город Омск |
|
07 ноября 2023 г. |
Дело N А46-12010/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8832/2023) общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2023 по делу N А46-12010/2022 (судья Иванова И.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (ОГРН 1065501055663, ИНН 5501097539, адрес: 644007, город Омск, улица Октябрьская, дом 123, помещение 122) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003, адрес: 644024, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8) о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026, изложенного в распоряжении от 23.06.2022 N 801,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Вектор" - Сербент Ольга Олеговна по доверенности от 13.01.2027 сроком действия до 31.12.2026; диплом, паспорт;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Дручинина Ксения Юрьевна по доверенности от 07.06.2023 N исх-ДИО/7808 сроком действия 1 год, диплом, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - ООО "Вектор", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным изложенного в распоряжении от 23.06.2022 N 801 отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Департамент заключить с ООО "Вектор" договор купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026, без проведения торгов, путем подготовки проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписания, а также направления в адрес Общества.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.07.2023 по делу N А46-12010/2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что испрашиваемый земельный участок учтен в Едином государственном кадастре недвижимости (далее - ЕГРН) с видом разрешенного использования - для общественно-деловых целей для организации строительной площадки для строительства ГАЗС, в то время как обозначенная Обществом фактическая цель использования - для целей эксплуатации производственно-технологического комплекса с кадастровым номером 55:36:000000:14098; установленный в настоящее время в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования спорного участка - для целей организации строительной площадки для строительства ГАЗС - не соответствует целям, для которых он испрашивается Обществом - для целей эксплуатации объекта недвижимости.
Не соглашаясь с решением суда, Общество в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку на земельном участке расположен неделимый объект, возведенный без нарушения градостроительного законодательства; в материалах дела имеются доказательства того, что в 2003 году на основании акта предварительного выбора земельного участка под АГЗС был сформирован единый участок, который в 2006 году в результате работ по межеванию был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120102:2025 и 55:36:120102:2026. При этом фактически АГЗС строилась с 2003 по 2006 годы; проведения аукциона на продажу земельного участка невозможно в силу того, что там фактически находится часть объекта недвижимости заявителя; Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска отказал в изменении вида разрешенного использования спорного участка в связи с несоответствием испрашиваемого вида градостроительному регламенту территории.
От заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Департамент просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрена возможность приобретения земельного участка под частью объекта недвижимости; земельный участок с кадастровыми номерами 55:36:120102:2025 изначально был предоставлен только под размещение строительной площадки, а не под строительство объекта.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, ссылаясь на то, что с целью внесения изменений в вид разрешенного использования земельного участка Общество обратилось Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата" в лице филиала по Омской области, в связи с чем у ООО "Вектор" имеются основания полагать, что вид разрешенного использования спорного земельного участка будет приведен в соответствие с требованиями закона.
Судом апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства подателя апелляционной инстанции отказано, поскольку предметов рассмотрения по данному делу является законность изложенного в распоряжении Департамента от 23.06.2022 N 801 отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026.
Таким образом, последующее изменение вида разрешенного использования на законность конкретного ненормативного акта повлиять не может.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Департамент поддержал доводы отзыва и просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Департаментом городского хозяйства Администрации города Омска 03.12.2003 было разрешено индивидуальному предпринимателю Мазюк Марине Владимировне (далее - ИП Мазюк М.В.) осуществление проектирования и АЗС по ул.10 лет Октября- 1-ой Учхозной (т.2 л.д.67).
Главным управление архитектуры и градостроительства Администрации города Омска утвержден 15.09.2003 акт выбора земельного участка N 3516 (т.2 л.д.72-73). Приложения к акту в материалах дела отсутствуют.
Распоряжением от 16.11.2004 N 1798-р "О предварительном согласовании места размещения ГАЗС по ул.10 лет Октября был утвержден акт выбора земельного участка (т.2 л.д.68).
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2025, площадью 970 кв.м поставлен на кадастровый учет 06.09.2006. Вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей под строительство ГАЗС (т.1 л.д.17-18).
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026, площадью 1012 кв.м поставлен на кадастровый учет 06.09.2006. Вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей для организации строительной площадки для строительство ГАЗС (т.1 л.д.15-16).
