Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 января 2024 г. N Ф05-33693/23 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А40-21627/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: Л.Г. Яковлевой, В.И. Попова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Печкуровым Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Московской таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2023 по делу N А40-21627/23, по заявлению ООО "Иноксхаб", 2) АО "Юнитрейд" к Московской таможне о признании незаконными решений от 10.11.2022 N 10013160/260522/3267512, от 10.11.2022 N 10013160/120722/3347190,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: 1. Охрименко М.Н. по дов. от 09.01.2023; 2. Охрименко М.Н. по дов. от 29.05.2023;
от заинтересованного лица: Орехова Е.С. по дов. от 19.06.2023.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Иноксхаб" и Акционерное общество "Юнитрейд" (далее - заявители, Общества) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решений Московской таможни (далее - таможенный орган, заинтересованное лицо) от 10.11.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N 10013160/260522/3267512 и N 10013160/120722/3347190.
Решением Арбитражного суда первой инстанции от 20.07.2023 требования заявления удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в требованиях общества отказать, решения признать законными.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, озвучил позицию по делу.
Представители заявителей по доводам жалобы возражали.
От АО "Юнитрейд" поступил отзыв на жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, заслушав позицию сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 20.07.2023.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, ООО "Иноксхаб" является участником внешнеэкономической деятельности, осуществляющим таможенное декларирование товаров в регионе деятельности Московской таможни, выступает в качестве получателя, декларанта и лица, ответственного за финансовое урегулирование.
АО "Юнитрейд" является таможенным представителем. Между АО "Юнитрейд" и ООО "Иноксхаб" заключен договор оказания услуг таможенного представителя от 20.06.2018 N ТБ-0010/01-18-105.
В рамках внешнеторгового договора N ESTMA/INOX-2021 от 05.07.2021, заключенного между ООО "Иноксхаб" (Покупатель, Россия) и "ESTMA LTD" (Продавец, Эстония), на базисных условиях поставки FCA SUZHOU и FOB ZHEJIANG осуществлена поставка товаров, оформленных по декларациям на товары (далее - ДТ) NN 10013160/260522/3267512 и 10013160/120722/3347190.
По ДТ N 10013160/260522/3267512 заявителями задекларирован товар "трубы бесшовные, круглого поперечного сечения, холоднотянутые или холоднокатаные (обжатые в холодном состоянии), из коррозионностойкой стали марки aisi321, содержащей по массе 9,15% никеля, применяются при монтаже теплообменного оборудования и емкостных штуцеров", модель 12Х18Н10Т, производитель "ZHEJIANG PENG YE STAINLESS STEEL TUBE INDUSTRIAL CO., LTD", диаметр от 25 мм до 108 мм, толщина стенки от 2,5 мм до 6 мм, вес брутто 25958 кг, вес нетто 25920 кг, общая сумма по счету (фактурная стоимость) 61465,10 Евро, код ТН ВЭД ЕАЭС 7304410008, заявленный индекс таможенной стоимости (далее - ИТС) 2,70 долларов США за кг.
По ДТ N 10013160/260522/3267512 заявителями задекларирован товар "трубы круглого поперечного сечения из коррозионностойкой стали, применяются при производстве металлоконструкций, не предназначены для контакта с питьевой водой. бесшовная труба из нержавеющей стали ГОСТ 9941-81, (AISI 321)", модель 12Х18Н10Т, производитель "WPC GLOBAL MARKETING LIMITED", диаметр от 25 мм до 219 мм, толщина стенки от 2,5 мм до 12 мм, вес брутто 25863 кг, вес нетто 25832 кг, общая сумма по счету (фактурная стоимость) 78063,79 Евро, код ТН ВЭД ЕАЭС 7304410008, заявленный ИТС 3,34 долларов США за кг.
Таможенная стоимость товаров заявлена Обществами по 1 методу - стоимость сделки с ввозимыми товарами (ст. 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Как указывают заявители, при декларировании товаров ими представлена вся необходимая информация о документах, предусмотренных ст. 108 ТК ЕАЭС и подтверждающих сведения, заявленные в ДТ N 10013160/260522/3267512, N10013160/120722/3347190 (графа 44 ДТ и описи к ДТ).
Выпуск товаров по вышеуказанным ДТ был произведен таможенным органом 27.05.2022 и 12.07.2022 без каких-либо замечаний.
