город Ростов-на-Дону |
|
30 октября 2023 г. |
дело N А53-7255/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Мармит"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2023 по делу N А53-7255/2023
по иску муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 10 города Каменск-Шахтинский
(ОГРН 1086147001500, ИНН 6147028687)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мармит"
(ОГРН 1076147000390, ИНН 6147026545)
при участии третьего лица: Комитета по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинского Ростовской области
о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 10 города Каменск-Шахтинский (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Мармит" (далее - ответчик) о взыскании 197 015 руб. задолженности по арендной плате, 56 815,37 руб. задолженности по оплате коммунальных платежей, 3 744 руб. пени.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2023 по делу N А53-7255/2023 исковые требования удовлетворены частично.
С общества с ограниченной ответственностью "Мармит" в пользу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 10 города Каменск-Шахтинский взыскано 263 696,18 руб., из них 253 830,37 руб. - задолженность, 1 776,81 руб. - пени, 8 089 руб. - судебные расходы по оплате госпошлины.
Общество с ограниченной ответственностью "Мармит" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции в обжалуемом судебном решении вышел за пределы заявленных исковых требований и рассмотрел данное дело по правилам главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указал, что МБДОУ детский сад комбинированного вида N 10 обязался создать все необходимые условия для питания и оплатить оказанные услуги. При этом, на территории образовательного учреждения приготовление и разогрев пищи не производился, поскольку пища доставлялась в термосах из которых производилась только раздача пищи в строго установленное общеобразовательным учреждением время.
В отзыве на апелляционную жалобу истец считает решение суда законным и обоснованным, просит суд решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.03.2022 между дошкольным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида N 10 города Каменск-Шахтинский (далее - истец, заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Мармит" (далее - ответчик, исполнитель) заключен договор N СКПит-2/10 на оказание услуг по организации питания воспитанников, по условиям которого исполнитель обязуется оказать заказчику услуги по организации питания воспитанников, в объеме и по ценам, указанным в приложении N 1 к договору, а заказчик обязуется создать все необходимые условия для питания и оплатить оказанные услуги.
Согласно п. 2. дополнительного соглашения N 1 к договору цена договора составляет 7 264 798,80 руб.
Срок действия договора: с момента заключения и до 31.12.2022 (п. 4.1 договора).
Истец указал, что в соответствии с п. 5.1.5 договора исполнитель обязуется осуществлять оплату арендных и коммунальных платежей на условиях договора и договора аренды муниципального имущества.
Исполнитель самостоятельно определяет срок и объем внесения арендных и коммунальных платежей в течение срока действия договора, указанных в приложении N 3 к договору. (п. 5.2.3 договора).
Согласно приложению N 3 к договору объектом аренды является нежилое помещение пищеблока с кухонным оборудованием и принадлежностями, общей площадью 97,5 кв. м, состоящее из восьми комнат, находящееся в нежилом здании МБДОУ детский сад N 10, общей площадью 2496.1 кв. м, Литер А, Кадастровый номер: 61:52:030054:82:5, по адресу: 347800, Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, ул. Героев Пионеров, 87 б, размер арендной платы составляет 23 500 руб. в месяц.
Годовая рыночная арендная плата определена отчетом об оценке рыночной арендной платы за нежилое помещение пищеблока с кухонным оборудованием и принадлежностями общей площадью 97,5 кв. м, состоящее из восьми комнат, находящееся в нежилом здании МБДОУ детский сад N 10, общей площадью 2496,1 кв. м, Литер А, по адресу: Ростовская обл., г. Каменск-Шахтинский, ул. Героев Пионеров д. 87 б. Годовая рыночная арендная плата составляет 235 000 руб., без НДС. Данным отчетом предусмотрена постоянная часть арендной платы, формула расчета переменной части арендной платы (возмещение коммунальных услуг).
Рыночная арендная плата с 01.03.2022 по 31.12.2022 составляет 197 015 руб.
Задолженность по оплате коммунальных платежей за период с 01.03.2022 по 31.12.2022 составляет 56 815,37 руб.
Истцом указано, что собственником муниципального имущества истца является Администрация города в лице Комитета по управлению имуществом города Каменск-Шахтинский Ростовской области, которым принято решение от 16.03.2022 N 17 о согласовании передачи в аренду ООО "Мармит" муниципального имущества для организации горячего питания обучающихся (воспитанников) сроком с 10.01.2022 по 31.12.2022.
Муниципальное недвижимое имущество передано муниципальным бюджетным образовательным организациям в оперативное управление, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Движимое имущество истца находится па балансе основных средств истца.
Ответчиком в нарушение условий договора обязательства по внесению арендной платы и коммунальных платежей не исполнены.