Распоряжением от 27.06.2007 N 1559-р земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2025, площадью 970 кв.м предоставлен ИП Мазюк М.В. в аренду для общественно-деловых целей под строительство ГАЗС; земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026, площадью 1012 кв.м - в аренду для общественно-деловых целей для организации строительной площадки для строительство ГАЗС (т.1 л.д.74).
На основании указанного распоряжения были заключены договоры аренды от 19.07.2007 N ДГУ-У-34-317 и N ДГУ-У-34-318.
Согласно договору аренды земельного участка N ДГУ-У-34-317 от 19.07.2007, заключенному между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и Мазюк М.В., земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2025 предоставлен указанному лицу для строительства АГЗС (т.1 л.д.75-81).
В силу договора аренды земельного участка N ДГУ-У-34-318 от 19.07.2007, заключенному между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и Мазюк М.В., земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026 предоставлен указанному лицу для организации строительной площадки (за исключением размещения возводимых объектов строительства) (т.1 л.д.82-88, 121-125).
Разрешением на строительство от 20.09.2007 N 55-299 Департамент архитектуры и градостроительства разрешил ИП Мазюк М.В. строительство ГАЗС. Общая площадь застройки 970 кв.м. (т.1 л.д.73).
Фактическое строительство объекта по договору подряда от 01.07.2006 N 5п ООО "Вектор" в лице директора Мазюк В.А. было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Сибгазстрой" (т.2 л.д.87-88).
Указанный объект введен в эксплуатацию на основании разрешения N 55-357 на ввод объекта в эксплуатацию от 27.02.2008, выданного Департаментом строительства Администрации города Омска ИП Мазюк М.В. (т.2 л.д. 45).
ИП Мазюк М.В. было зарегистрировано 25.04.2008 право собственности на АГЗС, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 55 АВ N 670012 (т.1 л.д.126), которое впоследствии отчуждено ООО "Вектор".
Согласно выписке из ЕГРН ООО "Вектор" принадлежит право собственности на объект недвижимости - Производственно-технологический комплекс, имеющий кадастровый номер 55:36:000000:14098, состоящий из:
- здания операторной площадью 30,8 кв.м.;
- навеса над ТРК площадью 153,6 кв.м.;
- навеса металлического площадью 20,9 кв.м.;
- навеса металлического площадью 5.5 кв.м.;
- сетей хозбытовой канализации протяженностью 2,20 п.м.;
- сетей водопровода протяженностью 39,50 п.м.;
- внутриплощадочных сетей электроснабжения протяженностью 295 п.м.;
- технологических газопроводов протяженностью 177,87 п.м.;
- замощения территории площадью 1231 кв.м.;
- резервуара СУГ объемом 4.2 куб.м (4 шт.), литера А, Г-ГЗ.
Год завершения строительства объекта с кадастровым номером 55:36:000000:14098 - 2007 год. Право собственности зарегистрировано 07.10.2008, регистрационная запись N 55-55-01/147/2008-524.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, принадлежащий Обществу объект капитального строительства с кадастровым номером 55:36:000000:14098 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2025; вид разрешенного использования земельного участка - для общественно_деловых целей для строительства АГЗС.
На основании соглашения от 05.12.2008 к договору аренды земельного участка N ДГУ-У-34-318 и N ДГУ-У-34-317 от 19.07.2007 права арендатора по названному договору перешли к ООО "Вектор" (л.1 л.д.112).
Как указывает истец и следует из представленных в материалы дела документов (в том числе акта обследования земельного участка от 16.06.2022 N 106-ф), имущественный комплекс АГЗС с кадастровым номером 55:36:000000:14098 расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120102:2025, 55:36:120102:2026, 55:36:120102:2151, 55:36:000000:166998.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2025, площадью 970 кв.м., принадлежит на праве собственности ООО "Вектор" с 2018 года.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026, площадью 1012 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, имеет вид разрешенного использования "для общественно-деловых целей для организации строительной площадки для строительства ГАЗС".
Земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120102:2151, 55:36:000000:166998 принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город Омск, имеют вид разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования".
