город Ростов-на-Дону |
|
01 ноября 2023 г. |
дело N А32-14209/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шурпенко А.С.
при участии:
от ПАО "Сбербанк России": Панчук А.С. по доверенности от 09.11.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Сбербанк России" в лице филиала Краснодарского отделения N 8619
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 по делу N А32-14209/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Сбербанк России" в лице филиала Краснодарского отделения N 8619
к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Кичимасовой А.В.,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Сбербанк России" в лице филиала Краснодарского отделения N 8619 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 09.03.2023 о назначении административного наказания N 08/23/23922-АД.
Арбитражный суд Краснодарского края привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Кичимасову А.В..
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 в удовлетворении заявления Общества было отказано. Решение мотивировано наличием в действиях Общества состава вменённого правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что судом первой инстанции ошибочно не учтены допущенные административным органом существенные процессуальные нарушения, влекущие незаконность и отмену вынесенного постановления.
Вывод суда о наличии в действиях Общества события вменённого административного правонарушения, является необоснованным.
Имеются основания признания вменённого правонарушения малозначительным, назначенный административным органом штраф несоразмерен наступившим последствиям.
При назначении Обществу административного штрафа в размере 150000 руб., Управлением не учтены особенности назначения административного наказания, указанные в статье 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Управление и Кичимасова А.В., извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
19.10.2021 между ПАО "Сбербанк" и Кичимасовой А.В. был заключён договор N 99ТКПР1101900112058 на получение кредитной карты с лимитом кредита.
Согласно сведениям Общества по выданной Кичимасовой А.В. кредитной карте было шесть эпизодов выхода на просроченную задолженность. Ранний эпизод выхода на просроченную задолженность был допущен с 21.11.2022 по 25.11.2022.
Наряду с этим, Кичимасова А.В. является созаёмщиком по ипотечному кредитному договору от 19.03.2019 N 91463.
Взаимодействие, направленное на взыскание просроченной задолженности, осуществлялось с Кичимасовой А.В. с абонентского номера 8-900-276-99-75, следующего содержания:
- 14.06.2022, 10:46 - Сообщения и звонки защищены сквозным шифрованием. Третьи лица, включая WhatsApp, не могут прочитать ваши сообщения или прослушать звонки. Нажмите, чтобы узнать подробнее;
- 14.06.2022, 10:46 - +7 900 276-99-75: Здравствуйте ПАО СБЕРБАНК беспокоит подскажите пожалуйста когда у вас получится внести оплату по ипотеке?
- 14.06.2022, 11:28 - Анастасия: Здравствуйте) Мы сейчас будем подавать на реструктуризацию.
- 14.06.2022, 11:28- +7900 276-99-75: Я вам звонил 14.06.2022, 11:51 - Анастасия: Хорошо)
- 16.06.2022, 08:20 - +7 900 276-99-75: Здравствуйте, у вас 600 р недоплата сможете сегодня донести пожалуйста
- 16.06.2022, 08:56 - Анастасия: Здравствуйте. Разберёмся обязательно
- 16.06.2022, 09:16 - +7 900 276-99-75: Я могу на ваш номер выслать ссылку для оплаты с номером 900 там будет номер договора и сумма неоплаты, вам для удобства
- 16.06.2022, 09:23 - Анастасия: Спасибо не нужно)
- 16.06.2022, 14:11 - +7 900 276-99-75: Я на всякий отправил оплатить можно с любой карты просто до вечера желательно закрыть Хотя-бы 370р там остальное штрафы и пени они не мешают остановить срок просрочки;
- 16.06.2022, 14:23 - Анастасия: Спасибо большое);
- 16.06.2022, 14:24 - +7 900 276-99-75: Как внесете напишите пожалуйста;
- 16.06.2022, 14:26 - Анастасия: Договорились);
- 16.06.2022, 19:37- +7 900 276-99-75: Данное сообщение удалено;
- 16.06.2022, 21:55 - Анастасия: Деньги оплатили;
- 17.06.2022, 08:48 - +7900276-99-75: Ос, спасибо;
- 18.10.2022, 12:06 - +7 900 276-99-75: Здравствуйте ПАО СБЕРБАНК беспокоит, подскажите у вас сегодня получается внести оплату по ипотеке?
- 18.10.2022, 12:20 - +7900 276-99-75: ?.,,.,
- 25.10.2022, 11:54 - +7 900 276-99-75: Здравствуйте подскажите когда у вас получится внести оплату по ипотеке?
В Управление поступило обращение Кичимасовой Анастасии Владимировны, от 02.11.2022 N 149220/22/23000 с жалобой на неправомерные действия, совершаемые Обществом, с целью возврата просроченной задолженности и нарушающие требования Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите нрав и законных интересов физических лиц, при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ). Кичимасова А.В. мотивировала жалобу тем, что на её номер телефона поступают телефонные звонки, сообщения от Общества с требованиями возврата просроченной задолженности по кредитному договору.
20.02.2023 начальником отдела Управления, в присутствии представителя Общества, был составлен протокол об административном правонарушении N 8/23/23000-АП по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
09.03.2023 заместителем руководителя Управления в присутствии представителя Общества, рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление о назначении Обществу административного наказания по делу N 08/23/23922-АД по части 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Указом Президента Российской Федерации от 15.12.2016 N 670 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" Федеральная служба судебных приставов наделена полномочиями по осуществлению функций по ведению государственного реестра юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1402 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в указанный реестр" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в указанный реестр определена Федеральная служба судебных приставов.
Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных как частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (субъектами по которым выступают юридические лица, не включённые в вышеназванный государственный реестр), так и иными частями названной статьи.
Как следует из материалов дела, спорные проверочные мероприятия проводились Управлением по обращению гражданина - Кичимасовой А.В. в рамках исполнения полномочий, предусмотренных статьёй 23.92 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
С учётом изложенного, апелляционный суд считает, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" не подлежат применению в рассматриваемом случае.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствам.
Как следует из материалов дела, Управление при проверке доводов Кичимасовой А.В., пришло к выводу о том, что взаимодействие осуществлялось непосредственно Обществом через номер телефона 8-900-276-99-75, принадлежащий Обществу, в нарушение требований Федерального закона N 230-ФЗ.
Общество заявило о том, что номер телефона 8-900-276-99-75 ему не принадлежит.
Управлением в ходе административного расследования в рамках административного дела N 76/22/23000-АР определением от 24.11.2022 были истребованы у ООО "Т2 Мобайл" сведения о регистрации номера телефона 8-900-276-99-75 за Обществом. Письмом от 01.12.2022 N 167859 ООО "Т2 Мобайл" сообщило Управлению, что номер телефона 8-900-276-99-75 за абонентами ООО "Т2 Мобайл" не зарегистрирован (л.д. 51-52).
Во исполнение определения Управления от 24.11.2022 N 13922/22/208017 Общество письмом от 02.12.2022 N 367И-01-07-05-4436 сообщило Управлению о зарегистрированных телефонных номеров, посредством которых осуществлялась коммуникация с гр. Кичимасовой А.В., в перечне которых номер телефона 8-900-276-99-75 не значится (л.д. 53-58).
При составлении 20.02.2023 протокола N 8/23/23000-АП об административном правонарушении, представитель Общества отразил не согласие с доводами Управления.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно указанной норме субъектами данного административного правонарушения являются кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах (за исключением кредитных организаций).
Частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере деятельности кредитных организаций.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Субъектами данного правонарушения могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, являющиеся кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.
Субъективная сторона правонарушения выражена умышленной формой вины.
Доказательства принадлежности Обществу номера телефона 8-900-276-99-75 материалы административного дела не содержат, Управлением такие доказательства не представлены и материалы дела.
Доказательства взаимодействия Общества в указанные в материалах дела даты и время с гр. Кичимасовой А.В., средствами учёта Общества не подтверждаются.
Суд первой инстанции оценил содержание представленной Обществом таблицы коммуникаций с гр. Кичимасовой А.В. и пришёл к выводу о том, что нарушение требований Федерального закона N 230-ФЗ Обществом не было допущено.
Доказательства привлечения Обществом коллекторов в целях погашения кредитной задолженности гр.Кичимасовой А.В., в материалы дела не представлены.
Апелляционный суд неоднократно определениями от 11.09.2023, предлагал Управлению представить доказательства принадлежности Обществу номера телефона 8-900-276-99-75. Определения апелляционного суда были оставлены Управлением без исполнения.
С учётом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что факт использования Обществом, или сотрудниками Общества номера 8-900-276-99-75, зарегистрированного на физических лиц, связан со взысканием просроченной задолженности гр.Кичимасовой А.В. с указание на ипотечный договор, подтверждён представленными в материалы текстовыми сообщениями, апелляционный суд находит документально не подтверждённым.
Из содержания представленной гр.Кичимасовой А.В. переписки, апелляционный суд считает отсутствую основания полагать, что все сообщения производилось с целью возврата просроченной задолженности согласно положениям статей 4 и 7 Федерального закона N 230-ФЗ и непосредственно связаны с целью возврата просроченной задолженности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце 2 пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения дела арбитражный суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта, и принимает новый судебный акт.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 по делу N А32-14209/2023 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Управления от 09.03.2023 о назначении административного наказания N 08/23/23922-АД.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 по делу N А32-14209/2023 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю от 09.03.2023 о назначении административного наказания N 08/23/23922-АД.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14209/2023
Истец: ПАО "Сбербанк России", ПАО Сбербанк
Ответчик: Главное управление Федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю, ГУФССП по Краснодарскому краю
Третье лицо: Кичимасова А.В.