г. Санкт-Петербург |
|
27 ноября 2023 г. |
Дело N А56-67736/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34948/2023) ГБНОУ "Академия талантов" Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2023 по делу N А56-67736/2023 (судья Синицына Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению ГБНОУ "Академия талантов" Санкт-Петербурга
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании решения от 01.06.2023 N 202S19230028443,
по встречному заявлению о взыскании финансовых санкций в размере 35500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение "Академия талантов" Санкт-Петербурга (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Отделение, Фонд) о признании недействительным решения от 01.06.2023 N 202S19230028443.
В суд первой инстанции от Фонда поступило встречное заявление о взыскании с Учреждения в пользу Фонда финансовых санкций в размере 35 500 руб. за несвоевременное предоставление сведений в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 18.09.2023 признано недействительным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 01.06.2023 N 202S19230028443 в части размера штрафа, штраф снижен до 10 000 руб.; с Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения "Академия талантов" Санкт-Петербурга в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области взысканы финансовые санкции в размере 10 000 руб.; в удовлетворении остальной части встречного заявления отказано; с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения "Академия талантов" Санкт-Петербурга взыскано 3000 руб. расходов по оплате государственной пошлины; с Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения "Академия талантов" Санкт-Петербурга в доход федерального бюджета взыскано 563 руб. государственной пошлины по встречному заявлению.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что сведения по форме ЕФС-1 не были представлены в установленный срок в результате сбоя в работе государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учета".
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрировано в государственном учреждении - Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в качестве плательщика страховых взносов.
В ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Фондом установлено непредставление в установленный законом срок индивидуальных сведений по форме ЕФС-1 в отношении 71 застрахованного лица.
В связи с выявленным нарушением был составлен Акт от 24.04.2023 N 202S18230021474 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, на основании которого принято решение от 01.06.2023 N 202S19230028443 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в общей сумме 35 500 руб. (из расчета по 500 руб. за одно застрахованное лицо).
В обоснование заявленных требований Учреждение указывает, что сведения по форме ЕФС-1 не были представлены в установленный срок в результате сбоя в работе государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учета".
Полагая, что решение Фонда является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В свою очередь, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в сумме 35 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений по форме ЕФС-1 на основании решения от 01.06.2023 N 202S19230028443.
Суд первой инстанции, признав подтвержденным факт нарушения Учреждением срока предоставления сведений по форме ЕФС-1, руководствуясь статьями 112, 114 НК РФ, снизил размер санкций до суммы 10 000 рублей, признав в остальной части решение Отделения недействительным и удовлетворив требования Фонда о взыскании санкций в размере 10 000 рублей.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Указанным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе), в том числе, следующие сведения: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам
Согласно пункту 6 указанной статьи сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
При заполнении единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" применяется Порядок заполнения, утвержденный Постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 N 245п (далее - Порядок N 245п).
Подраздел 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1 подается в отношении застрахованных лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера о выполнении работ (оказании услуг), на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах начисляются страховые взносы (п. 1.5 Порядка N 245п).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абз. 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Из материалов дела следует, что между Учреждением и застрахованными лицами были заключены договоры гражданско-правового характера от 01.02.2023.
Исходя из положений пункта 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь был обязан предоставить сведения о дате заключения договоров не позднее 02.02.2023.
Вместе с тем, сведения о трудовой деятельности по форме ЕФС-1 были представлены Учреждением 03.02.2023, то есть с нарушением установленного законом срока.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом формального состава диспозиции абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и установленного факта непредставления страхователем в установленный срок сведений по форме ЕФС-1 Фондом правомерно вынесено решение от 01.06.2023 о привлечении страхователя к ответственности, в виде штрафа в размере 35 500 руб.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что сведения по форме ЕФС-1 не были представлены в установленный срок в результате сбоя в работе государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учета".
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться НК РФ.
В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 4 статьи 110 НК РФ предусмотрено, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Согласно статье 109 НК РФ к обстоятельствам, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, относится, в числе, отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (пункт 1 статьи 110 НК РФ).
Согласно статье 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются: 1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания); 2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния; 3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти; 4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, не является исчерпывающим (подпункты 3 и 4 пункта 1 статьи 111 названного Кодекса).
Таким образом, в рамках указанной нормы закона суды вправе признать установленные ими иные обстоятельства в качестве исключающих вину налогоплательщика во вменяемых ему противоправных деяниях.
При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 111 НК РФ, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
В рассматриваемом случае, судом установлено, что электронный документооборот, в том числе обмен документами (отчетами) с Фондом осуществляется Учреждением в рамках ГИС ЕИАСБУ с использованием встроенного сервиса "1С: Отчетность".
Представленными в материалы дела скриншотами электронной почты, а также письмом Комитета финансов Санкт-Петербурга от 02.02.2023 N 15-10-549/23-0-0 подтверждается, что в период с 01.02.2023 по 02.02.2023 ГИС ЕИАСБУ была недоступна в связи с аппаратным сбоем в работе системы.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут быть признаны обстоятельствами исключающими вину Общества в совершении правонарушения, поскольку не отвечают признакам объективности и непредвиденности.
Нарушение работы компьютерного обеспечения относится к организационным решениям хозяйствующего субъекта, в связи с чем не могут признаваться основаниями для освобождения от ответственности за совершение правонарушения.
Доказательств наличия чрезвычайных обстоятельств, не позволивших в установленные законом сроки направить необходимые сведения для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Учреждением в материалы дела не представлено.
Размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
На необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях.
Мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.
Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суд вправе признать смягчающими ответственность обстоятельствами за совершение правонарушения иные, не указанные в пункте 1 статьи 112 НК РФ обстоятельства.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо в статье 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, и устанавливать размер, в том числе и кратность снижения налоговых санкций, предусмотренных законом, предоставлено суду.
Учитывая, что пункт 3 статьи 114 НК РФ определяет минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Принимая во внимание характер совершенного Учреждением правонарушения и степень общественной опасности совершенного им деяния, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, а также учитывая отсутствие негативных последствий для бюджета Фонда, незначительный период просрочки (1 день), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для снижения размера примененной в отношении Учреждения санкции до 10 000 руб., что не оспаривается сторонами в апелляционном порядке.
Таким образом, апелляционный суд полагает правомерным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания решения Фонда о привлечении Учреждения к ответственности недействительным в виде штрафа в части, превышающей 10 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2023 по делу N А56-67736/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67736/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ" САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: Коптяева Юлия Павловна, ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Росреестра по Ленинградской области
Третье лицо: МИФНС России N11, Ф/У Мартыненко Владислав Александрович