Согласно акту обследования земельного участка от 16.06.2022 N 106-ф, в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026 расположена южная часть производственно-технологического комплекса; точный состав сооружений АЗС, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120102:2026, не определен.
По утверждению заявителя, в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026 расположены: навес металлический площадью 20,9 кв.м., навес металлический площадью 5.5 кв.м., часть внутриплощадочных сетей электроснабжения, часть технологических газопроводов.
Ссылаясь на то, что часть производственно-технологического комплекса с кадастровым номером 55:36:000000:14098 расположена на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120102:2026, ООО "Вектор", реализуя право на приобретение земельного участка, необходимого для использования принадлежащего ему имущественного комплекса АЗС, обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026, площадью 1012 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание, участок находиться примерно в 50 метрах по направлению на ю-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 215.
Распоряжением от 23.06.2022 N 801 Департамент отказал Обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, указав следующее:
- в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без торгов;
- разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026 не соответствует целям использования такого земельного участка. На земельном участке расположен производственно-технологический комплекс.
Полагая, что отказ Департамента в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026, изложенный в распоряжении от 23.06.2022 N 801, является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Вектор", Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением (с учетом уточнений).
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано в полном объеме. Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в оспариваемой части в порядке статей 266, 268 АПК РФ находит законным и обоснованным, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказывает исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на заключение договора аренды земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
5) осуществление государственного кадастрового учета;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи.
Поскольку, исходя из пояснений сторон и буквального содержания оспариваемого отказа следует, что заявитель просил предоставить ему в собственность именно земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026, который уже был сформирован и поставлен на кадастровый учет ранее, то подача заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган является первым этапом предоставления земельного участка.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.
В этом решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, в соответствии с пунктом 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как было выше сказано, лицом, имеющим право приобрести право собственности на земельный участок, на котором находится объект недвижимости является собственник указанного объекта.
При этом, применяемый судом принцип законности при рассмотрении арбитражных дел и совокупное толкование приведенных выше действующих норм земельного законодательства позволяет сделать вывод о том, что право на выкуп земельного участка предусмотрено только для собственника объекта недвижимости, правомерно возведенного по договору аренды под строительство.
Однако, как следует из материалов дела на основании распоряжения от 16.11.2004 N 1798-р "О предварительном согласовании места размещения ГАЗС по ул.10 лет Октября был утвержден акт выбора земельного участка, были сформированы и поставлены на кадастровый учет два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2025, площадью 970 кв.м с видом разрешенного использования - для общественно-деловых целей под строительство ГАЗС и земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026, площадью 1012 кв.м с видом разрешенного использования - для общественно-деловых целей для организации строительной площадки для строительство ГАЗС.
Аналогичные разрешенные виды использования были предусмотрены и в договорах аренды от 19.07.2007 N ДГУ-У-34-317 и N ДГУ-У-34-318: земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2025 предоставлен для строительства АГЗС, а земельного участка N ДГУ-У-34-318 от 19.07.2007 - только для организации строительной площадки.
Соответственно ввод объекта в эксплуатацию на основании разрешения N 55-357 от 27.02.2008 осуществлен при констатации факта возведения объекта в точном соответствии с проектной документацией и разрешительными документами.
Согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости - Производственно-технологический комплекс, имеющий кадастровый номер 55:36:000000:14098, состоящий из: здания операторной площадью 30,8 кв.м.; навеса над ТРК площадью 153,6 кв.м.; навеса металлического площадью 20,9 кв.м.; навеса металлического площадью 5.5 кв.м.; сетей хозбытовой канализации протяженностью 2,20 п.м.; сетей водопровода протяженностью 39,50 п.м.; внутриплощадочных сетей электроснабжения протяженностью 295 п.м.; технологических газопроводов протяженностью 177,87 п.м.; замощения территории площадью 1231 кв.м.; резервуара СУГ объемом 4.2 куб.м (4 шт.), литера А, Г-ГЗ расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2025; вид разрешенного использования земельного участка - для общественно_деловых целей для строительства АГЗС.
