г. Москва |
|
10 ноября 2023 г. |
Дело N А40-39731/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Проценко А.И.,
судей: Лялиной Т.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Мингазова Ильшата Мухаматливовича на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2023 по делу N А40-39731/23 по иску ООО "Нигранс" (ИНН 7715368726, ОГРН 1037715007978) к ИП Мингазову Ильшату Мухаматливовичу (ОГРНИП: 318715400036985) о взыскании задолженности по договору,
при участии в судебном заседании:
от истца: Ватансевер О.А. по доверенности от 22.12.2022;
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Нигранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ИП Мингазову Ильшату Мухаматливовичу о взыскании задолженности в сумме 250 720 руб. по договору от 14.09.2021 N ИК 1426.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, при принятии решения по делу, судом нарушены нормы материального и процессуального права.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Ответчик, уведомленный судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явился, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 11 августа 2023 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между ООО "Нигранс" и ИП Мингазовым Ильшатом Мухаматливовичем, 14.09.2021 был заключен договор ИК 1426, на проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
Согласно п.1.1. договора ООО "Нигранс" провел работы по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией заказчика ИП Мингазов И.М.
Согласно п. 1.2 договора "инспекционный контроль проводится в соответствии с требованиями и положениями нормативных документов уполномоченных органов Таможенного Союза, Федерального закона о "Техническом регулировании", соответствующих национальных технических регламентов, национальных стандартов и прочих регламентирующих документов, системы подтверждения соответствия (в том числе системы подтверждения соответствия Таможенного союза), в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме инспекционных проверок, проводимых ежегодно.
Далее в договоре сторонами были согласованы сроки проведения проверок: первая проверка начало 11.06.2022.
Согласно п. 1.3. договора "Руководствуясь ГОСТ 58984-2020, на момент наступления срока инспекционного контроля будет принято решение об объеме и содержании инспекционной проверке".
Согласно положениям п. 4 ГОСТ 58984-2020 4.1 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией является элементом схемы сертификации (при наличии).
4.2 Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и применяется ли должным образом маркировка продукции знаком обращения на рынке или знаком соответствия. Необходимость инспекционного контроля за сертифицированной продукцией должна быть известна заявителю до начала проведения работ по сертификации.
4.3 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия.
4.4 Основанием для проведения инспекционного контроля является договор на сертификацию (дополнительное соглашение к нему), заключенный заявителем с органом по сертификации, или отдельный договор между этими сторонами о проведении инспекционного контроля.
4.5 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме систематического анализа информации о сертифицированной продукции, в том числе сообщений заявителя об изменениях, вносимых в продукцию или в производственные процессы, и в форме инспекционных проверок (плановых или внеплановых), включающих в себя процедуры, предусмотренные схемой сертификации.
4.6 Результаты инспекционного контроля служат основанием для принятия решения органом по сертификации о подтверждении, приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия.
В соответствии с порядком, предусмотренным п.п. 5.2. п. 5 ГОСТ 5.2 периодичность плановых инспекционных проверок устанавливается в технических регламентах или системах сертификации.
В случае неустановления в технических регламентах или в соответствующей системе сертификации предельной частоты инспекционных проверок периодичность инспекционных проверок определяет орган по сертификации, но не реже одного раза в год.
В соответствии с положениями договора, требованиями стандартов и нормативных правовых актов, орган по сертификации провел работы по инспекционному контролю по сертификату соответствия N EAЭC RU CRU.ЛТ45.00624/21: определил объем и количество образцов обуви необходимых для проведения инспекционного контроля, получил указанные образцы для проведения инспекционного контроля в требуемом объеме от ИП Мингазов И.М., направил типовые образцы продукции на испытания в аккредитованную испытательную лабораторию, получил протоколы испытаний, оформил акт инспекционного контроля.
Предварительно орган по сертификации ООО "Нигранс" высылал соответствующие письма ИП Мингазов И.М., напоминал о необходимости проведения работ по инспекционному контролю и получил от ИП Мингазов И.М. согласие на проведение таких работ.
Никаких отказов от проведения работ в ООО "Нигранс" от ИП Мингазов И.М. не поступало, договор ИК 1426 от 14.09.2021 действующий.
