г. Ессентуки |
|
27 ноября 2023 г. |
Дело N А63-15833/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Сулейманова З.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем Денисовым В.О., с участием: от заявителя - Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия - Яценко И.П. (доверенность от 09.01.2023), от заинтересованного лица - публично-правовой компании "Роскадастр" - Волкова Д.С. (доверенность от 12.01.2023), в отсутствие третьего лица - Министерства культуры Российской Федерации, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публично-правовой компании "Роскадастр" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2023 по делу N А63-15833/2022,
УСТАНОВИЛ:
Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - учреждение), в котором просило:
- признать незаконным уведомление от 14.09.2022 N ИСХ/017777;
- возложить обязанность внести в Единый государственный реестр объектов недвижимости сведения о границах территории выявленных объектов археологического наследия: курганный могильник "Дубовая Балка-3" в координатах характерных точек согласно Приказу управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 11.11.2019 N 591: курганный могильник "Канглы-3" в координатах характерных точек согласно приложению 1 к Приказу управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 15.12.2021 N 1395; поселение "Кочубсевскос-1" в координатах характерных точек согласно приложению 1 к Приказу управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 26.01.2022 N 68; поселение "Волчье" в координатах характерных точек согласно Приказ управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 22.11.2018 N 347; поселение "Комсомолец-1" в координатах характерных точек согласно приложению 1 к Приказу управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от28.10.2021 N 1142 (уточненные требования).
Заявленные требовании основаны на положениях Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и мотивированы незаконностью оспариваемого решения, нарушающего права (законные интересы) управления.
При рассмотрении дела в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена процессуальная замена учреждения на публично-правовую компанию "Роскадастр" (далее - компания).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Российской Федерации.
Решением от 31.07.2023 требования управления удовлетворены. Суд первой инстанции исходил из того, что обязательность внесения в ЕГРН сведений о границах выявленных объектов культурного наследия обусловлена необходимостью сохранения таких объектов. Отсутствие данных сведений в ЕГРН препятствует обеспечению проведения мероприятий, направленных на сохранение выявленных объектов культурного наследия, что может привести к ухудшению их состояния либо утрате. Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, и на выявленные объекты культурного наследия, подлежат государственной регистрации в ЕГРН (статья 47.1 Закона N 73-ФЗ). Оспариваемое решение противоречит нормам законодательства о государственной регистрации и нарушает права (интересы) управления, которое обязано в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 32 Закона N 218-ФЗ направить в орган регистрации документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в ЕГРН, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В апелляционной жалобе компания просила решение суда отменить, принять новый судебный акт. Податель жалобы указал, что включению в Единый государственный реестр объектов недвижимости подлежат сведения о границах территории только тех объектов культурного наследия, которые уже включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Позиция компания подтверждается письмом Росреестра от 07.07.2022 N 13-5664-АБ/22 "О рассмотрении обращений".
В отзыве управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на нее. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем разбирательство проведено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене (изменению) по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что приказами управления от 26.01.2022 N 68, от 22.11.2018 N 347, от 11.11.2019 N 591, от 28.10.2021 N 1142, от 15.12.2021 N 1395 объекты археологического наследия: поселение "Кочубеевское-1", поселение "Волчье", курганный могильник "Дубовая Балка-3", поселение "Комсомолец-1", курганный могильник "Канглы-3" (далее - выявленные объекты археологического наследия), включены в перечень выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 Закона N 73-ФЗ управлением направлены в филиал учреждения с сопроводительным письмом от 01.09.2022 N 06-11/06-10/6610 документы для внесения в ЕГРН сведений о границах территорий выявленных объектов культурного наследия.
В ходе рассмотрения поступивших от управления документов, учреждение письмом от 14.09.2022 N ИСХ/017777 отказало во внесении указанных сведений в ЕГРН со ссылкой на то, что ни Законом N 73-ФЗ, ни Законом N 218-ФЗ не предусмотрено направление в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения в ЕГРН сведений о границах территорий объектов культурного наследия.
Ссылаясь на то, что решение учреждения не соответствует закону, управление обратилось в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 5 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ границы территории объектов культурного наследия, включенных в реестр (абз.1), и выявленных объектов культурного наследия (абз.2) устанавливаются органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Установление границ территорий объекта культурного наследия выражается в наложении на часть земли, находящейся под охраняемым объектом, ограничений, отвечающих цели обеспечения сохранности объекта. Сохранению подлежат как выявленные объекты культурного наследия, так и объекты культурного наследия, включенные в ЕГРОКН.
Согласно статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим кодексом и другими федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти.
Границы территорий указанных выше выявленных объектов культурного наследия установлены в соответствии с порядком, установленным приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия" (далее - Порядок).
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что информация об утвержденных границах территории объекта культурного наследия и режиме ее использования земель размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется для внесения сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) и государственный кадастр недвижимости органом исполнительной власти, принявшим решение об утверждении указанных границ.
Согласно пункту 15.1 Порядка в случае принятия решения об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр в качестве объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения соответствующий орган исполнительной власти принимает решение об исключении такого объекта из реестра выявленных объектов культурного наследия и отмене границ его территории.
