г. Челябинск |
|
15 марта 2024 г. |
Дело N А76-33165/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабиной О.Е.,
судей Лукьяновой М.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черняевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2023 по делу N А76-33165/2022.
В судебном заседании принял участие представитель Тахталымского потребительского общества - Агеев А.В. (доверенность от 01.01.2024 до 31.12.2024, паспорт, диплом).
Тахталымское потребительское общество (далее - истец, Тахталымское ПО) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Челябоблкоммунэнерго" (далее - ответчик, АО "Челябоблкоммунэнерго", податель апелляционной жалобы) об урегулировании разногласий при заключении договора теплоснабжения N 90103, а именно, об установлении границы балансовой принадлежности тепловых сетей, при оплате потерь тепловой энергии и подводящих тепловых сетях до объектов теплоснабжения Тахталымского потребительского общества, расположенных по адресам: с. Кунашак, ул. Ленина, 97, 82, 88, 101; ул. Октябрьская, д. 5а и несении расходов на эксплуатацию и ремонт спорных участков тепловых сетей (л.д. 3-6, 67-71 т. 1).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2023 по делу N А76-33165/2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Кунашакский муниципальный район" в лице администрации Кунашакского муниципального района (далее - Администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2023 по делу N А76-33165/2022 исковые требования Тахталымское ПО удовлетворены, урегулированы разногласия сторон, определив условия договора теплоснабжения N 90103 в редакции, воспроизведенной в резолютивной части обжалуемого судебного акта.
АО "Челябоблкоммунэнерго" с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указало, что суд первой инстанции в обоснование своих выводов ссылается на нормативно-правовой акт, утративший силу.
Выражая несогласие с установленной судом границей балансовой принадлежности тепловых сетей, ответчик полагает возможным применить в настоящем случае правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 06.12.2019 N 310, поскольку истец не отрицает, что является единственным потребителем на объектах, указанных в договоре.
Также податель апелляционной жалобы обращает внимание суда на тот факт, что часть 12 статьи 23.8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ) не применима в Челябинской области, так как согласно информационному письму Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 07/672 от 19.02.2020 муниципальные образования Челябинской области не относятся к ценовым зонам теплоснабжения.
В апелляционной жалобе ответчик также указывает, что пункты 4.2.2.1 - 4.2.2.7 договора в редакции ответчика составлены в соответствии с правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), а именно, не противоречат пункту 76.
Кроме того, ответчик полагает необоснованной редакцию пункта 6.2 договора, с учетом того, что объем ресурса должен определяться исключительно по показаниям расчетного прибора учета.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ответчик и третье лицо представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя истца, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика и третьего лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель истца по доводам апелляционной жалобы возражал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу (вход. N 14585) от 12.03.2024.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание наличие доказательств вручения отзыва ответчику, приобщает отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между АО "Челябоблкоммунэнерго" (ТСО) и Тахталымское ПО (потребитель) подписан договор на теплоснабжение от N 90103 (т. 1, л.д. 9-11), по условиям которого ТСО обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию до точки поставки, а потребитель обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и систем теплоснабжения и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, оплачивать использованную тепловую энергию в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором, а также обеспечить учет потребления тепловой энергии.
Местом исполнения обязательств ТСО является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети "Потребителя" и тепловой сети ТСО (пункт 1.2. договора).
Граница балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон определяется в соответствующем акте (приложение N 1 к договору), являющемся неотъемлемой частью договора (пункт 1.3. договора).
Тепловой энергией обеспечиваются следующие объекты:
- магазин по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 97;
- административное здание по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 82;
- кафе-столовая "Виктория" по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 88;
- магазин по адресу: с. Кунашак, ул. Октябрьская, 5;
- магазин по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 101;
- магазин (пристрой) по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 97;
в соответствии с приложением N 2 к договору, являющемуся неотъемлемой частью договора (пункт 1.4. договора).
Ориентировочный договорной объем тепловой энергии на год составляет 445,840 Гкал (пункт 2.1. договора).
- суммарная расчетная максимальная тепловая нагрузка объектов 0,180933 Гкал/час, в том числе:
- на отопление 0,180933 Гкал/час, при Т н.в. = - 340С;
- на подогрев горячей воды (ГВС) 0Гкал/час;
- на компонент 0 м3/час; - на вентиляцию 0 Гкал/час, при Т н.в. = - 210С;
- на потери в сетях потребителя 0 Гкал/час (пункт 2.2. договора).
Контроль качества теплоснабжения при поставке и потреблении тепловой энергии производится на границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей организацией и потребителем (пункт 3.3. договора).