Однако, как следует из акта обследования земельного участка от 16.06.2022 N 106-ф, имущественный комплекс АГЗС с кадастровым номером 55:36:000000:14098 расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120102:2025, 55:36:120102:2026, 55:36:120102:2151, 55:36:000000:166998 (два последних земельных участка являются землями общего пользования).
Таким образом, вопреки разрешительной документации объект недвижимости был возведен не только на земельном участке, на котором было разрешено строительство, но и на иных земельных участка, в том числе, на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120102:2026, который предоставлялся исключительно под организацию строительной площадки, то есть, возведен с нарушением закона.
При этом, суд апелляционной инстанции также учитывает, что заявитель уже реализовал свое право на выкуп объекта недвижимости применительно к земельному участку с кадастровым номером 55:36:120102:2025, который находится у него в собственности с 2018 года.
Следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка потому, что за выкупом участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Обоснованным является и указание суда первой инстанции со ссылкой на пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ на то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях ЕРГН и является одной из характеристик объекта недвижимости.
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2020 N 41- КА19-13, при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов и определении соответствия разрешенного использования земельного участка целям его использования следует руководствоваться сведениями ЕГРН.
Как следует из заявления ООО "Вектор", в рассматриваемом случае Общество, обращаясь в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность спорного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026, свое право на получение участка без проведения торгов обосновало необходимостью эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимого имущества, расположенного, в том числе, на спорном участке.
То есть заявление о выкупе участка подано Обществом на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ для использования в целях эксплуатации сооружений Производственно-технологического комплекса, имеющего кадастровый номер 55:36:000000:14098.
Суд первой инстанции, рассмотрев доводы Департамента о несоответствии установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026 фактическому землепользованию, обусловленному необходимостью эксплуатации части указанного выше объекта недвижимости, верно указал на то, что испрашиваемый земельный участок учтен в государственном кадастре с иным видом разрешенного использования.
Так, в настоящее время на спорном участке построен объект - производственно-технологический комплекс, и спорный земельный участок испрашивается Обществом именно в целях эксплуатации данного объекта.
Для данного земельного участка установлен вид его разрешенного использования - для организации строительной площадки для строительства ГАЗС; для указанных целей использования участок был сформирован и поставлен в 2006 году на кадастровый учет, а также предоставлен в аренду по договору аренды земельного участка N ДГУ-У-34-318 от 19.07.2007 (с учетом дополнительных соглашений к договору).
После введения в эксплуатацию производственно-технологического комплекса фактическое использование земельного участка, предоставленного именно для организации строительной площадки для строительства ГАЗС, не изменилось.
При таких обстоятельствах следует признать, что установленный в настоящее время в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования спорного участка - для целей организации строительной площадки для строительства ГАЗС - не соответствует целям, для которых он испрашивается Обществом - для целей эксплуатации объекта недвижимости.
Учитывая установленный нормами ЗК РФ императивный запрет на приватизацию земельных участков в случае несоответствия установленного вида разрешённого использования фактическому, суд приходит к выводу о том, что у Департамента отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка в собственность.
Вопреки утверждению заявителя в материалах дела не имеется доказательств того, что в 2003 году на основании акта предварительного выбора земельного участка под АГЗС был сформирован единый участок, который в 2006 году в результате работ по межеванию был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120102:2025 и 55:36:120102:2026.
В любом случае, разрешительная документация позволяла строительство объекта только на земельном участке с кадастровыми номерами 55:36:120102:2025, что было грубо нарушено как ИП Мазюк М.В. так и ООО "Вектор", директором которого в тот момент был Мазюк В.А.
Таким образом, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для отказа Департаментом в предоставлении земельного участка в собственность соответствовали действующим нормам земельного законодательства, то суда отсутствовали основания для признания недействительным изложенного в распоряжении от 23.06.2022 N 801 отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ по результатам рассмотрения дела судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2023 по делу N А46-12010/2022 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вектор" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 07.08.2023 N 186.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12010/2022
Истец: ООО "ВЕКТОР"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Департамент строительства Администрации города Омска, Казенное учреждение города Омска "Муниципальный архив города Омска", КУгорода Омска "Муниципальный архив города Омска", филиал публично-правовой компании "РОСКАДАСТР" по Омской области