Стоимость проведения работ по инспекционному контролю составила 250 720 руб., в том числе работа по проведению испытаний.
Работы по инспекционному контролю ИП Мингазов И.М, оплачены не были.
В ответ на досудебную претензию ИП Мингазов И.М. ответил, что договор на проведение испытаний с заказчиком не заключался, объем и условия испытаний с ним не согласовывались, акт инспекционного контроля, указанный в счете на оплату ему предоставлен не был.
Указанные доводы ИП Мингазов И.М. являются отговорками для не оплаты счета.
На основании п. 1.5.3. заказчик - ИП Мингазов И.М. обязан оплачивать исполнителю стоимость произведенных работ по инспекционному контролю, испытаниям образцов продукции.
Объем испытаний с ним обговаривался, по этому объему он предоставил образцы им же производимой продукции на испытания, условия испытаний с ним никто согласовывать не должен, условия испытаний прописаны в ГОСТ и имеют четкие требования и не как не могут зависеть от желания ИП Мингазов И.М., все необходимые документы ему были направлены.
В переписке по мессенджеру, представитель производителя сообщила, что такая стоимость для них дорогая, назвала ООО "Нигранс" крохоборами, просила скидку 30%.
Так как у органа по сертификации действует схема расчета работ, утвержденная внутренними положениями и политика беспристрастности, то ООО "Нигранс" не может ставить кого то из изготовителей в более выгодные или невыгодные условия работы.
Схема расчета стоимость работ указана на официальном сайте организации и для всех заявителей она равная.
Сумма требований истца включает стоимость следующих работ:
1. 20 000 руб. - проведение инспекционного контроля по договору N ИК 1426 от 14.09.2021. Акт инспекционного контроля - 58-21-ИК1. Указанные работы по проведению инспекционного контроля в нарушение требований ГОСТ Р 58984-2020 "Оценка соответствия. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕДУРАХ СЕРТИФИКАЦИИ" не проводились (заявка на проведение инспекционного контроля заказчиком не подавалась, программа инспекционного контроля не была разработана, утверждена и доведена до сведения ИП Мингазова И.М., исполнителем не был произведен отбор образцов, организация доставки образцов к месту испытаний, объем и условия испытаний с ИП Мингазовым И.М. не согласовывались, анализ состояния производства не производился, акт инспекционного контроля, указанный в счете на оплату (58-21-ИК1) не был представлен для ознакомления заказчику).
2. 230 720 руб. - проведение инспекционного контроля по договору N ИК 1426 от 14.09.2021 испытания. В нарушение условий п. 2.2. договора от 14.09.2021 N ИК1426 Договор на проведение испытаний заказчиком не заключался.
В соответствии с п. 6.1. ГОСТ, инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в общем случае состоит из следующих этапов: сбор и анализ информации о сертифицированной продукции; разработка и утверждение программы инспекционного контроля; проведение инспекционного контроля; оформление результатов инспекционного контроля; принятие решения по результатам инспекционного контроля.
В п. 6.3.1. ГОСТ определено, что 6.3.1 программу инспекционного контроля разрабатывает орган по сертификации.
Программа в зависимости от схемы сертификации должна содержать (кроме общих сведений о предприятии, сертифицированной продукции, сроках проведения проверки) задания по проверке, включая: проведение идентификации продукции; проведение испытаний продукции; анализ состояния производства или контроль за системой менеджмента; проверку применения знака обращения на рынке или знака соответствия; проверку жалоб приобретателей (потребителей) на продукцию; оформление результатов проверки.
В соответствии с п. 6.3.7 ГОСТ программу планового инспекционного контроля, утвержденную руководителем органа по сертификации, доводят до сведения заявителя и других участников проверки.
Однако в нарушение порядка проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, ООО "НИГРАНС" не была разработана, утверждена и доведена до сведения ИП Мингазова И.М. программа инспекционного контроля.
