г. Москва |
|
13 ноября 2023 г. |
Дело N А40-105365/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой
судей: |
В.И. Попова, И.А. Чеботаревой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2023 по делу N А40-105365/23,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674, дата регистрации: 08.02.2003) к Управлению Росреестра по г. Москве (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745, дата регистрации 03.11.2009) о признании незаконным решения от 13.02.2023 N КУВД -001/2022-48404812/3, решений, изложенных в уведомлениях от 01.02.2023 NN КУВД-001/2022-48438490/5,КУВД-001/2022-48438491/5,КУВД-001/2022-48438494/5,КУВД001/2022-48438495/5,КУВД-001/2022-48438493/5,КУВД-001/2022-48438496/5,КУВД-001/2022-48438492/5,КУВД-001/2022-48404811/3,КУВД-001/2022-48404817/3,КУВД-001/2022-48404813/3,КУВД-001/2022-48404815/3,КУВД-001/2022-48404814/3,КУВД-001/2022- 48404816/3
при участии:
от заявителя: |
Кастальская Г.С. дов. от 22.11.2022 |
от заинтересованного лица: |
Власов Д.Е. дов. от 24.01.2023 |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы, далее ДГИ, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве, далее Управление, заинтересованное лицо, о признании незаконным решения от 13.02.2023 N КУВД-001/2022-48404812/3, решений, изложенных в уведомлениях от01.02.2023 г. N N КУВД-001/2022-48438490/5,КУВД-001/2022-48438491/5,КУВД-001/2022-48438494/5,КУВД-001/2022-48438495/5,КУВД-001/2022-48438493/5,КУВД-001/2022-48438496/5,КУВД-001/2022-48438492/5,КУВД-001/2022-48404811/3,КУВД-001/2022-48404817/3,КУВД-001/2022-48404813/3,КУВД-001/2022-48404815/3,КУВД-001/2022-48404814/3,КУВД-001/2022-48404816/3.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Росреестра в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент поддержал выводы суда первой инстанции, отраженные в судебном акте.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела 28.10.2022 Департаментом в Управление Росреестра по Москве были поданы заявления: N КУВД-001/2022-48404812 о государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0001003:3539, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Псковская, д. 1, стр. 1 на основании решения Бутырского районного суда города Москвы от 21.01.2022 и определения по делу N 02-0600/2022; N КУВД-001/2022-48438490 о прекращении государственной регистрации и снятии с государственного кадастрового учета в связи со сносом объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 77:02:0001003:1018; N КУВД-001/2022-48438491 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3530; N КУВД-001/2022-48438494 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3533; N КУВД-001/2022-48438495 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3534; N КУВД-001/2022-48438493 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3535; N КУВД-001/2022-48438496 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3542; N КУВД-001/2022-48438492 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3543; N КУВД-001/2022-48404811 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3544; N КУВД-001/2022-48404817 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3545; N КУВД-001/2022-48404813 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3551; N КУВД-001/2022-48404815 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3552; N КУВД-001/2022-48404814 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3553; N КУВД-001/2022-48404816 о прекращении права собственности города Москвы в отношении помещения с кадастровым номером 77:02:0001003:3554.
В качестве основания для совершения регистрационных действий в регистрирующий орган представлены акты о прекращении существования объекта недвижимости.
При проведении правовой экспертизы документов государственным регистратором были приняты решения от 13.02.2023 N КУВД-001/2022-48404812/3 и от 01.02.2023 NN КУВД-001/2022-48438490/5, КУВД-001/2022-48438491/5, КУВД-001/2022-48438494/5, КУ В Д-001/2022-48438495/5, КУВД-001/2022-48438493/5, КУВД-001/2022-48438496/5, КУВД-001/2022-48438492/5, КУВД-001/2022-48404S11/3, КУВД-001/2022-48404817/3, КУВД-001/2022-48404813/3, КУВД-001/2022-48404815/3, КУВД-001/2022-48404814/3, КУВД-001/2022-48404816/3 сообщено об отказе в совершении регистрационных действий на основании ст. 27 Закона N 218-ФЗ, в связи с отсутствием документов, подтверждающих прекращение существования объекта, что данное имущество числится как актуальное.
Не согласившись с данными решениями, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции учел следующее.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости подтверждает прекращение существования объекта недвижимости.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ акт обследования кадастрового инженера является основанием для кадастрового учета и регистрации.
Пунктом 3 Приложения N 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" установлено, что акт обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, проектная документация, подготавливаемая в соответствии с гл.6.1 ГрК РФ, не является обязательным приложением к акту обследования. При подготовке акта обследования кадастровым инженером проверяется факт, а не законность сноса здания, строения или сооружения, и могут использоваться имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости или являющиеся основанием для сноса.
Проведение правовой экспертизы документов, поступивших с заявлением о совершении регистрационных действий в ЕГРН, в силу требований ст. 29 Закона N 218-ФЗ является одним из основных этапов регистрации права и направлено на выявление препятствий для регистрации, изложенных в ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
Как установлено судом, Постановлением Правительства Москвы от 12.10.2021 N 1591-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2021-2024 годы" предусмотрено строительство объекта "Люблинко-Дмитровская линия метрополитена от станции метро "Селигерская" до станции метро "Лианозово" (далее - Объект метро).
В границах строительства Объекта метро расположено здание гаражного назначения с кадастровым номером 77:02:0001003:1018 расположенное по адресу: г.Москва, ул. Псковская, д.1, стр.1.
Департамент в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах.
В целях обеспечения строительства Объекта метро Департаментом было выпущено распоряжение от 09.06.2019 N 26349 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства "Люблинско-Дмитровская от станции метро "Селигерская" до станции метро "Лианозово".
На дату рассмотрения спора здание снесено, что подтверждается актами обследования кадастрового инженера.
Распоряжением от 23.12.2020 N 45072 подлежало изъятию нежилое помещение - гаражный бокс N105, площадью 21,5 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Псковская, д. 1, стр. 1. Ермолаева Т.А. является собственником указанного нежилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Бутырского районного суда города Москвы от 21.01.2022 и определением от 23.05.2022 по делу N 02-0600/2022 удовлетворены требования Департамента об изъятии у Ермолаевой Т.А. для государственных нужд вышеуказанного объекта недвижимости. Вступившее закону силу решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Ермолаевой Т. А. на нежилое помещение с кадастровым номером 77:02:0001003:3539.
Согласно п. 5 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Таким образом, Департаментом в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности города Москвы, соответствующие требованиям действующего законодательства.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации права собственности города Москвы в отношении вышеуказанных объектов недвижимого имущества (нежилых помещений) отсутствуют.
При этом суд отметил, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимости по общему правилу осуществляются одновременно.
На основании вышеизложенного, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.08.2023 по делу N А40-105365/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105365/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