Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 марта 2024 г. N Ф02-201/24 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
07 ноября 2023 г. |
Дело N А19-26741/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Будаевой Е. А., Подшиваловой Н. С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2023 года по делу N А19-26741/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дары Сибири" (ОГРН 1133850025100, ИНН 3814997485) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) о признании недействительным распоряжения от 08.11.2021 N 2794-мр,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дары Сибири" (далее - заявитель, ООО "Дары Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании недействительным распоряжения от 08.11.2021 N 2794-мр "Об отмене распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 23 сентября 2019 N 2946-мр "Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО "Дары Сибири".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.04.2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022, заявленные требования ООО "Дары Сибири" удовлетворены.
Постановлением Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 26.09.2022, принятым по результатам рассмотрения кассационной жалобы Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.04.2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022, названные судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2023 года по делу N А19-26741/2021 признано недействительным распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области от 08.11.2021 N 2794-мр "Об отмене распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 23 сентября 2019 N2946-мр "Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО "Дары Сибири". Суд обязал Министерство лесного комплекса Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Дары Сибири".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2023 года по делу N А19-26741/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе министерство указывает на неисполнение судом первой инстанции указаний суда кассационной инстанции, а также на то, что оспариваемое распоряжение имеет конкретный перечень оснований для отмены положительного заключения экспертизы, которые не были оценены судом первой инстанции.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заявитель выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2023 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Сидоренко В. А. на судью Подшивалову Н. С.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 23.09.2019 N 2946-мр утверждено положительное заключение государственной экспертной комиссии государственной экспертизы "Проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Дары Сибири" для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений по договору аренды лесного участка от 22.08.2013 N 91-342/13, на территории Заларинского лесничества муниципального образования "Заларинский район" Иркутской области".
Срок действия Проекта освоения лесов с момента утверждения положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы проекта освоения лесов до 31.12.2028 (на срок действия лесохозяйственного регламента Заларинского лесничества).
08.11.2021 Министерством лесного комплекса Иркутской области издано распоряжение N 2794-мр, согласно которому распоряжение от 23.09.2019 N 2946-мр отменено.
В обоснование оспариваемого распоряжения министерством указано, что проектируемые для создания лесной инфраструктуры рубки, предусмотренные Проектом освоения лесов, противоречат статье 115 Лесного кодекса Российской Федерации, в нем не учтено конкретное местоположение проектируемых водоохранных зон, в нарушение статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, а также отсутствуют конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира.
Не согласившись с распоряжением от 08.11.2021 N 2794-мр, ООО "Дары Сибири" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18.04.2022, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022, заявленные требования ООО "Дары Сибири" удовлетворены.
Постановлением Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 26.09.2022 N Ф02-3861/2022 по делу N А19-26741/2021, принятым по результатам рассмотрения кассационной жалобы Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.04.2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2022, названные судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24.05.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 88 ЛК РФ).
В силу частей 1 и 2 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ N 69).
Пунктом 28 Приказа N 69 предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований (пункт 28 Приказа).
Согласно пункта 30 Приказа N 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
На основании пункта 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 (действовал до 31.12.2020, утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1132) (далее - Порядок N 496), целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 10 Порядка N 496 положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
С 01.01.2021 действует новый Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный Приказом Минприроды России от 30.07.2020 N 513, пунктами 10, 10.1 которого предусмотрены аналогичные основания оформления положительного и отрицательного заключений экспертизы.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 496, действовавшего до 31.12.2020, срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 13 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 513, действующего с 01.01.2021.
Таким образом, указанными нормами действующего законодательства предусмотрено, что проект освоения лесов для всех видов использования лесов составляется однократно и действует в течение 10 лет, при этом положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по договору аренды лесного участка от 22.08.2013 N 91-342/13, заключенному между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (после переименования - Министерство лесного комплекса Иркутской области) и ООО "Дары Сибири", последнему предоставлен в возмездное временное пользование лесной участок, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: Иркутская область, Заларинский район, Заларинское лесничество, защитные леса, Черемшанское участковое лесничество, Черемшанская дача, кварталы NN 124, 125, 142, 143, общей площадью 3419 га, в границах, указанных в плане лесного участка (схеме) с номером учетной записи в государственном лесном реестре 291-2013-06, для использования лесов в целях заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений:
- возможный ежегодный объем заготовки пищевых лесных ресурсов составляет 57 277 кг, из них: дикорастущих ягод 38 507 кг (брусники - 9933 кг, черники - 12 401 кг, голубики - 16 173 кг), дикорастущих грибов 623 кг, кедровые орехи 18 147 кг;
- возможный ежегодный объем заготовки лекарственных растений (брусника, черника) составляет 21 882 кг.
Срок аренды по договору составляет 49 лет, по 13.11.2062.
В силу Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 N 155- пп, к компетенции министерства отнесены, в том числе, функции по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 23.09.2019 N 2946-мр на основании заявления ООО "Дары Сибири" утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы "Проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "Дары Сибири".
Таким образом, обществом был разработан проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный ему по договору аренды от 22.08.2013 N 91-342/13, для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений в соответствии со статьей 34 ЛК РФ, который получил положительное заключение государственной экспертизы. Данный проект освоения лесов действует по 31.12.2028 и заканчивается ранее срока действия договора аренды лесного участка (по 13.11.2062).
Пунктом 3.23 Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденного Приказом Минприроды России от 15.02.2018 N 57 (далее - Административный регламент N 57), установлено, что при проведении государственной экспертизы экспертная комиссия рассматривает соответствие предусмотренных проектом освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, требованиям, предъявляемым к составу проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, и порядку его разработки, а также законодательству Российской Федерации.
Результаты государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, оформляются в виде заключения, которое может быть положительным или отрицательным. Критериями принятия решения о подготовке проекта положительного или отрицательного заключения экспертизы являются его оценка экспертами, выводы относительно возможности или невозможности реализации предусмотренных проектом мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов в связи с их соответствием или несоответствием установленным целям, видам использования лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (пункт 3.24 Административного регламента N 57).
В силу пункта 3.25 Административного регламента N 57 утверждение экспертного заключения комиссии проводится в присутствии только экспертов путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих экспертов. Эксперт не может воздержаться при голосовании. Заключение государственной экспертизы в двух экземплярах подписывают ответственный за предоставление государственной услуги и все участвовавшие в голосовании эксперты.
Согласно пункту 3.26 Административного регламента N 57 заключение, подписанное квалифицированным большинством экспертов, утверждается правовым актом уполномоченного органа. Руководитель уполномоченного органа (лицо, исполняющее его обязанности) имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случае нарушения процедуры проведения государственной экспертизы. Срок действия положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда.
В рассматриваемом случае специальным разрешением на использование спорного лесного участка является заключенный в установленном порядке договор аренды лесного участка и Проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы.
На дату утверждения положительного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов распоряжением от 23.09.2019 N 2946-мр, экспертной комиссией и министерством было установлено, что цели и виды освоения лесов соответствуют действующему лесохозяйственному регламенту, лесному плану субъекта РФ,
Вместе с тем, Министерство лесного комплекса Иркутской области, принимая во внимание выявленные в порядке самоконтроля нарушения, допущенные при разработке проекта освоения лесов ООО "Дары Сибири", распоряжением от 08.11.2021 N 91-2794-мр отменило распоряжение от 23.09.2019 N 2946-мр.
Исполняя указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 26.09.2022 по настоящему делу, суд апелляционной инстанции относительно правомерности оспариваемого распоряжение от 23.09.2019 N 2946-мр, нарушения им прав и законных интересов заявителя пришел к следующему.
Как следует из распоряжения от 08.11.2021 N 91-2794-мр, министерством вменено обществу то, что проектируемые рубки для создания лесной инфраструктуры противоречат статье 115 ЛК РФ в разделе "Создание лесной инфраструктуры" в подразделе "Характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке" (приложение N 9)
Согласно материалам дела в ходе судебного разбирательства министерство дополнительно поясняло, что в соответствии с п. 1.1. договора аренды лесного участка N 91-342/13 от 22.08.2013 цель использования лесного участка - заготовка пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.
Договором аренды лесного участка N 91-342/13 от 22.08.2013 и Проектом освоения лесов (стр. 7) предусмотрено, что в аренду ООО "Дары Сибири" предоставлен лесной участок общей площадью 3 419 га полностью находящийся в защитных лесах (ценные леса - орехово-промысловые зоны). В приложении N 9 Проекта освоения лесов, арендатор запроектировал объем рубок лесных насаждений для создания объектов лесной инфраструктуры (создания лесной дороги), а именно на площади 0,385 га, местоположение которой определяется в процессе использования лесного участка. Между тем, договор аренды лесного участка N 91-342/13 от 22.08.2013, а также приложения к указанному договору, не содержат условий о предполагаемой сплошной рубке лесных насаждений на лесном участке. При этом, в приложении N 4 к договору аренды лесного участка N 91-342/13 от 22.08.2013 указано, что на лесном участке имеется 9,6 га уже существующих дорог и просек, в приложении N 8 указано, что протяженность существующих лесных дорог 17,7 км, состояние которых удовлетворительное.
