г. Чита |
|
24 ноября 2023 г. |
Дело N А19-41/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исламовой А.В.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Матвеевой Е.Г. (доверенность от 09.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Автомобилист" и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2023 года по делу N А19-41/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1213800010412, 664027, Иркутская обл., город Иркутск, Ленина ул., д. 1А, далее - заявитель, министерство) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области о признании недействительным и отмене решений Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, 664025, Иркутская область, Иркутск город, Российская улица, д. 17, далее - управление, Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) N 038/931/22 от 10.10.2022, N 038/1248/22 от 15.12.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Автомобилист" (ОГРН 1053808019517, 664007, Иркутская область, г Иркутск, ул. Горная, 11, далее - ООО "Автомобилист"), общество с ограниченной ответственностью "ДК Авто" (ОГРН 1073812002395, 664043, Иркутская область, Иркутск город, Рябикова бульвар, 18-А, 83, далее - ООО "ДК Авто"), общество с ограниченной ответственностью "Картур" (ОГРН 1153850010885, 664081, Иркутская область, Иркутск город, Зверева улица, дом 52, далее - ООО "Картур"), общество с ограниченной ответственностью "Полина" (ОГРН 1153850029519, 664043, Иркутская область, Иркутск город, Левый берег Каи улица, дом 66, офис 5, далее - ООО "Полина"), общество с ограниченной ответственностью "Транспорт" (ОГРН 1153850049033, 664007, Иркутская область, Иркутск город, Декабрьских Событий улица, дом 90, квартира 25, далее - ООО "Транспорт"), общество с ограниченной ответственностью "ТрансКом" (ОГРН 1053808051703, 664081, Иркутская область, Иркутск город, Зверева улица, дом 52, литер Д, офис 1,3, далее - ООО "ТрансКом"), индивидуальный предприниматель Гурьев Сергей Викторович (ОГРНИП 313385027400175, с. Баклаши, далее - ИП Гурьев С.В.), индивидуальный предприниматель Махортов Сергей Степанович (ОГРНИП 304381026700087, г. Иркутск, далее - ИП Махортов С.С.), индивидуальный предприниматель Орлюк Алексей Васильевич (ОГРНИП 304384825000058, г. Шелехов, далее - ИП Орлюк А.В.), общество с ограниченной ответственностью "СибТрансАвто" (ОГРН 1043800522116, 665825, Иркутская область, Ангарск город, Карла Маркса проспект, 13/35, 10, далее - ООО "СибТрансАвто"), общество с ограниченной ответственностью "АвтоДрайв" (ОГРН 1053848016420, 665904, Иркутская область, Слюдянский район, Слюдянка город, Ленина улица, 3, Г, 13, далее - ООО "АвтоДрайв"), общество с ограниченной ответственностью "СибФорсаж" (ОГРН 1033801014422, 664075, Иркутская область, Иркутск город, Байкальская улица, дом 246, квартира 7, далее - ООО "СибФорсаж), общество с ограниченной ответственностью "Ковчег" (ОГРН 1133850028102, 664043, Иркутская область, Иркутск город, Левый берег Каи улица, дом 66, офис 3, далее - ООО "Ковчег"), общество с ограниченной ответственностью "Интер-Сити" (ОГРН 1043801755744, 664513, Иркутская область, Иркутский район, Малое Голоустное село, Мира улица, строение 24, далее - ООО "Интер-Сити").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2023 года по делу N А19-41/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство и ООО "Автомобилист" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобах.
ООО "Автомобилист" полагает, что министерство как уполномоченный орган не вправе произвольно вносить изменения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров об изменении вида регулярных перевозок в отношении конкретного маршрута без проведения открытого конкурса и определения победителя по результатам такого конкурса и выдачи свидетельств об осуществлении регулярных перевозок. Третьи лица, заключая Соглашения об осуществлении регулярных перевозок пассажиров, знали о том, что осуществляют регулярные перевозки пассажиров по регулируемым тарифам до момента проведения открытого конкурса с 2020 года по настоящее время, в связи с чем объявление открытых конкурсов N 7/2022 от 19.08.2022, N 8/2022 от 30.08.2022, N 9/2022 от 06.09.2022 не затрагивало их законные права и интересы.
Министерство, не согласно с выводом о наличии у него обязанности вносить сведения об изменении вида регулярных перевозок с "по регулируемым тарифам" на "по нерегулируемым тарифам" в Реестр без проведения процедуры открытого конкурса с указанием в Реестре даты вступления в силу изменений вида регулярных перевозок. Министерство как уполномоченный орган не вправе произвольно вносить в Реестр сведения об изменении вида регулярных перевозок в отношении конкретного маршрута без проведения открытого конкурса и определения победителя по результатам такого конкурса.
В судебном заседании представитель министерства доводы апелляционных жалоб поддержала в полном объеме.
УФАС в отзыве с доводами апелляционной жалобы министерства не согласилось.
ООО "ДК Авто", ООО "Картур", ООО "Полина", ООО "Транспорт", ООО "ТрансКом", ИП Гурьев С.В., ИП Махортов С.С., ИП Орлюк А.В., ООО "СибТрансАвто", ООО "АвтоДрайв", ООО "СибФорсаж", ООО "Ковчег" в отзыве с доводами апелляционных жалоб не согласились.
Определением суда от 17.10.2023 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 30 минут 21 ноября 2023 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.09.2023, 21.09.2023, 18.10.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Остальные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывы на жалобы, возражения на отзыв, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступило заявление ООО "Транспорт", ООО "Транском", ООО Полина", ООО "Картур", ИП Гурьева СВ., ИП Махортова С.С., ИП Орлюк А.В., ООО "ДК Авто", ООО "СибТрансАвто", ООО "АвтоДрайв", ООО "СибФорсаж", ООО "Ковчег" на действия организатора торгов - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области при организации и проведении открытых конкурсов на право получения свидетельства на осуществление перевозок по рядку межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Иркутской области N 7/2022 от 19.08.2022, N 8/2022 от 30.08.2022, N 9/2022 от 06.09.2022.
Иркутским УФАС России проведено антимонопольное расследование, по результатам которого решением от 10.10.2022 N 038/931/22 министерство признано нарушившим часть 2, 3 статьи 18, часть 2 статьи 14, часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
На основании указанного решения министерству выдано предписание от 10.10.2022 N 038/118/22, в соответствии с которым министерству в течение 7 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания необходимо совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений, путем аннулирования торгов - открытых конкурсов на право получения свидетельства на осуществление перевозок по ряду межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области N 7/2022 от 19.08.2022 (Лот N1), N 8/2022 от 30.08.2022 (Лот N1), N 9/2022 от 06.09.2022 (Лот N1).
Полагая, что указанное решение Иркутского УФАС N 038/931/22 от 10.10.2022 не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы министерства, министерство 09.01.2023 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением. Делу присвоен N А19-41/2023.
Также в Иркутское УФАС России поступило заявление ИП Гурьева С.В. на действия организатора торгов - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства на осуществление перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Иркутской области N 11/2022 от 31.10.2022.
Иркутским УФАС России проведено антимонопольное расследование, по результатам которого решением от 15.12.2022 N 038/1248/22 министерство признано нарушившим часть 2, 3 статьи 18, часть 2 статьи 14, часть 2 статьи 17, часть 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ.
На основании указанного решения министерству выдано предписание от 15.12.2022 N 038/195/22, в соответствии с которым министерству в течение 7 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания необходимо совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений, путем аннулирования торгов - открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области N 11/2022.
Полагая, что указанное решение Иркутского УФАС N 038/1248/22 от 15.12.2022 не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы министерства, заявитель 07.03.2023 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением. Делу присвоен N А19-4716/2023.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.04.2023 дела N А19-41/2023 и N А19-4716/2023 объединены в одно производство. Делу присвоен N А19-41/2023.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
Пунктом 16 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок: регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункты 17, 18 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ).
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в силу части 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ).
На основании статьи 18 Закона N 220-ФЗ изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок (часть 1 данной статьи), при этом перевозчик уведомляется об этом не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу (часть 2 данной статьи).
Сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (часть 3 статьи 18 Закона N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В силу части 2 статьи 21 Закона N 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим межмуниципальный маршрут регулярных перевозок.
На основании части 1 статьи 22 Закона N 220-ФЗ извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном организатором открытого конкурса.
Как указано в пункте 1 статьи 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям, установленным статьей 23 Закона N 220-ФЗ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.08.2022, 30.08.2022, 06.09.2022 и 31.10.2022 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте РФ http://irkobl.ru/sites/transport/ организатором торгов - Министерством транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области было опубликовано извещение о проведении открытых конкурсов на право получения свидетельства на осуществление перевозок по ряду межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области N 7/2022, N 8/2022, N 9/2022, N11/2022, а также конкурсная документация.