Истцом направлена ответчику претензия от 20.01.2023. В ответ на досудебную претензию, ответчиком задолженность не погашена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Придя к выводу об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период 2022 года ответчик получил в арендное пользование имущество, необходимое для оказания услуг по питанию, в отсутствие заключенного договора аренды. Судом первой инстанции на основании положений статей 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации с ООО "Мармит" взысканы задолженность и пени за пользование муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад комбинированного вида N 10 города Каменск-Шахтинский в целях оказания услуг по организации питания обучающихся. Суд также отклонил доводы ответчика о пролонгации договора безвозмездного пользования имуществом на 2022 год, о том, что договор на оказание услуг не содержит условий об обязанности по заключению договора аренды, а также о том, что приготовление и разогрев пищи сотрудники ООО "Мармит" на территории истца не производили.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно Определению Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 21.02.2014 N ВАС-1382/14 по смыслу статьи 1102 ГК РФ обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии в совокупности трех условий: должно иметь место приобретение или сбережение имущества; данное приобретение должно быть произведено за счет другого лица и приобретение не основано ни на законе, ни на сделке (договоре), то есть происходить неосновательно.
Следовательно, предъявив требование о взыскании неосновательного обогащения, истец должен доказать то, что за его счет на стороне ответчика имеет место приобретение или сбережение денежных средств без должного на то основания, установленного законом, иными правовыми актами или сделкой.
Согласно материалам дела, 16.03.2022 Комитетом по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинский вынесено решение от N 17 "О согласовании передачи в аренду ООО "Мармит" муниципального имущества для организации горячего питания обучающихся (воспитанников) сроком с 10.01.2022 по 31.12.2022 года".
ООО "Мармит" с 01.09.2008 по 31.12.2022 являлся единственным поставщиком горячего питания в четырнадцати общеобразовательных учреждениях г. Каменск-Шахтинский, а с 01.01.2016 также и единственным поставщиком горячего питания в тридцати дошкольных образовательных учреждениях города, включая истца. Организация и поставка горячего питания в общеобразовательные и дошкольные учреждения, включая истца, осуществлялась на основании контрактов, заключенных по результатам электронных торгов.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, отнесены к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16).
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).
В части 4 статьи 4 Закона N 273-ФЗ предусмотрена обязательность соответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, а также правовых актах органов местного самоуправления, именно Закону об образовании, а также запрет ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными этим законом.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены частью 1 статьи 9 Закона N 273-ФЗ и к ним относятся в том числе:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (пункт 1);
- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4);
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций (пункт 5).
Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в статье 37 Закона N 273-ФЗ.
В связи с тем, что положениями указанной статьи полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, как обязательный элемент образовательного процесса, относятся к вопросам местного значения, которые регламентируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, по смыслу приведенных законоположений, расходы, связанные с содержанием зданий и оплатой коммунальных услуг в муниципальных образовательных организациях, несут органы местного самоуправления, являющиеся учредителями образовательных учреждений, следовательно, отсутствуют правовые основания возложения на иных лиц, привлекаемых к организации питания воспитанников образовательного учреждения, обязанности возмещать расходы, связанные с использованием помещений образовательного учреждения в названных целях.
Установив в части 1 статьи 37 Закона N 273-ФЗ обязанность организации, осуществляющей образовательную деятельность, организовать питание обучающихся, федеральный законодатель иных требований об обязательности использования определенных форм организации питания не определил.
Следовательно, образовательные организации вправе их выбирать самостоятельно.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (СанПиН 2.4.5.2409-08), утвержденные приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 N 45 (действующие на момент оказания услуг по спорному контракту), устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, и являющиеся обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся (пункты 1.2 и 1.3), предусматривают несколько форм организации питания.
Так, согласно пункту 2.1 названного нормативного акта питание обучающихся в образовательных учреждениях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации.
Организациями общественного питания образовательных учреждений для обслуживания обучающихся могут быть:
- базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
- доготовочные организации общественного питания, в которых осуществляются приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
- столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
- буфеты - раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий (пункт 2.2).
С учетом указанных нормативных предписаний, организация питания допускается как непосредственно силами самих образовательных учреждений, так и посредством заключения контрактов с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, предметом которого является обеспечение питанием обучающихся, с передачей таким лицам в безвозмездное пользование объектов муниципального имущества, закрепленного за образовательными учреждениями на праве оперативного управления, и необходимого для исполнения контракта.
При этом, финансирование образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях, включая организацию питания детей, как неотъемлемой части этого процесса, осуществляется за счет средств регионального и местного бюджетов в рамках выполнения муниципального задания, а также родительской платы, взимаемой, при реализации образовательной программы дошкольного образования.
В силу норм статей 8, 9 и 65 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", определяющих полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недопустимости различных подходов к вопросу об источнике возмещения коммунальных и иных услуг, потребленных в ходе исполнения обязанности по организации питания детей, в зависимости от избранной муниципальным образовательным учреждением формы организации питания детей.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 24.07.2019 N 16-АПА19-8 пришла к выводу о недопустимости возложения на предприятие, оказывающее услуги по организации питания, обязанности возмещать затраты за электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора, эксплуатационные услуги помещения для организации питания в предусмотренном в договоре порядке как противоречащее норме части 1 статьи 37 Федерального закона "Об образовании".
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации счел не соответствующим существу правого регулирования обязанность возмещать затраты за электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора, эксплуатационные услуги помещения для организации питания в предусмотренном в договоре порядке как противоречащее норме части 1 статьи 37 Федерального закона "Об образовании", в связи с чем, соответствующие условия договора оценивается апелляционным судом как ничтожное (пункт 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25).
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований о взыскании неосновательного обогащения и неустойки отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А32-61432/2022, NА53-7381/2023.
Кроме того, оценивая довод истца о наличии арендного пользования, основанный на приложении N 3 к договору на оказание услуг по организации питания учащихся, и пункте 5.1.5 договора о необходимости оплаты арендных платежей на основании договора аренды, апелляционный суд принимает во внимание, что приложение N 3 к договору, установившее расчет арендной платы, не подписано руководителем ООО "Мармит" (том 1, л.д. 25).
Предметом проведенного в форме совместного открытого аукциона в электронной форме под номером: 0358300072122000001 являлись три лота по заключению договоров на оказание услуг по организации питания учащихся школьных и дошкольных учреждений на 2022 г., договор аренды предметом электронных торгов не являлся.
Также суд учитывает, что исходя из толкования пункта 2.1 и 2.2. договора N СКПит-2/10 от 01.03.2022 г. следует, что цена договора включает в себя исключительно затраты по стоимости продуктов и услуг по приготовлению, стоимость упаковки, маркировки, доставки, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, который должен выплатить исполнитель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, расчет стоимости набора продуктов питания для приготовления пищи осуществляется на основании нормативно установленных СанПин 2.3/2.4.3590-20, утвержденного постановлением Главного санитарного врача РФ от 27.10.2020 г. N 32.
По установленным данным Постановлением нормативам, на основе официальных средних статистических данных по ценам на продукты питания по региону, определяется минимальная стоимость набора продуктов питания, приобретаемого для различных категорий воспитанников и учащихся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г.
N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право регулировать наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
В соответствие с Постановлением Главы Администрации Ростовской области N 291 от 17.10.1995 N291 "О государственном регулировании наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях" максимально возможный размер наценки при оказании услуг по организации горячего питания не может превышать 60 %.
В связи с изложенным, каждое муниципальное образование, при передаче горячего питания на аутсорсинг поставщикам услуг горячего питания, обязано рассчитать минимальную стоимость набора продуктов питания, определенную па основании Приложений N 7, к СанПин 2.3/2.4.3590-20 и Статистических данных по ценам на продукты питания по региону, умноженную па величину установленной наценки.
Полученную величину стоимости услуг поставщика горячего питания закладывается в бюджет и выставляется на аукцион для закупки услуг горячего питания.
Организуя горячее питание на 2022 год, Администрация Каменск-Шахтинского, издав постановление от 29.12.2021 г. N 948, установила нормативы финансирования питания для обучающихся в детских дошкольных учреждениях на уровне стоимости набора продуктов питания на рынке в 2020 г., без торговых наценок на затраты поставщика услуг горячего питания, включающие в себя также и возможные затраты па оплату арендных и коммунальных платежей, являющих предметом рассматриваемого спора.
Таким образом, затраты по аренде и коммунальным расходам в стоимость услуг по питанию не заложены. Фактически истцом производится безвозмездное переложение на исполнителя затрат, обязанность нести которых отнесена нормой части 1 статьи 37 Федерального закона "Об образовании" на органы исполнительной власти, указанное оценивается судом как злоупотребление правом.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в иске надлежит отказать в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.07.2023 по делу N А53-7255/2023 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 10 города Каменск-Шахтинский (ОГРН 1086147001500, ИНН 6147028687) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мармит" (ОГРН 1076147000390, ИНН 6147026545) 3 000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7255/2023
Истец: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД N10, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N10 города Каменск-Шахтинский
Ответчик: ООО "МАРМИТ"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом г. Каменск-Шахтинского муниципального образования "Город Каменск-Шахтинский"