании:
от ООО "УК Экодом-Регион" - Полковников С.А. по приказу N 1 от 26.01.2021;
от Госжилинспекции - Крюков Д.А. по доверенности от 24.07.2023;
от ООО "Купелинка" - Иванова Н.А. по доверенности от 10.01.2023;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экодом-Регион" (далее - ООО "УК Экодом-Регион", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 25.04.2023 N Р001-6036531080-69029424 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления; об обязании включить в реестр лицензий Московской области сведения об управлении ООО "УК Экодом-Регион" многоквартирным жилым домом, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский го., г. Видное, ул. Завидная, д. 16.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственности "Купелинка" (далее - третье лицо, ООО "Купелинка").
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.07.2023 по делу N А41-36459/23 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционных жалобах заинтересованное и третье лица просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители заинтересованного и третьего лиц в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель ООО "УК Экодом-Регион" в судебном заседании возражал против доводов апелляционных жалоб, по основаниям, изложенным в отзыве на них, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив апелляционные жалобы, отзыв на них, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
ООО "УК Экодом-Регион" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 02.09.2020 N 2091.
Решением собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., Ленинский го., г. Видное, ул. Завидная, д. 16, оформленного протоколом от 12.02.2023 N Z16-1-23, общество выбрано в качестве управляющей организации.
Общество обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области с просьбой включить сведения об управлении обществом спорным многоквартирным домом.
По результатам рассмотрения заявления, заинтересованным лицом принято решение от 25.04.2023 N Р001-6036531080-69029424 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению общества и возврате заявления, в связи с несоответствием документов п.п. "б" п. 5, п.п. "б" п. 9 Порядка внесения изменений в реестр лицензий, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим частичной отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с требованиями статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно пункту 9 Порядка, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решением от 25.04.2023 N Р001-6036531080-69029424 заявителю отказано во внесении изменений в реестр со ссылкой на подпункт "б" пункта 5 Порядка, поскольку по результатам опроса собственников помещений спорного МКД, проведенного администрацией городского округа Ленинский Московской области на основании запроса Госжилинспекции, установлено, что общее собрание собственников, оформленное протоколом от 12.02.2023 N Z16-1-23, не проводилось, что подтверждается письмом администрации от 22.04.2023 N 08Вх/04-6780.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено письмо администрации от 22.04.2023 N 08Вх/04-6780, из содержания которого усматривалось бы фактическое непроведение собрания собственников, оформленное протоколом от 12.02.2023 N Z16-1-23.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о подтверждении обстоятельств, изложенных в решении от 25.04.2023 N Р001-6036531080-69029424, в материалы дела не представлено, на наличие таких доказательств заявители апелляционных жалоб не ссылались.
При этом вопреки выводам суда первой инстанции, в силу подпункта "е" пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Таким образом, заинтересованное лицо обязано проверять заявление лицензиата на предмет отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако ошибочность выводов суда первой инстанции не повлияла на законность вывода об отсутствии оснований для отказа во внесении изменений, поскольку, как было указано выше, письмо администрации от 22.04.2023 N 08Вх/04-6780, из содержания которого усматривалось бы фактическое непроведение собрания собственников, оформленное протоколом от 12.02.2023 N Z16-1-23, в материалы дела не представлено.
Ссылка заинтересованного лица на то, что вышеуказанные обстоятельства также отражены в актах, подписанных собственниками помещений в многоквартирном доме, не может быть принята во внимание, поскольку такие акты в материалы дела также не представлены.
Иных оснований для вывода о ничтожности собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 12.02.2023 N Z16-1-23, решение от 25.04.2023 N Р001-6036531080-69029424 не содержит.
При этом протокол общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 12.02.2023 N Z16-1-23 по основаниям нарушения порядка его проведения оспорен не был, в решении от 25.04.2023 N Р001-6036531080-69029424 иных оснований для вывода о ничтожности собрания собственников помещений в многоквартирном доме управлением не указывалось.
При таких обстоятельствах у Госжилинспекции не имелось достаточно оснований для вынесения оспариваемого отказа во внесении изменений в реестр.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, решение от 25.04.2023 N Р001-6036531080-69029424 является незаконным.