30.12.2019 года Правительством Иркутской области (Постановление N 1143-пп от 30.12.2019) утверждён Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам в Иркутской области на 2020 год.
Указанным документом планирования в 2020 году предусмотрены мероприятия по изменению вида регулярных перевозок, осуществляемых по межмуниципальным маршрутам Иркутской области.
11.02.2020 года Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области принято Решение N 36/НТ/2020 об изменении вида регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам указанных перевозок. Указанным решением осуществлено изменение перевозок с вида "по регулируемым тарифам" на вид перевозок "по нерегулируемым тарифам" по 187 межмуниципальным маршрутам, в том числе по маршрутам, являющимся предметом открытых конкурсов N 7/2022, 8/2022, N 9/2022, N 11/2022.
Частью 2 статьи 18 Закона N 220-ФЗ определено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок, в отношении которых принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
В силу пункта 2 решения от 11.02.2020 N 36/НТ/2020 оно вступает в силу с 15 июля 2020 года.
Однако, как следует из оспариваемого решения, уведомление о принятии решения от 11.02.2020 N 36/НГ/2020 было направлено в адрес хозяйствующих субъектов только 12.02.2020 (письмо N 02-58-1495/20 от 12.02.2020), т. е. за 154 дня до вступления в силу данного решения.
Заявитель, возражая относительно данного вывода антимонопольного органа, указал, что указанный срок (154 дн.) рассчитан антимонопольным органом исходя из ошибочно указанной в пункте 2 решения даты вступления в силу данного решения (15.07.2020). Фактически же, согласно пояснениям заявителя, между министерством и перевозчиками, осуществлявшими регулярные перевозки по маршрутам оспариваемых конкурсов, в рамках части 9 статьи 39 Закона N 220-ФЗ заключены Соглашения, которые вступают в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 14 июля 2022 года, но не позднее даты заключения государственного контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по маршрутам, в соответствии с законодательством, либо даты начала осуществления перевозок по маршруту (маршрутам), указанным в Приложении 1 к настоящему Соглашению, хозяйствующим субъектом, определенным по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту (маршрутам) по нерегулируемым тарифам при условии принятия решения министерства об изменении вида перевозок на вид "по нерегулируемым тарифам". При этом открытые конкурсы по указанным маршрутам объявлены в период с 19.08.2022 по 31.10.2022. Таким образом, по мнению заявителя, перевозчики надлежащим образом уведомлены более чем за 882 дня до фактического вступления Решения в законную силу, датой которого представляется возможным считать дату окончания срока действия Соглашений - 14.07.2022.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что изменения в пункт 2 решения (в части даты вступления в силу решения от 11.02.2020 N 36/НТ/2020) надлежащим образом не внесены, доказательств обратного материалы дела не содержат, а факт прекращения на момент проведения открытых конкурсов срока действия соглашений не опровергает установленный антимонопольным органом факт нарушения законодательства в указанной части.
С учетом представленных министерством документов - конвертов с содержащимися в них уведомлениями суд первой инстанции согласился с доводом заявителя о том, что хозяйствующие субъекты надлежащим образом уведомлены об изменении вида регулярных перевозок, что не оспорил антимонопольный орган.
На основании части 3 статьи 18 Закона N 220-ФЗ сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.
Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2016 N 65-мпр установлен Порядок внесения сведений об изменении вида регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка на основании решения об изменении вида перевозок сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся отделом министерства в реестр маршрутов в течение пяти рабочих дней со дня изменения вида регулярных перевозок в установленном порядке.
Согласно пункту 6 Порядка реестр маршрутов в течение трех рабочих дней со дня внесения в него сведений об изменении вида регулярных перевозок размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Аналогичное требование о внесении сведений об изменении вида регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов установлено также пунктом 3 решения от 11.02.2020 N 36/НТ/2020.
Однако, как установлено комиссией Иркутского УФАС России, на основании реестра межмуниципальных маршрутов, опубликованного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте организатора торгов (http://irkobl.ru/sites/transport/), по маршрутам N 413, 414, 416, 424, 476, 431, 438, 439, 440, 533, 419, 423, 427, 428, 456, 419 вид перевозок установлен "по регулируемым тарифам".
В силу пункта 8 части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ к сведениям, которые должны быть включены в реестры маршрутов регулярных перевозок, относится вид регулярных перевозок.
На основании части 2 статьи 12 Закона N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что вид перевозок считается измененным с момента включения таких сведений в реестр межмуниципальных маршрутов.
