Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 января 2024 г. N Ф03-6050/23 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
02 ноября 2023 г. |
Дело N А24-3190/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Г.Н. Палагеша, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А. Щёлкиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго",
апелляционное производство N 05АП-5820/2023
на решение от 04.09.2023
судьи М.В.Карпачёва
по делу N А24-3190/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН 4101121182, ОГРН 1084101000037)
о признании недействительным решения от 21.06.2023 N 410023400001904,
при участии:
от ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго": представитель Е.А. Маглыч (в режиме веб-конференции), по доверенности от 01.01.2023, сроком действия по 31.12.2025, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 28964), паспорт;
от отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю: не явились;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - заявитель, ПАО "Камчатскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным решения от 21.06.2023 N 410023400001904 о возмещении излишне понесенных расходов, образовавшихся в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения в сумме 130 646 рублей 25 копеек.
Решением суда от 04.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В доводах жалобы указывает на то, что суд первой инстанции при принятии решения применил нормативно-правовой акт, не подлежащий применению, а именно Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 г. N 294. Однако рассматриваемые правоотношения, регулируются Положением N 2375.
Не согласен заявитель и с выводом суда о том, что Фонд не является поставщиком сведений об инвалидности в федеральный реестр инвалидов и не наделен обязанностью сообщать страхователям сведения об установлении инвалидности застрахованным лицам, поскольку оператором федерального реестра инвалидов является именно Фонд.
Указывает на то, что в отличие от порядка, установленного статьей 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ порядок выплаты пособия, установленный Положением N 2375, предусматривает обязанность работодателя принять заявление работника о выплате пособия и, подготовив необходимые документы, направить заявление и документы работника либо соответствующий реестр по установленной форме и в установленном формате в территориальный орган Фонда, который и принимает решение о наличии оснований для выплаты пособия и о собственно выплате пособия. Кроме того, указанным Положением предполагается, что на Фонд возлагается обязанность проверить представленные документы и в случае выявления их недостаточности, недостоверности, при наличии оснований для отказа в выплате - принять соответствующее решение, а именно: решение об отказе в назначении пособия либо об отказе в рассмотрении документов. Вместе с тем, извещение о представлении недостающих сведений в адрес общества Фондом не направлялось, решение об отказе в назначении пособия по временной нетрудоспособности не принималось.
Таким образом, у Фонда имелась возможность получить информацию о наличии у застрахованного лица инвалидности, а также имелась возможность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия соответствующего решения, в то время как у страхователя такая возможность отсутствовала, в связи с чем действия страхователя по представлению реестров сведений не находятся в причинно-следственной связи с фактом излишне выплаченного пособия.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Фонд с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Согласно отзыву считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Законность и обоснованность принятого решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому Краю в отношении публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" проведена камеральная проверка полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, в результате которой установлено следующее.
Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу страхователем в Фонд представлен электронный реестр с приложением копий следующих документов: приказа от 26.04.2021 N 194к, приказа от 19.10.2017 N 3036к, трудового договора от 27.10.2014 N 109, приказа от 27.10.2014 N 3311к о приеме Гейхман С.Д., приказа об увольнении Гейхман С.Д. от 25.11.2021 N 3187к., выписки из табелей рабочего времени 2021, лицевых счетов за 2019, 2020, 2021 годы.
Также страхователем представлены листки нетрудоспособности, расчеты к ним и заявления о выплате: N 910055440909 от 03.02.2021 за период с 03.02.2021 по 18.03.2021 (03.02.2021-05.02.2021 за счет средств работодателя); N 910060397241 от 18.03.2021 за период с 19.03.2021 по 29.04.2021; N 910064941827 от 29.04.21т. за период с 30.04.2021 по 10.06.2021; N 910068716109 от 10.06.2021 за период с 11.06.2021 по 21.07.2021; N 910079804046 от 08.09.2021 за период с 22.07.2021 по 01.09.2021; N 910079804229 от 08.09.2021 за период с 02.09.2021 по 03.09.2021.
В соответствии с представленными страхователем сведениями в 2021 году Фондом, за период непрерывного случая временной нетрудоспособности за период с 03.02.2021 по 03.09.2021 Гейхману С.Д. начислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности.
В ходе проверки установлено, что Гейхман С.Д. с 18.05.2010 включен в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. При этом в выше указанных документах отсутствовала информация о том, что застрахованное лицо является инвалидом (в графе "Условие исчисления" не проставлен код "45" - на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности). Сообщение от страхователя в период предоставления сведений для назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности о том, что Гейхман С.Д. является инвалидом 3 группы, в адрес Фонда не поступало.
На основании изложенного, Фонд пришел к выводу о том, что действия (бездействие по получению у застрахованного лица информации об инвалидности до направления реестров сведений) страхователя в рассматриваемой ситуации повлекли за собой выплату застрахованному лицу пособия из бюджета Фонда в завышенном размере.
