г. Тюмень |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А46-12010/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Донцовой А.Ю.,
Сириной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на решение от 14.07.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Иванова И.А.) и постановление от 07.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-12010/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (644007, город Омск, улица Октябрьская, дом 123, помещение 122, ОГРН 1065501055663, ИНН 5501097539) к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644024, город Омск, улица Краснофлотская, дом 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Вектор" - Сербент О.О. по доверенности от 13.01.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент) о признании недействительным изложенного в распоряжении от 23.06.2022 N 801 отказа в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026; обязании заключить с обществом договор купли-продажи на земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026, без проведения торгов, путем подготовки проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписания, а также направления в адрес общества.
Решением от 14.07.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 07.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данными судебными актами, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: отказывая в иске по мотиву несоответствия вида разрешенного использования земельного участка суды не учли, что муниципальным органом не проводилась актуализация видов разрешенного использования в соответствии с изменениями законодательства, что свидетельствует о злоупотреблении правом; не приняли во внимание, что спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; суды не учли, что межевание ранее предоставленного обществу земельного участка для строительства АГЗС проведено после строительства указанного объекта; законность возведения АГЗС не оспорена; материалы дела не содержат сведений относительно спорного земельного участка по состоянию на 2003 год, вместе с тем, соответствующий запрос судом был сделан, таким образом, отсутствие таких доказательств не обусловлено бездействием общества; навесы и трубы, расположенные на испрашиваемом земельном участке, являются частью единого комплекса, зарегистрированного в установленном порядке; материалами дела подтверждено, что АГЗС строилась с 2003 по 2006 год, судами не принято во внимание, что распоряжение о предоставлении участка в аренду, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию выданы в 2007 - 2008 годах, после завершения строительства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель общества на удовлетворении требований жалобы настаивал по вышеприведенным мотивам.
Учитывая надлежащее извещение департамента о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, департаментом городского хозяйства администрации города Омска 03.12.2003 разрешено индивидуальному предпринимателю Мазюк Марине Владимировне (далее - ИП Мазюк М.В.) осуществление проектирования и строительства АЗС по ул.10 лет Октября - 1-ой Учхозной.
Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации города Омска утвержден акт предварительного выбора земельного участка 15.09.2003 N 3516. Приложения к акту в материалах дела отсутствуют.
Распоряжением от 16.11.2004 N 1798-р "О предварительном согласовании места размещения ГАЗС по ул.10 лет Октября" утвержден акт выбора земельного участка.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2025, площадью 970 кв.м поставлен на кадастровый учет 06.09.2006. Вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей для строительства ГАЗС; земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026, площадью 1012 кв.м поставлен на кадастровый учет 06.09.2006. Вид разрешенного использования - для общественно-деловых целей для организации строительной площадки для строительства ГАЗС.
Распоряжением от 27.06.2007 N 1559-р на основании заявления Мазюк М.В. земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2025, площадью 970 кв.м предоставлен Мазюк М.В. в аренду для общественно-деловых целей под строительство ГАЗС; земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026, площадью 1012 кв.м - в аренду для общественно-деловых целей для организации строительной площадки для строительства ГАЗС.
На основании указанного распоряжения заключены договоры аренды от 19.07.2007 N ДГУ-У-34-317 и N ДГУ-У-34-318.
Согласно договору аренды земельного участка от 19.07.2007 N ДГУ-У-34-317, заключенному между главным управлением по земельным ресурсам Омской области и Мазюк М.В., земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2025 площадью 970 кв.м предоставлен для строительства АГЗС.
В силу договора аренды земельного участка от 19.07.2007 N ДГУ-У-34-318, заключенному между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и Мазюк М.В., земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026 площадью 1012 кв.м предоставлен для организации строительной площадки (за исключением размещения возводимых объектов строительства).
Департаментом архитектуры и градостроительства предпринимателю Мазюк М.В. выдано разрешение на строительство от 20.09.2007 N 55-299 объекта капитального строительства - ГАЗС. Общая площадь застройки 970 кв.м.
Фактическое строительство объекта по договору подряда от 01.07.2006 N 5п обществом в лице директора Мазюк В.А. поручено обществу с ограниченной ответственностью "Сибгазстрой".
Указанный объект введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.02.2008 N 55-357, выданного департаментом строительства администрации города Омска предпринимателю Мазюк М.В.
ИП Мазюк М.В. зарегистрировано право собственности на АГЗС 25.04.2008, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серия 55 АВ N 670012, которое впоследствии отчуждено обществу.
Согласно выписке из ЕГРН обществу принадлежит право собственности на объект недвижимости - Производственно-технологический комплекс, имеющий кадастровый номер 55:36:000000:14098, состоящий из:
- здания операторной площадью 30,8 кв.м.;
- навеса над ТРК площадью 153,6 кв.м.;
- навеса металлического площадью 20,9 кв.м.;
- навеса металлического площадью 5.5 кв.м.;
- сетей хозбытовой канализации протяженностью 2,20 п.м.;
- сетей водопровода протяженностью 39,50 п.м.;
- внутриплощадочных сетей электроснабжения протяженностью 295 п.м.;
- технологических газопроводов протяженностью 177,87 п.м.;
- замощения территории площадью 1231 кв.м.;
- резервуара СУГ объемом 4.2 куб.м (4 шт.), литера А, Г-ГЗ.
Год завершения строительства объекта с кадастровым номером 55:36:000000:14098 - 2007. Право собственности зарегистрировано 07.10.2008, регистрационная запись N 55-55-01/147/2008-524.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, принадлежащий обществу объект капитального строительства с кадастровым номером 55:36:000000:14098 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2025; вид разрешенного использования земельного участка - для общественно-деловых целей для строительства АГЗС.
На основании соглашения от 05.12.2008 к договору аренды земельного участка от 19.07.2007 N ДГУ-У-34-318 и N ДГУ-У-34-317 права арендатора перешли к обществу.
Как указывает департамент и следует из представленных в материалы дела документов (в том числе акта обследования земельного участка от 16.06.2022 N 106-ф), имущественный комплекс АГЗС с кадастровым номером 55:36:000000:14098 расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:120102:2025, 55:36:120102:2026, 55:36:120102:2151, 55:36:000000:166998.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2025, площадью 970 кв.м., принадлежит на праве собственности обществу с 2018 года.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:2026, площадью 1012 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, имеет вид разрешенного использования "для общественно-деловых целей для организации строительной площадки для строительства ГАЗС".
Земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120102:2151, 55:36:000000:166998 принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город Омск, имеют вид разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования".
Согласно подготовленному специалистами отдела муниципального земельного контроля департамента акту обследования земельного участка от 16.06.2022 N 106-ф, в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026 расположена южная часть производственно-технологического комплекса; точный состав сооружений АЗС, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120102:2026, не определен.
По утверждению заявителя, в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026 расположены: навес металлический площадью 20,9 кв.м., навес металлический площадью 5.5 кв.м., часть внутриплощадочных сетей электроснабжения, часть технологических газопроводов.
Ссылаясь на то, что часть производственно-технологического комплекса с кадастровым номером 55:36:000000:14098 расположена на земельном участке с кадастровым номером 55:36:120102:2026, общество, реализуя право на приобретение земельного участка, необходимого для использования принадлежащего ему имущественного комплекса АЗС, обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026, площадью 1012 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание, участок находиться примерно в 50 метрах по направлению на юго-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 215.
Распоряжением от 23.06.2022 N 801 департамент отказал обществу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, указав: в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без торгов; разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026 не соответствует целям использования такого земельного участка. На земельном участке расположен производственно-технологический комплекс.
Полагая, что отказ департамента в предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026, изложенный в распоряжении от 23.06.2022 N 801, является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении обжалуемых судебных актов, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 11.9, 39.1, 39.3, 39.14, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), правовой позицией, выраженной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 305-КГ16-9206, от 10.04.2017 N 307-ЭС17-2389, от 21.08.2017 N 307-ЭС17-10579, от 10.04.2019 N 307-ЭС17-2389 и пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ не противоречит требованиям законодательства, поскольку вид разрешенного земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026 - для общественно-деловых целей для организации строительной площадки для строительства ГАЗС - не соответствует фактической цели использования - для эксплуатации производственно-технологического комплекса с кадастровым номером 55:36:000000:14098.
При этом апелляционным судом отмечено, что из представленных в материалы дела документов усматривается, что производственно-технологический комплекс АГЗС возведен за пределами предоставленного изначально для его строительства земельного участка.
Суд округа не находит оснований для признания данных выводов судебных инстанций сделанными в нарушение норм материального права и в противоречии с имеющимися в деле доказательствами.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 14 названной статьи предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 выражена правовая позиция, согласно которой собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
Из материалов дела следует, что для испрашиваемого обществом земельного участка с кадастровым номером 55:36:120102:2026 установлен вид его разрешенного использования - для организации строительной площадки для строительства АГЗС; для указанных целей использования участок был сформирован и поставлен в 2006 году на кадастровый учет, а также предоставлен в аренду по договору аренды земельного участка N ДГУ-У-34-318 от 19.07.2007 (с учетом дополнительных соглашений к договору).
Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и совпадать со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости.
В силу части 1 статьи 64, статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми положениями, произведя исследование и оценку представленных в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая установленный нормами ЗК РФ императивный запрет на приватизацию земельных участков в случае несоответствия установленного вида разрешенного использования фактическому, установив, что на момент рассмотрения заявления общества в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования спорного участка - для целей организации строительной площадки для строительства ГАЗС - не соответствует целям, для которых он испрашивается обществом - для целей эксплуатации объекта недвижимости, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что правовых оснований для предоставления земельного участка обществу не имелось, признав оспариваемый отказ соответствующим действующему законодательству.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Общество в настоящее время не лишено возможности обратиться в департамент с соответствующим заявлением об изменении вида разрешенного использования участка и приведении его в соответствие с фактическим землепользованием, обусловленным необходимостью эксплуатации построенного объекта.
Кроме того, апелляционной коллегией правомерно отмечено, что вопреки разрешительной документации (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.02.2008 N 55-357) объект недвижимости был возведен не только на земельном участке, на котором было разрешено строительство, но и на иных участках, в том числе, земельном участке с кадастровым номером 55:36:120102:2026, который предоставлялся исключительно под организацию строительной площадки. При этом доказательств того, что в 2003 году на основании акта предварительного выбора земельного участка под АГЗС был сформирован единый участок, который в 2006 году в результате работ по межеванию был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:120102:2025 и 55:36:120102:2026 не имеется.
Суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства дела установлены судами обеих инстанций на основе представленных в дело доказательств и согласуются с ними. При этом к установленным обстоятельствам суды применили соответствующие нормы материального права и рассмотрели спор с соблюдением процессуальных норм.
Доводы общества не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения и постановления в порядке статьи 288 АПК РФ, окружным судом не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.07.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 07.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12010/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
А.Ю. Донцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 названной выше статьи закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
...
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 выражена правовая позиция, согласно которой собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 марта 2024 г. N Ф04-101/24 по делу N А46-12010/2022