Рассматривая требование должника об обязании включить в реестр лицензий Московской области сведения об управлении ООО "УК Экодом-Регион" многоквартирным жилым домом, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский го., г. Видное, ул. Завидная, д. 16, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должны содержаться, среди прочего, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Рассматривая вопрос о способе восстановления нарушенного права заявителя в порядке статьи 201 АПК РФ, апелляционный суд не может применить способ предложенный заявителем в поданном заявлении.
Как следует из решения от 25.04.2023 N Р001-6036531080-69029424 заявителю отказано во внесении изменений в реестр со ссылкой на подпункт "б" пункта 5 Порядка, поскольку по результатам опроса собственников помещений спорного МКД, проведенного администрацией городского округа Ленинский Московской области на основании запроса Госжилинспекции, установлено, что общее собрание собственников, оформленное протоколом от 12.02.2023 N Z16-1-23, не проводилось, что подтверждается письмом администрации от 22.04.2023 N 08Вх/04-6780.
Суждение суда первой инстанции о том, что он оценивает исключительно правомерность вынесения оспариваемого решения Госжилинспекции с учетом пределов доказывания, установленных главой 24 АПК РФ, и не вправе выходить за пределы оснований вынесения оспариваемого решения, является верным, но недостаточным для вывода о наличии оснований для внесения изменений в реестр.
Апелляционным судом установлено, что заинтересованное лицо, принимая оспариваемое решение, руководствовалось исключительно письмом администрации от 22.04.2023 N 08Вх/04-6780, и не осуществляло надлежащую проверку заявления на предмет его соответствия Порядку, Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденные приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования).
При этом, как усматривается из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме на основании позднее принятого решения, оформленного протоколом от 15.02.2023 N З-16/2, избрали в качестве управляющей организации - ООО "Купелинка".
Возлагая на Госжилинспекцию обязанность по внесению требуемых заявителем изменений в реестр, суд первой инстанции также не проверил заявление ООО "УК Экодом-Регион" на предмет его соответствия Порядку и Требованиям, равно как и не принял во внимание сведения об избрании иной управляющей организации более поздним решением собственников, оформленным протоколом от 15.02.2023 N З-16/2.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ООО "УК Экодом-Регион" представлены сведения о принятии собственниками решения, оформленного протоколом от 17.09.2023 N Z16-2-23, которым подтверждены полномочия ООО "УК Экодом-Регион" в качестве управляющей компании после рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, однако данное обстоятельство не влияет на выводы апелляционного суда, принимая во внимание, что изменения в реестр не могут быть внесены без проверки соблюдения требований Порядка и Требований.
В рассматриваемом случае надлежащим способом восстановления нарушенного права будет являться возложение на Госжилинспекцию обязанности по повторному рассмотрению спорного вопроса, в том числе на предмет соответствия представленных документов Порядку и Требованиям, а также с учетом актуальной на момент рассмотрения заявления информации о принятом собственниками решении относительно выбора управляющей организации.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенного права является обязание заинтересованного лица повторно рассмотреть заявление ООО "УК Экодом-Регион" о внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
Таким образом, решение Арбитражного суда Московской области от 21.07.2023 по делу N А41-36459/23 подлежит отмене в части возложения на Госжилинспекцию Московской области обязанности по включению в реестр лицензий Московской области сведений об управлении ООО "УК Экодом-Регион" спорным многоквартирным жилым домом.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.07.2023 по делу N А41-36459/23 отменить в части возложения на Госжилинспекцию Московской области обязанности по включению в реестр лицензий Московской области сведений об управлении ООО "УК Экодом-Регион" многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, Ленинский городской округ, г. Видное, ул. Завидная, д. 16.
Обязать Госжилинспекцию Московской области повторно рассмотреть заявление ООО "УК Экодом-Регион" о внесении изменений в реестр лицензий Московской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 21.07.2023 по делу N А41-36459/23 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36459/2023
Истец: Иванова Н. А., ООО "КУПЕЛИНКА", ООО "УК Экодом-регион"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"