В соответствии с п. 6.5.1. ГОСТ, отбор образцов (проб) осуществляют по методике, используемой при сертификации, или по ГОСТ Р 58972. Отбор образцов (проб) в целях инспекционного контроля за сертифицированной продукцией осуществляют лица, которые в соответствии с ГОСТ Р 58972 уполномочены проводить отбор образцов (проб) в целях сертификации продукции. Отбор образцов (проб) оформляют актом отбора образцов (проб). Отобранные и опломбированные образцы направляют в испытательную лабораторию. Организацию доставки образцов к месту испытаний, объем и условия испытаний согласовывают с испытательной лабораторией и заявителем. ООО "НИГРАНС" не был произведен отбор образцов, акт отбора образцов (проб) не составлялся. Организация доставки образцов к месту испытаний, объем и условия испытаний с ИП Мингазов И.М. не согласовывались.
В соответствии с п. 6.6. ГОСТ Проверку производства при инспекционном контроле осуществляют в форме анализа состояния производства. По результатам проверки состояния производства оформляется акт. ООО "НИГРАНС" не производился анализ состояния производства ИП Мингазова И.М., сотрудник ООО "НИГРАНС" на производство не выезжал, акт анализа состояния производства не составлялся.
В соответствии с п. 1.5.3. договора, заказчик обязуется оплачивать исполнителю стоимость произведенных работ по инспекционному контролю, испытания образцов продукции, командировочные и другие расходы в соответствии с разделом 2 договора.
В п. 2.2. договора предусмотрено, что стоимость работ по инспекционному контролю не включает стоимость контрольных испытаний.
В п. 2.3. договора указано, что испытания образцов продукции оплачиваются заказчиком по отдельным договорам.
Однако, договоры на проведение испытаний образцов ИП Мингазовым И.М. не заключались.
Счет N 370 от 02.09.2022 заказчиком оплачен не был.
В п. 3.2. договора предусмотрено, что отказ от оплаты инспекционного контроля приравнивается к отказу от проведения инспекционного контроля.
Т.е. ИП Мингазов И.М. своими действиями подтвердил отказ от проведения инспекционного контроля.
Кроме того, 16.12.2022 ООО "НИГРАНС" было принято решение N 58-21 о прекращении действия сертификата соответствия ЕАЭС RU C-RU.ЛТ45.В.00624/21 в соответствии с п. п. "б" п. 5 Правил приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными утв. 19.06.2021 N 936 - отказ заявителя от проведения инспекционного контроля.
Данный документ подтверждает, что ответчик отказался от проведения инспекционного контроля, сертификат соответствия свое действие прекратил.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об доказанности и обоснованности заявленных требований, а потому удовлетворил их в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Орган по сертификации является гарантом, на который государством возложена обязанность по контролю за качеством выпускаемой изготовителями продукции.
В перечень работ, которые проводит орган по сертификации: входит сам процесс сертификации продукции, процедуры планового и внепланового инспекционного контроля.
В соответствии с требованиями Закона и ГОСТ орган по сертификации обязан не реже, чем один раз в год проводить плановый инспекционный контроль за серийно сертифицированной продукцией.
положение п. 4 ГОСТ 58984-2020
4.1 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией является элементом схемы сертификации (при наличии).
4.2 Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и применяется ли должным образом маркировка продукции знаком обращения на рынке или знаком соответствия. Необходимость инспекционного контроля за сертифицированной продукцией должна быть известна заявителю до начала проведения работ по сертификации.
4.3 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия.
4.4 Основанием для проведения инспекционного контроля является договор на сертификацию (дополнительное соглашение к нему), заключенный заявителем с органом по сертификации, или отдельный договор между этими сторонами о проведении инспекционного контроля.
4.5 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме систематического анализа информации о сертифицированной продукции, в том числе сообщений заявителя об изменениях, вносимых в продукцию или в производственные процессы, и в форме инспекционных проверок (плановых или внеплановых), включающих в себя процедуры, предусмотренные схемой сертификации.
4.6 Результаты инспекционного контроля служат основанием для принятия решения органом по сертификации о подтверждении, приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия.