В связи с чем, министерство указало, что проведение сплошных рубок на лесном участке с целью создания лесной дороги противоречит принципу сохранения защитных функций ценных лесов и не предусмотрено условиями договора аренды.
Относительно данного нарушения, установленного министерством, апелляционный суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 115 ЛК РФ леса, расположенные в орехово-промысловых зонах, относятся к ценным лесам, имеющим уникальный природный состав лесных насаждений, выполняющим защитные функции в сложных природных условиях.
Согласно пункту 2 статьи 115 ЛК РФ в ценных лесах запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением велосипедных, пешеходных и беговых дорожек,_ линейных объектов и гидротехнических сооружений.
Таким образом, пунктом 2 статьи 115 ЛК предусматривается возможность создания в ценных лесах лесных дорог, являющихся линейными объектами.
Как следует из Проекта освоения лесов ООО "Дары Сибири", приложением N 9 к Составу проекта освоения лесов и порядку его разработки предусмотрен проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры, в соответствии с которым на арендуемом лесном участке возможно строительство лесной дороги (объекта противопожарного обустройства лесов), местоположение которого определяется в процессе использования лесного участка на основании Проекта строительства лесных дорог лесохозяйственного назначения, утвержденного органом исполнительной власти.
Из данного положения Проекта освоения лесов следует, что строительство дороги может осуществляться только на основании проекта составленного и утвержденного органами государственной власти Иркутской области. При этом рубка лесных насаждений возможна только в том месте и объеме, который будет определен государственным органом.
С учетом нормы пункта 2 статьи 115 ЛК РФ, учитывая установленные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу, что предусмотренная в Проекте освоения лесов ООО "Дары Сибири" возможность строительства лесной дороги и, как следствие, рубка в определенном объеме лесных насаждений, не нарушает норму статьи 115 ЛК РФ. При этом апелляционный суд отмечает, что оспариваемым распоряжением от 23.09.2019 N 2946-мр не установлено нарушение обществом условий договора аренды.
Также апелляционный суд обращает внимание на то, что Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о понуждении ООО "Дары Сибири" (дело N А19-672/2022), в том числе, к строительству лесных дорог для охраны лесов от пожаров, которые предусмотрены приложением N 9 к Проекту освоения лесов на лесном участке, арендуемом ООО "Дары Сибири".
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу, что понуждая общество к строительству лесных дорог на арендованном лесном участке с целью противопожарного обустройства лесов, что ведет к вырубке определенного объема лесных насаждений, министерство исходит из того, что пунктом 2 статьи 115 ЛК РФ предоставлена такая возможность.
Апелляционный суд отклоняет довод министерства о необоснованности ссылки на дело N А19-672/2022, в виду того, что в данном деле в предмет спора не входит строительство дороги, указанной в приложении N 9. При этом апелляционный суд обращает внимание на то, что в приложении N 9 речь идет о лесной дороге, как объекта противопожарного обустройства лесов. Кроме того, суд отмечает, что строительство лесной дороги, как на основании приложения N 9, так и на основании приложения N 13 Проекта освоения лесов ведет к вырубке определенного объема лесных насаждений.
Как следует из распоряжения от 08.11.2021 N 91-2794-мр, министерством вменено обществу то, что им в Проекте освоения лесов не учтено конкретное местоположение проектируемых водоохранных зон, что противоречит статье 65 Водного кодекса Российской Федерации в разделе "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов".
Согласно материалам дела в ходе судебного разбирательства министерство дополнительно поясняло, что арендатором на странице 79 Проекта освоения лесов составлена таблица 6.2.1 "Характеристика проектируемой водоохранной зоны, выделенной для охраны водных объектов от негативного воздействия при использовании лесов", из содержания которой следует, что на лесном участке имеются водные объекты -река Тагна Белая, река Буректа, река Гольцовая, ручьи без названия протяженностью до 10 км. В столбце N 5 указанной таблицы "Соблюдение норм и требований Водного кодекса Российской Федерации" определена общая площадь (в га) проектируемых водоохранных зон.
При этом в разделе "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" (стр. 88 Проекта освоения лесов) указанные в таблице 6.2.1 водные объекты и площадь водоохранных зон отсутствуют, мероприятия по охране водных объектов не установлены.
Относительно данного нарушения, установленного министерством, апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (пункт 1).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (пункт 2).
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров (пункт 3).