Порядок внесения в ЕГРН сведений о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, определен Законом N 218-ФЗ.
Исходя из пункта 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ, ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах территорий объектов культурного наследия.
Аналогичная формулировка содержится в пункте 6 части 1 статьи 10 Закона N 218- ФЗ: в реестр границ вносятся сведения о территориях объектов культурного наследия.
Таким образом, вышеуказанные нормы не разграничивают в целях постановки на кадастровый учет границ вновь выявленные объекты культурного наследия и объекты, уже включенные в реестр.
При выявлении объектов, которые могут быть в дальнейшем признаны объектами культурного наследия и включены в ЕГРОКН, сразу после их выявления должны быть установлены и внесены в ЕГРН границы с особым режимом использования в целях сохранения потенциальных объектов культурного наследия.
Из анализа Закона N 73-ФЗ и Закона N 218-ФЗ следует, что законодатель не разделяет требования к утверждению границ территорий объектов культурного наследия. Отсутствие различий в правовой охране территорий выявленных объектов культурного наследия и объектов, включенных в реестр, следует и из части 1 статьи 5.1 Закона N 73- ФЗ, в которой установлены единые требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия вне зависимости от наличия объекта культурного наследия в реестре.
Сведения о границах территории объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, и выявленных объектов культурного наследия являются основаниями для разработки раздела об обеспечении сохранности объектов, в случае выполнения работ, указанных в статье 30 Закона N 73-ФЗ.
В связи с наличием императивной нормы, предусматривающей разработку раздела об обеспечении сохранности объектов, соответствующие сведения являются публичными (статья 36 Закона N 73-ФЗ). Наличие сведений в ЕГРН о границах территорий объектов культурного наследия позволяет обеспечить исполнение требований законодательства не только правообладателями земельных участков, но и третьими лицами, что отвечает требованиям о публичности сведений, а следовательно, целям ЕГРН.
Буквальное толкование вышеуказанных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что целью внесения границ в ЕГРН в отношении выявленных объектов культурного наследия является их охрана на стадии выявления, поскольку до внесения данного объекта в ЕГРОКН данный памятник культуры может быть уничтожен или испорчен.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 20.03.2015 N 102-п "Об утверждении Положения об управлении Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия" (далее - Положение), управление определено органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края, а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края.
Одной из основных задач управления является государственная охрана выявленных объектов культурного наследия (подпункт 3 пункта 9 названного Положения).
В силу пункта 10.4 Положения управление в рамках возложенных на него полномочий утверждает границы территории выявленных объектов культурного наследия.
Приказами управления от 26.01.2022 N 68, от 22.11.2018 N 347, от 11.11.2019 N 591, от 28.10.2021 N 1142, от 15.12.2021 N 1395 выявленные объекты археологического наследия: поселение "Кочубеевское-1", поселение "Волчье", курганный могильник "Дубовая Балка-3", поселение "Комсомолец-1", курганный могильник "Канглы-3", которые также включены в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Управление направило в адрес учреждения сведения и документы для внесения в ЕГРН сведений о границах территории выявленных объектов.
Учреждение отказало во внесение указанных сведений, мотивировав свое решение тем, что ни Законом N 218-ФЗ, ни Законом N 78-ФЗ не предусмотрено направление в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения в ЕГРН сведений о границах территории объектов культурного наследия.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое уведомление об отказе во включении в ЕГРН сведений о границах территории объектов культурного наследия, не соответствует вышеприведенным нормам права.
Оспариваемое уведомление нарушает права заявителя, на котором лежит обязанность в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 32 Закон N 218-ФЗ направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения сведений в ЕГРН, в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решений (актов) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
При этом письмо Росреестра от 07.07.2022 N 13-5664-АБ/22 "О рассмотрении обращений", на которое ссылается податель жалобы, является внутренним документом и не является обязательным для правоприменителя и не может рассматриваться в качестве официального разъяснения законодательства Российской Федерации в судебных инстанциях.
В качестве ненадлежащего способа восстановления нарушенного права суд возложил обязанность на компанию в течение тридцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу внести в ЕГРН сведения о границах территорий выявленных объектов археологического наследия в границах территории выявленного объекта культурного наследия от 11.11.2019 N 591, от 15.12.2021 N 1395, от 26.01.2022 N 68, от 22.11.2018 N 347, от 28.10.2021 N 1142 и в XМL-схемах, направленных в филиал учреждения сопроводительным письмом от 01.08.2022 N 06-11/06-10/6610, с учетом приказа Управления от 23.08.2022 N 933 "О легендировании объектов культурного наследия".
Такая восстановительная мера не противоречит норме, содержащейся в пункте 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, и разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Данный правовой подход согласуется с позицией суда округа, изложенной в постановлении от 23.11.2023 по делу N А63-19542/2022.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.07.2023 по делу N А63-15833/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15833/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю
Третье лицо: Министерство культуры Российской Федерации, ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСКАДАСТР", ФИЛИАЛ ППК "Роскадастр" по ск