ТСО имеет право вводить ограничение или прекращение подачи тепловой энергии в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения и действующим законодательством Российской Федерации в следующих случаях:
- в случае возникновения (угрозы возникновения) аварий в системе теплоснабжения для недопущения длительного и глубокого нарушения гидравлических и тепловых режимов систем теплоснабжения, санитарногигиенических требований к качеству теплоносителя, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер, при условии немедленного уведомления потребителя об этом (пункт 4.2.2.1. договора);
- в случае выявления неудовлетворительного состояния теплопотребляющих установок потребителя вследствие несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок, удостоверенное органом государственного технического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей (пункт 4.2.2.2. договора);
- в случае проведения плановых испытаний и ремонтных работ на тепловых сетях или источниках тепловой энергии, предупредив потребителя не менее чем за 3 дня о точной дате и продолжительности перерыва в подаче тепловой энергии (пункт 4.2.2.3. договора).
- в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате тепловой энергии, установленных разделом 8 договора и наличии у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа. Возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после уплаты потребителем задолженности или по соглашению сторон при представлении потребителем соответствующих гарантий оплаты задолженности (пункт 4.2.2.4. договора).
- в случае нарушения потребителем условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и/или нарушения режима потребления тепловой энергии существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения (пункт 4.2.2.5. договора).
- прекращения обязательств сторон по договору теплоснабжения (пункт 4.2.2.6. договора).
- в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ в сфере теплоснабжения.
Возобновление режима потребления после введения полного ограничения режима потребления осуществляется за счет потребителя на основании расчета затрат ТСО (пункт 4.2.2.7. договора).
Требовать в установленном законодательством РФ порядке компенсации потребителем затрат, понесенных в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления в случаях, предусмотренных п. 4.2.2.2., 4.2.2.4., 4.2.2.5. договора (пункт 4.2.4. договора).
Учет отпускаемой тепловой энергии для нужд отопления (вентиляции) и ГВС производится по приборам коммерческого учета, установленного потребителем на границе балансовой принадлежности и допущенного в установленном порядке к эксплуатации с увеличением на величину погрешности измерения расхода тепловой энергии по теплосчетчику.
Показания приборов учета принимаются к расчету после подписания акта ввода в эксплуатацию узла учета и утверждения его представителем ТСО.
В акте ввода в эксплуатацию узла учета должны быть указаны технические данные прибора учета, измеряемые им параметры тепловой энергии (теплоносителя) и место его расположения.
Повторный ввод в эксплуатацию осуществляется после восстановления работоспособности узла учета тепловой энергии, государственной поверки приборов учета, и ежегодно - перед началом отопительного сезона, о чем составляется акт периодической проверки узла учета в эксплуатацию.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета является неотъемлемой частью договора (Приложение N 3) (пункт 6.1. договора).
При установке приборов не на границе балансовой принадлежности, расчет за тепловую энергию производится с учетом потерь через изоляцию трубопровода и с учетом утечки сетевой воды на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора с увеличением на величину погрешности измерения расхода тепловой энергии по теплосчетчику. Потери тепловой энергии определяются расчетным методом в зависимости от длины, диаметра и методов прокладки трубопроводов в соответствии с Инструкцией по организации а Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативных технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной Приказом Минэнерго от 30.12.2008 N 325, Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105, а также Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (пункт 6.2. договора). К договору приложены акты разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (т. 1, л.д. 11 оборот 12).
К договору представлены протоколы разногласий от 20.03.2019 в редакции истца и от 03.10.2019 в редакции ответчика, к договору теплоснабжения.
Разногласия сторон возникли по пунктам 1.2., 2.1., 2.2., 3.3., 4.2.2., 4.2.2.1. - 4.2.2.7., 4.2.4., 6.1., 6.2., Приложениям N 1, N 2 к договору.
В целях урегулирования спора, возникшего при заключении договора, Тахталымское потребительское общество обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Согласно пункту 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия. Условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
По смыслу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик обязан представить возражения относительно каждого довода, касающегося существа заявленных требований. Следовательно, обязанная к заключению договора сторона не лишена возможности представить суду разногласия по конкретным условиям договора, предложенным ей в проекте, и суд должен их рассмотреть.
Из приведенных норм следует, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям.
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2017 N 305-ЭС16-16501 по делу N А41-97565/2015).
Исследовав доводы апелляционной жалобы, апелляционным судом установлено, что возражения ответчика заявлены исключительно в отношении определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 1 к договору), пунктов 4.2.2., 4.2.2.1. - 4.2.2.7. и 6.2 договора.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку возражений относительно проверки обжалуемого судебного акта в части ни в судебном заседании, ни до его начала от сторон не поступило, судом апелляционной инстанции судебный акт проверен в рамках доводов апелляционной жалобы в части принятия новой редакции пунктов 4.2.2, 6.1 и 6.2 договора, Приложения N 1 к договору и исключения пунктов 4.2.2.1 - 4.2.2.7 договора.
Оставляя вынесенный судебный акт без изменения, судебная коллегия с учетом фактических обстоятельств дела, доводов апелляционной жалобы и пояснений сторон, принимает во внимание следующие обстоятельства.
Договор теплоснабжения в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к публичным договорам.
Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции верно установлено, что истец является потребителем тепловой энергии на объектах, расположенных по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, 97; с. Кунашак, ул. Ленина, 82; с. Кунашак, ул. Ленина, 88; с. Кунашак, ул. Октябрьская, 5; с. Кунашак, ул. Ленина, 101; с. Кунашак, ул. Ленина, 97.
В материалы дела представлены выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее - ЕГРН), в которых подтверждено право собственности Тахталымское ПО (т. 1, л.д. 118-125; т. 3, л.д. 63-69).
В части 1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ определено, что Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии с частью 7 Закона N 190-ФЗ договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем технических условий подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к системе теплоснабжения, являющихся обязательным приложением к договору на подключение (технологическое присоединение) (далее - технические условия).
Согласно части 8 Закона N 190-ФЗ условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:
1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;
2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;
3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;
4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;
5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;
7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как установлено в пункте 21 Правил N 808, договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия:
договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;
величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора;
ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;
ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;
порядок расчетов по договору;
порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;
объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;
объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).
К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Положения, предусмотренные абзацами вторым, третьим и пятым настоящего пункта, а также пунктами 22, 23 и 29 - 31 настоящих Правил не применяются в ценовых зонах теплоснабжения.
В пункте 2 Правил N 808 даны следующие понятия:
"акт разграничения балансовой принадлежности" - документ, определяющий границы владения тепловыми сетями, источниками тепловой энергии и теплопотребляющими установками различными лицами на праве собственности или ином законном основании;
"акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон" - документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок;
"граница балансовой принадлежности" - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании;
"граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности;
"точка поставки" - место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к тепловой сети, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения.
В настоящем случае, истец настаивает на том, что граница эксплуатационной ответственности должна устанавливаться в соответствии с границей балансовой принадлежности и определяться по внешней стене здания.
В подтверждение своей процессуальной позиции, истец указывает, что государственная регистрация права собственности Тахталымского ПО на подводящие участки тепловых сетей до объектов теплоснабжения Тахталымского ПО, расположенных по адресам: с. Кунашак, ул. Ленина, 97, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 82, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 88, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 101, с. Кунашак, ул. Октябрьская, д. 5а, не осуществлялась, право собственности Тахталымского ПО в отношении указанных объектов недвижимости (тепловых сетей) отсутствует.
Между тем, согласно позиции ответчика, истцом осуществляется фактическое использование подводящих участков тепловых сетей до объектов теплоснабжения Тахталымского, расположенных по адресам: с. Кунашак, ул. Ленина, 97, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 82, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 88, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 101, с. Кунашак, ул. Октябрьская, д. 5а, и поскольку эксплуатация таких сетей осуществляется исключительно в целях поставки тепловой энергии на объекты Тахталымского ПО, оснований для установления границы эксплуатационной ответственности по внешней стене здания, не имеется.
При этом ответчик отмечает, что поскольку подключение объектов истца произведено до 1990 года, что установлено в рамках рассмотрения дела N А76-19763/2020, в период постройки и эксплуатации объектов истца действовал Приказ Минэнерго СССР от 06.12.1981 N310 "Об утверждении Правил пользования электрической и тепловой энергией" (далее - Приказ N 310), в пункте 5.1 которого указано следующее: "Граница ответственности между потребителем и энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание систем теплопотребления определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон", в спорных правоотношениях подлежат применению положения Приказа N 310, пусть он и признан недействующим с 01.01.2000, в соответствии с Приказом Минтопэнерго от 10.01.2000 N 2.