В соответствии с порядком, предусмотренным п.п. 5.2. п. 5 ГОСТ
5.2 Периодичность плановых инспекционных проверок устанавливается в технических регламентах или системах сертификации. В случае неустановления в технических регламентах или в соответствующей системе сертификации предельной частоты инспекционных проверок периодичность инспекционных проверок определяет орган по сертификации, по не реже одного раза в год.
То есть и в силу Закона и в силу договора - орган по сертификации.
Выдавший серийный сертификат соответствия, должен был провести работы по инспекционному контролю за продукцией, на которую выдан сертификат ИП Мингазову И.М., и ИП Мингазов И.М., так же в силу Закона и договора был обязан предоставить необходимые документы и образцы продукции для проведения инспекционного контроля и в силу и Закона и договора пройти эту процедуру. Оплатить работы по инспекционному контролю.
Дата выдачи сертификата соответствия 14.09.2021 - соответственно работы по инспекционному контролю должны были пройти не позднее 14.09.2021. В течение одного месяца все документы должны быть оформлены экспертом и внесены в систему электронного документооборота ФГИС Росаккредитации.
Проводя работы по инспекционному контролю, орган по сертификации выполняет, функции, возложенные на него законодательством:
Статья 26. ФЗ "О техническом регулировании" организация обязательной сертификации
1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
2. Орган по сертификации:
- привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
- несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность, полноту и объективность оценки документов, принятых в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технического регламента и послуживших основанием для принятия решения о подтверждении соответствия;
- осуществляет инспекционный контроль, если инспекционный контроль предусмотрен соответствующими техническим регламентом, схемой обязательной сертификации и (или) договором о проведении инспекционного контроля, в случае поступления от органов государственного контроля (надзора) информации о претензиях к безопасности продукции либо в случае, если поступившая информация ставит под сомнение результаты ранее принятого решения по сертификации продукции;
- ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
- информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее; выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом заявителя, федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора);
- обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
- определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем;
- в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами; осуществляет отбор образцов для целей сертификации и представляет их для проведения исследований (испытаний) и измерений в аккредитованные испытательные лаборатории (центры) или, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, поручает осуществить такой отбор аккредитованным испытательным лабораториям (центрам);
- подготавливает заключение, на основании которого заявитель вправе принять декларацию о соответствии по результатам проведенных исследований (испытаний), измерений типовых образцов выпускаемой в обращение продукции и технической документации на данную продукцию;
- осуществляет оценку заявителя на соответствие положениям технического регламента, определяющим круг заявителей для конкретного объекта подтверждения соответствия;
- рассматривает информацию органа государственного контроля (надзора) о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия, принимает решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия либо об отсутствии такой необходимости и направляет в орган государственного контроля (надзора) в течение десяти рабочих дней мотивированный ответ с результатами рассмотрения указанной информации;
- исполняет предписание органа государственного контроля (надзора) либо национального органа по аккредитации о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия, принимает решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия;
- в течение трех рабочих дней со дня заключения с заявителем договора о передаче сертификата соответствия в случае, установленном пунктом 2.2 статьи 25 настоящего Федерального закона, представляет соответствующие сведения в национальный орган по аккредитации с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации;
- обладает иными правами и обязанностями в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Между ООО "Нигранс" и ИП Мингазовым Ильшатом Мухаматливовичем, 14 сентября 2021 года был заключен договор ИК 1426, на проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
Согласно п. 1.1. указанного договора ООО "Нигранс" провел работы по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией заказчика ИП Мингазов И.М.
Согласно п. 1.2. заключенного между сторонами договора "инспекционный контроль проводится в соответствии с требованиями и положениями нормативных документов уполномоченных органов Таможенного Союза, Федерального закона о "Техническом регулировании", соответствующих национальных технических регламентов, национальных стандартов и прочих регламентирующих документов, системы подтверждения соответствия (в том числе системы подтверждения соответствия Таможенного союза), в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме инспекционных проверок, проводимых ежегодно.
Далее в договоре сторонами были согласованы сроки проведения проверок: первая проверка начало 11.06.2022.
Согласно п. 1.3. договора "Руководствуясь ГОСТ 58984-2020, на момент наступления срока инспекционного контроля будет принято решение об объеме и содержании инспекционной проверке".
