30 октября 2023 г. |
Дело N А83-190/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 октября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Енокян В.А.,
при участии в заседании от:
Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Ульянкиной Юлии Викторовны, представителя по доверенности от 28.06.2023 N РМ-Д/23;
иные лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоТехСтрой" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 июля 2023 года по делу N А83-190/2023
по иску Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (350063, Краснодарский край, Краснодра, ул. Красная, 19; ОГРН 1042304949752, ИНН 2309089375)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоТехСтрой" (295017, Республика Крым, Симферополь, ул. Киевская, 41, помещение 422; ОГРН 1035900513648, ИНН 5904029933)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоТехСтрой" (далее - Общество, ответчик) о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 430111,73 рублей и пени в размере 9893,17 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27 июля 2023 года по делу N А83-190/2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что ответчик осуществлял размещение отходов класса IV и V, в отношении которых плата за негативное воздействие на окружающую среду в силу пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ не осуществляется. Кроме того, истцом неверно произведен расчет суммы исковых требований. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 апелляционная жалоба Общества принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Ответчик явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте арбитражного апелляционного суда в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел", что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно Положению о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.01.2022 N 8, Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
Управлением проведена проверка полноты и соблюдения установленных сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, представления декларации о плате и иных документов, имеющихся в распоряжении Управления и относящихся к предмету проверки о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год.
В рамках реализации своих полномочий в части осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, Управлением выявлены следующие нарушения.
В рамках рассмотрения данных первичного учета обращения с отходами ООО "Тургеневский карьер" за 2021 год было установлено, что ООО "ЭнергоТехСтрой" согласно договорам N 295-ТСО от 06.04.2021, N 503-ТСО от 28.12.2021, а также актам выполненных работ на полигон, эксплуатирующей организацией которого является ООО "Тургеневский карьер", был завезен для размещения лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (ФККО 83020001714) в объеме 600,5 т.
Общество не обеспечило внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в части размещения твердых строительных отходов на полигоне, эксплуатирующей организацией которого выступает ООО "Тургеневский карьер", декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год юридическим лицом также не подавалась.
26 ноября 2022 года за N 10-15/16/22 Управлением в адрес Общества направлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которому ответчику необходимо оплатить задолженность за негативное воздействие на окружающую среду в размере 430111,73 рублей, требование оставлено Обществом без удовлетворения.
Вышеизложенное послужило основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27 июля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N7-ФЗ).
Право на благоприятную окружающую среду обеспечивается, прежде всего, выполнением мероприятий, направленных на охрану и восстановление окружающей среды, расходы на проведение которых возмещаются за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т. п.
Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В соответствии со статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также частями 4, 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с частью 1 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с частью 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.
В соответствии с частью 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255), которые действовали на определены правила, устанавливающие порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 255, контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
При исчислении платы за размещение отходов применяются ставки платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 в зависимости от класса опасности отходов. Расчет платы за размещение отходов производится путем умножения массы размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы с применением коэффициентов и суммирования полученных величин.
Плата за размещением отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) рассчитана истцом в соответствии с пунктом 18 Правил N 255, которые действовали на момент проведения проверки и составляет: 600,5 тонн х 663,2 рублей/тонна х 1 х 1 х 1,08 = 430111,73 рублей и подлежит внесению Обществом в бюджет.
Исходя из приведенных выше положений, ООО "Энерготехстрой" не исполнило обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением требований статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ.
Из составленного Управлением расчета доначисления и довнесения суммы платы за HBOC за 2021 год, следует, что ответчику необходимо произвести доначисление в декларации HBOC за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на сумму 430111,73 рублей.
Кроме того, истец просит взыскать пеню в размере 9893,17 рублей.
Факт несвоевременного исполнения ответчиком обязательства по оплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут. Следовательно, истец вправе потребовать с ответчика выплаты компенсации за ненадлежащее исполнение обязательств.
Одно из основных начал гражданского законодательства - свобода договора (пункт 1 статьи 1 статьи 421 ГК РФ), а одним из частных его проявлений, в свою очередь, является закрепленная ГК РФ возможность сторон договора предусмотреть на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства неустойку, которой данный Кодекс называет определенную законом или договором денежную сумму, подлежащую уплате должником кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В пункте 1 статьи 332 ГК РФ закреплено право кредитора требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Поскольку факт нарушения ответчиком обязательств в части своевременной оплаты задолженности за негативное воздействие на окружающую среду подтвержден и не опровергается, требования истца о взыскании с ответчика неустойки являются обоснованными.
Проверив расчет истца, судами первой и апелляционной инстанции установлено, что он выполнен с соблюдением требований действующего законодательства, является арифметически и методологически верным. Контррасчет ответчиком не представлен, расчет не опровергнут.
Ходатайство о снижении размера неустойки ответчиком не заявлялось.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований о взыскания платы за несвоевременную оплату негативного воздействия на окружающую среду признан судебной коллегией обоснованным.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции признает их не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Одним из доводов апелляционной жалобы является то, что ответчик осуществлял размещение отходов класса IV и V, плата за негативное воздействие на окружающую среду в силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ не осуществляется.
Данный довод не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку тот факт, что Общество не осуществляет деятельность исключительно на объектах, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не является достаточным основанием для вывода о том, что Общество не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, поскольку по общему правилу, применяющемуся с 01.01.2016, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Такого критерия, как образование размещаемых отходов при осуществлении деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно договорам N 295-ТСО от 06.04.2021, N 503-ТСО от 28.12.2021, а также актам выполненных работ на полигон, эксплуатирующей организацией которого является ООО "Тургеневский карьер", был завезен для размещения лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (ФККО 83020001714) в количестве 600,5 т.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года N 242, отходы с кодом ФККО 83020001714 "лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий" к твердым коммунальным отходам не относятся.
Поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на природопользователя, она не прекращается в связи с заключением договора по размещению отходов, не являющихся твердыми коммунальными отходами, плата за размещение таких отходов не вносится организациями, осуществляющими размещение таких отходов (не относящихся к твердым коммунальным отходам).
Кроме того, по мнению ответчика, истцом неверно произведен расчет суммы исковых требований.
Данный довод не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку представленный в материалы дела Протокол количественного химического анализа отхода от 30.03.2021, а также паспорт отхода не являются основанием для перерасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, т.к. песок является одним из составляющих, которые входят в состав асфальта (битумной смеси) и асфальтобетона. Помимо песка, асфальт и асфальтобетон содержат в себе такие компоненты, как щебень, битум и минеральные порошки. Таким образом, рассматривать песок как отдельный вид отхода, подлежащий исключению из расчета, является необоснованным.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023 Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000,00 рублей до ее рассмотрения по существу, то с подателя жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000,00 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 июля 2023 года по делу N А83-190/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоТехСтрой" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоТехСтрой" (295017, Республика Крым, Симферополь, ул. Киевская, 41, помещение 422; ОГРН 1035900513648, ИНН 5904029933) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3000,00 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-190/2023
Истец: ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "ЭНЕРГОТЕХСТРОЙ"