Также в апелляционной жалобе ответчик ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции в части не отнесения спорных участков сетей за границами внешней стены здания объектов истца к балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности истца, с учетом того, что во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-19763/2020 от 10.02.2022 отражено, что доводы о том, что указанные участки тепловых сетей являются бесхозяйными, оценены критически, поскольку соответствующих доказательств материалы дела не содержат. Из письменных пояснений Администрации (т.2 л.д.28-30) усматривается, что указанные участки тепловых сетей являются бесхозяйными, а объекты, теплоснабжение которых осуществляется посредством теплосетей, не являются объектами муниципальной собственности, что также подтверждено сведениями Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (т.3 л.д.36- 42). Письмом от 05.07.2021 N 906 (т.2 л.д.155) Администрация сообщила, что спорные участки тепловых сетей созданы для теплоснабжения объектов магазина (ул. Ленина, д.97), административного здания (ул. Ленина д.82), кафе-столовой "Виктория" (ул. Ленина д.88), магазинов (Ленина, д.101, д.97, Октябрьская, 5а). Сведений о том, что спорные участки теплосети не связаны общим назначением с указанными объектами и не предназначены для их обслуживания, не представлено. В то же время владельцем указанных объектов является Тахталымское ПО, что подтверждается материалами дела и признается им в ходе ответов на вопросы арбитражного суда. Подтверждением фактического владения вышеуказанными сетями является, то, что Тахталымское ПО огородило заборами и калитками земельные участки, на которых располагаются объекты Тахталымское ПО и спорные тепловые сети. Государственная регистрация права собственности является правом, а не обязанностью истца.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика и не устанавливая оснований для иного определения границ эксплуатационной ответственности, установленных по границам балансовой принадлежности, судебной коллегией отмечается, что само по себе наличие вступившего в законную силу судебного акта о взыскании стоимости потерь за ранее рассмотренный период, не имеет преюдициального значения применительно к настоящему спору, в котором рассматриваются требования об урегулировании разногласий при заключении договора, поскольку выводы судов по делу N А76-19763/2020 постановлены в отношении конкретного периода взыскания, с учетом представленных в указанное дело доказательств, и исходя из обстоятельств, которые имелись на момент разрешения этого спора, что не препятствует в последующем предоставлять сторонам новые доказательства, заявлять об иных обстоятельствах, в том числе, возникших после рассмотренного в деле N А76-19763/2020 периода.
В настоящем случае, апелляционным судом установлено, что заявляя требования об урегулировании разногласий при заключении договора и настаивая на ином установлении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, истцом доказано возникновение новых обстоятельств, отсутствовавших на момент рассмотрения дела N А76-19763/2020.
Как следует из материалов дела N А76-19763/2020, взыскивая с Тахталымского ПО в пользу АО "Челябоблкоммунэнерго" стоимость потерь тепловой энергии, арбитражный суд принял во внимание письменные пояснения Администрации (т.2 л.д.28-30), в которых указывалось, что указанные участки тепловых сетей не являются бесхозяйными, а объекты, теплоснабжение которых осуществляется посредством теплосетей, не являются объектами муниципальной собственности, а также сведениями Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (т.3 л.д.36-42). Также судами в деле NА76-19763/2020 принято во внимание письмо от 05.07.2021 N906 (т.2 л.д.155), в котором Администрация сообщила, что спорные участки тепловых сетей созданы для теплоснабжения объектов магазина (ул. Ленина, д.97), административного здания (ул. Ленина д.82), кафе-столовой "Виктория" (ул. Ленина д.88), магазинов (Ленина, д.101, д.97, Октябрьская, 5а).
Вместе с тем, в материалы настоящего дела также представлены ответы Администрации и Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, которые в свою очередь, с учетом состоявшихся решений суда общей юрисдикции, не подтверждают, опровергают доводы АО "Челябоблкоммунэнерго" о принадлежности спорных участков сетей Тахталымскому ПО.
Так, в письме Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях от 14.09.2021 N 74-КН/13075 (т. 1, л.д. 128, т. 3, л.д. 11, 63) указано, что сведений об объектах недвижимости: тепловая сеть от ТК-56 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Октябрьская, д.5а (L 23,4-м); от ТК 61 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина д.82 (L 42,5 м); от ТК 57 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина д.101; ул. Ленина, д. 97; ул. Ленина, д. 99 (L 77,6 м); от ТК 57 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина д.88 (L 5,8 м), в реестре федерального имущества не имеется.
В письме Администрации от 20.09.2021 N 1313 указано, что подводящие участки теплосетей к объектам по адресам: с. Кунашак, ул. Ленина, 97, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 82, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 88, с. Кунашак, ул. Ленина, д. 101, с. Кунашак, ул. Октябрьская, д. 5а, в реестре объектов муниципальной собственности Кунашакского муниципального района не значатся.
Согласно письму министерства имущества Челябинской области от 14.09.2021 N Р01210908000001, спорные участки сетей в реестре имущества собственности Челябинской области не значатся. При этом дополнительно в данном письме отмечено, что отсутствие сведений в реестре имущества собственности Челябинской области не исключает права государственной собственности Челябинской области на указанное имущество.
Таким образом, единственное юридически значимое обстоятельство, которое подтверждает вышеназванные ответы уполномоченных органов, является то, что в отношении спорных участков тепловых сетей отсутствует зарегистрированное право государственной (федеральной собственности, либо собственности субъектов Российской Федерации) или муниципальной собственности.
В тоже время, в материалы настоящего дела представлено заявление Муниципального образования "Кунашакский муниципальный район" Челябинской области о постановке на учет бесхозяйных вещей от 08.11.2021 (т. 3, л.д. 21).
После этого состоялись судебные разбирательства и судом общей юрисдикции 26.04.2022 (т. 3, л. д. 23-27), 11.07.2022 (т. 3, л. д. 30-31) приняты решения о признании права муниципальной собственности Муниципального образования "Кунашакский муниципальный район" Челябинской области в отношении объектов теплоснабжения, в отношении которых ранее поданы заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйных.
Как установлено частью 6.1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
В соответствии с частями 6.2-6.6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ при несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц.
До определения организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйного объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления уведомляет орган государственного энергетического надзора о выявлении такого объекта теплоснабжения и направляет в орган государственного энергетического надзора заявление о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию бесхозяйного объекта теплоснабжения.
В течение тридцати дней с даты принятия органом регистрации прав на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, но не ранее приведения его в соответствие с требованиями безопасности, подготовки и утверждения документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, и до даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения, либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения (далее - организация по содержанию и обслуживанию), если органом государственного энергетического надзора выдано разрешение на допуск в эксплуатацию указанных объектов теплоснабжения. Бесхозяйный объект теплоснабжения, в отношении которого принято решение об определении организации по содержанию и обслуживанию, должен быть включен в утвержденную схему теплоснабжения.
С даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения и до определения организации по содержанию и обслуживанию орган местного самоуправления отвечает за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения. После определения организации по содержанию и обслуживанию за соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании бесхозяйного объекта теплоснабжения отвечает такая организация. Датой определения организации по содержанию и обслуживанию считается дата вступления в силу решения об определении организации по содержанию и обслуживанию, принятого органом местного самоуправления.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию бесхозяйных объектов теплоснабжения, тепловая мощность которых распределена в отношении тепловой нагрузки потребителей тепловой энергии, подключенных к системе теплоснабжения в соответствии с утвержденной схемой теплоснабжения, в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В настоящем случае судом апелляционной инстанции принимается во внимание, что решение Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-19763/2020 от 10.02.2022 вступило в законную силу 13.07.2022.
Между тем, в материалы дела представлены решения Кунашакского районного суда Челябинской области от 11.07.2022 по делу N 2-666/2022 (т. 1, л.д. 107-110), от 26.04.2022 по делу N2-384/2022 (т. 3, л.д. 23-27).
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Преюдициальная связь судебных актов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
В настоящем случае из материалов дела следует, что решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 11.07.2022 по делу N 2-666/2022 за муниципальным образованием "Кунашакский муниципальный район" признано право собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества теплоснабжения, в том числе: тепловая сеть кадастровый номер 74:13:0807043:680, расположенное по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, с Кунашак, ул. Ленина, д. 88; сооружения коммунального хозяйства кадастровый номер 74:13:0807021:413 расположенные по адресу: Челябинская область, Кунашакский муниципальный район, Кунашакское сельское поселение, с Кунашак, от ТК- 57 до нежилого здания, расположенного по адресу: с Кунашак, ул. Ленина, д. 101, ул. Ленина, д. 97, ул. Ленина, д. 99А; сооружения коммунального хозяйства кадастровый номер 74:13:0807033:560 расположенные по адресу: Челябинская область, Кунашакский муниципальный район, от ТК-61 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Ленина, д.82; тепловая сеть кадастровый номер 74:13:0807045:869, расположенная по адресу: РФ, Челябинская область, Кунашакский район, с.Кунашак, ул. Октябрьская, 5, тепловая сеть от ТК-56 до нежилого здания, расположенного по адресу: с. Кунашак, ул. Октябрьская, д. 5 А (т. 1, л.д. 107-110).
Решением Кунашакского районного суда Челябинской области от 26.04.2022 по делу N 2-384/2022 за муниципальным образованием "Кунашакский муниципальный район" признано право собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, в том числе:
- тепловая сеть, расположенная по адресу Челябинская область Кунашакский район с. Кунашак от ТК-57 до нежилых зданий, расположенных по ул. Ленина, 101, ул. Ленина, 97, ул. Ленина 99 А, с кадастровым номером 74:13:0807021:413;
- тепловая сеть от ТК-61 до нежилого здания, расположенного по адресу Челябинская область Кунашакский район с. Кунашак ул. Ленина, 82, с кадастровым номером 74:13:0807033:560;
- тепловая сеть, расположенная по адресу Челябинская область Кунашакский район с. Кунашак от ТК-56 до нежилого здания по ул. Октябрьская, N 5 "А", с кадастровым номером 74:13:0807045:869.
Поскольку в настоящем случае, исковое заявление подано 07.10.2022, обжалуемый судебный акт принят 07.12.2023, то есть после вступления в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции, представленными в дело выписками из ЕГРН подтверждается регистрация права муниципальной собственности подводящих участков теплосетей, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для установления истцу иной границы эксплуатационной ответственности.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы в части использования в обжалуемом судебном акте нормативно-правового акта, утратившего силу, апелляционный суд не установил оснований для отмены/изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 787), действительно утратили силу с 01.03.2022 в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2115 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 2115).
Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения утверждены в соответствии с Законом "О теплоснабжении" и определяют порядок подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, включая порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения с учетом особенностей подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок, тепловых сетей к объектам теплоснабжения в целях потребления тепловой энергии в виде пара.
Вместе с тем, воспроизведенные судом первой инстанции пункты Правил N 787, действовавшие до 01.03.2022, не привели к принятию неверного судебного акта, поскольку ранее содержащиеся в Правилах N 787 положения, закреплены и развиты в Правилах N 2115, которые не претерпели значительных изменений, позволяющих прийти к иному выводу, отличному от обжалуемого решения.
Так, апелляционным судом установлено, что в Правилах N 2115 также раскрываются понятие "акт о подключении", "подключение", а также содержится норма, аналогичная по своему содержанию норме, содержащейся в пункте 50 Правил N 787.
В пункте 2 Правил N 2115 отмечено следующее "акт о подключении" - акт о подключении (техническом присоединении) объекта к системе теплоснабжения, приведенный в приложении N 2. Указанный документ подтверждает завершение подключения, включая данные о балансовой принадлежности (указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или на ином законном основании) и эксплуатационной ответственности;
"подключение" - совокупность организационных и технических действий, дающих возможность подключаемому объекту после подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения потреблять тепловую энергию из этой системы теплоснабжения, в том числе в связи с увеличением ранее подключенной тепловой нагрузки, обеспечивать передачу тепловой энергии по смежным тепловым сетям или выдавать тепловую энергию, производимую на источнике тепловой энергии, в систему теплоснабжения;
"точка подключения" - место физического соединения тепловых сетей исполнителя и тепловых сетей заявителя на границе земельного участка подключаемого объекта, если иное не определено условиями договора о подключении, а для многоквартирного дома - место физического соединения сетей инженерно-технического обеспечения дома с тепловыми сетями исполнителя. При подключении комплексной застройки точка подключения для каждого объекта капитального строительства, входящего в состав комплексной застройки, в том числе для объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры, определяется на границе земельного участка подключаемого объекта согласно проекту межевания территории, если иное не определено условиями договора о подключении, а для многоквартирного дома - на границе сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома;
"точка присоединения" - место физического соединения тепловых сетей, мероприятия по созданию которых осуществляются в рамках исполнения договора о подключении, с существующими тепловыми сетями или источниками тепловой энергии исполнителя или смежной организации.
В соответствии с пунктом 63 Правил N 2115 осуществление подключения завершается составлением и подписанием обеими сторонами подтверждающего выполнение сторонами обязательств по договору о подключении и содержащего информацию о реализованных мероприятиях, стоимости подключения и о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон акта о подключении. При подключении объектов капитального строительства, входящих в комплексную застройку, акт о подключении оформляется в отношении каждого подключаемого объекта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что ссылки в обжалуемом судебном акте на Правила N 787, утратившие силу на момент вынесения решения, не привели к принятию неправосудного судебного акта, поскольку в отсутствие доказательств, подтверждающих принадлежность спорных участков сети истцу (потребителю), возложение на истца обязанности по содержанию спорных участков сетей, является необоснованным.
Пунктом 3 части 4 статьи 17 Закона N 190-ФЗ установлено, что ответственность теплосетевой и теплоснабжающей организаций за состояние и обслуживание объектов тепловой сети определяется границей балансовой принадлежности, фиксируемой в акте о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и акте о разграничении эксплуатационной ответственности сторон (в приложениях к такому договору).
Установление в договоре энергоснабжения границы, определяющей линию раздела элементов тепловых сетей между потребителем и энергоснабжающей организацией, необходимо для определения места исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, зоны ответственности абонента и энергоснабжающей организации за содержание тепловых сетей.
Из приведенных положений следует, что граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
Установление в договоре энергоснабжения границы, определяющей линию раздела элементов тепловых сетей между потребителем и энергоснабжающей организацией, необходимо для определения места исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, зоны ответственности абонента и энергоснабжающей организации за содержание тепловых сетей.
В настоящем случае судом первой инстанции верно указано, что в отношении участка тепловой сети, собственник или иной законный владелец которого отсутствует, эксплуатационная ответственность подлежит отнесению на специализированную организацию, фактически эксплуатирующую данный участок сети для целей оказания услуги потребителю, который присоединен непосредственно к тепловым сетям.
Поскольку граница балансовой принадлежности тепловых сетей определяется по признаку собственности (законного владения), для разрешения спора об этой границе необходимо установить собственников (законных владельцев) смежного сетевого оборудования.
Нахождение спорных участков сетей не в собственности сторон спора само по себе не накладывает обязательств по их эксплуатации на абонента. Напротив, законодательство о теплоснабжении предоставляет возможность теплосетевой организации урегулировать правоотношения по передаче тепловой энергии с владельцем сетей или использовать их как бесхозяйные (часть 5 статьи 15 Закона N 190-ФЗ).
В настоящем случае апелляционным судом принимается во внимание, что муниципальное образование "Кунашакский муниципальный район" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, представила пояснения от 21.04.2023 N 614, в которых указало о признании спорных участков сетей бесхозяйными и постановку данных объектов 22.11.2021 на бесхозяйный учет на основании изготовленных технических планов (т. 1, л.д. 105-106).
Также в своих пояснениях третье лицо подтвердило государственную регистрацию права собственности муниципального образования на основании решения Кунашакского районного суда Челябинской области от 11.07.2022 по делу N 2-666/2022.
При изложенных обстоятельствах, в отсутствие документов, подтверждающих факт передачи истцу спорных участков тепловой сети, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истец не является собственником спорных участков тепловых сетей, в связи с чем не имеется оснований для возложения обязанности по содержанию вышеуказанных участков сетей на истца, не являющегося их правообладателем.
Возражения ответчика относительно указания суда первой инстанции на часть 12 статьи 23.8 Закона о теплоснабжении, с учетом того, что муниципальные образования Челябинской области не относятся к ценовым зонам теплоснабжения, апелляционным судом исследованы, однако подлежат отклонению, как не влияющие на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Дополнительно апелляционным судом отмечается, что постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 22.02.2024 N 5/1 "О предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов" из областного бюджета ответчику предоставлены субсидии на компенсацию выпадающих доходов.
Ссылка ответчика на Приказ N 310 подлежит отклонению, поскольку приказом Минтопэнерго Российской Федерации от 10.01.2000 N 2 с 01.01.2000 Приказ N 310 признан недействующим.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы в части принятия новой редакции пункта 4.2.2 договора и исключения пунктов 4.2.2.1 - 4.2.2.7 договора, апелляционным судом отмечается следующее.
В пункте 70 Правил N 808 установлено, что Теплосетевая организация вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в следующих случаях (за исключением случаев теплоснабжения граждан-потребителей, а также лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями):
возникновение у теплоснабжающей организации задолженности по оплате услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, соответствующей 1 периоду платежа, установленному договором. Если потребителем услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является единая теплоснабжающая организация, расчет задолженности производится за вычетом задолженности теплосетевой организации по оплате тепловой энергии для компенсации потерь тепловой энергии, теплоносителя перед данной единой теплоснабжающей организацией;
приостановление исполнения обязательств по договорам теплоснабжения, а также расторжение указанных договоров - при наличии соответствующего уведомления от теплоснабжающей организации (в письменной форме с приложением подтверждающих документов);
подключение потребителем тепловой энергии к тепловым сетям теплопотребляющих установок, не соответствующих условиям договора;
нарушение порядка подключения к системам теплоснабжения;
иные случаи, установленные пунктом 76 настоящих Правил в качестве оснований для введения ограничения режима потребления тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 76 Правил N 808 ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях:
неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;
прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения;
выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения;
наличие обращения потребителя о введении ограничения;
иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения.