Пункты 15, 17 статьи 65 Водного кодекса РФ содержит перечень видов деятельности, запрещенных в границах водоохранных зон.
Как следует из таблицы 6.2.1. "Характеристика проектируемой водоохранной зоны, выделенной для охраны водных объектов от негативного воздействия при использовании лесов" (стр. 79 Проекта освоения лесов) обществом установлена ширина проектируемой водоохранной зоны для всех водных объектов, находящихся на арендованном лесном участке, соответствующая нормам пункта 3 статьи 65 Водного кодекса РФ.
Таблица 6.2.1. также содержит графу "Проектируемые мероприятия по охране водных объектов", в которой указано на необходимость соблюдения норм и требований Водного кодекса РФ.
В примечании к таблице 6.2.1. Проекта освоения лесов указано, что при проведении работ особое внимание следует обратить на расстояние до водотоков и возможное поднятие уровня вод. Без учета этих особенностей увеличивается вероятность загрязнения грунтовых и поверхностных вод. В этом случае пресные подземные воды окажутся загрязненными, и основная их масса будет вынесена непосредственно в поверхностные водотоки.
В процессе использования лесного участка необходимо осуществлять ликвидацию разливов горюче-смазочных материалов, скорейшую рекультивацию поврежденных участков. Отобранные горюче-смазочные материалы должны быть собраны и отправлены на регенерацию. На загрязненном участке земли должны быть проведены работы по сбору или нейтрализации загрязнения с последующей рекультивацией земли в соответствии с ГОСТ 17.5.3.04-83.
Соблюдение требований водного законодательства будет способствовать восстановлению рыбных запасов и улучшению места нагула и нереста, как промысловых рыб, так и менее ценных пород рыб. Кроме того, окажет положительное влияние на сохранение состава и чистоты водных ресурсов (стр.80 Проекта освоения лесов).
В приложении N 25 к составу Проекта освоения лесов в графе "Проектируемые мероприятия" указано: "6. Выполнение природоохранных требований, направленных на сокращение аварийных ситуаций, уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу;
7. Движение автотранспорта и спецтехники только по автодорогам;
8. Поддержание в рабочем состоянии всех водопропускных и водоотводящих сооружений;
10. Ведение всех строительных работ и движение транспорта строго в пределах полосы отвода земель, запрещение движения транспорта за пределами автодорог;
11. Исключение проливов и утечек, сброса неочищенных сточных вод на почвенный покров;
12. Раздельный сбор и складирование отходов в специальные контейнеры или ёмкости с последующим вывозом их на оборудованные полигоны или на переработку;
13. Техническое обслуживание транспортной и строительной техники в специально отведенных местах, расположенных вне водоохранных зон водных объектов;
14. Организация мест хранения строительных материалов на территории, свободной от древесной растительности, недопущение захламления зоны строительства мусором, загрязнения горюче-смазочными материалами;
17. Эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод." (стр.88).
Апелляционный суд обращает внимание, что и таблица 6.2.1. и приложение N 25 расположены в разделе 6 Проекта освоения лесов "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов".
Из распоряжения от 08.11.2021 N 91-2794-мр следует, что обществом нарушена статья 65 Водного кодекса РФ, поскольку им не учтено конкретное местоположение проектируемых водоохранных зон в разделе "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" Проекта освоения лесов.
Вместе с тем, из дополнения к отзыву (т.1,л.д.34) и отзыва на возражения истца (т.1,л.д.128) следует, что министерством вменяется обществу нарушение заполнения формы приложения N 25, утвержденной приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, действующего на момент утверждения положительного заключения экспертизы), поскольку в приложении не указаны выделы и кварталы определенной площадью в отношении конкретных мероприятий.
Судом апелляционной инстанции установлено, что из приложения N 25 следует, что перечисленные в нем мероприятия по освоению лесов с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций; сохранение водоохранных, защитных и иных функций лесов (графа 2) относятся к объекту "Лесной участок, предоставленный по договору аренды от 22.08.2013 N 91-342/13" (графа 1); к Заларинскому лесничеству, Черемшанскому участковому лесничеству, Черемшанской даче (графа 3); кварталу 125 (графа 4); к выделам 1-25 (графа 5), площадью 886 га (графы 6,7). Далее в приложении N25 изложены конкретные мероприятия по сохранению, в том числе, водоохранных функций лесного участка,
Таким образом, обществом нарушен порядок заполнения приложения N 25, форма которого утверждена приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69.
Однако в распоряжении от 08.11.2021 N 91-2794-мр обществу вменяется нарушение статьи 65 Водного кодекса РФ.