Однако после выпуска товаров Московская областная таможня провела повторную проверку документов и сведений в отношении товаров, задекларированных по ДТ N N : 10013160/260522/3267512 и 10013160/120722/3347190. Письмом от 18.11.2022 N 16-13/38887 таможенный орган направил в адрес ООО "Иноксхаб" акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 27.09.2022 N 10013000/211/270922/А1441.
В результате проверки документов и сведений после выпуска товаров 10.11.2021 г. таможенный орган принял решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N N : 10013160/260522/3267512 и 10013160/120722/3347190, посчитав первый метод определения таможенной стоимости товаров - по стоимости сделки с ввозимым товаром неприменимым, и самостоятельно произвел корректировку таможенной стоимости, применив в качестве источника ценовой информации ДТ N 10013160/050422/3190073 с ИТС 6,45 долларов США за кг.
Указанные решения привели к доначислению и взысканию дополнительных таможенных платежей по ДТ N 10013160/260522/3267512 в сумме 4 832 688,12 руб., по ДТ N 10013160/120722/3347190 в сумме 4 163 852,03 руб., что подтверждается корректировками декларации на товары (далее - КДТ) N 10013160/260522/3267512/02 и N 10013160/120722/3347190 N 1.
Заявители посчитав, что решения Московской областной таможни от 10.11.2022 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N N : 10013160/260522/3267512 и 10013160/120722/3347190 являются незаконными, нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении следующих условий: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств- членов; 2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 2 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что в случае, если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и первый метод (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) не применяется.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств (п. 3 ст. 39 ТК ЕАЭС).
Как установлено пунктом 1 статьи 104 Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса (подпункты 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 Кодекса).
По правилам пункта 2 названной статьи, в случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
Пунктом 13 статьи 38 ТК ЕАЭС закреплено право таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.
Вместе с тем, формальная констатация таможенным органом факта наличия какого-либо отклонения стоимости спорных товаров от стоимости конкретных однородных товаров сама по себе не могла явиться основанием для вывода о признаках недостоверности задекларированной таможенной стоимости.
Согласно пункту 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
В силу пункта 8 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая до выпуска товаров, проводится в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ст. 325 ТК ЕАЭС если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
В силу пункта 5 статьи 325 ТК ЕАЭС запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений.
В силу пункта 15 статьи 325 ТК ЕАЭС, если представленные в соответствии с указанной статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган до истечения срока, установленного абзацем 2 пункта 14 статьи 325 ТК ЕАЭС, вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Такие дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса.
Исходя из вышеизложенных правовых норм, запрашивая в рамках проведения проверки дополнительные документы, таможенный орган должен исходить из установления признаков указывающих на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с названной статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений данного Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации.
Согласно пункту 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации па товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных данным Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией. Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
Случаи и порядок внесения изменений и дополнений в декларацию на товары установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, которым утверждён Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, разделом III которого регламентировано внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров (далее - Порядок внесения изменений и (или) дополнений, Порядок N 289).
Раздел V Порядка N 289 регламентирует внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа.
В соответствии с пунктом 21 Порядка N 289 внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, по форме согласно приложению N 1.
В качестве решения может рассматриваться иное решение таможенного органа, принятое по результатам таможенного контроля, если такое решение содержит требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, сведения о регистрационном номере ДТ, перечень изменений (дополнений), вносимых в сведения, заявленные в ДТ, основания внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, срок представления в таможенный орган КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС (пункт 23 указанного Порядка N 289).
Таким образом, в силу предоставленных таможенному органу полномочий при проведении проверки достоверности заявленных при декларировании сведений о товаре и его таможенной стоимости, принятие решения о внесении изменений в таможенную декларацию в части определения таможенной стоимости и подлежащих уплате исчисленных на ее основе таможенных платежей, должно быть обусловлено наличием обстоятельств, объективно препятствующих применению декларантом выбранного им метода определения таможенной стоимости.
Оценив совокупность представленных доказательств, апелляционный суд соглашается с правильно установленными выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Как следует из материалов дела, в ходе таможенного оформления для подтверждения таможенной стоимости по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами (1-му методу) декларантом были представлены таможенному органу все документы, предусмотренные статьей 108 ТК ЕАЭС, а также решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42, а именно контракт, транспортные и коммерческие документы, документы по оплате товара, документы, подтверждающие стоимость перевозки.
Разночтения в предоставленных документах таможенным органом не выявлены, данные о стоимости товара (цене сделки) и о стоимости его доставки во всех документах одинаковы.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49), в соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (здесь и далее также - таможенный представитель) данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара (пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ N 49).