В соответствии с положениями договора, требованиями стандартов и нормативных правовых актов, орган по сертификации провел работы по инспекционному контролю по сертификату соответствия определил объем и количество образцов обуви необходимых для проведения инспекционного контроля, получил указанные образцы для проведения инспекционного контроля в требуемом объеме от ИП Мингазов И.М., направил типовые образцы продукции на испытания в аккредитованную испытательную лабораторию, получил протоколы испытаний, оформил акт инспекционного контроля.
Предварительно орган по сертификации ООО "Нигранс" высылал соответствующие письма ИП Мингазов И.М., напоминал о необходимости проведения работ по инспекционному контролю (переписка прилагается) и получил от ИП Мингазов И.М. согласие на проведение таких работ. Никаких отказов от проведения работ в ООО "Нигранс" от ИП Мингазов И.М. не поступало, договор ИК 1426 от 14 сентября 2021 года действующий.
По итогу стоимость проведения работ по инспекционному контролю составила 250 720 руб., в том числе работа по проведению испытаний.
На основании п. 1.5.3. Заказчик - ИП Мингазов И.М. обязан оплачивать исполнителю стоимость произведенных работ по инспекционному контролю, испытаниям образцов продукции. ФЗ " О техническом регулировании" определено, что стоимость работ по сертификации определяет орган по сертификации.
Работы по инспекционному контролю ИП Мингазовым И.М, оплачены не были. В результате неоплаты фактически проведенных работ по инспекционному контролю ИП Мингазов - у ООО "Нигранс" возникли убытки. Так как орган по сертификации оплатил стоимость испытаний сертифицированной продукции ИП Мингазова И.М., лабораториям которые проводили испытания в рамках работ по инспекционному контролю. Эксперт органа по сертификации так же фактически провел всю работу по инспекционному контролю. Все документы были отправлены заказчику почтовым курьерским отправлением.
В ответ на досудебную претензию ИП Мингазов И.М. ответил, что договор на проведение испытаний с заказчиком не заключался, объем и условия испытаний с ним не согласовывались, акт инспекционного контроля, указанный в счете на оплату ему предоставлен не был.
Указание заявителя жалобы на якобы допущенные органом по сертификации нарушения, допущенные при отборе образцов, по мнению судебной коллегии являются надуманными и не подтверждаются какими либо доказательствами по делу.
Отбор образцов был произведен по всем правилам. Каких-либо жалоб от ответчика на нарушение органом процедуры образцов не поступало. Образцы были отобраны, опечатаны и высланы в адрес органа по сертификации с сопроводительным письмом.
На основании п. 1.5.3. заказчик - ИП Мингазов И.М. обязан оплачивать исполнителю стоимость произведенных работ по инспекционному контролю, испытаниям образцов продукции.
Объем испытаний с ним обговаривался, по этому объему он предоставил образцы им же производимой продукции на испытания, условия испытаний прописаны в ГОСТ и имеют четкие требования, все необходимые документы были направлены ИП Мингазову И.М..
Схема расчета стоимость работ указана на официальном сайте организации и для всех заявителей она равная и зависит от стоимости протоколов испытаний лабораторий.
Свою позицию ответчик стоит на указаниях, что работы по проведению инспекционного контроля проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58984-2020 "Оценка соответствия" Порядок проведения, инспекционного контроля".
Данное утверждение, не полно отражает требования, в соответствии с которым проводятся работы по проведению инспекционного контроля, в результате чего ответчиком сделан не правильный и неправомерный вывод, о том, что "предусмотренные ГОСТ мероприятия истцом не проводились".
Работы по проведению инспекционного контроля в первую очередь основаны на конкретном договоре, который заключен между сторонами. Это договор N ИК 1426 от 14.09.2021 года на проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.
