г. Москва |
|
09 ноября 2023 г. |
Дело N А40-117636/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: М.В. Кочешковой,
судей: |
Д.Е. Лепихина, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Научно-производственное предприятие "Исток" имени А. И. Шокина"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2023 по делу N А40-117636/23
по заявлению АО "Научно-производственное предприятие "Исток" имени А. И. Шокина"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
при участии:
от заявителя: |
Грошев И.В. по дов. от 01.01.2023 N 06-07; |
от заинтересованного лица: |
Зубчик А.С. по дов. от 20.12.2022 N МШ/114552/22; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Исток" имени А. И. Шокина" (далее - Заявитель, АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - Ответчик, ФАС России, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.05.2023 N 29/04/19.7.2-107/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Определением суда от 19.07.2023 к настоящему делу было объединено дело N А40-134930/23-33-1112 по заявлению АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" о признании незаконным представления ФАС России об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 16.05.2023 N 29/37782/23 по делу N 29/04/19.7.2-107/2023.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2023 в удовлетворении заявления АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" отказано.
АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель ФАС России с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением заместителя начальника Управления контроля ракетно-космической, атомной промышленности и авиастроения Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации О.Э. Завалишина от 15.05.2023 N 29/04/19.7.2-107/2023 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.
Кроме того, Заявителю выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 16.05.2023 N 29/37782/23 по делу N 29/04/19.7.2-107/2023.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены Административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" вопреки доводам Общества, не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, в том числе непредставление или несвоевременное представление информации и документов по требованию указанного органа, либо представление заведомо недостоверных информации и документов в виде штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 331 от 30.06.2004, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа.
Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа установлены Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе).
Из фактических обстоятельств дела следует, что в ФАС России в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона об оборонном заказе поступила информация от АО "НПО "Фаза" о факте повышения АО "НПП "Исток" им. А.И. Шокина" (далее - Общество) цены на диск БЮКР.711111.041 (далее - Продукция), необходимый для выполнения государственного оборонного заказа.
В целях рассмотрения указанной информации, на основании статьи 15.3 Закона об оборонном заказе АО "НПП "Исток" им. А.И. Шокина" надлежало в течение 7 рабочих дней с даты получения мотивированного требования от 21.02.2023 N 29/12616/23 (далее - Запрос) представить в ФАС России следующие документы и информацию:
1. Краткую характеристику Продукции, предполагаемой к поставке в 2023 году в адрес АО "НПО "Фаза" для выполнения государственного оборонного заказа. Необходимо указать основные свойства, назначение, область применения, основные характеристики, перечень видов работ, необходимых для производства, в том числе наименование конечного изделия, в котором оно применяется, а также принятую классификацию н типологию.
2. Перечень держателей конструкторской документации на Продукцию (с указанием собственника, разработчика, держателей оригиналов, копий конструкторской документации и ее калькодержателей, а также сведения о проектантах, правообладателях и патентообладателях, с указанием наименования (Ф.И.О.), места нахождения (регистрации), контактных данных, даты разработки.
3. Перечень производителей Продукции на территории Российской Федерации, а также информацию о наличии иных исполнителей, имеющих возможность выполнить производство Продукции.
4. Подробное описание причин произошедшего увеличения цены на Продукцию в 2023 г. по сравнению с ценой, установленной на 2022 г., с приложением копий подтверждающих документов.
5. Информацию относительно формирования стоимости Продукции в рамках выполнения государственного оборонного заказа на 2021-2023 гг. по форме таблицы N 1, представленной в приложении.
6. Информацию об объемах производства Продукции в период с 2021 года по дату получения настоящего запроса информации по форме таблицы N 2, указанной в приложении.
7. Плановые и отчетные калькуляции затрат на Продукцию за 2022-2023 гг., с подробной расшифровкой всех статей затрат калькуляции по формам N 2, 3, 4, 5, 6, 9, 14, 20 (2 таблицы), 22, 23, утвержденным приказом ФАС России от 26.08.2019 N 1138/19 "Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465".
8. Информацию об уровне общехозяйственных и общепроизводственных расходов, применяемом предприятием при формировании стоимости Продукции по ГОЗ на 2021-2023 гг. К информации необходимо приложить смету и расчет данного уровня накладных расходов.
9. Подробную постатейную расшифровку статьи "иные/прочие затраты" в смете накладных расходов.
10. Копни заключений по цене Продукции, выданных военным 2023-34072 3 представительством Министерства обороны Российской Федерации, аккредитованным на АО "НПП "Исток" нм. А.И. Шокина" (далее - ВП МО РФ), на 2021- 2023 гг.
11. Копии заключений по согласованию уровней экономических нормативов предприятия, выданных ВП МО РФ, на 2021-2023 гг.
12. Реестр контрактов АО "НПП "Исток" нм. А.И. Шокина" на поставку Продукции по форме таблицы N 3, указанной в приложении. Документы и информация представляются с сопроводительным письмом, в котором надлежит указать реквизиты настоящего мотивированного требования, а также контактные данные лица (Ф.И.О., должность, телефон), ответственного за представление документов н информации по настоящему мотивированному требованию.
Согласно информации с официального сайта Почты России pochta.ru вручение адресату состоялось 02.03.2023 (номер отслеживания 80101581650182). Следовательно, Заявителю надлежало не позднее 13.03.2023 представить в ФАС России запрашиваемые документы и информацию.