При изложенных обстоятельства, разрешая разногласия сторон относительно определения оснований введения ответчиком ограничения и прекращения подачи тепловой энергии на объекты теплоснабжения, принадлежащие истцу, суд первой инстанции исходил из того, что редакция пункта 4.2.2 договора, предложенная истцом, соответствует положениям пункта 76 Правил N 808, что обуславливает правомерность редакции пункта 4.2.2 договора, предложенной истцом.
В настоящем случае положения пунктов 4.2.2.1 - 4.2.2.7 договора обоснованно исключены судом первой инстанции, поскольку предложенная АО "Челябоблкоммунэнерго" редакция отличается от буквального содержания пункта 76 Правил N 808, что исключает возможность согласования таких условий, в отсутствие их согласования второй стороной.
Вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, само по себе не противоречие предложенных пунктов Правилам N 808, не свидетельствует о возможности и необходимости включения судом таких условий в договор, в отсутствие согласия Потребителя, который возражает в отношении данных положений.
В данном случае, поскольку согласие между сторонами не достигнуто, следовательно, в силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, и поскольку пункт 4.2.2 договора в редакции суда соответствует пункту 76 Правил N 808, доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Оценивая критически доводы апелляционной жалобы в части принятия новой редакции пунктов 6.1 и 6.2 договора, апелляционным судом принимается во внимание, что в обоснование своих возражений ответчик указывает, что истец не приводит обоснования, почему пункт должен быть принят в этой редакции, в чем редакция пункта в договоре ответчика нарушает его права.
В тоже время, при исследовании редакции вышеназванных пунктов договора, предложенной ответчиком, апелляционным судом установлено, что АО "Челябоблкоммунэнерго" предлагает определять объем тепловой энергии для нужд отопления (вентиляции) и ГВС не исключительно на оснований показаний прибора учета, но с прибавлением величины погрешности измерения расхода тепловой энергии по теплосчетчику.
При этом, как обоснованно отмечено истцом, указанная позиция ответчика не соответствует приоритетному способу определения объема тепловой энергии в соответствии с данным фактического учета, а также позволяет ответчику неосновательно обогащаться за счет истца, поскольку размер допустимой погрешности в работе приборов учета, узлов учета для целей признания их обеспечивающими достоверный учет, соответствующими метрологическим характеристикам, может означать не только увеличение объема на размер допустимой погрешности, на чем настаивает ответчик, но и в равной степени уменьшение такого объема.
Практический же смысл такого показателя направлен именно на проверку соответствия прибора учета требованиям исправности и пригодности к коммерческим расчетам, что не требует искусственного, расчетного увеличения или уменьшения показаний, которые таким средством учета за соответствующий расчетный период зафиксированы, на величину такого показателя.
Таким образом, в нарушение требований статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именно ответчик не обосновал возможность использования данного порядка учета тепловой энергии, предусматривающего увеличение показаний прибора учета тепловой энергии на величину погрешности измерения расхода тепловой энергии по теплосчетчику.
Как установлено частью 1 статьи 19 Закона N 190-ФЗ, количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
В силу части 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
1) отсутствие в точках учета приборов учета;
2) неисправность приборов учета;
3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе: требования к приборам учета; характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения; порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем); порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей, установлены Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона N 190-ФЗ ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией. Приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
В части 6 статьи 19 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя:
1) установку приборов учета;
2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.
Согласно части 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности:
1) требования к приборам учета, включающие особенности учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час;
2) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях их коммерческого учета и контроля качества теплоснабжения;
3) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем;
4) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя между тепловыми сетями теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Поскольку обязательств по оплате потребителем иного объема потребленной тепловой энергии, чем зафиксировано узлом учета тепловой энергии, установленным и введенным в коммерческую эксплуатацию в соответствии с Правилами N 1034, действующим законодательством не предусмотрено, ответчиком в нарушение требований статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не аргументирована возможность увеличении показаний узлов учета тепловой энергии, установленных на объектах теплоснабжения, принадлежащих истцу, для определения объема тепловой энергии, потребленной истцом, подлежащего оплате, на величину погрешности измерения расхода тепловой энергии по теплосчетчику, суд первой инстанции обоснованно принял пункты 6.1 и 6.2 договора в редакции истца.
Ссылка подателя жалобы на иную судебную практику не может быть принята судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства, установленные по данным делам, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по указанным делам имели место иные фактические обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств, при рассмотрении настоящего дела.
Установленные и надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2023 по делу N А76-33165/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Е. Бабина |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-33165/2022
Истец: ТАХТАЛЫМСКОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Ответчик: АО "ЧЕЛЯБОБЛКОММУНЭНЕРГО"
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3694/2024
15.03.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-790/2024
07.12.2023 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-33165/2022
20.01.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17611/2022