г. Вологда |
|
09 ноября 2023 г. |
Дело N А66-4788/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 ноября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ригиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Рамешковская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 июля 2023 года по делу N А66-4788/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Рамешковская центральная районная больница" (ОГРН 1026901663172, ИНН 6936004965; 171400, Тверская область, поселок городского типа Рамешки, улица Пионерская, дом 1; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тверской области (ОГРН 1026900535067, ИНН 6905003721; адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Андрея Дементьева, дом 24; далее - фонд, ТФОМС) о признании недействительными акта внеплановой тематической проверки от 28.03.2023 и требования от 28.03.2023 N 30 в части требования о возврате в бюджет фонда денежных средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в сумме 2 491 124 руб. 40 коп., а также штрафа в сумме 249 112 руб. 44 коп.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 31 июля 2023 года по делу N А66-4788/2023 требования учреждения удовлетворены частично. Признаны недействительными акт внеплановой тематической проверки от 28.03.2023 и требование от 28.03.2023 N 30 в части требования об уплате штрафа в сумме 221 201 руб. 20 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. С фонда в пользу учреждения взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие доказательств нецелевого расходования средств ОМС, что в необоснованном получении денежных средств при финансировании фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАПы) виновно не учреждение, а сам ТФОМС, который при наличии писем учреждения продолжал осуществлять финансирование до декабря 2022 года. Возврат средств в сумме 1 022 307 руб. 80 коп. в 2022 году осуществлен из средств ОМС, наличие остатков которых значительно превышало сумму к возврату необоснованно полученных средств на финансирование ФАПов на момент предъявления требования. Указывает, что согласно годовому отчету за 2022 год возврат средств ОМС в бюджет ТФОМС на его лицевой счет осуществлен по ст. 130 (132 ОМС) КОСГУ как уменьшение дохода за 2021 год на сумму 1 468 816 руб. 60 коп. и уменьшение дохода за 2022 год на сумму 1 021 582 руб. 80 коп., данный отчет фондом принят, не оспорен. Считает, что структура тарифа ОМС не нарушена, поскольку денежные средства ТФОМС в сумме 2 491 124 руб. 24 коп. восстановлены на лицевом счете ОМС ТФОМС, требование фонда о перечислении в бюджет спорной суммы второй раз фактически будет означать не возврат необоснованно полученных денежных средств, а получение фондом средств в двойном размере.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, учреждение в поступившем ходатайстве просило рассмотреть дело без участия их представителей, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, фондом в отношении учреждения в период с 17.03.2023 по 28.03.2023 проведена внеплановая тематическая проверка за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 на предмет использования средств ОМС.
Результаты проверки отражены в акте внеплановой тематической проверки от 28.03.2023, согласно которому установлено следующее.
По результатам ранее проведенной в отношении учреждения плановой комплексной проверки использования средств ОМС, проведенной в период с 08.11.2021 по 14.12.2021 за период с 01.11.2019 по 31.10.2021 (акт проверки от 14.12.2021) выявлен факт нецелевого использования средств ОМС в размере 1 468 816,60 руб. (необоснованно полученные средства ОМС, направленные на финансовое обеспечение ФАПов, дифференцированных по численности обслуживаемого населения, при отсутствии укомплектованности медицинскими работниками).
Фондом выставлено требование от 14.12.2021 N 51 на восстановление средств ОМС в фонде на общую сумму 1 633 542,38 руб.
Учреждение в течение 2022 года по платежным поручениям от 02.02.202022 N 80, от 28.02.2022 N 520, от 29.03.2022 N 1079, от 06.04.2022 N 1166, от 27.04.2022 N 1659, от 30.05.2022 N 5523, от 27.06.2022 N 2576, от 29.07.2022 N 3181, от 29.08.2022 N 3942, от 26.09.2022 N 4306, от 24.10.2022 N 4845, от 30.11.2022 N 5674, от 30.11.2022 N 5701 осуществило восстановление необоснованно полученных средств ОМС в сумме 1 468 816,60 руб. за счёт средств ОМС, что расценено фондом как их нецелевое использование: медицинская организация направила средства ОМС на расходы, не связанные с реализацией территориальной программы ОМС.
Аналогичное нарушение также выявлено в ходе внеплановой тематической проверки использования средств ОМС, проведенной фондом в отношении учреждения в период с 19.12.2022 по 22.12.2022 за период с 01.10.2021 по 16.12.2022 (акт проверки от 22.12.2022). Сумма необоснованно полученных и подлежащих восстановлению денежных средств составила 1 222 307,80 руб.
Фондом выставлено требование от 22.12.2022 N 57 на восстановление средств ОМС в фонде на указанную сумму.
Учреждение по платежному поручению от 26.12.2022 N 6493 осуществило восстановление необоснованно полученных средств ОМС в сумме 1 022 307,80 руб. за счёт средств ОМС.
Таким образом, фондом установлено, что в нарушение пункта 5 части 2 статьи 20, части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинской организацией за счет средств ОМС осуществлено восстановление нецелевое использование средств ОМС в общей сумме 2 491 124,40 руб.
В акте от 28.03.2023 учреждению предложено перечислить указанную сумму на счет фонда за счет собственных средств, а также начисленный на основании части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств - 249 112,44 руб.
На указанные суммы выставлено требование от 28.03.2023 N 30.
Не согласившись с указанными актом и требованием, учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон N 326-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования.
Часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ относит к участникам обязательного медицинского страхования территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В силу части 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В части 1 статьи 38 этого же Закона предусмотрено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии со статьей 38 Закона N 326-ФЗ между фондом, учреждением и страховыми медицинскими организациями заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2022 год.
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, поэтому согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
На основании пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Пункт 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ устанавливает структуру тарифа на оплату медицинской помощи, а также возлагает на медицинское учреждение обязанность соблюдать установленные требования к формированию структуры тарифа на оплату медицинской помощи по программам ОМС.
В соответствии с пунктом 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии, в соответствии с Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденным приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок N 255н).
Спорная внеплановая тематическая проверка проведена с целью исполнения результатов ранее проведенных проверок соблюдения законодательства об ОМС и использовании средств ОМС.
Результаты предыдущих проверок не оспаривались заявителем. Правомерность выводов фонда в части отсутствия оснований для получения учреждением средств ОМС на финансовое обеспечение ФАПов, дифференцированных по численности обслуживаемого населения, при отсутствии укомплектованности указанных пунктов медицинскими работниками, не оспаривалась.
Обязанность по перечислению денежных средств возникла у учреждения из ранее проведенных проверок использования средств ОМС (требования от 14.12.2021 N 51, от 22.12.2022 N 57).
В ходе спорной проверки выявлено нарушение учреждением целевого использования средств ОМС, заключающееся в восстановлении необоснованно полученных денежных средств за счет средств ОМС, что является нецелевым использованием последних.
Учреждение последовательно ссылается на то, что необоснованно полученные денежные средства не использованы им на какие-либо цели, а возвращены фонду, в связи с этим факт нарушения отсутствует, на отсутствие в законодательстве нормы, обязывающей производить возврат необоснованно полученных средств ОМС за счет собственных средств медицинской организации, считает допустимым восстановление средств за счет средств ОМС, поступивших в последующем периоде, поскольку законодательно оно не запрещено.
Соглашаясь с позицией фонда о том, что исполнение требований от 14.12.2021 N 51, от 22.12.2022 N 57 о возмещении необоснованно полученных средств ОМС, выставленных по результатам ранее проведенных проверок, за счет полученных в более поздние периоды средств ОМС является их нецелевым использованием, допущенным в 2022 году, суд первой инстанции учел следующее.
Судом первой инстанции произведен анализ данных о движении средств ОМС, содержащихся в составленных заявителем и представленных в фонд формах федерального статистического наблюдения N 14-Ф (ОМС) за 2001-2022 г.г., утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.04.2014 N 258 (далее - Форма N 14-Ф).
Представленные учреждением за январь-декабрь 2021 года, январь-сентябрь 2022 года Формы N 14-Ф содержат сведения об остатках средств ОМС на начало отчетного периода (раздел II); остатках средств ОМС на конец отчетного периода, размере поступивших средств ОМС в отчетный период, размере израсходованных средств ОМС в отчетный период (раздел III).
Из содержащихся в названных Формах N 14-Ф сведений суд первой инстанции установил, что на протяжении указанных периодов остаток средств ОМС на счете был существенно ниже суммы средств, необоснованно полученных учреждением на финансирование медицинской деятельности ФАПов и подлежащих восстановлению по требованиям от 14.12.2021 N 51, от 22.12.2022 N 57. Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что указанные средства направлены учреждением на иные цели, а их последующее восстановление не являлось возвратом средств того же периода, а осуществлялось впоследствии за счет средств ОМС, полученных в последующие периоды и имеющих целевое назначение в соответствии со статьями расходов, включенными в тарифы на оплату медицинской помощи.
Поскольку в тариф на оплату медицинской помощи не включены расходы по восстановлению средств ОМС, необоснованно полученных в предыдущие периоды, суд первой инстанции обоснованно указал, что средства ОМС, полученные учреждением в проверяемом периоде, не могли быть использованы на указанные цели.
Использование средств ОМС по статьям расходов, включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, осуществляется медицинскими организациями на цели, связанные с деятельностью медицинских организаций по реализации территориальной программы ОМС.
Возврат (возмещение) средств и (или) уплата штрафов осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ, Порядком N 255н.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, если необоснованно полученные средства израсходованы на какие-либо иные цели (за исключением их непосредственного возврата/восстановления), их возврат/восстановление за счет средств ОМС, полученных в последующих периодах, следует признать нецелевым использованием таких средств.
По настоящему делу факт нецелевого использования средств ОМС доказан, а факт двойного взыскания одних и тех же сумм отсутствует, поскольку необоснованно полученные денежные средства на финансирование деятельности ФАПов израсходованы заявителем на иные цели, а возврат/восстановление осуществлен за счет иных средств ОМС, полученных в последующий период на цели реализации территориальной программы ОМС.
Размер штрафа определен фондом в соответствии с требованиями части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, судом первой инстанции штраф снижен в 10 раз, что учреждение в жалобе не оспаривает.
Доводы апеллянта об отсутствии доказательств нецелевого расходования денежных средств опровергается представленными в материалы дела платежными поручениями, согласно которым денежные средства перечислены учреждением за счет средств ОМС, а также проанализированными судом данными о движении средств ОМС, содержащимися в Формах N 14-Ф.
Утверждения заявителя о том, что законодательством не установлена обязанность медицинских организаций производить возврат необоснованно полученных средств ОМС за счет их собственных средств, в силу чего возможно её исполнение за счет средств ОМС, судом первой инстанции не приняты как противоречащие приведенным выше нормам и выводам.
Возврат медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и использованных не по целевому назначению, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств любых источников, не имеющих целевого назначения. Средства ОМС к таким источникам не относятся.
Коллегия судей соглашается с данным выводом суда первой инстанции и не принимает ссылку апеллянта на отсутствие понятия собственных средств медицинской организации и, как следствие, необоснованное указание в акте и требовании на необходимость оплаты за счет собственных средств.
Довод заявителя о том, что по результатам ранее проведенных проверок Фонд не квалифицировал аналогичные нарушения как нецелевое использование средств ОМС, судом первой инстанции отклонен, поскольку правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.
Ссылки подателя жалобы на наличие вины фонда в связи с излишним финансированием ФАПов не принимаются коллегией судей, поскольку излишнее поучение денежных средств не свидетельствует о возможности их использования вне рамок территориальной программы ОМС.
Вопреки доводам жалобы, превышение остатков средств ОМС над суммой к возврату не свидетельствует о возможности исполнения ранее выставленных требований за счет этих остатков средств ОМС.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 июля 2023 года по делу N А66-4788/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Рамешковская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4788/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАМЕШКОВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