город Томск |
|
1 ноября 2023 г. |
Дело N А45-10726/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2023 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2023 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Назарова А.В., при ведении протокола судебного заседания, проводимого в онлайн-режиме с использованием средств аудиозаписи до перерыва секретарем судебного заседания Касьян В.Ф., после перерыва секретарем судебного заседания Комиссаровой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам первой инстанции дело N А45-10726/2023 по иску муниципального предприятия города Новосибирска "Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры" (630112, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Кошурникова, зд. 12а, ОГРН 1035402471411, ИНН 5406010778), к обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (656049, Алтайский край, город Барнаул, ул. Мерзликина, д.5, ОГРН 1022201763517, ИНН 2225021331) о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца - Маркелов М.В. по доверенности от 01.09.2023,
ответчика - Антонова Т.В. по доверенности от 11.05.2023,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие города Новосибирска "Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (далее - ответчик, общество) о взыскании суммы основного долга по договору водоотведения поверхностных сточных вод N 242АЛ21 (далее - договор) в размере 161 071 рубля 68 копеек за 2022 год, суммы пени за период с 10.05.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 19.04.2023 в размере 17 961 рубля 26 копеек, суммы пени по день фактической оплаты задолженности.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 19.06.2023 (резолютивная часть от 13.06.2023) Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, подал апелляционную жалобу (в редакции дополнений от 27.07.2023), в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением апелляционного суда от 04.09.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, указав, что взыскивает задолженность по земельным участкам:
54:35:051915:3084 в размере 12 140,54 рублей,
54:35:063535:11 в размере 12 857,84 рублей,
54:35:062535:578 в размере 20 982,34 рублей,
54:35:063180:869 в размере 8 238,69 рублей,
54:35:063175:13 в размере 6 994,17 рублей,
54:35:063290:49 в размере 17 113,16 рублей,
54:35:051915:2175 в размере 11 303,60 рублей,
54:35:063190:79 в размере 20 259,59 рублей,
54:35:071575:1 в размере 9 776,59 рублей,
54:35:014925:83 в размере 2 266,10 рублей,
54:35:071010:531 в размере 5 108,42 рублей,
54:35:014090:23 в размере 22 851,93 рублей,
54:35:032805:5 в размере 11 178,69 рублей.
Сумма пени за период с 10.11.2022 по 30.10.2023 составляет 41 785,72 рублей (161 071,71 * 355 * 1/130*9,5%), которую истец просит взыскивать по день фактической оплаты долга.
Ответчик в возражениях на иск указал, что в отношении земельных участков 54:35:063290:49, 54:35:063190:79 истец неверно учитывает площадь земельных участков, принадлежащих обществу. Так, площадь зданий, расположенных на указанных земельных участках, составляет 3 513,6 и 2 370,7 кв.м., площадь помещений в здании, принадлежащих обществу - 181,3 и 997,6 кв.м., соответственно площадь земельных участков, принадлежащих ответчику составляет 163,75 и 1 491,20 кв.м. Кроме того, при расчете задолженности предприятие не учитывает покрытие спорных земельных участков. Вместе с тем, в зависимости от покрытия применяются разные коэффициенты среднегодового объема сточных вод.
На вопрос суда, представитель ответчика пояснила, что данные по разбивке территории по видам поверхностей принимается на основании справки абонента или по данным инвентаризации; инвентаризация ответчиком не производилась, в качестве справки необходимо руководствоваться представленным расчетом.
Согласно представленному ответчиком расчету, задолженность перед истцом, с учетом доли в праве и коэффициентов 0,7 и 0,2 среднегодового объема дождевого стока составляет 90 016,67 рублей; сумма пени - 7 988,98 рублей (90 016,67 * 355 * 1/300 * 7,5 %).
02.08.2023 ответчик заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы, которое уточнил 17.10.2023 и поддержал в судебном заседании 30.10.2023.
Общество просит поручить проведение экспертизы эксперту ООО "МБЭК" Большакову Захару Сергеевичу, поставить вопросы по установлению наличия ливневой канализации, водостоков, колодцев, дождеприемников, а также их работоспособность, расположенных на спорных земельных участках; установить являются ли колодцы доджеприемными; установить возможность попадания поверхностных ливневых сточных вод в центральную систему водоотведения; установить направление движения поверхностных ливневых сточных вод; определить объем поверхностных ливневых сточных вод; установить наличие технической возможности для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод в бытовую систему водоотведения.
В депозит апелляционного суда перечислены денежные средства в размере 110 000 рублей по платежному поручению N 80726 от 17.10.2023, подлежащие выплате эксперту.
В возражениях на ходатайство о проведении судебной экспертизы истец указал, что наличие ливневой канализации подтверждается приказом департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска от 01.08.2017 N 578-од "О передачи и закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием города Новосибирска "Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений"; точки приема абонента находятся в зоне действия коллекторов по ул. Зорге, ул. Полтавская, ул. Спортивная, ул. Новосибирская, ул. Широкая, ул. Пермская, ул. Высоцкого, ул. Доватора, ул. Б.Богаткова, ул. Гоголя, ул. Д.Ковальчук, согласно приложению к договору, а также Схеме централизованной ливневой системы водоотведения г. Новосибирска на 2017-2027 году, утвержденное Постановлением Мэрии г. Новосибирска от 27.09.2017 N 4410; прием ливневых сточных вод на территории г. Новосибирска осуществляется только истцом, точки приема каждого земельного участка указаны в договоре, приложениях N 7-7.12; объем поверхностных сточных вод определяется расчетным путем в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.10.2014 N 639/пр "Об утверждении Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод" (далее - Методические указания N 639/пр).
Истец также указал, что в г. Новосибирске используется раздельная система централизованного водоотведения, при которой в бытовую систему водоотведения не отводятся ливневые стоки, для которых предусмотрена ливневая система водоотведения.
Рассмотрев ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения.
Отказывая в назначении экспертизы по делу, суд апелляционной инстанции исходит из обязанности общества как владельца земельных участков, расположенных в зоне ЦЛСВ города Новосибирска, по отношению к которой предприятию уполномоченным органом установлен тариф водоотведения поверхностных сточных вод, вносить соответствующую плату исходя из площади принадлежащих ему земельных участков, отсутствия оснований для освобождения от данной обязанности.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 N 13765/10 по делу N А63-17407/2009 разъяснено, что судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Если необходимость или возможность проведения экспертизы отсутствует, суд отказывает в ходатайстве о назначении судебной экспертизы.
С учетом наличия утвержденной схемы централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска, в соответствии с которой отвод поверхностных сточных вод с территории города Новосибирска осуществляется по коллекторам ливневой канализации со сбросом в Новосибирское водохранилище, реки Обь, Ельцовка-1, Ельцовка-2, Каменку, Плющиху, Иню, Тулу, Нижняя Ельцовка, ручей Камышенский, и, с учетом нахождения земельных участков, принадлежащих ответчику, в зоне централизованной ливневой системы, суд не усматривает оснований для назначения судебной экспертизы.
В судебном заседании 30.10.2023 на стадии прений в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 01.11.2023.
После перерыва заседание продолжено; представитель ответчика поддержал ранее изложенную позицию, просит принять во внимание представленный обществом расчет; представитель истца пояснил, что коэффициент среднегодового объема дождевого стока применен верно, по площади двух спорных земельных участков не готов представить аргументированные возражения.
Истец явку своего представителя в судебные заседания до и после перерыва, не обеспечил.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, заслушав участников процесса, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, компания является субъектом естественных монополий в сфере услуг водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, на территории Новосибирской области.
В городе Новосибирске используется раздельная система централизованного водоотведения, при которой в бытовую систему водоотведения не отводятся ливневые стоки, для которых предусмотрена ливневая система водоотведения.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 27.09.2017 N 4410 "О схеме централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска на 2017 - 2027 годы" утверждена схема централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска в соответствии с которой, отвод поверхностных сточных вод с территории города Новосибирска осуществляется по коллекторам ливневой канализации со сбросом в Новосибирское водохранилище, реки Обь, Ельцовка-1, Ельцовка-2, Каменку, Плющиху, Иню, Тулу, Нижняя Ельцовка, ручей Камышенский.
Согласно схеме централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска, земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:051915:3084, 54:35:063535:11, 54:35:062535:578, 54:35:063180:869, 54:35:063175:13, 54:35:063290:49, 54:35:051915:2175, 54:35:063190:79, 54:35:071575:1, 54:35:014925:83, 54:35:071010:531, 54:35:014090:23, 54:35:032805:5 находятся в зоне централизованной ливневой системы.
Общество обязано заключить договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод с компанией, в порядке, предусмотренном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Основанием для заключения договора водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 8 Правил N 644).
Типовая форма договора в области холодного водоснабжения и водоотведения утверждена постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Предложение о заключении договора N 242АЛ21 было направлено ответчику 10.03.2021 и с учетом положений пункта 12 Правил N 644 является заключенным с 10.04.2021.
В период с апреля 2022 г. по октябрь 2022 в отсутствие подписанного сторонами договора истцом оказывались услуги по водоотведению, объем отводимых сточных вод составил 9 168,47 куб.м.
Ссылаясь на неоплату ответчиком оказанных услуг, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Из пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
Как указано в пункте 1 статьи 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Обязанность собственника земельного участка и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, оплачивать услуги по приему в систему канализации поверхностных стоков следует из положений статей 42 Земельного кодекса Российской Федерации и 210 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении, Закон N 416-ФЗ) водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно статье 2 Закона N 416-ФЗ водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием ЦСВ; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; сточные воды ЦСВ - принимаемые от абонентов в ЦСВ воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если ЦСВ предназначена для приема таких вод; ЦСВ поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.
В пункте 2 Правил N 644 определено, что поверхностные сточные воды - это принимаемые в ЦСВ дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
При этом по пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
При рассмотрении споров, связанных с водоснабжением и приемом (сбросом) сточных вод, подлежат применению положения Закона о водоснабжении, а также Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Договор водоснабжения и водоотведения относится к публичным договорам (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).
Обязанность по заключению между организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и абонентом единого договора водоснабжения и водоотведения следует из положений статьи 8 Закона о водоснабжении.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденн постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения"
Частью 3 статьи 15 Закона о водоснабжении предусмотрено, что единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
Согласно пункту 39 Правил N 644 договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения, или лицом, осуществляющим проектирование и (или) строительство, реконструкцию в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод, либо если возможность отведения (приема) поверхностных сточных вод от объектов таких абонентов предусмотрена условиями подключения (технологического присоединения).
Пунктами 40 и 41 Правил N 644 предусмотрено, что зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (прием) поверхностных сточных вод. Отведение (прием) поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.
К полномочиям органов местного самоуправления относится установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
Пунктом 38 Правил N 644 предусмотрено, что отведение (прием) поверхностных сточных вод в ЦСВ осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных данными Правилами.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В пункте 11 Методических указаний N 639/пр определено, что при наличии внутриплощадочных канализационных сетей вся территория, используемая абонентом, признается находящейся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод.
По смыслу пункта 3 Методических указаний N 639/пр отведение атмосферных осадков в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей является объективным процессом, обусловленным текучестью воды.
Количество атмосферных осадков (суточные, месячные, сезонные и годовые слои), сведения по температуре, влажности воздуха определяются по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года), либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии (пункт 4 Методических указаний N 639/пр).
При определении объемов дождевых сточных вод учитывается количество атмосферных осадков, выпадающих в теплый период года (с апреля по октябрь), при определении объемов талого стока учитывается количество атмосферных осадков, выпадающих в холодный период года (с ноября по март) (пункт 5 Методических указаний N 639/пр).
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний N 639/пр организации водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения, в расчетах с абонентами при определении объемов поверхностного стока за календарный месяц используют информацию по фактическому слою выпавших атмосферных осадков, получаемую от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года), либо данные из стандартов по строительной климатологии.
В пункте 11 Методических указаний N 639/пр определено, что при наличии внутриплощадочных канализационных сетей вся территория, используемая абонентом, признается находящейся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод.
В пункте 14 Методических указаний N 639/пр указано, что поверхностные сточные воды (Wпс), принимаемые в централизованные системы водоотведения, включают в себя дождевые, талые, грунтовые (инфильтрационные, дренажные) и поливомоечные сточные воды.
W пс = W д + W т + W гр + W м, (м3)
где:
W д - объемы дождевого стока, (м3)
W т - объемы талого стока, (м3)
W гр - объемы грунтовых вод W гр = (W инф + W др),
W инф - объемы инфильтрационного стока, (м3)
W др - объемы дренажного стока, (м3)
W м - объемы поливомоечного стока, (м3)
Пунктом 15 Методических указаний N 639/пр определено, что расчет объемов дождевого стока производится по формулам:
Среднегодовой объем дождевого стока:
*, (м3/мес.)
Месячный объем дождевого стока:
*, (м3/мес.)
Фактический годовой объем дождевого стока:
*, (м3/год)
где:
*, * - среднегодовой и фактический годовой объем дождевого стока соответственно,
* - среднегодовой слой атмосферных осадков за теплый период года (апрель - октябрь, дождевой слой), (мм),
* - слой атмосферных осадков по месяцам теплого периода (апрель - октябрь, дождевой слой), (мм).
При определении фактического объема дождевого стока величина слоя выпавших атмосферных осадков принимается по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года) либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии.
При определении прогнозного объема дождевого стока значение слоя атмосферных осадков принимается равным 20% обеспеченности.
F - площадь земельного участка (территории), принадлежащего абоненту, с которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, в том числе неорганизованный сброс поверхностных сточных вод (сброс в централизованную систему водоотведения дождевых, талых и поливомоечных вод за пределы территорий абонентов и иных лиц с последующим их поступлением по естественному уклону местности в централизованную систему водоотведения или в водный объект, в том числе через канализованные территории других абонентов), (га);
* - средневзвешенное значение коэффициента стока (отношения объема поверхностного стока на водосборной поверхности к общему объему осадков, выпавших за расчетный период (за сутки, месяц, год) на данной территории) для площадей, имеющих разные типы покрытий;
*, (расчет производится для территорий с разными видами поверхностей),
где:
F i, (га) - сумма площадей с разными видами поверхностей. Данные по разбивке территории по видам поверхностей принимается на основании справки абонента или по данным инвентаризации.
* - коэффициент дождевого стока для различных видов поверхностей принимается с учетом проницаемости поверхности, в том числе:
кровли и асфальтобетонные покрытия - 0,7;
брусчатые и булыжные мостовые - 0,5;
грунтовые поверхности - 0,2;
газоны - 0,1.
В пункте 16 Методических указаний N 639/пр приведен расчет объемов талого стока:
Среднегодовой объем талого стока
*, (м3/год.),
Месячный объем талого стока
*, (м3/мес.),
Фактический годовой объем талого стока
*, (м3/год),
где:
*, * - среднегодовой и фактический годовой объем талого стока соответственно;
*, (мм) - слой атмосферных осадков в холодный период года (ноябрь - март, талый слой);
*, (мм) - слой атмосферных осадков по месяцам холодного периода (ноябрь - март, талый слой).
При определении фактического объема талого стока величина слоя выпавших атмосферных осадков принимается по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года) либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии.
Расчет объемов грунтовых вод приведен в пункте 17 Методических указаний.
Пунктом 20 Методических указаний N 639/пр установлено, что при наличии у абонентов технической (в том числе проектной) и исполнительной документации по дренажной сети, устанавливается тип дренажа и предполагаемый среднегодовой объем дренажного стока, определение которого производится путем расчета для соответствующего типа дренажа исходя из среднегодовых уровней грунтовых вод и коэффициентов фильтрации, установленных по данным проектной или исполнительной документации в соответствии с приведенными в настоящих Методических указаниях вариантами.
При отсутствии проектной и/или исполнительной документации объем дренажного стока (организованного), отводимого в централизованные системы водоотведения, рассчитывается по инженерно-геологическим картам города (иного населенного пункта).
При отсутствии данных по объемам дренажного стока, расчет объемов поверхностного стока, отводимого в централизованные системы водоотведения в виде грунтовых вод (инфильтрационных, дренажных), производится с общей площади.
При наличии данных по объемам дренажного стока, расчет объемов поверхностного стока, отводимого в централизованные системы водоотведения от инфильтрационного стока, следует производить с общей площади территорий, за исключением территорий, не охваченных дренажной системой водоотведения.
В приложениях N N 2 - 2.12, 5 к договору отражен указанный выше порядок учета сточных вод, указан общий объем 9 168,47 куб.м.; сведения о точках приема поверхностных сточных вод указаны в приложении N 7-7.12.
По расчету истца задолженность ответчика за 2022 год составляет 161 071,68 рублей.
Вместе с тем, истец не учитывает площадь земельного участка, принадлежащего ответчику в отношении земельных участков 6 (из 3149 кв.м., принадлежит 163,75 кв.м), 8 (из 3 728 кв.м., принадлежит 1 491,2 кв.м.).
В это связи, объем поверхностных сточных вод составит:
по земельному участку 54:35:063190:79 - 461,28 куб.м/год (10*(317*1,07)*0,14912*0,7 +10*(120*1,07*0,14912*0,7*0,8);
по земельному участку 54:35:063290:49 - 50,73 куб.м/год (10*(317*1,07)*0,0164*0,7 + 10*(120*1,07)*0,0164*0,7*0,8).
Таким образом, общий объем сточных вод составит 7 553,16 куб.м/год, а задолженность 132 693,91 рублей.
Возражения ответчика в отношении коэффициента среднегодового объема дождевого стока, судом апелляционной инстанции не принимаются, учитывая, что согласно представленных в материалы дела фотографиям на всех земельных участках усматривается асфальтовой покрытие.
Представитель ответчика данные инвентаризации не представил, указав, что инвентаризация не производилась. Также, не представлена ответчиком и справка по виду поверхности земельных участков.
Довод ответчика об отсутствии на территории ливневой канализации не имеет правового значения, поскольку в соответствии с пунктом 41 Правил N 644, отведение (прием) поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.
Статьей 329 ГК РФ предусматриваются способы обеспечения исполнения обязательств, одним из которых является неустойка (штраф, пени).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 332 ГК РФ установлено, что кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты (пункт 6.2 статьи 14 Закона 416-ФЗ).
В силу разъяснений, изложенных в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019), если обязательство по оплате потребления энергетических ресурсов было исполнено до момента вынесения решения судом о взыскании законной неустойки за просрочку его исполнения, размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации для расчета подлежащей взысканию неустойки определяется на день фактической оплаты основного долга.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос N 3), при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
В рассматриваемом случае, долг не погашен, по состоянию на 30.10.2023 ставка рефинансирования составляет 15 %.
Вместе с тем, истец просит применить ставку 9,5 %, что не нарушает прав ответчика.
С учетом ставки 9,5 % размер пени за период с 10.11.2022 по 30.10.2023 составит 34 423,86 рублей.
Оснований для применения положения статьи 333 ГК РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Так, в соответствии со статьей 333 ГК РФ, если подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно пункту 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (часть 1 статьи 333 ГК РФ).
Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ) (пункт 71 Постановления N 7).
Заявление ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330, статья 387 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268, часть 1 статьи 286 АПК РФ) (пункт 72 Постановления N 7).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ) (пункт 73 Постановления N 7).
Снижение размера договорной неустойки (пени), подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ) (пункт 77 Постановления N 7).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Кодекса, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе и направленных против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки. Данной правовой нормой предусмотрена обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 N 263-О).
С учетом изложенного и по смыслу статьи 333 ГК РФ уменьшение неустойки (пени) возможно только в суде первой инстанции и только на основании заявления стороны. Кроме того, уменьшение размера неустойки (пени) является правом, а не обязанностью суда. Решение вопроса о явной несоразмерности неустойки (пени) последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов и конкретных обстоятельств дела. Для применения указанной нормы арбитражный суд должен располагать заявлением ответчика и данными, позволяющими достоверно установить явную несоразмерность неустойки (пени) последствиям нарушения обязательства. Все доказательства о наличии обстоятельств, позволяющих суду решить вопрос об уменьшении размера неустойки (пени), должны быть представлены заинтересованной стороной в суд первой инстанции.
Необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, извлекать преимущества из своего незаконного поведения - неисполнения денежного обязательства. Вышеизложенная правовая позиция была выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, доводы каждой из сторон, учитывая разъяснения, содержащиеся в Постановлении N 7, принимая во внимание, что размер законной неустойки не выходит за рамки требований разумности и справедливости, установлен законодателем, исходя из анализа фактических обстоятельств допущенного нарушения, баланса между мерой ответственности, применяемой к ответчику, и оценкой возможных финансовых последствий для каждой из сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для применения положения статьи 333 ГК РФ.
На основании изложенного, требования истца подлежит удовлетворению частично.
Судебные расходы по первой и апелляционной инстанции на основании статьи 110 АПК РФ относятся на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 268, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.06.2023 (мотивированное решение составлено 19.06.2023) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10726/2023 отменить и принять новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" в пользу муниципального предприятия города Новосибирска "Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры" задолженность в размере 132 693 рублей 91 копеек за 2022 год, сумму пени за период с 10.11.2022 по 30.10.2023 в размере 34 423 рублей 86 копеек, продолжить взыскание пени с 31.10.2023 по день фактической оплаты суммы долга исходя из размера 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы основного долга за каждый день просрочки, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5 814 рублей.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" в доход федерального бюджета 2 471 рубль государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с муниципального предприятия города Новосибирска "Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры" в доход федерального бюджета 1 215 рублей государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы (686 + 529).
Перечислить с депозитного счета Седьмого арбитражного апелляционного суда денежные средства в размере 110 000 рублей, по следующим реквизитам:
получатель - ООО ПКФ "Мария-Ра", ИНН 2225021331,
расчетный счет N 40702810102140143172
Алтайское отделение N 8644 ПАО Сбербанк г. Барнаул
к/с N 30101810200000000604,
БИК 040173604.
Назначение платежа: возврат денежных средств, внесенных по платежному поручению N 80726 от 17.10.2023 для оплаты экспертизы по делу N А45-10726/2023.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10726/2023
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА "МОДЕРНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ"
Ответчик: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "МАРИЯ-РА"