В силу положений статей 53, 54, 55 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венской Конвенции 1980 года) и статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цена сделки (договора, контракта) определяется соглашением сторон.
Цена товара является результатом переговорного процесса, учитывающего интересы сторон, и подтверждающегося контрактом, инвойсом, товаросопроводительными документами, фактом реального осуществления сделки.
Между тем, таможенный орган не доказал невозможность использования стоимости сделки купли-продажи, указанную в инвойсе на поставленный товар, в качестве основы для определения таможенной стоимости по стоимости сделки, не опровергла достоверность, сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, и не установила зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий.
Наличие каких-либо расхождений относительно ценовой информации, содержащихся в коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к сделке с товарами, ввезенными Обществом по спорным ДТ таможенным органом не выявлено и в оспариваемом решении они не указаны.
При этом, как следует из материалов дела, в ходе проверки таможенной стоимости обществом были представлены все документы, представление которых вместе с декларацией на товары является обязательным и перечень которых приведен в статье 108 ТК ЕАЭС, в том числе и дополнительные документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости по перечню пункта 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза". Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994), исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции.
При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Факт перемещения указанного в декларации товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
В свою очередь, выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (инвойсов, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований статьи 39 ТК ЕАЭС.
В то же время необходимо согласиться с заявителями о том, что с учетом представленных ими таможенному органу документов таможенным органом не доказано наличие оснований считать заявленную таможенную стоимость количественно не определенной и недостоверной.
Конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, таможенным органом не сделано.
Сведения о реализации однородного, аналогичного товара по ценам, отличным от тех, которые заявил декларант, в отсутствие иных доказательств, опровергающих достоверность представленных Обществом документов и сведений в обоснование заявленной таможенной стоимости, не может явиться основанием для корректировки таможенной стоимости.
Как указано в пункте 10 Постановления Пленума ВС РФ N 49 примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
В рамках контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган рассматривает весь комплект документов, представленных декларантом в подтверждение заявленной таможенной стоимости и, если они в своей совокупности, позволяют подтвердить отсутствие в них расхождений сведений о заявленной цене и ее структуре, а также подтвердить ее достоверность, то оснований для отказа в приеме заявленной таможенной стоимости по первому методу у таможенного органа не имеется.
При применении приведенного основания в качестве отказа в использовании метода по цене сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, каким образом та или иная неточность (расхождение сведений), отсутствие каких-либо данных или документов влияют на определение таможенной стоимости, ее достоверность и размер подлежащих уплате таможенных платежей.
В нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ таможенный орган, вынося оспариваемые решения, не представил доказательств недостоверности сведений о цене сделки либо о наличии условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
Кроме того, как указано в акте проверки N 10013000/211/270922/А1441, составленного таможенным органом 27.09.2022, проверка после выпуска товаров проведена в соответствии с подпунктом 4 пункта 12 Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 в отношении сведений, заявленных в ДТ NN 10013160/260522/3267512, 10013160/120722/3347190 по направлению: проверка правильности определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ NN: 10013160/260522/3267512, 10013160/120722/3347190.
Как следует из оспариваемых решений определённая таможенным органом таможенная стоимость составила 13 979 692,80 руб. по ДТ N 10013160/260522/3267512 и 13932230,88 руб. по ДТ N 10013160/120722/3347190.
Однако, на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 52 ТК ЕАЭС таможенные пошлины, налоги исчисляются в валюте государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами в рамках Союза и (или) двусторонними международными договорами государств-членов, когда таможенные пошлины, налоги исчисляются в иной валюте. Если для исчисления таможенных пошлин, налогов требуется произвести пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена либо в иную валюту, такой пересчет производится по курсу валют, действующему на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Между тем, как указано в отзыве на заявление и следует из материалов дела, в качестве источника ценовой информации для подбора вновь определённой таможенной стоимости товаров была использована таможенная стоимость однородного товара, декларируемого по ДТ N 10013160/050422/3190073: товар N 1 "трубы круглого поперечного сечения из коррозионностойкой стали", таможенная стоимость товара составляет 2147647,76 руб., вес нетто 3982 кг.