Между тем, судом апелляционной инстанции не установлено нарушение заявителем в Проекте освоения лесов нарушений статьи 65 Водного кодекса РФ, поскольку обществом водоохранные зоны установлены в соответствии с нормой пункта 3 указанной статьи, запрещенные в водоохранных зонах виды деятельности в Проекте не предусмотрены.
Как следует из распоряжения от 08.11.2021 N 91-2794-мр, министерством вменено обществу то, что в границах арендованного участка отсутствуют конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, а также в приложении N 25 в Проекте освоения лесов.
Согласно материалам дела в ходе судебного разбирательства министерство дополнительно поясняло, что приложение N 25 "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" (стр. 88 Проекта освоения лесов) не содержит конкретных видов мероприятий, а также объема по охране объектов животного мира. В приложении под объемами указанных мероприятий арендатор подразумевает территорию всего лесного участка, переданного в аренду - 3 419 га, без разделения на объекты животного мира и водные объекты. В разделе 6.4 Проекта освоения лесов арендатором указаны общие требования нормативно-правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при проектировании видов и объемов мероприятий по охране объектов животного мира.
Относительно данного нарушения, установленного министерством, апелляционный суд приходит к выводу, что обществу также вменяется нарушение порядка заполнения приложения N 25, форма которого утверждена приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69.
Таким образом, апелляционным судом установлено, что нарушения, вызвавшие отмену министерством положительного заключения государственной экспертизы Проекта освоения лесов ООО "Дары Сибири", заключаются в нарушении обществом порядка заполнения приложения N 25, форма которого утверждена приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, нарушений лесного, водного законодательства не установлено.
Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от 16.08.2013 N ИК-03-27/8209 в соответствии с пунктом 33 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Вместе с тем пунктом 33 данного приказа предусмотрен перечень случаев, при которых внесение изменений в проект освоения лесов является обязательным, при этом данный перечень не является исчерпывающим. В ряде случаев в проект освоения лесов требуется внести изменения, которые не влекут за собой изменения лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или договора аренды.
В таких случаях, по мнению Рослесхоза, не требуется переработка всего проекта освоения лесов, а достаточно внесения изменений в отдельные приложения к проекту. При этом действующим законодательством не установлен запрет на представление только той части проекта освоения лесов, которая вносит в него изменения.
Учитывая изложенные разъяснения, а также недоказанность несоответствия Проекта освоения лесов законодательству, принимая во внимание, что недостатки Проекта освоения лесов установлены министерством после его утверждения, апелляционный суд считает, что надлежащим способом устранения таких недостатков являться внесение изменений в Проект освоения лесов, при котором не требуется переработка всего проекта освоения лесов, а достаточно внесения изменений в отдельные приложения к Проекту.
При этом апелляционный суд отмечает, что распоряжение от 08.11.2021 N 91-2704-мр помимо общих ссылок на статью 115 Лесного кодекса РФ, статью 65 Водного кодекса РФ не содержит мотивировки незаконности ранее изданного распоряжения от 23.09.2019 N 2946-мр, в отношении мероприятий по охране объектов животного мира вообще отсутствует ссылка на нарушенные нормы законодательства.
На основании вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение не содержит оснований для отмены распоряжения об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов на спорном лесном участке.
Однако распоряжением от 08.11.2021 N 2794-мр Министерство лесного комплекса Иркутской области отменила в полном объеме положительное заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов ООО "Дары Сибири", следовательно, действие Проекта освоения лесов прекратилось, что означает прекращение деятельности общества на арендуемом лесном участке.
Таким образом, распоряжением от 08.11.2021 N 2794-мр нарушены права и законные интересы ООО "Дары Сибири" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку заявитель лишен возможности осуществлять экономическую деятельность на арендованном лесном участке согласно Проекту освоения лесов, получившему в установленном порядке положительное заключение государственной экспертизы.
На основании изложенного апелляционный суд пришел к выводу о том, что суд первой инстанции правильно указал на незаконность оспариваемого распоряжения, нарушения им прав и законных интересов общества, удовлетворив заявленные заявителем требования, признав распоряжение Министерства лесного комплекса Иркутской области от 08.11.2021 N 2794-мр недействительным.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены и подлежат отклонению, как не влияющие на законность принятого судом первой инстанции решения.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 мая 2023 года по делу N А19-26741/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Н.С. Подшивалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-26741/2021
Истец: ООО "Дары Сибири"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-201/2024
07.11.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2616/2022
24.05.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26741/2021
26.09.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3861/2022
04.07.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2616/2022
18.04.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-26741/2021