Выявлено необоснованное начисление и выплата пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду Гейхману С.Д. за период, составляющий более пяти месяцев непрерывного случая временной нетрудоспособности в календарном году, в общей сумме 130 646 рублей 25 копеек за период с 03.07.2021 по 03.09.2021.
По результатам проверки Фондом вынесено решение о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения от 21.06.2023 N 4100234000019004, согласно которому Фонд предложил страхователю возместить излишне понесенные им расходы.
Полагая, что решение от 21.06.2023 N 410023400001904 является незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на неё, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Частью 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ установлено, что субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Под страхователями понимаются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страховщики - коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статьи 5 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
В пп. 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств. К видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
В пункте 1 статьи 22 названного Закона предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признается, в том числе, временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 названного Федерального закона (часть 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Положениями частей 1 и 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (здесь и далее применяется редакция закона, действовавшая в спорный период) предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
На основании части 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и Фондом социального страхования Российской Федерации.
Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии частью 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 названной статьи. Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания (за исключением заболевания туберкулезом) или травмы выплачивается не более чем за пять месяцев в календарном году. При заболевании указанных лиц туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом (часть 3 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Таким образом, в течение одного календарного года лицо, признанное в установленном порядке инвалидом, имеет право на оплату листка нетрудоспособности не более чем за пять месяцев в год.
Согласно пункту 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (действовавшие в спорный период) (далее - Правила N 95), гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности (листок нетрудоспособности) и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе (пункт 37 Правил N 95).
По смыслу изложенного, факт установления инвалидности подтверждается справкой и листком нетрудоспособности. Лицу, признанному инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается с учетом ограничения, установленного частью 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников" (далее - Постановление Правительства РФ N 2375) утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее - Положение N 2375).
Согласно пункту 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения к страхователю за пособием по временной нетрудоспособности, пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается территориальным органом Фонда на основании представленных страхователем документов или сведений. Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом (пункт 3 Положения).
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения).
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией.
Как верно указал суд первой инстанции, в 2021 году действовал порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.09.2020 N 925н (далее - Порядок N925н).
Согласно пункту 73 Порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздрава России N 925н, при заполнении раздела "ЗАПОЛНЯЕТСЯ СТРАХОВАТЕЛЕМ" в строке (поле) листка нетрудоспособности "Условия исчисления" указывается соответствующий двухзначный код (при необходимости несколько кодов): 45 - в случае, если получатель пособия имеет инвалидность; 50 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке (поле) листка нетрудоспособности "Причина нетрудоспособности".
Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579, действующим с 29.01.2018 до 01.05.2021, утверждены формы реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядок их заполнения.
В пункте 3.17 указанного Порядка предусмотрено, что в графе 32 "Условия исчисления пособий" проставляется код (при необходимости несколько кодов): код 45 - если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности. При отсутствии у получателя пособия по временной нетрудоспособности группы инвалидности, а также для получателей пособия по беременности и родам и единовременного пособия при постановке на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в данной графе указанный код не проставляется; код 50 - в случае, если продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году - для получателей пособия, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая. Данный код не проставляется в случае указания кода "11" в строке "Причина нетрудоспособности" листка нетрудоспособности (поле электронного листка нетрудоспособности).
Согласно пункту 3.23 Приказа ФСС РФ от 24.11.2017 N 579 в графе 42 "Иная информация, влияющая на право получения пособия или исчисление его размера" указывается информация, влияющая на право получения пособия или определение его размера (периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается в соответствии с законодательством, наличие и реквизиты справки (справок) от другого страхователя (других страхователей) о том, что подача документов для обеспечения выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам территориальным органом Фонда этим страхователем не осуществлялась, - в случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 статьи 13 Закона N255-ФЗ, наличие оснований, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона N255-ФЗ с указанием наименования и реквизитов документов, их подтверждающих, дата подачи заявления о замене календарных годов (календарного года) в случае, указанном в части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ, при работе застрахованного лица в районах и местностях, в которых в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации применяются районные коэффициенты к заработной плате, указывается размер районного коэффициента, а также название такого района или местности и др.
Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26, действующим с 02.05.2021, утверждены формы документов, применяемых для назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, установлены аналогичные требования.
Таким образом, судебная коллегия поддерживает вывод суда о том, что именно на работодателе лежит обязанность по заполнению строки "Условия исчисления" в листке нетрудоспособности и именно страхователь должен отразить соответствующие сведения при направлении реестра в Фонд.
Из материалов дела усматривается, что для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу страхователем в Фонд представлены электронные реестры и 6 листков нетрудоспособности, выданных Гейхман С.Д. с периодом оплаты пособия с 03.02.2021 по 03.09.2021 по одному страховому случаю. Период временной нетрудоспособности является непрерывным.
В ходе проверки, проведенной Фондом, установлено, что обществом нарушен порядок заполнения больничных листов, в частности, нарушение пункта 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ в строке "Условия исчисления", заполняемой работодателем, не указано условие исчисления - код 45 (лицо, имеющее инвалидность), код 50 (у лица, имеющего инвалидность, продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году).
Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что Гейхман С.Д. включен в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является инвалидом 3 группы, в силу чего, в соответствии с Порядком N 925н, в разделе листка нетрудоспособности, заполняемом работодателем, обществом в строке "Условия исчисления" должен быть указан код 45 и код 50 (при продолжительности заболевания, превышающей 5 месяцев подряд).
В ходе рассмотрения дела, представители сторон не оспаривали факт наличия установленной инвалидности у Гейхман С.Д. Вместе с тем, материалами дела также установлено, что в период 2021 года страхователем, в реестрах на оплату пособия по временной нетрудоспособности Гейхману С.Д. код "45" не проставлен. В строке "Причина нетрудоспособности" заявителем указан код 01 - заболевание.
При таких обстоятельствах, факт необоснованного начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду Гейхману С.Д. за период, составляющий более пяти месяцев непрерывного случая временной нетрудоспособности в календарном 2021 году, за период с 03.07.2021 по 03.09.2021 составило 130 646 рублей 25 копеек. материалами дела подтверждён. Размер переплаты сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Согласно пункту 19 Положения N 2375 за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных ёдней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку материалами дела подтвержден факт излишней выплаты застрахованному лицу пособия в размере 130 646 рублей 25 копеек, в связи с представлением страхователем неверной информации в реестрах сведений, и заявленная сумма по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ представляет собой сумму убытков, понесенных Фондом, оспариваемое решение Фонда в части предложения вернуть указанную сумму обоснованно признано судом первой инстанции законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оператором федерального реестра инвалидов является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации судебная коллегия отклоняет, поскольку в проверяемый период (с 01.01.2021 по 31.12.2021) действовала старая редакция закона, согласно которой оператором федерального реестра инвалидов являлся Пенсионный фонд Российской Федерации.
Аналогичные ссылки заявителя на пункт 5 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 674 (ред. от 24.03.2023) также подлежат отклонению как основанные на новой редакции указанных Правил, не действовавших в проверяемый Фондом период.
Доводы общества о его неосведомленности о наличии у Гейхмана С.Д. инвалидности также не могут быть признаны обоснованными, поскольку данное обстоятельство не освобождает заявителя от последствий необоснованного начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду, учитывая, что нормы части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ императивно устанавливают период выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающего инвалида.
Также судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о том, что на него не может быть возложена ответственность за недостоверность представленных сведений в отношении Гейхмана С.Д., поскольку сам Гейхман С.Д. не сообщал работодателю о наступлении инвалидности.
Так, в силу части 6 статьи 15 Закона N 255-ФЗ суммы страхового обеспечения, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов от суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Согласно части 1 статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В рассматриваемом случае, факт счетной ошибки при начислении и выплате пособий Гейхману С.Д. судом не установлен, а сумма выплаченного Гейхману С.Д. пособия по временной нетрудоспособности заявителем не оспаривалась.
Проверив довод жалобы о том, что у Фонда имелась возможность проверить обоснованность начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в момент принятия решения о выплатах Гейхману С.Д. (истребовать сведения в ПФР), а равно и доводы о том, что контроль за полнотой и достоверностью сведений осуществляют территориальные органы Фонда, судебная коллегия их отклоняет, поскольку осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за непредставление документов, влияющих на право получения застрахованным лицом пособия.
Делая данный вывод, судебная коллегия принимает во внимание, что формирование, ведение федерального реестра инвалидов, использование содержащихся в нем сведений, в том числе установление формы и сроков представления в этот реестр сведений, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.
Так, согласно пункту 8 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 674) и раздела II Состава предоставляемых поставщиками информации сведений для включения в федеральный реестр инвалидов (утв. приказом Минтруда России от 29.12.2016 N843н), сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты) предоставляются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В силу изложенного, вопреки мнению заявителя, Фонд не является поставщиком сведений об инвалидности в федеральный реестр инвалидов. Исходя из положений Закона N 255-ФЗ Фонд не наделен обязанностью сообщать страхователям сведения об установлении инвалидности застрахованным лицам, тогда как страхователи должны владеть данной информацией и учитывать ее при назначении пособий по временной нетрудоспособности, а также сообщать об этом в территориальные подразделения Фонда при направлении документов (сведений) для назначения пособий в соответствии с Положением N 294.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает выводы Фонда об излишне понесенных расходах в связи с представлением обществом недостоверных сведений, а также о наличии оснований для их возмещения являются обоснованными.
Таким образом, поскольку решение Фонда от 21.06.2023 N 410023400001904 соответствует требованиям Закона N 255-ФЗ и не нарушает права и законные интересы ПАО "Камчатскэнерго", арбитражный суд первой инстанции в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию по делу, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 04.09.2023 по делу N А24-3190/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Г.Н. Палагеша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3190/2023
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю
Третье лицо: пятый арбитражный апелляционный суд