Таким образом, таможенная стоимость 1 кг товара, декларируемого по ДТ N 10013160/050422/3190073 составляет 539,34 руб. Таможней была предоставлена ДТ N 10013160/050422/3190073, использованная в качестве источника ценовой информации для корректировки таможенной стоимости.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 15 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" (далее - Порядок), в первом подразделе графы 22 ДТ указывается буквенный код валюты цены договора (контракта).
Согласно подпункту 40 пункта 15 вышеуказанного Порядка в графе 42 ДТ указывается цифровыми символами цена товара, фактически уплаченная или подлежащая уплате в валюте, указанной в первом подразделе графы 22 ДТ.
В соответствии с требованиями подпункта 43 пункта 15 Порядка в 45 графе ДТ указывается таможенная стоимость декларируемого товара в валюте государства - члена Союза.
В графе 46 ДТ указывается цифровыми символами без разделителей и пробелов статистическая стоимость товара в долларах США, округленная по математическим правилам с точностью до двух знаков после запятой.
Статистическая стоимость товара рассчитывается на основе таможенной стоимости товара, указанной в графе 45 ДТ, за исключением случаев, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего (подпункт 44 пункта 15 Порядка).
Как следует из источника ценовой информации ДТ N 10013160/050422/3190073: - курс за 1 доллар США составил 83,5932 рубля, что отражено в графе 22 ДТ;
- цена однородного товара была заявлена в графе 42 в иностранной валюте в размере 24504,95 долларов США, что за 1 кг составило 6,15 долларов США (24504,95 долларов США / вес нетто 3982 кг);
- статистическая стоимость товара (таможенная стоимость, пересчитанная в доллары США) была заявлена в графе 46 ДТ в размере 25691,66 долларов США, что за 1 кг составило 6,45 долларов США (25691,66 долларов США / вес нетто 3982 кг).
Как следует из акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 27.09.2022 N 10013000/211/270922/А1441, оспариваемых решений и КДТ среднее значение ИТС в таможенных органах ФТС России по однородным товарам составило 6,49 долл. США /кг, таможенная стоимость по спорным ДТ определена таможенным органом на основании ДТ 10013160/050422/3190073 (см. графу 44 КДТ N 10013160/260522/3267512/02 и N 10013160/120722/3347190) с ИТС 6,45 долларов США за кг.
Вместе с тем, в результате корректировки таможенной стоимости индекс таможенной стоимости по ДТ N 10013160/260522/3267512 составил 9,58 долл. США за 1 кг, по ДТ N 10013160/120722/3347190 - 8,8 долл. США за 1 кг, что существенно выше стоимости товара 6,45 долл. США за 1 кг., выраженной в иностранной валюте в ДТ N 10013160/050422/3190073, которую таможня использовала в качестве источника ценовой информации для корректировки таможенной стоимости и среднего значения ИТС в таможенных органах ФТС России по однородным товарам.
Указанное явилось следствием несоблюдения таможней пункта 6 статьи 52 ТК ЕАЭС, в соответствии с которым для исчисления таможенных пошлин, налогов требовался пересчёт иностранной валюты в валюту государства-члена либо в иную валюту по курсу валют, действующему на день регистрации спорных таможенных деклараций (26.05.2022 и 12.07.2022), а не на день регистрации ДТ 10013160/050422/3190073 (05.04.2022), использованной таможней в качестве источника ценовой информации.
Иными словами, для определения величины таможенной стоимости как первоначальной декларантом, так и скорректированной таможней, должен был применяться курс валют на дату регистрации ДТ N N : 10013160/260522/3267512, 10013160/120722/3347190 именно на ввозимый заявителем товар, являющийся объектом проверки, а не на однородный товар, ввезенный иным участником ВЭД по ДТ 10013160/050422/3190073 в иное время, поскольку стоимость как спорного, так и однородного товара заявлялась в иностранной валюте.
Таким образом, в настоящем случае таможенный орган не обосновал, что сведения, заявленные декларантом о стоимости товаров в спорных ДТ, являются недостоверными и какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости им были установлены, в связи с чем невозможность применения первого метода определения таможенной стоимости таможенным органом не доказана.
В силу статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
С учётом изложенного, доводы жалобы направленные лишь на переоценку выводов суда и без документального опровержения не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Апелляционный суд полагает, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2023 по делу N А40-21627/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21627/2023
Истец: АО "ЮНИТРЕЙД", ООО "ИНОКСХАБ"
Ответчик: Московская областная таможня
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33693/2023
28.08.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46535/2024
23.01.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33693/2023
30.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-64145/2023
20.07.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-21627/2023