Таким образом, комиссия Иркутского УФАС пришла к обоснованному выводу, что вид регулярных перевозок по маршрутам N 413, 414, 416, 424, 476, 431, 438, 439, 440, 533, 419, 423, 427, 428, 456, 419 не был изменен в надлежащем порядке, в связи с чем перевозки по указанным маршрутам в настоящее время являются перевозками по регулируемым тарифам.
Учитывая указанное, организатор торгов неправомерно объявил открытые конкурсы на право получения свидетельств на осуществление перевозок по данным маршрутам, поскольку, при установленных обстоятельствах, должно осуществляться либо заключение государственного контракта, либо изменение вида перевозок на "перевозки по нерегулируемым тарифам" в установленном порядке и проведение открытого конкурса.
Указанные действия организатора торгов нарушают положения частей 2, 3 статьи 18, части 2 статьи 14, части 2 статьи 17, части 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ.
Довод министерства о том, что сведения об изменении вида перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов должны вноситься министерством после проведения процедур открытого конкурса в отношении межмуниципального маршрута, судом правомерно отклонен как не основанный на приведенных нормах права.
Судом также учтено, что согласно пояснениям министерства, сведения об изменении вида перевозок на сегодняшний день внесены (при отсутствии проведенных конкурсов).
Таким образом, у министерства на момент опубликования извещений N 7/2022, N 8/2022, N 9/2022, N 11/2022 отсутствовал предмет открытого конкурса в связи с неизменением вида регулярных перевозок. Данные конкурсы не могли быть проведены министерством в порядке предусмотренном Законом N 220-ФЗ, так как в таком случае необходимо было заключение государственного контракта (поскольку в реестре указанные маршруты были указаны в качестве маршрутов, перевозки по которым, осуществляются по регулируемому тарифу).
Довод заявителя о том, что внесение изменений в реестр будет означать, что лица, осуществляющие перевозки без проведения конкурса будут вправе осуществлять перевозки по нерегулируемым тарифам, судом правомерно отклонена, так как заявитель не лишен возможности указать в реестре дату вступления таких изменений в силу.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовому подходу, изложенному в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.12.2023 по делу N А19-887/2023.
Относительно довода о необоснованном выводе антимонопольного органа по объединению нескольких маршрутов в один лот, судом первой инстанции правомерно установлено, что оспариваемыми решениями в данной части Иркутским УФАС в действиях министерства не установлено нарушений законодательства о конкуренции и в оспариваемых решениях отсутствует квалификация действий министерства как нарушение антимонопольного законодательства. В данной части в решении давалась оценка доводам заявителей в данной части, однако в данной части проверка в рамках главы 9 Закона о защите конкуренции не проводилась, решение по обстоятельствам укрупнения лотов не выносилось. Факт установления комиссией Иркутского УФАС признаков нарушения законодательства о защите конкуренции и отражение таких обстоятельств в оспариваемых решениях, в отсутствие решения о признании министерства нарушившим Закон о защите конкуренции права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Поскольку в предмет рассмотрения по настоящему спору не входит исследование вопроса поведения хозяйствующих субъектов, как добросовестного или недобросовестного; в рамках настоящего спора судом подлежит установлению законность/незаконность принятого антимонопольным органом решения, суд перой инстанции правомерно отклонил ссылку третьего лица - ООО "Автомобилист" на необходимость применения в рассматриваемом случае принципа эсстопель.
Таким образом, решения Иркутского УФАС России приняты с соблюдением действующего законодательства, не нарушают права и законные интересы заявителя. В связи с чем, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления Министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
ООО "Автомобилист" по платежному поручению от 24.08.2023 N 304 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 руб.
При подаче апелляционной жалобы на судебный акт по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 руб.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 24.08.2023 N 304 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 августа 2023 года по делу N А19-41/2023 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Автомобилист" (ОГРН 1053808019517, 664007, Иркутская область, г Иркутск, ул. Горная, 11) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 24.08.2023 N 304 государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-41/2023
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Гурьев Сергей Викторович, Махортов Сергей Степанович, Общество с ограниченной отвественностью "Интер-Сити", Общество с ограниченной отвественностью "Сибфорсаж", ООО "Автодрайв", ООО "Автомобилист", ООО "ДК Авто", ООО "КарТур", ООО "Ковчег", ООО "Полина", ООО "Сибтрансавто", ООО "ТРАНСКОМ", ООО "Транспорт", Орлюк Алексей Васильевич