Согласно нормам Гражданского права, в соответствии с п. 1.ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно п. 2. ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Следовательно, при заключении договора на проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией N 1426 ИК от 14.09.2021, у сторон этого договора возникли обязательства, у ИП Мингазов И.М. - проходить и оплачивать работы по инспекционному контролю у ООО "Нигранс", проводить работы по инспекционному контролю, подтверждать или не подтверждать соответствие продукции, выпускаемой ИП Мингазов И.М., требованиям технического регламента Таможенного союза 007/2011 и получать оплату за работы по проведению инспекционного контроля.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Согласно п. 1.2. заключенного между сторонами договора "инспекционный контроль проводится в соответствии с требованиями и положениями нормативных документов уполномоченных органов Таможенного Союза, Федерального закона о "Техническом регулировании", соответствующих национальных технических регламентов, национальных стандартов и прочих регламентирующих документов, системы подтверждения соответствия (в том числе системы подтверждения соответствия Таможенного союза), в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме инспекционных проверок, проводимых ежегодно.
Договор ИП Мингазовым И.М. не расторгался и на момент наступления срока проведения инспекционного контроля (и на настоящее время) действующий.
Поэтому, проводя работы по инспекционному контролю, орган по сертификации исполнял свои прямые обязательства, которые возникли из договора N 1426 ИК от 14.09.2021 и не мог их не исполнять в силу договора и закона.
Так же в силу Закона стороны договора, так же обязаны выполнять свои обязательства при проведении периодической опенки за сертифицируемой продукцией (инспекционном контроле).
Это регламентируется Решением Совета Европейской Экономической комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия". Которое определяет, что:
Орган по сертификации продукции проводит периодическую оценку сертифицированной продукции в течение срока действия сертификата соответствия продукции 1 раз в год, если иное не установлено техническим регламентом, посредством идентификации, исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) и (или) посредством анализа состояния производства в соответствии с разделом XIX настоящего документа.
Термин периодическая оценка сертифицированной продукции и инспекционный контроль равноценны.
В п. 10, 7 абз. сверху гл. II "Понятия": Решения Совета Европейской Экономической Комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия",
- периодическая оценка сертифицированной продукции - систематическая оценка соответствия (инспекционный контроль), осуществляемая аккредитованным органом по сертификации продукции в целях установления соответствия сертифицированной продукции требованиям технического регламента, подтвержденным при сертификации этой продукции;
Поэтому, в силу Закона и договора у сторон при получении сертификата соответствия и заключения договора на инспекционный контроль возникли обязательства. У ИП Мингазова И.М. возникли обязательства - проходить и оплачивать работы по инспекционному контролю у ООО "Нигранс", проводить работы по инспекционному контролю, подтверждать или не подтверждать соответствие продукции, выпускаемой ИП Мингазов И.М.
Но договор и определенные, Решением Совета Европейской Экономической Комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия" это правила и нормы, являются действующими и определяющими в данных правоотношениях.
Далее согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании"
XIV. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией
XIV. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляется в целях установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать установленным требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и применяется ли должным образом маркировка продукции знаком обращения на рынке.
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляется в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 58984-2020 "Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации", если иное не установлено документами по стандартизации, предусмотренными приложением к настоящим Правилам.
То есть, данная статья Федерального закона о Техническом регулировании не дает альтернативного варианта, так как и положения Гражданского кодекса и положения Решения Совета Европейской Экономической Комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия" - нужно или не нужно было проходить ИП Мингазов инспекционный контроль и выполнять все, предусмотренные Законом и Гостом правила. А определяет, что такие работы должны проводиться и со ссылкой на Гост.
Но, поскольку Гост является нижестоящим документов по отношению к Решению Совета Европейской Экономической Комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия" - орган по сертификации пользуется положениями Гост в той части, в которой они не противоречат 44 Решению ЕЭК.
Согласно Об утверждении Правил обязательного подтверждения соответствия продукции, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании"
Правила обязательного подтверждения соответствия продукции, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании"
Главе IV. ГОСТ Р 58984-2020, определены функции участников работ при подтверждении соответствия
IV. Функции участников работ при подтверждении соответствия
Органы по сертификации:
- определяют стоимость работ по подтверждению соответствия и выполняют работы по подтверждению соответствия на основании договора с заявителем на проведение сертификации;
- обеспечивают предоставление заявителям на проведение сертификации информации о порядке проведения обязательной сертификации;
- привлекают на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
- осуществляют идентификацию и отбор образцов (проб) для целей обязательного подтверждения соответствия продукции и представляют их для проведения исследований (испытаний) и измерений в аккредитованные испытательные лаборатории или поручают осуществить такой отбор аккредитованным испытательным лабораториям (центрам);
Далее в своем отзыве ответчик указывает. Что согласно ГОСТ Р 58984-2020
6.3 Программа инспекционного контроля
6.3.1 Программу инспекционного контроля разрабатывает орган по сертификации. Программа в зависимости от схемы сертификации должна содержать (кроме общих сведений о предприятии, сертифицированной продукции, сроках проведения проверки) задания по проверке, включая:
- проведение идентификации продукции;
- проведение испытании продукции;
- анализ состояния производства или контроль за системой менеджмента;
- проверку применения знака обращения на рынке или знака соответствия;
- проверку жалоб приобретателей (потребителей) на продукцию;
- оформление результатов проверки.
Однако ответчик упускает из виду, положения вышестоящего Решения Совета Европейской Экономической Комиссии от 18.04.2018 N 44 "О типовых схемах оценки соответствия", согласно которому: Пункт 16 абзац 15 сверху:
Орган по сертификации продукции проводит периодическую оценку сертифицированной продукции в течение срока действия сертификата соответствия продукции 1 раз в год, если иное не установлено техническим регламентом, посредством идентификации, исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) и (или) посредством анализа состояния производства в соответствии с разделом XIX настоящего документа.
То есть у органа по сертификации в силу Закона нет обязанности проводить в рамках работ по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией и испытания типовых образцов продукции и анализ стояния производства. Орган по сертификации имеет право проводить работы по периодической оценке продукции (то есть инспекционному контролю) посредством идентификации, исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) и (или) посредством анализа.
В данном случае анализ состояния производства не входил в программу проведения работ по инспекционному контролю. И у органа по сертификации не было обязанности проводить и анализ состояния производства. Поэтому, утверждение ответчика, что орган по сертификации нарушил процедуру проведения инспекционного контроля, не проведя одновременно с испытаниями образов анализ состояния производства, при проведении инспекционного контроля - не основано на Законе. Кстати, по ранее выданным аналогичным сертификатам, ответчик так же проходил процедуру инспекционного контроля, на основании испытаний типовых образцов и это его устраивало и не вызывало возражений.
Орган по сертификации провел идентификацию отобранных образцов. О чем свидетельствует решение органа по сертификации и акт идентификации.
При процедуре инспекционного контроля решающее значение имеет идентификация, предоставленных образцов. При проведении инспекционного контроля орган по сертификации должен испытать типовые образцы, которые своими характеристиками покрывают весь перечень продукции ответчика, на который выдан сертификат соответствия.
Программа инспекционного контроля была доведена до ИП Мингазова И.М., о чем свидетельствует многостраничная переписка эксперта и представителя ИП Мингазова И.М.
Далее ответчик указывает, что согласно п. 1.5.1. заказчик обязуется оплачивать Исполнителю стоимость произведенных работ по инспекционному контролю, испытания продукции, командировочные и другие расходы в соответствии с разделом 2. договора п. 2.2 предусмотрено, стоимость работ по инспекционному контролю не включает стоимость контрольных испытаний. В п. 2.3. договора указано, что испытания образцов продукции оплачиваются по отдельным договорам.
Далее ответчик указывает, что "договоры на проведение испытаний образцов ИП Мингазовым И.М. не заключались".
Договор в силу закона с лабораторией заключает орган по сертификации, а не ответчик. В этом пункте не указано, что лаборатория должна заключить договор с ответчиком.
Не оплачивая счет за работы ООО "Нигранс" - ответчик создает для истца убытки, так как в данные правоотношения включено третье лицо, которое в силу Закона, привлекает к работам по проведению инспекционного контроля орган по сертификации. Это убытки, которые истец понес за оплату услуг лаборатории по испытаниям образцов ответчика.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2023 по делу N А40-39731/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Т.А. Лялина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39731/2023
Истец: ООО "НИГРАНС"
Ответчик: Мингазов И. М.