Ответ на Запрос представлен Заявителем письмом от 06.03.2023 N 06/212 (вх. ФАС России от 09.03.2023 N 34234/23).
Вместе с тем, как правильно установлено Административным органом и судом первой инстанции в указанном письме АО "НПП "Исток" им. А.И. Шокина" данные не представлены или представлены ошибочные сведения по пунктам 4, 5, 7 Запроса.
Так, согласно пункту 4 Запроса у Общества запрашивалась следующая информация: "Подробное описание причин произошедшего увеличения цены на Продукцию в 2023 году по сравнению с ценой, установленной на 2022 год, с приложением копий подтверждающих документов.".
В ответ на указанный пункт запроса АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" не были представлены копии подтверждающих документов (технологической документации) о росте трудоемкости изготовления изделия, а именно - технологическая карта, копия приказа об увеличении нормо-часов на изготовление изделия, маршрутная карта на изготовление изделия, нормы времени и расценки на изделие и прочее.
Согласно пункту 5 Запроса у Общества запрашивалась следующая информация: "Информацию относительно формирования стоимости Продукции в рамках выполнения государственного оборонного заказа на 2021-2023 гг. по форме таблицы N 1.".
В ответ на указанный пункт запроса АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" представлена информация не в полном объеме или представлена некорректная информация.
Согласно пункту 7 Запроса у Общества запрашивалась следующая информация: "Плановые и отчетные калькуляции затрат на Продукцию за 2022-2023 гг., с подробной расшифровкой всех статей затрат калькуляции по формам N 2, 3, 4, 5, 6, 9, 14, 20 (2 таблицы), 22, 23, утвержденным приказом ФАС России от 26.08.2019 N 1138/19 "Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465".
В ответ на указанный пункт запроса АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" информация не представлена по ряду форм, в т.ч. представлены ошибочно заполненные формы.
Так, в форме N 4 "Расшифровка затрат на приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов на Диск БЮКР.711111.041" в столбце "Отчётный период/период, предшествующий планируемому (год )/затраты (руб.)/план" не указан год и представлено значение, не соответствующую значению столбца "План/2022" строчки "1. Материальные затраты - всего" таблицы N 1 "Калькуляция затрат Диск БЮКР.711111.041".
В форме N 9 "Расшифровка затрат на основную заработную плату на Диск БЮКР.711111.041" значения столбца "отчетный период/период, предшествующий планируемому (год 2021)/основная заработная плата (руб.)/трудоемкость и основная заработная плата, учтенные при расчете цены" не соответствуют значению столбца "план 2021 год" строчки "2.1 Основная заработная плата" таблицы N 1 "Калькуляция затрат Диск БЮКР.711111.041".
Также, АО "НПП "Исток" им. А.И. Шокина" были представлены дополнительные сведения в нарушение сроков мотивированного требования:
1. По пункту 4 Запроса представлены копии подтверждающих документов - 20.03.2023;
2. По пункту 4 Запроса представлены подробное объяснение причин произошедшего увеличения цены - 28.03.2023;
3. По пунктам 5,7 Запроса представлены корректные данные форм N 4, N 9 - в качестве дополнительной информации, представленной АО "НПП "Исток" им. А.И. Шокина" при рассмотрении протокола от 06.04.2023 N 29/04/19.7.2-107/2023.
Таким образом, в ответе АО "НПП "Исток" им. А.И. Шокина" от 06.03.2023 N 06/212 (вх. ФАС России от 09.03.2023 N 34234/23) в установленный срок не представлены данные или представлены ошибочные сведения по пунктам 4, 5, 7 Запроса. Ходатайство о продлении сроков представления информации от АО "НПП "Исток" им. А.И. Шокина" не поступало.
Следовательно, доводы Заявителя о полном предоставлении испрашиваемой информации опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, указанное образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела было вынесено Постановление по делу об административном правонарушении от 15.05.2023 N 29/04/19.7.2-107/2023, которым АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 101 000 руб.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет, следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению; обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (пункт 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Поскольку у АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, однако АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению, то вина АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" считается установленной.
Следовательно, Антимонопольным органом правомерно установлено, что в действиях АО "НПП "Исток" имени А. И. Шокина" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ, поэтому Заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности.
Административный штраф назначен Антимонопольным органом в пределах санкции части 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не имеется.
Исходя из изложенного, поскольку наличие состава административного правонарушения в действиях Заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности Административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Относительно оспариваемого представления суд первой инстанции правильно указал, что по смыслу действующего законодательства представление органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В представлении должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Изучив материалы дела, суд пришел к правильному выводу, что указанные требования к оформлению и содержанию оспариваемого представления соблюдены, порядок его вынесения не нарушен.
Действия ФАС России по вынесению представления основаны на действующем законодательстве и направлены на устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое представление выдано в соответствии действующим законодательством РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые Заявителем постановление постановления ФАС России по делу об административном правонарушении от 15.05.2023 N 29/04/19.7.2-107/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ и представление ФАС России об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 16.05.2023 N 29/37782/23 по делу N 29/04/19.7.2-107/2023 являются законными и обоснованными.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2023 по делу N А40-117636/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-117636/2023
Истец: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ИСТОК" ИМЕНИ А. И. ШОКИНА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА