город Томск |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А27-8671/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2023 г.
В полном объеме постановление изготовлено 30 октября 2023 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.,
судей: Аюшева Д.Н.,
Сухотиной В.М.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заедания Горецкой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-8316/2023) общества с ограниченной ответственностью "Реинжиниринговые технологии" на решение от 21.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8671/2023 (судья Филатов А.А.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654006, Кемеровская область, город Новокузнецк, пр-д Коммунаров (Центральный Р-Н), д. 2, ОГРН 1104217005892, ИНН 4217127183) к обществу с ограниченной ответственностью "Реинжиниринговые технологии" (650036, Кемеровская область, город Кемерово, Терешковой ул., д. 43а к. 1, помещ. 206, ОГРН 1174205001794, ИНН 4205350099) о взыскании задолженности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса (650000, Кемеровская область, город Кемерово, Советский пр-кт, д.62, кв.522, ОГРН 1074205025861, ИНН4205145396) Администрация Междуреченского городского округа, город Междуреченск, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, город Кемерово,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Себелев Е.А. по доверенности от 01.06.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - истец, ООО "Экологические технологии") обратились в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Реинжиниринговые технологии" (далее - ответчик, ООО "Реинжиниринговые технологии") о взыскании 325 435 рублей 43 копеек долга за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 19.11.2021 по 31.06.2023.
Решением от 21.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с ответчика долаг за услуги по обращению с ТКО с применением норматива "Предприятия бытовой сферы обслуживания (АЗС, автомойки, парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты, прачечные, химчистки, ремонтные мастерские, бани, сауны, ателье и иные предприятия службы быта). 1 м2 общей площади. 0,227 м3/1 м2 общей площади в год, в части взыскания с ответчика долга за услуги по обращению с ТКО в большем объеме, чем указано в расчетах ответчика, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в оспариваемой части.
В обоснование своих требований апеллянт указывает, что основным видом деятельности Ответчика является "25.61 Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы"; в соответствии с приказом Министерство промышленности и торговли Российской Федерации от 28.09.2022 г. N 4085 зарегистрирован N 70814 в министерстве юстиции Российской Федерации 02.11.2022, основной вид деятельности ответчика переведен в категорию производство, а, следовательно, не относится к предприятиям сферы обслуживания и иным предприятиям службы быта; книгами покупок и продаж ООО "Реинжиниринговые технологии" также подтверждается невозможность отнесения деятельности общества к категории предприятий сферы обслуживания и службы быта; исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, действующих на территории Кемеровской области (постановлением РЭК КО от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".), деятельность ответчика относится к категории "Административные здания, учреждения, организации, офисы. 1 м2 общей площади. 0,126 м3/1 м2 общей площади в год"; от ООО "Реинжиниринговые технологии" в адрес ООО "Экологические технологии", был получен 01.11.2022 протокол разногласий к типовому договору регионального оператора, однако, истец договор с ответчиком не подписал, мотивированный отказ, как и предложения о внесении изменений в типовой договор с учетом представленного протокола разногласий в адрес ответчика не направил, в связи с чем правоотношения сторон подлежат регулированию условиями типового договора с учетом заявки и протокола разногласий; В материалах дела отсутствует, доказательство факта вывоза ТКО с площадки расположенной по адресу Паровозная 3б.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на отсутствие правовых оснований для ее удовлетворения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, заслушав участника процесса, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствие с соглашением от 27.10.2017, заключенным с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области истец является региональным оператором и осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области с 01.07.2018.
Из пунктов 1.3 и, 1.4 соглашения следует, что региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области" на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится Междуреченский округ.
Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 и от 27.04.2017 N 58 утверждены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Кемеровской области.
Из вышеуказанного следует, что с 01.07.2018 деятельность по предоставлению услуг по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов осуществляется истцом.
Предложение о заключении договора для всех потребителей опубликовано региональным оператором в средствах массовой информации (газета "Кузбасс" N 98 (26736 от 25.12.2018).
Согласно представленным сведениям из ЕГРН, ответчик является собственником и осуществляет деятельность в нежилых помещениях, расположенных по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Междуреченск, ул. Паровозная, строение 3 а (здание складских помещений общей площадью 560,6 кв. м) и ул. Паровозная, строение 3 б (склад металлоконструкций общей площадью 914 кв. м).
Основываясь на сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, истец произвел начисление стоимости услуг по обращению с ТКО за период времени с 19.11.2021 по 30.06.2023 на общую сумму 325 435 рублей 43 копейки, предъявив требования о взыскании указанной задолженности с ответчика.
Расчет произведен истцом исходя из нормативов накопления ТКО, с учетом норматива и тарифа (Постановление РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов"), исходя из площади объектов, с применением норматива для иных предприятий бытового обслуживания 0,227, нормообразующий показатель 1474,6 м2.
Претензией от 24.08.2022 N 44669 истец потребовал уплаты долга за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суд первой инстанции.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 307, 309 ГК РФ обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Правоотношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8 (11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (12) раздела I (1) Правил N 1156, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
При этом, под потребителем Правила N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Между истцом и ответчиком договор в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в спорный период времени не заключен.
В отсутствие подписанного договора за спорный период оказание услуг осуществляется на основании типового договора, а расчет стоимости услуг производится исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема (подпункт "а" пункта 5 Правил N 505).
Доказательств урегулирования возникших при заключении договора разногласий в судебном порядке не представлено.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Ответчика является "25.61 Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы". В соответствии с "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержденным приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, эта группировка включает:
- металлизацию и анодирование металлов;
- термическую обработку металлов;
- шлифовку, обработку во вращающемся барабане, пескоструйную очистку металлов;
- окраску, гравирование металлов;
- нанесение неметаллического покрытия на металлы для придания пластичности поверхности металла (эмалировку, лакировку и др.), химической стойкости и товарного вида;
- упрочнение, полирование металлов
Эта группировка не включает:
- кузнечную обработку, см. 01.62;
- печать на металле, см. 18.12;
- металлическое покрытие пластмасс, см. 22.29;
- нанесение драгоценных металлов на основу из обычных металлов или прочих металлов, см. 24.41, 24.42, 24.43, 24.44;
- предоставление услуг в присутствии заказчика, см. 95.29
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 г. N 2496 - Р "Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам" вышеуказанный основной вид экономической деятельности Ответчика относится к бытовым услугам.
Исходя из изложенного, расчет истцом правомерно произведён исходя из нормативов накопления ТКО, с учетом норматива и тарифа (Постановление РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов"), исходя из площади объектов, с применением норматива для иных предприятий бытового обслуживания 0,227, нормообразующий показатель 1474,6 м2.
Распределение между сторонами договора бремени доказывания факта оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО обусловлено необходимостью защиты публичных интересов по наполнению НВВ регионального оператора в указанной социально значимой сфере предпринимательской деятельности и сложностью фиксации недобросовестного вывоза собственником своих отходов на открытые площадки накопления (в контейнеры) иных лиц с целью имитации отсутствия факта оказания услуг региональным оператором, когда путем вывоза отходов с других мест накопления региональный оператор такую услугу собственнику ТКО фактически оказывает.
У ответчика отсутствуют возражения по фактическому ведению им деятельности, влекущей накопление отходов, а также месту накопления и ближайшей контейнерной площадке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из того, что при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, отсутствуют основания для освобождения от обязанности ответчика оплаты услуг для вывоза ТКО.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом первой инстанций правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями АПК РФ.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные АПК РФ, не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.08.2023 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-8671/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8671/2023
Истец: ООО "Экологические технологии"
Ответчик: ООО "Реинжиниринговые технологии"
Третье лицо: Администрация Междуреченского городского округа, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса