город Омск |
|
13 ноября 2023 г. |
Дело N А46-1789/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.
судей Бацман Н.В., Воронова Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Летучевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10485/2023) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение от 24.08.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1789/2023 (судья Иванова И.А.), принятое по иску акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) о расторжении соглашений об установлении сервитута земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "ОмскВодоканал" - представителя Пироговой Е.И. (паспорт, диплом, по доверенности от 26.12.2022 N 467 сроком действия по 31.12.2024),
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представителя Морозовой Ю.А. (удостоверение, диплом, по доверенности от 11.10.2023 N Ис-ДИО/14188 сроком действия один год),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее по тексту - АО "ОмскВодоканал", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент, ответчик) о расторжении соглашений об установлении сервитута земельного участка (его части) государственная собственность на который не разграничена от 12.03.2019 N С-413-ГС, от 10.12.2018 N С-359-ГС.
Решением от 24.08.2023 Арбитражный суд Омской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указаны следующие доводы: сервитут не может быть прекращен, так как на спорных земельных участках расположены линейные объекты, находящиеся на обслуживании истца;
АО "ОмскВодоканал" при подаче заявления о заключении сервитута в целевом использовании не указал о необходимости строительства и реконструкции сетей линейных объектов на определенной глубине под поверхностным почвенным слоем; при осмотре земельных участков установлено, что на поверхности земельных участков установлены смотровые колодцы подземных коммуникаций, что подтверждает расположение сетей на поверхностном слое почвы земли.
АО "ОмскВодоканал" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель АО "ОмскВодоканал" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В обоснование исковых требований истец указал, что в инвестиционную программу ОАО "ОмскВодоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения в городе Омске на период до 2015 года, утвержденную Решением Омского городского совета от 13.02.2008 N 102, включено строительство внеплощадочных сетей водопровода к административно-бытовому комплексу, расположенному по адресу: 644073, Омская область, город Омск, улица 2-я Солнечная, дом N 35, корпус 1.
В инвестиционную программу АО "ОмскВодоканал" в сфере холодного водоснабжения на 2016 - 2019 годы, утвержденную приказом РЭК Омской области от 30.11.2015 N 477/71, включена реконструкция сетей напорной канализации, диаметром 250 мм, на участке от Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства до КНС-31 по улице Малиновского, инв. N 3113320 к-р от НС Сибниисхоза до ч.о. 118,90 пр252.
В целях выполнения инвестиционных программ в вышеуказанной части АО "ОмскВодоканал" необходимо было произвести ряд мероприятий.
Так, для осуществления работ по строительству и реконструкции сетей АО "ОмскВодоканал" было вынуждено оформить сервитуты на земельные участки, на которых будут производиться соответствующие работы.
Муниципальное образование г. Омск является собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:7107, площадью 6634 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - здание. Участок находится примерно в 1100 метрах от ориентира по направлению на югозапад. Почтовый адрес ориентира - Омская область, г. Омск, Кировский административный округ, ул. 2-я Солнечная, д. 44, а также собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:070104:15873, площадью 3455 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 20 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, ул. Малиновского, д. 18, корп. 3.
Согласно решению Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" Департамент является структурным подразделением Администрации города Омска, основной целью деятельности которого является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск.
В целях размещения (строительства) линейного объекта - внеплощадочных сетей водопровода к административно - бытовому комплексу, расположенному по адресу: Омская область, город Омск, улица 2-я Солнечная, дом N 35, корпус 1, между АО "ОмскВодоканал" и Департаментом 12.03.2019 заключено соглашение об установлении сервитута земельного участка (его части), государственная собственность на который не разграничена, N С-413-ГС. Указанным соглашением сервитут установлен сроком на 5 лет.
В целях реконструкции сетей напорной канализации, диаметром 250 мм, на участке от Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства до КНС-31 по улице Малиновского, инв. N 3113320 к-р от НС Сибниисхоза до ч.о. 118,90 пр252, между АО "ОмскВодоканал" и Департаментом 10.12.2018 (зарегистрировано 16.01.2019) заключено соглашение об установлении сервитута земельного участка (его части), государственная собственность на который не разграничена, N С-359-ГС. Указанным соглашением сервитут установлен сроком на 5 лет.
Для строительства и реконструкции вышеуказанных сетей АО "ОмскВодоканал" заключило договоры строительного подряда: N 1754 от 15.11.2018 с ООО "СК "УниверсалСтрой", N 1033 от 25.06.2018 с ООО "Сибстройгаз" (далее - Договоры строительного подряда).
Общество указало, что в настоящее время сети водопровода к административно - бытовому комплексу, расположенному по адресу: 644073, Омская область, город Омск, улица 2-я Солнечная, дом N 35, корпус 1, построены и приняты на обслуживание АО "ОмскВодоканал", что подтверждается актами о приемке выполненных работ по Договору строительного подряда от 27.11.2018, от 07.02.2019, актом о приеме - передаче сооружения от 28.06.2019, заключением АО "ОмскВодоканал" от 28.06.2019, приказом от 28.06.2019 N Пр.ОмВК-28062019-08 "О приеме имущества на обслуживание", выпиской из ЕГРН на указанные сети (право собственности зарегистрировано 01.11.2019 за N 55:36:130101:7345-55/092/2019-1).
Реконструкция сетей напорной канализации диаметром 250 мм на участке от Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства до КНС-31 по улице Малиновского, инв. N 3113320 к-р от НС Сибниисхоза до ч.о. 118,90 пр252, также завершена, указанные сети приняты на обслуживание АО "ОмскВодоканал", что подтверждается актами о приемке выполненных работ по договору строительного подряда от 04.06.2019, от 08.07.2019, актом о приеме-передаче сооружения от 21.11.2022, заключением АО "ОмскВодоканал" от 21.11.2022, приказом от 21.11.2022 N Пр.ОмВК-21112022-02 "О приеме имущества на обслуживание".
Как указывает АО "ОмскВодоканал", соглашения об установлении сервитутов земельных участков заключались на конкретный срок и последующее установление сервитутов данными соглашениями не предусмотрено, и поскольку такие соглашения заключались только для осуществления работ по строительству и реконструкции сетей водопровода, а строительство и реконструкция таких сетей в настоящее время завершены.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 55:36:130101:7107 и земельный участок с кадастровым номером 55:36:070104:15873 не используются АО "ОмскВодоканал" для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов.
Истец указал, что построенные и реконструированные сети водоснабжения и водоотведения проходят на определенной глубине под поверхностным почвенным слоем и эксплуатация таких сетей не предполагает непосредственного доступа к ним, в связи с чем у АО "ОмскВодоканал" отсутствует необходимость в использовании земельных участков, в том числе и для целей эксплуатации этих объектов.
Постольку основания, по которым установлены сервитуты на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130101:7107 и на земельный участок с кадастровым номером 55:36:070104:15873 отпали, истец считает, что соглашения об установлении сервитутов должны быть расторгнуты.
В связи с указанными обстоятельствами, АО "ОмскВодоканал" направило в Департамент письма от 16.11.2022 исх. N И.ОмВК-16112022-101, от 22.11.2022 N И.ОмВК-22112022-015 с просьбой инициировать процедуру расторжения соглашений об установлении сервитутов земельных участков (их частей), государственная собственность на которые не разграничена, N С-413-ГС, N С-359-ГС.
Письмом от 12.12.2022 исх. N Исх-Дио/170002 Департамент выразил отказ от расторжения вышеуказанных соглашений об установлении сервитутов, что и явилось основанием для обращения АО "ОмскВодоканал" в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 209, 261, 274-276, 450, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 3, 6, 23, 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Перечень N 1300),учитывая, правовую позицию, изложенную в Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017 (далее - Обзор от 26.04.2017), постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - Постановление N 46), пришел к выводу о доказанности истцом обстоятельств, свидетельствующих о прекращении оснований, по которым были установлены сервитуты в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:130101:7107 и 55:36:070104:15873 на основании соглашений N С-413-ГС от 12.03.2019, N С-359-ГС от 10.12.2018, а именно - завершены мероприятий по реконструкции/строительству линейных объектов (сетей водопровода и канализации), в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку основания для сохранения сервитута в связи с необходимостью эксплуатации линейных объектов (сетей водопровода) отсутствуют.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции обоснованно учтены положения статей 274 - 276 ГК РФ применительно к понятию и основаниям установления сервитута. Сервитут представляет собой ограниченное вещное право, предоставление которого обусловлено потребностью в проезде и проходе к собственному недвижимому имуществу не иначе как по территории чужого соседнего (служащего) земельного участка, обеспечение прохода и проезда через соседний земельный участок прямо отнесены законом к нуждам собственника господствующей вещи.
В силу пункта 1 статьи 48 ЗК РФ сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, при этом основания прекращения сервитута закреплены в пункте 1 статьи 276 ГК РФ, согласно которых по существу основаниями обращения с требованием о прекращении сервитута могут быть либо отпадение оснований, по которым он был установлен, либо невозможность использования собственником своего участка в соответствии с его целевым назначением.
В соответствии с разъяснениями пункта 6 Обзора от 26.04.2017, если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут.
Как верно установил суд первой инстанции, соглашение об установлении сервитута земельного участка от 12.03.2019 N С-413-ГС заключено в целях размещения (строительства) линейного объекта - внеплощадочных сетей водопровода к административно - бытовому комплексу, расположенному по адресу: 644073, Омская область, город Омск, улица 2-я Солнечная, дом N 35, корпус 1; соглашение об установлении сервитута земельного участка от 10.12.2018 N С-359-ГС заключено в целях реконструкции сетей напорной канализации, диаметром 250 мм, на участке от Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства до КНС-31 по улице Малиновского, инв. N 3113320 к-р от НС Сибниисхоза до ч.о. 118,90 пр252.
Из материалов дела следует, что в настоящее время сети водопровода к административно-бытовому комплексу, расположенному по адресу: 644073, Омская область, город Омск, улица 2-я Солнечная, дом N 35, корпус 1, построены и приняты на обслуживание АО "ОмскВодоканал".
Указанное подтверждается актами о приемке выполненных работ по договору строительного подряда от 27.11.2018, от 07.02.2019, актом о приеме-передаче сооружения от 28.06.2019, заключением АО "ОмскВодоканал" от 28.06.2019, приказом от 28.06.2019 N Пр.ОмВК-28062019-08 "О приеме имущества на обслуживание", выпиской из ЕГРН на указанные сети (право собственности АО "ОмскВодоканал" зарегистрировано 01.11.2019 за N 55:36:130101:7345-55/092/2019-1).
Реконструкция сетей напорной канализации, диаметром 250 мм, на участке от Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства до КНС-31 по улице Малиновского, инв. N 3113320 к-р от НС Сибниисхоза до ч.о. 118,90 пр252, также завершена, указанные сети приняты на обслуживание АО "ОмскВодоканал", что подтверждается актами о приемке выполненных работ по договору строительного подряда от 04.06.2019, от 08.07.2019, актом о приеме-передаче сооружения от 21.11.2022, заключением АО "ОмскВодоканал" от 21.11.2022, приказом от 21.11.2022 N Пр.ОмВК-21112022-02 "О приеме имущества на обслуживание".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что основания, по которым были установлены сервитуты в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:130101:7107 и 55:36:070104:15873, в настоящее время отсутствуют, поскольку мероприятия по реконструкции/строительству линейных объектов (сетей водопровода и канализации) завершены, соответственно, необходимость в использовании указанных земельных участков на основании спорных соглашений отсутствуют (отпали).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у истца права требования прекращения сервитута.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сервитут не может быть прекращен, поскольку на спорных земельных участках расположены линейные объекты, находящиеся на обслуживании истца, суд апелляционной инстанции отклоняет на основании следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута при капитальном или текущем ремонте линейного объекта.
Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях текущего ремонта линейного объекта может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню N 1300, на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов могут размещаться подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 1); водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 2); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 3).
В этой связи сооружения, относящиеся к линейным объектам, следует признать объектами, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2019 N 308-ЭС19-19016 по делу N А63-24464/2018.
Как верно отметил суд первой инстанции, эксплуатация построенных/реконструированных линейных объектов (сетей водопровода) не предполагает использование поверхностного (почвенного) слоя рассматриваемых земельных участков, а также непосредственного доступа к соответствующим линейным объектам.
В рассматриваемом случае сети водопровода и канализации проходят на определенной глубине, под поверхностным почвенным слоем, в связи с чем Департамент, реализующий полномочия собственника земельных участков, не лишен возможности использовать такие земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не разрешается, поскольку Департамент при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.08.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1789/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
Н.В. Бацман |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1789/2023
Истец: АО "ОМСКВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска